В пятницу, 10 декабря, в Донбасской национальной академии строительства и архитектуры состоялась Международная научно-методическая конференция «Теория и практика организации учебного процесса в образовательной организации высшего образования технического профиля». Конференция приурочена в 50-летнему юбилею ГОУ ВПО «ДОННАСА» и является первым из запланированных тематических мероприятий.
Состоялось пленарное заседание конференции, затем работа продолжилась в семи секциях. Предлагаем вашему вниманию более подробную информацию о работе секций.
Секция №1 «Мониторинг управления образованием Донецкой Народной Республики»
Екатерина Владимировна Михалева, доцент кафедры экономики, экспертизы и управления недвижимостью:
«Самой многочисленной на конференции была секция № 1 «Мониторинг системы управления образованием Донецкой Народной Республики». В рамках работы секции было обсуждено 33 доклада в соответствии с программой конференции. Модератором секции выступала начальник Департамента высшего образования МОН ДНР Елена Петровна Чучко, сомодератором – Первый проректор ДОННАСА Виктория Геннадиевна Севка.
Хочется отметить актуальность докладов, заявленных на заседании секции, поскольку сейчас проводится аккредитация под стандарты Российской Федерации многих образовательных программ в ВУЗах Донецкой Народной Республики. Также есть необходимость мониторинга системы управления образованием с помощью инновационных технологий для повышения эффективности работы преподавателей в формате интеграционных процессов в образовательное пространство Российской Федерации при переходе на новые образовательные стандарты.
В работе секции принимали участие доктора наук, доценты, учителя школ г. Донецка, представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерства транспорта, Министерства по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Донецкой Народной Республики, других ведомств, а также предпринимательские структуры, заинтересованные в выпускниках технических ВУЗов.
Следует также сказать, что для обратной связи с участниками конференции был создан телеграм-канал для обсуждения актуальных вопросов высшего образования в Республике. Такой формат общения поможет сохранить связь при обсуждении актуальных задач и в будущем».
Секция № 2 «Перспективные задачи технического образования»
Алексей Николаевич Белоус, заведующий кафедрой «Проектирование зданий и строительная физика» ДонНАСА
«В ходе работы секции было заслушано 6 докладов, из них 3 — очно и 3 с применением веб-подключения. Также секцией были рассмотрены и проанализированы 6 докладов, поданных в заочной форме.
Были заслушаны и получили широкое обсуждение доклады преподавателей Юго-Осетинского государственного университета им. А. А. Тибилова (г. Цхинвал) А. А. Гаглоева «Методики преподавания технических дисциплин» и В. Б. Баркунова «Организация проведения геодезической практики в условиях полигона». Тематика данных докладов напрямую связана с темой конференции. Коллеги после выступления поделились практическими и педагогическими подходами к процессу обучения, составлению РПД и методического обеспечения дисциплин, читаемых на соответствующих кафедрах. Было также отмечено, что современное развитие техники идет с опережением материального обеспечения лабораторий ВУЗов».
Секция № 3 «Трудоустройство и практическая подготовка: обмен успешными практиками»
Анастасия Валерьевна Прокопенко, начальник отдела трудоустройства ГОУ ВПО «ДОННАСА»:
«Секцией были рассмотрены и проанализированы 23 доклада, заявленные в программе конференции. В работе нашей секции приняли участие заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР В. Н. Дубовка, преподаватели ДонНАСА, представители Центра трудоустройства и практической подготовки ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики».
Участники обменялись опытом организации производственных практик, обсудили актуальные вопросы практической подготовки студентов инженерных специальностей.
Владимир Дубовка в докладе «Трудоустройство выпускников строительных специальностей в условиях современных вызовов» отметил важность взаимодействия министерств и ведомств на государственном уровне в решении кадрового вопроса и напомнил о мерах, которые предпринимались по улучшению ситуации.
Оживленная дискуссия возникла при обсуждении вопросов подготовки и разработки системы содействия Министерства строительства и ЖКХ в вопросах практической подготовки студентов с возможностью дальнейшего трудоустройства.
Участники конференции также обсудили возможность создания ассоциации строителей ДНР, которая могла бы способствовать развитию отношений между учреждениями образования, предприятиями и ведомствами».
Секция №4 «Современные тенденции трансформации электронных библиотечных систем в научно-образовательные платформы с целью формирования экосистемы университетских консорциумов»
Игорь Викторович Роменский, начальник Научно-технического информационного центра ДонНАСА:
«Работу секции оцениваю очень позитивно. Была уютная дружеская атмосфера, конструктивное обсуждение насущных вопросов, являющихся предметом работы секции. В рамках секции было рассмотрено 9 докладов. Очень приятно, что с докладами выступали многие наши коллеги из ДонНАСА, Донецкого национального университета экономики и торговли имени М. Туган-Барановского, а также наши коллеги из ДонНУ и из российской компании «IPR Media». Обсуждались, как и заявлено в названии секции, вопросы преобразования библиотек в электронные научные платформы. Мы предложили нашим коллегам из других учебных заведений прислать нам на почту свои предложения в течение понедельника и вторника. Со своей стороны хочется отметить, что вузовским библиотекам не хватает высококвалифицированных кадров и технического оснащения. Хотелось бы, чтобы как-то этому поспособствовали уполномоченные лица. В любом случае, с должным техническим обеспечением библиотеки способны подстроиться под современные реалии».
Секция №5 «Новые требования к методическому сопровождению образовательного процесса»
Владимир Филиппович Мущанов, проректор по научной работе ДонНАСА:
«В целом работа секции прошла очень успешно. В очном и заочном формате было изложено 14 докладов. Активное участие приняли коллеги из пяти ВУЗов Донецкой Народной Республики, ДГТИ (город Алчевск, Луганская Народная Республика), Российской Федерации, Республики Беларусь и Узбекистана. Наши коллеги, особенно, коллеги из Алчевска, излагали очень интересные и важные предложения по методической работе как для дистанционного и заочного, так и для очного формата обучения. Секция была посвящена памяти ученого Евгения Степановича Кленцева, огромный и неоценимый вклад которого в науку и методическую работу отметили как ученые Донецкой Народной Республики, участвовавшие в работе секции, так и наши зарубежные коллеги. Предложения нашей секции уже сегодня будут переданы для формирования общего проекта решения по работе конференции».
Секция № 6 «Электронная информационно-образовательная среда организации как инструмент автоматизации планирования и управления учебным процессом образовательных организаций»
Евгений Викторович Конопацкий, д.т.н., профессор ДонНАСА:
«В работе секции приняли участие представители ДонНАСА, сотрудники ООО «Лаборатория математического моделирования и информационных систем» (г. Шахты, Ростовская область РФ), представители вузов ДНР.
Секцией было рассмотрено и проанализировано 6 докладов, в соответствии с программой конференции. Наибольший интерес участников вызвали доклады «Опыт внедрения электронной информационно-образовательной среды для автоматизации планирования учебной нагрузки в ДонНАСА» (Е. В. Конопацкий) и «Опыт внедрения программных продуктов лаборатории «ММИС» для автоматизации управления учебным процессом в ДонНАСА» (Д. В. Попов), поскольку представляли собой практические рекомендации по внедрению и использованию программных продуктов лаборатории ММиИС для автоматизации управления учебным процессом.
Представители других ВУЗов Республики задавали много вопросов и смогли получить информацию о передовом опыте внедрения российского программного обеспечения по управлению учебным процессом, реализованным в ДонНАСА, а сотрудники лаборатории ММиИС смогли взглянуть на свои программные продукты глазами пользователей, высказать свои соображения и советы по повышению уровня автоматизации управления учебным процессом в ДонНАСА».
Секция №7 «Цифровизация образовательного процесса в технических образовательных организациях»
Ярослав Викторович Назим, проректор по научно-педагогической работе и международным связям ДонНАСА:
В рамках секции 7 «Цифровизация образовательного процесса в технических образовательных организациях» было рассмотрено 12 докладов, в т.ч. 2 доклада из Российской Федерации (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет», ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет»), 1 доклад из Республики Беларусь (Белорусский государственный технологический университет), 9 докладов от преподавателей и сотрудников образовательных организаций ДНР (7 докладов — ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры», 1 — ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. М. Туган-Барановского» (совместно с МОУ «Школа №13 города Донецка»), 1 — ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет» (совместно с ГОУ ВПО «ДОННАСА»)).
Коллегами из других вузов был отмечен положительный опыт преподавателей ГОУ ВПО «ДОННАСА» в организации учебного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, а также достижения во внедрении цифровизации в организацию учебного процесса и управление документооборотом в Академии.
Поскольку вопросы цифровизации образовательного процесса требуют наличия современной материальной базы, по итогам заслушанных докладов были сформулированы предложения для рассмотрения Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики в части обновления компьютерного парка Академии, а также приобретения интерактивных досок для использования в учебном процессе. Также по итогам обсуждения докладов коллег из Российской Федерации, в частности доклада «Трансформация вузовской библиотеки в условиях цифровизации образования: опыт научно-технической библиотеки СПбГАСУ», были приняты рекомендации по внедрению в библиотеке ДонНАСА современных репозиториев для эффективного использования библиотечных ресурсов Академии, их интеграции с ЭИОС вуза, а также формированию «цифрового следа» при организации и проведении НТИЦ ДонНАСА всех мероприятий».
Всего на конференции было рассмотрено 115 докладов из 22 организаций, в т.ч. 16 докладов из 11 зарубежных организаций и 99 докладов от образовательных организаций Донецкой Народной Республики.
Российскую Федерацию на конференции представляли участники из:
— ООО «Компания IPR MEDIA», г. Москва;
— ООО «Лаборатория математического моделирования и информационных систем», Ростовская обл., г. Шахты;
— ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет»;
— ФГБОУ ВО «Астраханский государственный технический университет»;
— ФГБОУ ВО «Камчатский государственный технический университет»;
— ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет».
Также были представлены доклады из Республики Беларусь (Белорусский государственный технологический университет, г. Минск), Республики Узбекистан (Ташкентский химико-технологический институт, г. Ташкент), Республики Южная Осетия (Юго-Осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова, г. Цхинвал); Приднестровской Молдавской Республики (Бендерский политехнический филиал Государственного образовательного учреждения «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко», г. Бендеры), Луганской Народной Республики (ГОУ ВО ЛНР «Донбасский государственный технический институт», г. Алчевск).