Необычная книжная полка: библиотека ДонНАСА подготовила выставку книг о фонтанах

«Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя не опишешь, тобою наслаждаешься, не понимая, что ты такое. Ты не просто необходима для жизни, ты и есть жизнь. С тобой во всем существе разливается блаженство, которое не объяснить только нашими пятью чувствами».

Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей»

 

Библиотека Донбасской национальной академии строительства и архитектуры приглашает всех желающих совершить увлекательное путешествие в мир фонтанов. История их возникновения и создания очень познавательная и интересная. Фонтан –   это — архитектура и поэзия, это — экология и это –  необыкновенный, завораживающий мир воды.

Вода — это один из самых удивительных и вдохновляющих элементов природы. Ее бесконечные формы и оттенки могут быть предметом постоянного восхищения.

Материалы книжной полки библиотеки ДонНАСА раскрывают ландшафтные аспекты архитектурного творчества, знакомят с секретами создания и дизайна маленьких водоемов, прудов и фонтанов, альпийских горок, парков, садов, бульваров, открытых пространств жилых, общественных и других территорий. Все издания имеют яркое полиграфическое исполнение, четкие схемы и содержат профессиональные и отработанные на практике рекомендации  по созданию красивого места отдыха.

Ардикуца  В.Е. Фонтаны Петродворца / В.Е. Ардикуца: [Путеводитель]. — Ленинград : Лениздат, 1972. — 144 с., 24 л. ил.

Петродворец… Жемчужиной искусств называют его живописные сады и парки, сказочной красоты дворцы и фонтаны. Предлагаемая книга посвящена фонтанам Петродворца. Рассказу о фонтанах предпослан краткий исторический очерк о возникновении и становлении дворцово-паркового ансамбля от петровских времен до наших дней, без чего трудно было бы представить место и роль фонтанного убранства во всем комплексе в целом

Жирнов А. Д. Искусство паркостроения /. А. Д. Жирнов.  — Львов : Вища школа. Изд-во при Львов. ун-те, 1977. — 208 с. : ил.;

 В монографии на современном научном уровне изложена история и теория оригинальной и сложной сферы творческой деятельности человека — садово-паркового строительства. История садово-паркового искусства прослежена от Древнего Египта до наших дней как развитие художественных приемов, актуальных и в настоящее время.

Липницкий, Л. З. Ландшафтный дизайн: руководство по благоустройству вашего участка / Л. З. Липницкий. — Минск: Харвест, 2008. — 128 с.

Ландшафтный дизайн — древнее искусство, однако и сегодня благоустройство, и озеленение садового участка не менее популярно. Вы познакомитесь с основными законами и приемами ландшафтной архитектуры, научитесь самостоятельно разрабатывать план сада с учетом определенного стиля, правильно выбирать растения, ориентируясь на цвет, высоту и время цветения, умело за ними ухаживать,

Николаевская, З. А. Садово-парковый ландшафт / З. А. Николаевская. — Москва : Стройиздат, 1989. – 339 с. :ил.

Рассматриваются теоретические основы и передовая отечественная и зарубежная практика проектирования и строительства парков. Исследованы эстетические закономерности, система архитектурных и художественных средств и приёмов, свойственных садово-парковому искусству. Показаны технические средства и архитектурно-ландшафтные способы формирования садово-парковой композиции на восстанавливаемых территориях разных видов.

Николаевская З.А. Водоемы в ландшафте города / З.А. Николаевская, канд. архитектуры. — Москва : Стройиздат, 1975. — 199 с. : ил. — (Защита окружающей среды).

В книге рассмотрены проблемы комплексного использования водоемов в архитектурно-планировочной структуре города, оздоровления жизненной среды, организации массового отдыха населения. Большое внимание уделено решению задачи развития обводнения города с учетом природных особенностей местности. Показаны приемы образования разнообразных форм декоративных водных устройств.

 Ожегов, С. С. История ландшафтной архитектуры : Учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. дипломир. специалистов «Архитектура» / С.С. Ожегов. — Москва : Стройиздат, 2004 (Казань : ГУП ПИК Идел-Пресс). — 229, [2] с. : ил

Ландшафтная архитектура — огромная, необъятная область художественного и общекультурного наследия человечества. Учебник по истории ландшафтной архитектуры, охватывающий весь путь ее развития от древности до наших дней, был издан 2004 году впервые. Большое внимание уделено анализу важнейших памятников ландшафтной архитектуры России и различных регионов мира, рассмотрены современные тенденции развития. Книга наглядно иллюстрируется авторской графикой.

Сычева А. В. Ландшафтная архитектура: Учеб. пособие для вузов/А. В. Сычева. — 2-е изд., испр. — М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2004. — 87 с.: ил.

Одна из задач учебного пособия — формирование нового мировоззрения, основанного на представлении об окружающей среде как о системном многоуровневом природно-антропогенном объекте архитектурного твор­чества. Средовый подход в архитектуре при широком ее понимании как деятельности, направленной на пространственную организацию жизненной среды человека, на ее гуманизацию, предопределяет взаимосвязанное решение архитекторами таких важных проблем, как охрана и рациональное преобразование природы, гармоничное обустройство жилой, производственной и рекреационной среды, нейтрализация последствий урбанизации архитектурно-ландшафтными средствами и т.п.

История фонтанов

Фонтан (от латинского Fons – источник) – декоративно оформленное архитектурное сооружение для бьющих вверх или ниспадающих струй воды. Фонтан – это синтез гидротехники, архитектуры и скульптуры.

 

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым».
Лучом, поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден.
Ф.И. Тютчев

 

Архитектурное сооружение, скульптура, водоем, порой даже шоу со вспышками света и завораживающим музыкальным сопровождением — эти формы современный фонтан освоил прочно. А ведь начиналось все со струи, бившей под напором во дворике сада где-то в  далекой Месопотамии или Египте.

История фонтанов насчитывает не одно тысячелетие. Родник, облицованный камнем руками первобытного человека, был первым прообразом фонтана. Вода в них изливалась струйкой, что было удобно для наполнения глиняных кувшинов и деревянной посуды.  На заре цивилизации они несли чисто практическую  функцию – снабжать города водой и орошать сады в засушливых регионах.

Иллюстративный ряд дошедших до наших дней реликвий Древнего Египта и Месопотамии содержит изображения фонтанирующих источников. Внимание древнего человека привлекли бьющие из-под земли источники и заставили задуматься о том, как можно применить это явление там, где необходимо.

Первые фонтаны появились в Древней Греции. Они имели очень простое устройство, и совсем не были похожи на пышные фонтаны современности.

В древнем Египте фонтаны использовали для полива растений. Египтяне сооружали фонтаны во фруктовых садах возле дома, где они устанавливались посреди пруда.

В Древней Персии зелёные уголки отдыха напоминали небольшие Эдемы – от палящего солнца защищала сень деревьев, дивно пахли диковинные цветы, щебетали птицы, а журчание водных струй умиротворяло.

Вода в этом жарком сухом климате была бесценным сокровищем, что отразилось на планировке сада с его четырьмя сущностями: воды, растений, цветов и музыки

Позднее именно эти сады оказали влияние на последующий облик европейских городов – на европейскую архитектуру и азиатскую духовную жизнь. Вернувшиеся из военных походов римские солдаты с восторгом рассказывали о заграничных диковинках, и вскоре подобное появилось в Вечном городе.

Но римляне пошли дальше – воду заключили в трубы из обожжённой глины, украсили чаши цветной плиткой и мозаикой, а струи били из пастей животных и рыб. В домах состоятельных граждан появлялись бассейны с бьющими из середины водными струями. Творчески подошли к украшению фонтанов и древние греки – фонтаны сооружались из мрамора и совмещались с водными часами и кукольным театром.

В Китае фонтаны обычно устраивали при дворе. А в Японии самый знаменитый парк с фонтанами – это Киото. Здесь каждый элемент был продуман так, чтобы вызвать у посетителя сада особое состояние сознания, поэтому над постройкой садов и фонтанов в частности нередко трудились буддийские монахи.

История фонтанов тесно связана  с духовными устремлениями человека. Как известно, лёгкий шум воды расслабляет и умиротворяет. Этим умело пользовались в монастырях – лёгкое журчание в садах настраивало на молитвенный лад и восхищение божьим творением. Многие средневековые трактаты были созданы благодаря нужному настрою. Восточные духовные практики требовали сосредоточения – этого состояния легко было достичь, бесконечно любуясь струями воды. Наконец, считалось, что стремящиеся к небу фонтаны славят богов – а значит, небожители будут милосердны к человечеству.

В период эпохи Возрождения взоры Европы вновь устремились к античному наследию. Фонтаны стали ключевой деталью в оформлении парковых ансамблей. Истинной законодательницей мод в этом плане стала Франция. Образчиком последних научных достижений того времени стали фонтаны Версаля. Сооружённые в период правления Людовика XIV, они до сих пор обслуживаются дореволюционной гидросистемой.

Однако многие признаются, что версальские фонтаны сильно проигрывают  и уступают блистательному удивительному Петергофу. Император Пётр I пожелал увековечить славу Российской империи и перещеголять европейцев – и ему это удалось. Фонтанная система Петергофа — одна из крупнейших в мире, включает 147 фонтанов, действующих в Верхнем саду и Нижнем парке бывшей императорской резиденции, основанной Петром Великим в 1710 году. Петергофские фонтаны превосходят фонтаны Версаля  по обилию воды, высоте струй и длительности действия. Большинство фонтанов каскадов были задуманы лично Петром I, и в наши дни фонтанная система Петергофа на 70% сохранила историческое оборудование XVIII-XIX веков с фланцевыми и свинцово-кожаными соединениями труб. Сверкающие струи из уст золотых титанов впечатляют тысячи туристов со всего мира.

Маленькие истории маленьких фонтанов 

«Фонтан слез» — бахчисарайский.

Этот фонтан, творение знаменитого иранского мастера Омера, появился в 18 веке в Ханском Дворце Бахчисарая, благодаря печальной истории любви грозного хана Крым-Гирея,  к девушке из гарема. Но вряд ли стал бы известен всему миру этот фонтан, если бы не наше «Солнце русской поэзии»!

К. Брюллов. «Бахчисарайский фонтан». 1838-1849.

А. С. Пушкин в 1820 году посетил Бахчисарайский Дворец. Ему показали этот фонтан и рассказали историю безответной любви. Поэта тронула печальная история, и чтобы хоть как-то украсить фонтан, который в то время находился полуразрушенном состоянии, поэт сорвал в саду две розы и положил в одну чашу.

Спустя два года великий русский поэт написал поэму «Бахчисарайский фонтан», прославив его навеки.

Фонтан любви, фонтан живой!
Принёс я в дар тебе две розы.
Люблю немолчный говор твой
И поэтические слезы!
С тех пор, в чаше фонтана всегда лежат две розы.
Скромный источник Ханского дворца, а точнее, история, связанная с его появлением, вдохновляла многих литераторов — Жуковского, Вяземского, Грибоедова, Северянина

Вхожу во двор дворца Гирея,
Мечтой и солнцем осиян,
Иду резною галереей, —
И вот он, слезовый фонтан…
Но ни Марию и ни Хана
Встречая, миновав гарем,
Воспевца монумент-фонтана,
Я музыкой былого нем…
       И. Северянин, Симферополь, 1913

И сейчас это место не требует дополнительных украшений, там растут только розы. Нет уже того хана, нет прекрасной плененной девушки, нет искусного мастера, но продолжают литься слёзы из каменного глаза, изливая вечную печаль о неразделённой любви.

 

Муравьевский фонтан с курортной историей.

Муравьевский фонтан –  самый мощный минеральный источник в Европе.

В XIX веке министром государственного имущества был назначен М. Муравьев. Посетив курорт «Старая Русса», Муравьев приказал расширить бальнеологическое отделение курорта: увеличить зону грязелечения, дополнить отделение еще двумя процедурными для принятия сосновых ванн. Но самое главное указание, данное министром, это бурение скважины на воду в дополнение к уже существующим минеральным источникам. Вода оказалась слишком соленой и для лечения не годилась, зато фонтан стал украшением и символом города. Отдыхающие увозят кружки и сувениры с его изображением. В 2002 году Муравьевский фонтан появился на 10-рублевой монете из серии «Древние города России».

 

«Девушка с кувшином», или «Молочница». (Фонтан, выполненный по басне Лафонтена)

Во время благоустройства Екатерининского парка (1808–1810 годах) возник замысел декорировать  территорию  скульптурами. Так получилось, что «Молочница» — это единственная скульптура, специально созданная для Екатерининского парка. Работа известного скульптора Павла Соколова отлита в мастерской Императорской Академии художеств. Скульптура появилась  в парке лишь летом в 1816 года. Во время войны, когда к городу Пушкину подходили немцы, бронзовую статую закопали в землю, и фонтан не пострадал. Сейчас оригинал «Молочницы» находится в экспозиции Русского музея, а над разбитым кувшином «горюет» копия.

 

 «Девочка-грибница»
 фонтан подмосковного Клина.

Скульптура  с этой очаровательной малышкой имеет интересную историю. Ее автор Федор Каменский, который еще до революции эмигрировал в США, и это одна из немногих его сохранившихся работ.

Где-то в то время он побывал в России и договорился об отливке «Девочки-грибницы» на уральском Каслинском заводе. Одна чугунная копия поступила в имение Золино, а другая попала на Всероссийскую художественно-промышленную выставку 1896 года в Нижнем Новгороде, где украшала вход в ажурный чугунный павильон Каслинского завода. Но настоящий триумф ее ожидал в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Там каслинский павильон произвел фурор и получил высшую награду – Гран-при и Большую золотую медаль. «Грибница» же была награждена Большой серебряной медалью.

После революции в период разграбления всего и вся «Девочке» повезло — ее отвезли в Клин и установили у Торговых рядов. В 1990-е годы,  после попытки сдать скульптуру в металлолом пришлось поставить ее копию, а оригинал перенести в Краеведческий музей.

 

 

Материал подготовила
библиотекарь 1 категории
Т.Н. Шинкарева

image_pdfimage_print