Библиотека ДонНАСА представляет: библиотечный проект «Книга в нашей жизни». Продолжение

Уважаемые друзья!

Проект «Книга в нашей жизни», инициированный библиотекой ДонНАСА, продолжает свою реализацию. Участники  встречи  сегодня — Чайка Л.В. и Доля А.Г., поделятся  с нами теплыми  и яркими воспоминаниями, интересными размышлениями и  конечно советами.

Книги обязаны существовать! Чтение с планшета или другого электронного носителя не несет такой же духовной нагрузки, как настоящая бумажная книга, в которой чувствуется энергетика.

Все  герои  библиотечного проекта соглашаются с тем, что чтение литературы — это несомненная  польза для расширения кругозора, для формирования грамотного литературного языка, для самообразования, для развития воображения и т.д.

Чайка Людмила Викторовна

Кандидат химических наук,
доцент кафедры
«Техносферная безопасность»

 

Дом, в котором нет книг,
подобен телу, лишенному души.
ЦИЦЕРОН

Так уж случилось, что книга с самого детства стала моим настоящим другом, с которым я путешествовала далеко-далеко, разговаривала с героями, задавала им вопросы… В детстве мы соревновались, кто больше и быстрее прочтет книг, в школе – кто лучше опишет характер героя, в техникуме запоем читали по очереди «Иностранку», а потом спорили и доказывали, кто прав, а кто виноват. Организовывали встречи с поэтами и писателями. Представьте, в «красных уголках» негде было яблоку упасть: Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Э. Асадов. В институте изучали труды представителей марксизма-ленинизма, и опять-таки спорили: можно ли построить коммунизм в отдельно взятой стране. В аспирантуре читали интересные книги  в аспирантском отсеке общежития: кто-то днем, кто-то ночью.

Мои родители не имели высшего образования, но мама считала, что день прожит зря, если, валясь от усталости, не прочтет хотя бы несколько страниц «Роман-газеты». А потом начался бум на подписные издания классиков!

Парадокс! Зарплату давали нерегулярно, в магазинах полки не гнулись от продуктов, но в жару и в холод можно было видеть очереди возле пунктов приема макулатуры. Сдав 10 кг,  можно было получить талончик на следующее подписное издание или отдельный выпуск нашумевшего романа. Было стыдно не читать, не слышать о том или ином  авторе, было стыдно слыть невеждой.

В последние годы все чаще задумываюсь, кто виноват, что наши дети, а тем более внуки, практически не читают художественную литературу, которая бы воспитывала вкус к красивой грамотной речи без «блинов и оладий», без огромного числа слов-паразитов, без мата и дикого смеха. Можно, конечно, обвинить во всем интернет и его социальные сети, но…

К. Гельвеций в своей работе «О человеке» написал: «Без книг мы бы остались дикарями». Почему мы допустили, что из читающего, грамотного народа мы превращаемся в безграмотных, неквалифицированных специалистов, учителей, врачей, руководителей и т.д. Кто виноват? – Каждый из нас: мамы и папы, которым некогда перед сном детям почитать сказку, воспитатели  детских садиков и учителя начальной школы, которые не учат выразительно читать стихи, писать сочинения и изложения, учителя средней и старшей школы, которые становятся заложниками всех предыдущих воспитательно-учебных ступенек, не говоря уже о высшей школе.

Профессия, которую я избрала для себя в детстве, стала для меня большой частью жизненного пути, связанного с книгой. Семейная библиотека насчитывает около трех тысяч экземпляров, включая не только художественную литературу, но и познавательную, справочную, научную, педагогическую, историческую. Как ни странно, но весь наш «книжный запас» был необходим либо мне, либо моим детям. Так, например, все, что задавалось в виде основной и дополнительной литературы, находилось на книжных полках дома. Ответы в кроссвордах, сочинения на конкретную или свободную тему, спор о географических или исторических фактах, фамилиях героев – все было и есть под «рукой». Для внуков приходится обновлять и дополнять библиотечные запасы, но они с удовольствием сначала слушали стихи  Маршака, Лермонтова, Пушкина, Маяковского, сказки Бажова и народов мира, а теперь читают сами и, как ни странно, задают интересные вопросы.

Не поддается здравому смыслу положение, в котором оказалась наша школа в целом! В первом классе, когда еще не закончен объем букваря, скорость чтения проверяется на примере сказок Андерсена, а ребенок нервничает и плачет, поскольку не может прочесть длинное непонятное слово да еще на украинском языке. Смешно и нелепо выглядит список учеников 11 класса, когда видишь, что написанное собственной рукой собственное отчество с мягким знаком на конце могут ответить, сколько метров в 1 км. На химии разрешаешь пользоваться шпаргалками, на которых есть формулы для решения задач, схемы, позволяющие  логически понимать и объяснять теоретический материал, увы, шпаргалок нет!

А ларчик открывается очень просто. Великий Д. Дидро сказал: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Предлагаю в нашей библиотеке открыть еще одно окно общения, но без  Яндекса и Гугла, а на простом человеческом, русском, украинском, английском, проводить обсуждения и диспуты, литературные встречи с нашими вузовскими поэтами, художниками, с приглашенными известными людьми, авось, общими усилиями и сдвинем «богатый, красивый русский язык» в область литературно-нравственных принципов.

Все трудное – легким в учении станет,
Коль будешь с хорошею книгою дружить.
ХИСРОУ

 

Доля  Анатолий Григорьевич

Профессор кафедры
«Автомобильные дороги и аэродромы»

 

Книга – это не электронный микропроцессор, это размышления, исследования, прогнозы и свершения живого человека.

Для тех, кого интересует, с чем пришло человечество в 21 век, какие основные направления представляются самыми приоритетными для развития технического прогресса, над чем должен сейчас работать сегодняшний и будущий учёный и инженер, целесообразно ознакомиться с основными проблемами и их возможными решениями, изложенными в  интересных и нужных книгах нижеприведенной тематики.

«Решения проблемы управляемого термоядерного синтеза обеспечит избавление человечества от угрозы энергетического голода»

Академик Николай Геннадиевич Басов

«Проникновение во внутренние тайны живой клетки и расшифровка генетического кода в 20 веке привели к стремительному развитию всех разделов физико-химической биологии, так как главные процессы в организме основаны на физико-химических превращениях».

Академик Юрий Анатольевич Овчинников

«Вторжение в нашу жизнь электронно-вычислительных машин обещает реформировать все её области от производственной до бытовой».

   Академик Евгений Павлович Велихов

«Пластмассы, керамика – да, но, по меньшей мере, в обозримом будущем пальму первенства будут удерживать металлы. Их производство нельзя бесконечно наращивать. Нужно максимально снижать их потери и металлоёмкость. Этому способствуют различные виды сварок».

Академик Борис Евгеньевич Патон

«Голография – «целостная запись» — более совершенная, чем фотография, объёмное, цветное, неотличимое от самого объекта изображение. Появление лазеров открывает новые возможности голографии, делает её универсальным средством регистрации информации».

Член-корреспондент АН СССР Юрий Николаевич Денисюк

«Современная космическая техника ещё не достигла того уровня, который бы позволял смонтировать в космосе сотни квадратных километров солнечных батарей. Поиск эффективных способов, позволяющих преобразовывать электрическую энергию в СВЧ-излучение и СВЧ-излучение в промышленный ток приведёт к исчезновению на Земле линий электропередач».

Лётчик-космонавт СССР дважды Герой Советского Союза,
к.т.н. Олег Григорьевич Макаров

«Космическая медицина помогает развитию земной, так как позволяет нам лучше понять физиологию здорового человека, расширить наше понимание о здоровье вообще и способах его поддержания».

Академик Олег Георгиевич Газенко

«Литосфера – это нежная земная твердь, это верхняя оболочка земного шара. Литосфера – опора всего сущего на Земле – уязвима и нуждается в защите как атмосфера, флора и фауна Земли»

Академик Евгений Михайлович Сергеев

«На протяжении столетий люди создавали новые сорта полезных растений, выводили новые породы скота путём искусственного отбора. Теперь же есть возможность конструировать новые виды растений и животных, руководствуясь принципами и достижениями генетики».

Академик Алексей Алексеевич Созинов

«Иммунист» значит «не подверженный». Иммунология – это наука о защитных силах живого организма, основанная трудами Л.Пастера, И.Мечникова, Н. Гамалеи и других учёных. Эта наука особенно быстро развивается в связи с достижениями в области генетики и биохимии».

Академик Рэм Викторович Петров

«Одно из главных достижений офтальмологии – инфраокулярная линза (искусственный хрусталик), в пору своего рождения 43 года назад, получившая название «Спутник». Именно здесь открываются новые перспективы перед тончайшей и точнейшей хирургией – хирургией глаза».

Член-корреспондент Академии медицинских наук СССР
Святослав Николаевич Фёдоров

«Планирование – это одновременно и прогноз, и программа действий. Что нужно каждому гражданину сегодня, что понадобится завтра и какими способами удовлетворить все эти потребности – соединить, увязать, оценить всё это огромное количество данных помогает наука ЭКОНОМИКА».

Член-корреспондент АН СССР Валерий Леонидович Макаров

«История – наставница жизни. Это истина, которую нельзя отменить. Только любовь к Родине, к её природе, к её народу и к её истории делает обладателя научно-технических знаний общественно значимой личностью, настоящим учёным и инженером».

Академик Борис Александрович Рыбаков

«Одна из основных обязанностей настоящего технического специалиста – знать родной язык. А знать родной язык – значит знать его историю, уходящую в глубокую древность, быть гражданином».

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв

«Ростки будущего» — так назвала Г.А. Юркина сведения о новых технологиях: плазма, лазер, биотехнология, такси на биогазе, сибирская вишня, импульсный процесс выделения энергии, экономия энергии (отопление кислотой), компьютерная грамотность, строить из объёмных блоков, экобрикеты, заводы, работающие на отходах, ферразол – разрушитель пластмасс, снижение материалоёмкости и массы, ткани завтрашнего дня, порошковая металлургия, гибберсиб – стимулятор раннего роста, роботизация, алмаз на службе обработки сверхтвёрдых сплавов, освоение космоса.

Читайте и изучайте книги, творите.

 

Материал подготовил
библиотекарь 1 категории
Т.Н. Шинкарева