Библиотека ДОННАСА представляет: «Горячий снег памяти»

«Он плакал так одиноко и отчаянно впервые в жизни.
И когда вытирал лицо, снег на рукаве ватника был горячим от его слез».
 «Горячий снег»

15 марта 1924 года родился Юрий Васильевич Бондарев – советский писатель, сценарист, общественный деятель, член Союза писателей СССР, участник Великой Отечественной войны, Герой Социалистического Труда (1984), лауреат Ленинской (1972) и двух Государственных премий СССР (1977, 1983), председатель правления Союза писателей России в 1991—2013 годах. За заслуги в творчестве и общественной деятельности его отмечали 19 премиями, произведения автора изданы тиражом более 25 миллионов экземпляров. Повести и романы Бондарева переведены на многие языки мира, за рубежом опубликовано более 130 его произведений, которые нашли своего читателя.

Вековому юбилею со дня рождения Юрия Васильевича Бондарева (1924–2020), замечательного прозаика и мужественного человека, посвящена выставка «Горячий снег памяти», подготовленная сотрудниками библиотеки ДОННАСА. (Абонемент художественной литературы, 2 корпус, 1 этаж).

Библиотека Донбасской национальной академии строительства и архитектуры представляет знаменитые произведения автора: «Горячий снег» (книге-юбиляру в 2024 году  исполняется 55 лет.), «Батальоны просят огня», «Последние залпы», «Игра», «Мгновения», «Берег», издания о жизни и творчестве писателя. Сделать выставку по-настоящему живой помогли иллюстрации из произведений Юрия Бондарева. Эти и многие другие книги, а также статьи из периодических изданий ждут своего читателя.  Экспозиция будет работать до конца месяца.

Юрий Васильевич Бондарев принадлежит к тому поколению, для которого Великая Отечественная война стала  суровой школой юности. Офицер-артиллерист, воевавший в 1942-1944 годах под Сталинградом, на Днепре, в Карпатах, прошел длинный фронтовой путь от Сталинграда до Чехословакии.  Он писал о войне и мире, о любви и справедливости, о том, как сохранить человеческое достоинство в самые трудные времена.  Ему удалось передать понятным языком «окопную правду», показать весь ужас и трагедию войны.

«После войны я начал писать о войне. Все, что мною написано о ней, — это искупление долга перед теми, кто остался там… Я постарался осмыслить их судьбы», — говорил Юрий Васильевич.

Про кинематографистов, прошедших войну и снимавших о ней фильмы, говорили: «Они не снимают кино, они вспоминают». Как никто другой, он передавал жар, гарь, звуки войны, дышащие особой, ужасной красотой: «Я и сейчас хорошо помню те сернистые ожоги стужи в степях под Сталинградом, ледяной холод орудий, которые за ночь мороз так прокалил, что холод металла чувствовался даже сквозь рукавицы…».

 

Его бескомпромиссность и верность тому, во что он верил всю жизнь, вызывают неподдельное уважение. В романах «Берег», «Выбор», «Игра», «Искушение», «Непротивление» писатель напряженно размышляет о судьбах Советского Союза и России, исследует тончайшие чувства и переживания человека в переломные и судьбоносные моменты личной и общественной истории. Не только в своих произведениях, но и публичных выступлениях он активно не приемлет набирающую все большую популярность систему либеральных ценностей.

В 1988 году Юрий Бондарев с трибуны сравнил горбачёвскую перестройку с самолётом, который подняли в воздух, не зная, есть ли в пункте назначения посадочная площадка. Там же он резко осудил  очернение  советского прошлого и советской действительности, которое тогда разворачивалось в печати и телевидении. В 1994 году он публично отказался принять орден «Дружбы народов» по случаю своего 70-летия от Б. Н. Ельцина. Свою позицию писатель выразил в телеграмме на имя первого президента России: «Сегодня это уже не поможет доброму согласию и дружбе народов нашей великой страны».

Талант и мироощущение Юрия Бондарева  драматичны, иногда трагичны. Сохранение равновесия в мире при стремительности движения процесса общественного развития в наш век не может проходить безболезненно. Он горевал из-за развала Советского Союза и  горячо поддержал присоединение Крыма и действия России в отношении Украины. Он удивительным образом без всяких противоречий сочетал в себе гуманизм и имперскость,  коллективизацию и любовь к частному человеку, свободу слова и попытку ее пресечь.        

«Настоящее проявляется в поступках. Можно сколько угодно рассуждать на тему патриотизма, а можно делать что-то конкретное для своей страны ».

«Неужели прошлое не  останется, и никто ничего не будет помнить? И никого из нас? Разрушат старый дом, построят новый, панельный, а другие следом за нами разрушат панельные и построят более безобразные….  И, может быть, все наше прошлое рассеется, как пылинки во вселенной. Только память немногих…. Только, может быть, искусство что-то немногое сохранит…».

                                                                                                                                                             Юрий Бондарев

 

Материал подготовила библиотекарь 1 категории
И.В. Туковская

image_pdfimage_print