Разговор о важном: День науки

В понедельник, 5 февраля, в «Республиканском архитектурно-строительном лицее-интернате» ФГБОУ ВО «ДОННАСА» в рамках цикла разговоры о важном состоялось внеурочное занятие на тему «190 лет со дня рождения Д.И.Менделеева. День российской науки».

Занятие началось со вступительного слова учителя о том, что 8 февраля мы празднуем День российской науки.

Кроме содержательной беседы о современных достижениях и интересных фактах о жизни Д.И. Менделеева, лицеисты просмотрели видеообращение федерального спикера – молодого учёного разработчика универсального ионного квантового компьютера Ильи Семерикова. 

Также на уроке провели краткую беседу с обучающимися по материалам внеурочного занятия прошлого года, где говорили о современных достижениях, об открытии новых материалов, создании новых технологий, разработке устройств, облегчающих жизнь человека: открытие графена, исследовательские проекты в Антарктиде на озере под станцией «Восток», исследования метана на Марсе, открытие возобновляемости углеводородов (нефти), практическое применение энергии, выделяющейся при ядерных реакциях.

Как отметили педагоги лицея, многое в нашей жизни стало возможным потому, что современные учёные обладают очень большим запасом знаний в своей области, знакомятся с тем, что другие исследователи делают в смежных отраслях науки, совершают открытия там, где нужно применять свои знания в разных научных областях.

Обсуждение продолжилось просмотром видеообращения федерального спикера – молодого учёного разработчика универсального ионного квантового компьютера, Ильи Семерикова.  Илья – самый молодой лауреат национальной премии «Вызов»  (престижная национальная премия, учрежденная в 2023 году) в номинации «Перспектива». Премия в данной номинации вручается за научное достижение, повлиявшее на развития будущих технологий. «Ребята после просмотра видео пришли к выводу о том, что наличие такого рода премии – это признание труда ученых на уровне государства, поддержка и стимулирование развития науки в нашей стране.

Занятие посвящено не только Дню российской науки, но и большому юбилею – 190-летию великого русского учёного Дмитрия Ивановича Менделеева. Конечно, в первую очередь, имя Д. И. Менделеева ассоциируется с периодической системой химических элементов. Но не только этим он знаменит, а и созданием «Продуктопровода» (труба для перегонки нефти), бездымного пороха, пикнометра, танкера. Мы видим, как много сделал Менделеев, за свою жизнь он написал 431 научную работу и всего десятая часть из них по химии. Но принято считать, что открытия периодической системы элементов было бы уже достаточно, чтобы прославить его имя в веках. Конечно, этому открытию предшествовали долгие годы работы. Попытками найти систему, классифицировать химические элементы занимались многие химики, но пришёл к открытию именно Дмитрий Иванович Менделеев. Из заметок современников известно, что Менделеев про сон просто пошутил, он был очень скромный человек, не любил расспросов и большого внимания к себе.

Учащиеся 10-Б класса Диана Мишурова и Никита Нагин подготовили дополнительный материал о жизни, деятельности, открытиях, интересных фактах Д.И. Менделеева. Из  сообщений можно сделать вывод, что жизненный путь Д.И. Менделеева является наглядным примером того, какую роль играет семья в жизни человека, насколько важна поддержка близких в развитии талантов и способностей растущего человека.

Д. И. Менделеев говорил: «Для меня наука, как шахматы – нравится проводить время в таком занятии». Наукой занимаются и те, кому интересно её продвигать. Даже в виде … научного стендапа! В проекте «Научный стендап» восходящие звёзды российской науки простым и понятным языком рассказывают об открытиях, которые изменят нашу жизнь! Вы можете узнать очень много нового в самых разных областях современной науки. Лицеисты ознакомились с несколькими видеороликами проекта «Научный стендап», а также выполнили групповую работу «Решение нетривиальных задач», которая помогает развивать критическое и творческое мышление у обучающихся.

– Наука помогает нам понимать мир вокруг нас, исследовать новые технологии и находить решения для сложных задач, избавляя от болезней, помогая бороться с изменением климата, выстраивать энергетическую безопасность, делая жизнь человека удобнее! В России развитию науки уделяется особое внимание, созданы все условия для того, чтобы заниматься научной деятельностью. Изучайте! Исследуйте! Совершайте научные открытия на благо нашей страны, её дальнейшего развития и укрепления технологического суверенитета, – завершили занятие учителя.

image_pdfimage_print