Библиотека ДонНАСА представляет: библиотечный проект «Книга в нашей жизни»

Уважаемые друзья!

В преддверии профессионального праздника Республиканского дня библиотек и в рамках библиотечного проекта «Книга в нашей жизни», мы завершаем весенний цикл публикаций рассказов, эссе, миниатюр, размышлений наших преподавателей о своих любимых авторах и книгах, о литературе и традициях семейного чтения.

Еще раз мы благодарим всех, кто принял участие в библиотечном проекте «Книга в нашей жизни», несмотря на очень напряженный период в работе. Ваши любимые книги и духовные ориентиры, размышления и опыт, несомненно, привлекли внимание и стали ярким примером для подражания.

Мы уверены, что, наш проект приоткрыл для вас, ребята, совершенно индивидуальные грани интеллекта и предпочтений наших преподавателей —  показал,  как любимые книги помогли им найти себя и чем они могут помочь измениться вам.

Ведь, как метко выразился  известный писатель Исаак Бабель, книга есть «мир, видимый через человека».

Желаем  каждому из вас встретить произведение или книгу, которые будут с вами рядом всю жизнь и пополнят ваш золотой запас мудрых мыслей и решений.

Гости нашей сегодняшней, завершающей,  встречи – Мущанов В. Ф. и Чаргазия Т. З.

Прежде, чем вы, уважаемые студенты, окунетесь в интересные размышления Владимира Филипповича Мущанова о том, спасет ли мир красота, и узнаете о пользе чтения художественной литературы из  опыта Тамары Зурабовны Чаргазия, давайте еще немного поговорим о книге и чтении.

Стихи, цитаты и высказывания известных людей, возможно, вдохновят вас и вы, в один из вечеров, откроете  для себя мир классической литературы и поэзии, фантастики и приключений, исторических романов и произведений о любви. Вы полюбите книгу, и будете ждать новых встреч с полюбившимися литературными героями.

И пока круг лампы на круглом столе
Выключается только на позднем рассвете,
Все в порядке на круглой и светлой Земле,
Населенной читателями планеты.

Борис Слуцкий

 

Чтение хороших книг — это разговор с самыми лучшими людьми прошедших времен, и притом такой разговор, когда они сообщают нам только лучшие свои мысли.

Декарт Р.

Есть бездонный ящик мира —
От Гомера вплоть до нас.
Чтоб узнать хотя б Шекспира,
Надо год для умных глаз.
Как осилить этот ящик?
Лишних книг он не хранит.
Но ведь мы сейчас читаем
Всех, кто будет позабыт.

Саша Черный

Открываю томик одинокий —
Томик в переплете полинялом.
Человек писал вот эти строки.
Я не знаю, для кого писал он.
Пусть он думал и любил иначе,
И в столетьях мы не повстречались…
Если я от этих строчек плачу,
Значит, мне они предназначались.

Вероника Тушнова

 

Круг знакомых сузился до точки,
Замкнуто глядящей в монитор.
Полка книг хохочет между строчок,
Ждет, когда расширю кругозор…
Книга — безотказный собеседник,
Отвечая шелестом листа,
Надевает брезгуя передник,
Чтоб очистить душу ото сна…

Галина Маркова

Иногда читатели отрываются от книги совершенно преображенными. Самые гордые умы, и самые тонкие, и самые деликатные, и самые простые, и самые великие подчиняются этому очарованию.

Гюго В.

Владимир Филиппович Мущанов

Проректор по научной работе, профессор

Читайте хорошие книги, думайте, сверяйте свои мысли с другими источниками, совершенствуйтесь, и вы лучше будете понимать этот мир. Это понимание мира позволит вам, несмотря на тяжелое время, ценить прекрасное, убирать из жизни негатив и ощутить красоту и ценность жизни в ее изначальном смысле.

СПАСЕТ ЛИ КРАСОТА МИР?!

Дорогие друзья, хотел бы поделиться с вами некоторыми размышлениями по поводу всем известного изречения Ф.М. Достоевского, вынесенного мною в заголовок. Обсуждая эту мысль, попытаться рассмотреть ее с разных сторон, подкрепляя свои рассуждения мыслями, почерпнутыми из любимых книг.

Вспомним, при каких обстоятельствах эта мысль была высказана героиней его романа «Идиот» (эти слова произносит одна из сестёр Епанчиных, глядя на портрет Настасьи Филипповны). Но в романе красота никого не спасает, а для главного героя, князя Мышкина, столкновение с этим миром закончилось трагедией. Поэтому, при всей емкости и, в хорошем смысле, пафосности этого выражения, у любого, кто задумается над этими словами, прежде всего, возникают вопросы:

а) что такое красота, поскольку каждый ее воспринимает по своему: что один человек считает красивым, то другой может воспринять уродливым, или, по крайней мере, остаться к этому безразличным?

б) даже, если ответить на первый вопрос, то каким образом понимание и восприятие красоты способно преобразовать, и в конечном итоге, спасти мир?

Если обратиться к научным определениям (пусть в некоторой мере сухим и формализованным, но это не умаляет их ценности), мы можем, например, опереться на следующие высказывания:

«универсалия культуры субъект-объектного ряда, фиксирующая содержание и семантико-гештальтную основу сенсорно воспринимаемого совершенства» (философский словарь);

«эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является одной из важнейших категорий культуры. Противоположностью красоты является безобразие» (Википедия).

Но для меня в этом плане, в свое время, откровением стал роман великого советского фантаста И. Ефремова «Лезвие бритвы», написанный им в 1963 г. Видимо мысли автора упали на «подготовленную почву», поскольку я прочел эту книгу, хотя и в молодом, но не мальчишеском возрасте (мне уже было 24…25 лет), и она поразила меня несколькими моментами:

обилием интереснейших научных фактов, сведенных в одной книге, из самых разных отраслей знаний (история, анатомия, физиология, минералогия, археология, философия, этнология, биология, естествознание и др.), которые вряд ли вы сможете найти в подобного рода литературе;

— попытка автора найти какие-то объективные критерии для понятия красоты, не зависящие от нашего субъективного восприятия, что позволяет познакомиться с другими размышлениями по поводу вопросов, вынесенных в заголовок нашего эссе.

Прежде чем привести доводы автора, которые близки и моему пониманию этой категории, я рекомендовал бы всем молодым людям, не читавшим эту книгу, познакомиться с ней. И я надеюсь, что наших читателей не отпугнет несколько упрощенный, излишне «материалистический» взгляд автора на многие вещи, к тому же приукрашенный идеологической составляющей (вспомните, когда написана книга!), но они смогут оценить гигантский труд и энциклопедические знания автора романа, а также мысли великого гуманиста по интересующему нас вопросу.

Вложенные в уста главного героя высказывания, приводят нас к интереснейшим выводам:

— «красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, во всякой вещи, всяком организме. Красота есть та выравнивающая хаос общая закономерность, великая середина в целесообразной универсальности, всесторонне привлекательная»;

— «чувство прекрасного, эстетическое удовольствие и хороший вкус — все это освоенный подсознанием опыт жизни миллиардов предыдущих поколений, направленный к выбору наиболее совершенно устроенного, универсального, выгодного для борьбы за существование и продолжение рода»;

— главная ступень красоты – гармоническое разрешение, казалось бы, губительных противоречий, разрешение, доведенное до той единственной совершенной возможности, которая, как лезвие бритвы, как острие стрелки, качается между противоположностями. Путь нашего познания прекрасного, поисков его везде и всюду, видимо, лежит через поиски этой тонкой линии, сформировавшейся за долгую историю и означающей совершенство в многостороннем преодолении величайших затруднений существования в природе живого мыслящего существа – человека».

Не претендуя на полноту «обзора», а делясь сокровенным, на мой взгляд, с другой (как бы сказали 30 лет назад) «идеалистической позиции», эти же вопросы осмысливаются другим великими русским писателем — М. Булгаковым в ряде его произведений, прежде всего, в романе «Мастер и Маргарита».

Сегодня это классика, доступная, осмысленная и переосмысленная, неоднократно экранизированная и очень жаль, если вы с ней знакомы через экран, а не из непосредственного общения с книгой.

Я ее прочитал в студенческие годы, в виде, так называемого «самиздата», в ксерокопированном варианте, «проглотив» за одну ночь (поскольку дали в руки лишь на этот срок!). Сказать, что для меня это был шок, потрясение – значит не сказать ничего! Могу сказать, что завершающие строки:

«От постели к окну протягивается широкая лунная дорога, и на эту дорогу поднимается человек в белом плаще с кровавым подбоем и начинает идти к луне. Рядом с ним идет какой-то молодой человек в разорванном хитоне и с обезображенным лицом. Идущие о чем-то разговаривают с жаром, спорят, хотят о чем-то договориться.

– Боги, боги, – говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, – какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, – тут лицо из надменного превращается в умоляющее, – ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?

– Ну, конечно не было, – отвечает хриплым голосом спутник, – тебе это померещилось.

– И ты можешь поклясться в этом? – заискивающе просит человек в плаще.

– Клянусь, – отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.

– Больше мне ничего не нужно! – сорванным голосом вскрикивает человек в плаще и поднимается все выше к луне, увлекая своего спутника. За ними идет спокойный и величественный гигантский остроухий пес.

Тогда лунный путь вскипает, из него начинает хлестать лунная река и разливается во все стороны. Луна властвует и играет, луна танцует и шалит».

Мне однажды дословно приснились, как бы, с визуализированной во сне картинкой!

В романе тяжесть окружающей действительности гнетет все истинно доброе и светлое, лишь чудо (но оно в образе сатаны!) позволяет Мастеру и Маргарите обрести друг друга. Это как-то с другой стороны для меня дополнило понятие красоты, ее всепобеждающей силы, заставило взглянуть на него как-то объемнее.

Сегодня, когда, к сожалению, не всегда есть время на то, чтобы постоянно следить за книжными новинками, в том числе и по этому вопросу, быть в курсе последних новинок в книжном море, но даже рассматривая сухие технические диссертации, я для себя нахожу подтверждения своим мыслям, которые почерпнул у великих:

— есть различные научные работы, но их всегда для себя можно разделить по критерию красоты:

— работы красивые, обладающие оригинальной идеей, изящным решением, открывающим новые горизонты решения рассматриваемой проблемы;

— работы тяжеловесные (не менее важные и нужные), но базирующиеся, в основном, на обработке, анализе, осмыслении известных данных, но в которых прорывные идеи, к сожалению, отсутствуют.

Не помню кто, но кто-то из великих ученых сравнил эти два вида работ со штурмом здания: есть те, кто прорывается на новые этажи (работы первого типа), а есть те, кто этот этаж завоевывает, растекаясь по горизонтали (не менее важно, но это не прорыв!).

Кстати, оценить это можно, только имея определенный базис, наработанный многими годами упорной работы. Другой автор сказал, что зачастую блестящие ученые бывают плохими лекторами, т.к. за полетом его мысли слушателю уследить трудно (он ведь в лекции не проговаривает многие моменты, которые для него кажутся совершенно очевидными!): «Можно полет его мысли сравнить с молниеносным прыжком серны, а наша неподготовленная мысль тащится как черепаха!». Поэтому, чтобы соответствовать – нужно работать!

А возвращаясь к началу наших размышлений, для себя я сформулировал:

— красота, несомненно, спасет мир, но это возможно не как данность сверху, а лишь в результате упорной работы, как по преобразованию окружающей действительности к лучшему, так и внутреннему совершенствованию самого себя;

— объективная красота, как наивысшая степень целесообразности, несомненно, существует (это и есть проявление наиболее общих закономерностей природы, общества, человека, познания), но осознать и оценить ее может лишь подготовленный человек.

Чаргазия Тамара Зурабовна

доцент кафедры «Экономика, экспертиза
и управление недвижимостью»

Чтение художественной литературы: за и против

То, что чтение книг способствует развитию личности, является общепринятой истиной. Среди студенческой молодёжи, да и зрелого населения, бытует мнение, что углубленное изучение профессиональной литературы «делает» из специалиста мастера своего дела. А чтение книг художественного характера – пустая трата времени.

Я придерживаюсь той позиции, что хороший специалист не может быть таковым без углубления своих знаний, однако, это не преуменьшает значимости художественной литературы, имеющей немаловажное значение в процессе развития личности. В поддержку необходимости чтения художественной литературы, хочу привести несколько примеров из собственного опыта.

Так, произведение «Люди бездны» Джека Лондона погрузило меня в быт английского рабочего класса начала двадцатого века и показало важность наличия рабочего места, значение образования и квалификации человека,  роль взаимовыручки в тяжёлых жизненных ситуациях.

«1984» – роман-антиутопия Джорджа Оруэлла заставил посмотреть на мировую политику иными глазами. Теперь я не так остро реагирую на политические и экономические новости, к распространению своих персональных данных стала относиться с большей осторожностью.

Повесть «Неточка Незванова» В.Ф. Достоевского заставила задуматься об отношении человека к своим творческим способностям, о значении трудолюбия для раскрытия этих способностей. Кроме того, впечатлил яркий пример влияния атмосферы семьи на развитие психики ребёнка.

Хочу поддержать идею необходимости чтения художественной литературы, так как именно она способствует развитию образного мышления, расширению кругозора. Читая классическую и современную художественную литературу, человек становится более интересным себе и окружающим.

 

Материал подготовил
библиотекарь І категории
Т.Н. Шинкарева