«Февральский снег любовью пахнет…»: библиотека ДонНАСА представляет романтические произведения мировых авторов

bibl_13.02.18_02.jpg

И не имея прав на спор с природой,
На Землю снова падал белый снег…
Пушистый и обманчиво свободный,
Ему отпущен был недолгий век.

В нем не было январской грубой силы,
Непостоянства мартовских причуд,
И, кажется, сама Земля просила —
Нежнее будь, продлись еще чуть-чуть…

И улыбался Снег, внимая речи,
Ковром пушистым Землю укрывал,
Шептал слова Любви…шептал о вечном,
Его приход – начало всех начал…

Друзья, с Днём влюблённых!

«…Любовь стара, как мирозданье,
Но кто пришёл, и кто придёт ещё на свет —
Приходят обновить её завет…»

Д. Байрон

 

bibl_13.02.18_03.jpg

Как-то незаметно прижился у нас этот февральский праздник любви. Может быть из-за холодов и февральских ветров, когда отсутствие погоды компенсируется присутствием любви. А может по другой причине? В любом случае хорошо, что он есть.

Разве можно протестовать против атмосферы нежности, тепла и счастья — того, что несёт любовь….? Ведь любви не может быть много в нашей жизни? Её скорее нам так не хватает…

Все согласятся, любовь – сама суть жизни, её энергия, основа природы, всё, что правит этим миром и доставляет незабываемые минуты осознания высшей полноты бытия.

Торжество любви в нашей жизни, очевидно, она достойна того, чтоб о ней говорить, праздновать, ликовать и возносить до небес в любой день.

Тема спорная, хрупкая, очень трепетная и вечная… Уже и формулу любви учёные вывели и химией признали, и даже срок действия определили в 2-3 года, а она живёт по разному, долго, порой вечно, улыбаясь, торжествуя, иногда испытывая нас, вознося и опуская… Она — сила! И не становится её в нашей жизни меньше, ничуть…

Уважаемые студенты!

Мы подготовили для вас небольшую подборку ярких поэтических строк о любви, несколько цитат о любви из произведений знакомых авторов. Вы узнаете об истории любви известной поэтессы и познакомитесь с прекрасными романтическими памятниками, посвященными влюбленным.

В Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Что же это за дар, над тайной которого бьется не одно поколение поэтов, писателей, музыкантов, людей, способных не только испытывать это чувство, но и выражать его в слове и музыке? Любовь творит чудеса, вдохновляет на шедевры. Отсюда яркие полотна живописцев, великие произведения музыки, романы и стихи….

Любовь, любовь — загадочное слово,
Кто мог бы до конца понять?
Всегда во всем старо ты или ново,
Томленье духа ты иль благодать?
Невозвратимая себя утрата
Или обогащенье без конца?…

(Всеволод Рождественский)

Шекспир писал: «Любовь – блеск солнечный, дождю идущий вслед… Любовь всегда как яркий вешний цвет». А Мольер проникновенно заметил: «В душе померк бы день, и тьма настала б вновь, когда бы из неё изгнали мы любовь». У Эдуарда Асадова свое видение любви:

bibl_13.02.18_04.jpg

«Любить — это прежде всего отдавать.
Любить — значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку»

Удивительное признание Чехова: «Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить». А Роберт Рождественский утверждал, что «Все начинается с Любви…» — и этим все сказано.

Любовь и поэзия: они достойны друг друга. Поэзия, освещенная любовью, и любовь, вознесенная поэзией к вершинам человеческого духа.

О любви мало говорить не приходится, а говорить много можно бесконечно, так и не соединив веревочки вечных вопросов и ответов.

Есть вечная любовь
Мне жаль вас, кто не верит,
Кто крылья обломал
И не взовьётся вновь,
Вы проглядели жизнь,
Не вам её измерить
Есть солнце! Есть гроза!
Есть вечная любовь!
(Е. Ширяев и В. Фёдоров)

Поэзия — это та губка, которая впитывает чувства и отражает их на бумаге.

Естественно, тема любви не исключение.

bibl_13.02.18_05.jpg

О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы, то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

(Ф. Тютчев)

Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, что я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от нее светло,
]А потому, что с ней не надо света

Так писал поэт серебряного века Иннокентий Анненский. Каждое его стихотворение – это шедевр любовной лирики. Конечно, вам должны быть знакомы эти строчки. Исполняемую сегодня на эстраде песню на эти стихи, вы наверняка слышали. Не поленитесь, уважаемые студенты, откройте томик его стихов, и вы будете приятно удивлены.

А следующее прекрасное стихотворение «Любовь» принадлежит А. Апухтину:

bibl_13.02.18_06.jpg

Когда без страсти и без дела
Бесцветно дни мои текли,
Она как буря налетела
И унесла меня с земли.
Она меня лишила веры
И вдохновение зажгла,
Дала мне счастие без меры
И слезы, слезы без числа…
Сухими, жесткими словами
Терзала сердце мне порой,
И хохотала над слезами,
И издевалась над тоской;
А иногда горячим словом
И взором ласковых очей
Гнала печаль — и в блеске новом
В душе моей светилася любовь!
Я все забыл, дышу лишь ею,
Всю жизнь я отдал ей во власть.
Благословить ее не смею
И не могу ее проклясть.

*********************************

Анна Ахматова в одном из своих стихотворений назвала любовь «пятым временем года».

То пятое время года,
Только его славословь.
Дыши последней свободой,
Оттого, что это — любовь.

В состоянии любви мир видится заново. Обостренны и напряженны все чувства. И открывается необычность обычного.. Мир кажется в другой реальности: «Ведь звезды были крупнее, Ведь пахли иначе травы…»

«Великая земная любовь» — вот движущее начало всей лирики А. Ахматовой.

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.

Сочинил же какой — то бездельник,
Что бывает любовь на земле.
И от лености, или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина…
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.

История любви Анны Ахматовой «Любовь – тайна»

 

bibl_13.02.18_07.jpg

Анна Ахматова не любила рассказывать о своей личной жизни, о её романах известно со слов друзей, близких, знакомых. И лишь одна история, которая случилась с ней в молодости, когда поэтессе едва исполнилось двадцать лет, породила немало загадок, разгадать которые до конца не удаётся до сих пор. Ахматова тщательно скрывала историю этой любви и лишь в конце жизни слегка приоткрыла завесу над её тёплым чувством к итальянскому художнику Амедео Модильяни (1884–1920). В апреле 1910 года девушка вышла замуж за поэта Гумилева. Молодые отправились в свадебное путешествие в Париж. Гумилев привел молодую жену в «Ротонду» — кафе, где собиралась вся художественная и литературная богема Парижа. Там ее и заприметил Модильяни. Изящный, аристократичный, чувствительный, Амедео отличался особой экстравагантностью, которая сразу бросилась в глаза русской девушке. Художник осторожно попросил у Ахматовой разрешение написать ее портрет. Она согласилась. Так началась история страстной, но недолгой любви. Всего в 1910 было несколько мимолетных встреч.

После возвращения в Петербург Ахматова продолжала писать стихи и поступила на историко-литературные курсы, а её супруг, Николай Гумилёв, с нетерпением дождавшись осени, уехал в начале сентября в Африку, пообещав вернуться только к следующей весне. Все это время от Амедео Анна получала необыкновенные письма, наполненные любовью и страстью.

В марте 1911 года Гумилёв вернулся из Африки. И почти сразу у супругов произошла крупная ссора. Обиженная Ахматова, вспомнив о парижском поклоннике, внезапно уехала во Францию, где провела долгих три месяца.

Модильяни подарил Анне Андреевне незабываемые дни, которые остались с ней на всю жизнь. Спустя много лет она рассказывала, что художник был так беден, что не мог её никуда пригласить и водил по городу. Им приходилось сидеть в любимом Люксембургском саду на скамейке, а не на удобных стульях, за которые пришлось бы платить. Они гуляли по ночному Парижу, по старинным, тёмным улочкам, а однажды даже заблудились и пришли в мастерскую художника лишь под утро. Моди, конечно, рисовал прекрасную возлюбленную. В тот год влюбленные не думали о вечной разлуке. Они были вместе. Он — одинокий и бедный итальянский художник, она — замужняя русская женщина.

Когда Ахматова, покидая Париж, прощалась с художником, тот отдал ей свёртки рисунков, как всегда подписанных коротким словом: «Моди». В переводе с французского это означало «проклятый». Амедео настойчиво просил повесить их в комнате Анны на родине. Но она спрятала рисунки итальянца в надёжное место. И лишь единственный рисунок работы Амедео Модильяни до последних дней висел у неё над изголовьем кровати.

bibl_13.02.18_08.jpg

Короткие встречи — короткие воспоминания. И были бы они, не стань просто Моди и просто Анна великими — Модильяни и Ахматовой? Нет, разумеется, в их отношениях не было и не могло быть никакого соперничества. Для людей советского поколения знакомство с Модильяни началось с Ахматовой. Первый раз его работу страна увидела на суперобложке ее знаменитого сборника «Бег времени». Это был именно тот рисунок со стены над кроватью. Кто такой его создал? Почему из всех многочисленных и известных художественных изображений для прижизненного полного издания своих сочинений Ахматова выбрала именно легкий изящный рисунок бедного художника. До конца жизни поэтесса утверждала, что в её творчестве нет ни одного стихотворения, посвящённого Модильяни. Так это или нет, теперь остаётся лишь гадать. С их последней встречи прошло долгих девять лет. Ахматова продолжала писать, прославилась. В некоторых её стихах прослеживалась тоска по Парижу и Амедео:

bibl_13.02.18_09.jpg

О, не вздыхайте обо мне,
Печаль преступна и напрасна,
Я здесь, на сером полотне,
Возникла странно и неясно.
И нет греха в его вине,
Ушёл, глядит в глаза другие,
Но ничего не снится мне
В моей предсмертной летаргии. (1911г.)

Анна Ахматова узнала о смерти Модильяни случайно, когда в один из январских вечеров 1920 года открыла старый европейский журнал по искусству и увидела маленький некролог, где сообщалось о невозвратимой потере для живописи — скончался хороший художник.

Возможно, итальянский художник, так же как и поэтесса, не желал разглашать их взаимную, казавшуюся необыкновенной любовь.

Тяжела ты, любовная память!
Мне в дыму твоём петь и гореть,
А другим — это только пламя,
Чтоб остывшую душу греть. — Писала Ахматова.

В 1922 году мир признал Модильяни великим художником. В наши дни его картины продаются на аукционах за пятнадцать и более миллионов долларов. В начале 1960-х годов, после трёхдневного посещения Парижа (спустя более чем пятьдесят лет) Ахматова всё-таки решилась написать воспоминания о встрече с итальянским художником и их непродолжительном, но очень ярком романе. Тогда она призналась: «Всё, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной». Анна Андреевна Ахматова больше не отрицала своей любви к итальянскому красавцу Амедео Модильяни.

Осенью 1993 года на Венецианской биеннале современного искусства, впервые состоялась выставка работ Амедео Модильяни из коллекции друга и первого собирателя произведений Александра Поля. Среди ста картин посетители увидели двенадцать изображений красивой, молодой, черноволосой девушки. Это были портреты великой русской поэтессы Анны Андреевны Ахматовой. Эти рисунки стали подтверждением любви Модильяни и Ахматовой.

Памятники любви

Во многих городах мира можно встретить памятники, которые могут выглядеть совершенно по-разному, но при этом символизировать собой великое светлое чувство – любовь. Удивительных памятников любви во всем мире великое множество. Такие памятники всегда узнаваемы и всегда трогательны. Часто возле них можно встретить молодых людей, терпеливо дожидающихся любимых девушек и бережно держащих в руках скромный букетик. А еще, считается, что желания, загаданные влюбленными у таких скульптур, обязательно сбудутся.

bibl_13.02.18_10.jpg

Созданная художником Тамар Квеситадзе скульптура «Али и Нино», была названа лучшей романтической скульптурой мира. Она была установлена в Батуми, в 2010 году. Это изваяние поражает своими размерами. Движущимся 40-метровым скульптурам женщины и мужчины, для преображения нужно 40 минут, чтобы соединится в единое целое, и создать символ любви и единства.

Десятка лучших скульптур выглядит следующим образом: «Али и Нино» — Батуми; «Стена любви» — Париж; «Место встречи» — Лондон; «Скульптура Джульетты» — Верона; «Ромео и Джульетта» — Нью-Йорк; фонтан «Влюбленные под зонтом» — Тарту; «Скамья примирения» — Москва; «Карл и Эмилия» — Санкт-Петербург; «Сфера любви» — Челябинск; «Влюбленные скелеты» — Хонг Кай.

bibl_13.02.18_11.jpg

Стена Любви в Париже (Франция)

Где, если не в городе любви — Париже — быть этому памятнику? На Монмартре, есть площадь Жеан Риктус, где и находится стена «Я люблю тебя». Стена покрыта 511 эмалированными синими плитками, на которых написаны слова «Я люблю тебя» на более чем 300 (311 если быть точными) языках мира. Помимо официальных языков ООН, слова написаны на таких экзотических языках, как курдский, басский, корсиканский, каталонский, язык индейцев навахо и других.

 

 

 

bibl_13.02.18_12.jpg

И пусть Любовь не покинет нас, живущих на Земле. А окрылённая любовью наша душа воспарит и воскликнет:

Улыбки и цветы повсюду
В любви признанья вновь и вновь…
Так пусть для всех свершится чудо!
Пусть миром правит лишь Любовь.

Материал подготовила
библиотекарь І категории                                                                                                                                 Т.Н. Шинкарева

image_pdfimage_print