Библиотека ДОННАСА подготовила традиционный предпраздничный материал «Новогодний калейдоскоп»

На календаре декабрь – волшебное предновогоднее время.  Зима богата своими радостными праздниками: Новым годом, Сочельником, Рождеством и Святками; один, поспешая, следует за другим. В их преддверии нас охватывает трепетное волнение, мы начинаем заблаговременно готовиться к их достойной встрече — украшаем дом, устанавливаем ёлку, покупаем елочные игрушки, гирлянды,  подарки.

Новый год самый красивый и волшебный, самый желанный, богат историей, увлекательными традициями и забавными обычаями.  Мы ждем  этот праздник весь год, чтобы загадать свои желания, найти сюрпризы под елкой и услышать бой часов.

В Библии написано «будьте, как дети». Что это значит? Это значит верить в чудеса. Благодарить Бога за каждый новый день. Открывая глаза по утрам, радоваться солнцу и белому снегу, и моросящему дождю.

Дорогие наши преподаватели, студенты, коллеги!

Мы были вместе  в этот сложный год. Он научил нас многому. Проверил нас на устойчивость и профессиональную солидарность. Мы многому научились, стали уверенными и активными участниками виртуальной реальности.

Нам всем очень не хватало личного общения в этом году,  реальных встреч в нашей библиотеке. Накануне Нового года мы  строим планы, загадываем желания и верим, что Новый 2024 год  будет  мирным, добрым, благополучным. Желаем всем новых свершений, вдохновения и саморазвития. Тепла и уюта вам и вашим близким. И пусть все ваши желания исполнятся!

Пусть  наш  Новогодний калейдоскоп добавит ярких эмоций и создаст праздничное  настроение, каждому, кто «откроет» дверь в   нашу новогоднюю библиотеку.

Когда в дом входит год молодой,
А старый уходит вдаль,
Снежинку хрупкую спрячь в ладонь,
Желание загадай.
Смотри с надеждой в ночную синь,
Некрепко ладонь сжимай.
И все, о чем мечталось, проси,
Загадывай и желай.

В предпраздничные дни, уважаемые пользователи, библиотека Академии подготовила для вас «Новогодний калейдоскоп». Здесь  место будет  всему: литературным советам, стихам и прозе, цитатам и зимним картинкам, маленьким историям и большим надеждам…

С чего же начнем, конечно,  с ЁЛКИ!

Зеленая красавица

Традиция отмечать Новый год и Рождество с переливающейся разноцветными огнями елкой привычна и таинственна одновременно. До сих пор можно только гадать об истоках этого обычая, а сама нарядная елочка имеет непростую многовековую историю.

Кому и когда впервые пришла в голову мысль принести елку в дом перед Рождеством, точно не известно. И кто бы мог подумать, что она не русская.

Давным-давно украшенную фруктами и пряниками елку аскетичные лютеране не считали излишеством. Поэтому к XVIII веку рождественское дерево стало привычным явлением во многих германских землях.

К концу XIX века, когда в Германии оскудели  леса, — изобрели первые искусственные елки. Их делали из гусиных перьев, которые красили в зеленый цвет.

А что в России?

А в России, в декабре 1699 года Петр I специальным указом ввел  юлианский календарь и повелел перенести встречу Нового года с 1 сентября на 1 января. Москвичам, жителям тогдашней столицы, рекомендовалось украшать свои дома хвойными деревьями и ветвями: елью, сосной, можжевельником.

Праздничная елка по-настоящему прижилась в России только ближе к середине XIX столетия, хотя уже в начале века была частой гостьей в домах петербургских немцев. Коренному же населению пример подали монархи.

Первая елка в императорском дворце была поставлена 24 декабря 1817 года, в сочельник, по приказу великой княгини Александры Федоровны, супруги будущего императора Николая I.

Павильон Екатерингофского вокзала в Петербурге в 1852 году стал первым общественным зданием, где под Рождество появилась большая пушистая ёлка.

Упрочившаяся мода на ёлки дала толчок фантазии коммерсантов. В конце 1840-х — начале 1850-х годов возле Гостиного двора в Петербурге появились большие елочные базары. Солидные горожане с ребяческим азартом соревновались, у кого елка больше, гуще, затейливее наряжена.

1903 год. На страницах журнала «Малютка»,  впервые были опубликованы слова знаменитой и любимой песни «В лесу родилась ёлочка», ставшей затем праздничным гимном № 1 для всех новогодних праздников.

В 1917 году большинству семей стало не до елок. Но это не помешало издательству «Парус» накануне 1918-го выпустить подарочную детскую книгу «Ёлка». В роскошный альбом, оформленный А. Н. Бенуа, вошли стихи и рассказы Корнея Чуковского, Саши Черного, Брюсова и курировавшего издание Максима Горького.

Гонения на разукрашенное дерево, по сути, начались только в 1929-м, когда в партийной прессе официально осудили празднование Рождества. Теперь ёлку если и приносили в дом, то тайно, ставя там, где ее нельзя было увидеть ни с порога, ни в окно.

Ёлка была «реабилитирована» в 1935 году после краткого обмена репликами между Сталиным и партийным сановником П. П. Постышевым. «А не вернуть ли детям елку?» А утром 28 декабря появилась публикация в прессе — и всего за несколько дней до нового года по всей стране были организованы праздничные мероприятия с елками.

В декабре 1996 года впервые с дореволюционных времен гигантская елка была установлена на Соборной площади Кремля. С 2001-го по 2004 год роль новогоднего символа выполняло искусственное дерево, но с 2005-го на площади снова красуется живая зеленая красавица.

А что с литературой?

Оказывается, создавать новогоднее настроение помогают не только еловые ветки, уютные гирлянды, свечи и рождественские мелодии, но и книги с праздничной атмосферой и верой в любовь и добро. Зимние истории  всегда создавались для тех, кому остро не хватает ощущения того, что Новый год приближается

Поэтому, сегодня, мы подготовили для Вас, наши любимые читатели книжную подборку самых уютных, самых снежных, самых зимних, самых теплых новогодних книжных шедевров!

Оказывается, во второй половине XIX века рождественские рассказы в большом количестве появлялись на страницах газет и журналов. Их производство было поставлено на поток. Рождественские истории в прессе стали очень модными.

Одни писатели хотят создать ощущение чуда и, как Диккенс в «Рождественской песне», показать, что это «дни милосердия, доброты, всепрощения», когда даже в самых черствых сердцах побеждает добро. Другие же, стараются напомнить нам, читателям,  о тех, кому в самую волшебную ночь года совсем не сладко.

Одна из самых праздничных сказок, создающая рождественскую атмосферу, это история Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и Мышиный Король». Написанная в 1816 году  эта сказка считается едва ли не самой главной рождественской историей в мире и для детей, и для взрослых. Эта сказка наполнена тайной, ожиданием и предзнаменованием чуда, а динамичное развитие её сюжета непредсказуемо как сама жизнь.

История начинается 24 декабря, в католический сочельник, когда верующие ждут появления первой звезды на небе. Несмотря на то, что многие издательства, любят убирать из «Щелкунчика» рождественский контекст, автор задумывал книгу, как самую настоящую рождественскую сказку. Своей чудесной историей Гофман говорит нам, что добро, терпение, забота, чуткость, храбрость, вера могут победить.

Н.С. Лесков.  «Запечатленный ангел».

Лескова называли русским Диккенсом. Он создал целую книгу святочных рассказов. Писатель говорил в рассказе «Жемчужное ожерелье» (1885): «От святочного рассказа непременно требуется, чтобы он был приурочен к событиям святочного вечера — от Рождества до Крещенья, чтобы он был сколько-нибудь фантастичен, имел какую-нибудь мораль, хоть вроде опровержения вредного предрассудка, и, наконец, — чтобы он оканчивался непременно весело». Общее число лесковских святочных рассказов насчитывает до двадцати пяти произведений.

Джером К. Джером и его произведение «Пирушка с привидениями» — это атмосферная история о дружеских посиделках в сочельник с рассказами о призраках и приведениях. Автор сразу же предлагает читателю ознакомиться с классификацией привидений. Например, существуют духи-джентльмены и призрачные леди, есть молодые и совестливые духи, а еще встречаются благопристойные духи. Писатель добавляет в каждую историю солидную порцию юмора, поэтому привидения не кажутся такими страшными и злыми.

Где-то с середины 20 века мотив дара Рождества на Западе перерождается и уходит из литературы. Рождественская тематика присутствует в ней только как фактор времени, например, как в сюжетах детективов Агаты Кристи «Убийство в Ситтафорде», «Рождество Эркюля Пуаро»: в усадьбе в дни Рождества собираются близкие родственники и друзья, которые вместо того чтобы в умилении наслаждаться рождественским застольем, затевают грызню, а то и убийство.

Начало нового тысячелетия ознаменовано возвращением рождественских традиций в литературу. В печати стали активно появляться рождественские рассказы, романы, повести  уже нового поколения.

 

«Новогодняя коллекция детектива»

Для своих читателей издательство «Эксмо» подготовило замечательный презент — сборник самых ярких остросюжетных романов «Новогодняя коллекция детектива». В него вошли захватывающие произведения популярных и любимых авторов — Татьяны Устиновой, Татьяны Поляковой и Екатерины Островской — действие которых разворачивается во время всеми любимых зимних праздников. Увлекательное чтение в новогодние деньки вам обеспечено!

 

Розамунда Пилчер   «В канун Рождества»

Пятеро не слишком счастливых людей по воле обстоятельств оказываются в одном доме на севере Шотландии. Розамунда Пилчер с теплой, доброй улыбкой рассказывает о своих героях, и читатель начинает верить, что приближающееся Рождество обязательно принесет в их жизнь чудесные перемены. Новый роман известной английской писательницы отличают лиризм, мягкий юмор и неожиданные повороты сюжета.

 

Шэрон  Оуэнс  Чайная на Малберри-стрит

Судьбы героев этой невероятной рождественской истории причудливым образом переплетаются и сходятся в удивительном месте, полном загадок и чудес, — в чайной на Малберри-стрит, где подают восхитительные десерты и где однажды, совершенно неожиданно, вы можете получить послание от Николаса Кейджа. Трогательная и очень смешная книга, в которой романтика и мечта идут рука об руку, поможет вам скоротать долгие зимние вечера (если вы, конечно, предпочтете книгу, а не ноутбук или телевизор ), а изысканный вишневый чизкейк, его рецепт вы с удивлением обнаружите в конце книги, станет приятным дополнением к праздничному чаепитию.

Итак, поудобнее завернитесь в ваш любимый плед, и пусть атмосфера Нового года, Рождества наполнит ваш дом… Добро пожаловать в Чайную на Малберри-стрит!

 

Буренина К. Подарок на Рождество: 25 счастливых дней: новеллы

Перед Рождеством и Новым годом каждый человек загадывает множество желаний, надеясь, что они непременно сбудутся и принесут счастье. Ведь так хочется, чтобы в жизни было больше мира, света и любви. Каждый из двадцати пяти удивительных дней волшебства приносит свое, в чем и убедились героини новелл Киры Бурениной.

Немного  зимней поэзии

В истории отечественной словесности стихи на новогоднюю тематику появились относительно недавно. Для Пушкина и Лермонтова Новый год еще не был достойным поводом для вдохновения. А вот поэты Серебряного века уже любили отметить первый праздник года. И хотя до революции главнее все же было Рождество, но и главной перемене в календаре наши классики, тоже отдали долг.

 

Валерий Брюсов  «В ночь под Новый год»
Минут годы. Станет наше время
Давней сказкой, бредом дней былых;
Мы исчезнем, как былое племя,
В длинном перечне племён земных.
Но с заутри будут звёзды те же
Снег декабрьский серебрить во мгле;
Те же звоны резать воздух свежий,
Разнося призыв церквей земле;
Будет снова пениться в бокалах,
Искры сея, жгучее вино;
В скромных комнатах и пышных залах,
С боем полночи – звучать одно: 
«С Новым годом! С новым счастьем!» – Дружно
Грянет хор весёлых голосов…
Будет жизнь, как пена вин, жемчужна,
Год грядущий, как любовный зов.

 

Иосиф  Бродский «Рождественский романс»
Твой Новый год по темно-синей
волне средь моря городского
плывет в тоске необъяснимой,
как будто жизнь начнется снова,
как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.

 

Иван Бунин «Новый год»
Ночь прошла за шумной встречей года…
Сколько сладкой муки! Сколько раз
Я ловил, сквозь блеск огней и говор,
Быстрый взгляд твоих влюбленных глаз!
Вышли мы, когда уже светало
И в церквах затеплились огни…
О, как мы любили! Как томились!
Но и здесь мы были не одни.
Но сестра стоит, глядит бесстрастно.
«Доброй ночи!» Сдержанный поклон,
Стук дверей — и я один. Молчанье,
Бледный сумрак, предрассветный звон…

 

 

Б. Пастернак «Снег идет»
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет,-
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься — и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год….

 

Белла  Ахмадулина
Какое блаженство, что блещут снега,
что холод окреп, а с утра моросило,
что дико и нежно сверкает фольга
на каждом углу и в окне магазина.
Пока серпантин, мишура, канитель
восходят над скукою прочих имуществ,
томительность предновогодних недель
терпеть и сносить —
что за дивная участь! 

 

 

Материал подготовила
библиотекарь 1 категории
Т.Н. Шинкарева

image_pdfimage_print