Библиотека ДонНАСА знакомит: 27 марта отмечается Всемирный день театра

ТЕАТР!.. Да — да, именно о нем мы будем говорить.  А говорить о театре можно бесконечно, потому что — искусство вечно! Особенно это касается служителей муз Мельпомены и Талии, которые своей актерской игрой приводят зрителей в восторг еще со времен античности. Эсхил, Софокл и Эврипид, Ибсен, Брехт, Грибоедов и Чехов – величайшие мировые драматурги, которые завораживали своими изысканными сюжетами.

«Театр − это такая кафедра,
с которой можно много сказать миру добра»
Н.В. Гоголь

Всемирный день театра –  это отличный повод  пойти в театр, насладиться любимым спектаклем, зарядиться положительными эмоциями.

Балет или опера, драма или комедия, современный арт или классика сценического искусства, кукольный театр или театр теней, водевиль или мистерия – театр способен заинтересовать и удивить самого искушенного и притязательного зрителя!

Театр существует вопреки появлению в каждом доме интернета, TV и DVD. Театр пережил новомодные кинозалы, 3D и 5D картинку. Все просто – даже самое качественное, реалистичное и сочное изображение никогда не сравнится с живой игрой. Любимый фильм можно просматривать снова и снова. Любимую пьесу всегда смотришь как впервые, ее нельзя перемотать или поставить на паузу…

Театр наполняет будни волшебством, позволяет окунуться в сказку, поэтому умейте ценить каждую минуту и радовать окружающих, так как это ежедневно делают люди, влюбленные в искусство длиною в жизнь!

На сцене реальное действо вершится,
Оно – результат ежедневных стараний,
Итог напряженных трудов, репетиций,
Актерских идей, режиссерских исканий.
Шедевры на сцене рождаются в муках.
Ведь нужно суметь увязать воедино
Костюм, реквизит с освещением, звуком,
Явления, действия, акты, картины…
И сумрачный глас режиссера: “Не верю!”
С единственной целью всегда раздается,
Чтоб зритель, войдя в театральные двери,
Поверил во все, что увидеть придется.

Ни с чем несравнимое театральное искусство существует только здесь и сейчас. Неповторим отчаянный взмах руки, испуганный вскрик и влюбленный взгляд. Невоспроизводима энергетика, перетекающая от сцены в зал и возвращающаяся к артистам неудержимым цунами – аплодисментами и овациями.

Немного истории

История театра насчитывает более 5000 лет. А начиналась она с того времени, когда наши предки исполняли свои ритуальные танцы перед охотой. Народные празднества постепенно переросли в профессиональные постановки, без которых немыслимо современное общество любого народа.

  • Как известно, слово «театр» произошло от древнегреческого слова theatron (θέατρον), что значит «место, где смотрят». Традиционно в театре играются два наиболее популярных жанра — комедия и трагедия, символами которых стали театральные маски
  • Основы театра зародились еще в античные времена. Древнегреческие театральные выступления были посвящены богам земледелия, в основном Дионису.
  • В греческом театре было лишь три актёра, причём каждый из них мог играть несколько ролей. Также у каждой постановки был спонсор, который составлял смету ровно на троих человек.

  • На Руси не было античных традиций театральных представлений, но желание «хлеба и зрелищ», старо, как мир. Представления бродячих артистов скоморохов, восходящие к языческим обрядам, известны со времен Киевской Руси. Бродячие артисты развлекали публику шутливыми миниатюрными сценками, кукольными представлениями, актерской игрой в масках, а самые успешные – и в сценических костюмах. К началу XVII века скоморошество пришло в упадок из-за череды церковных и царских запретов – артистов избивали палками, инвентарь уничтожали, лошадей и повозки реквизировали. Скоморохи угодили в опалу за страсть к высмеиванию и уничижению власти как таковой и церкви в частности.
  • Первым придворным театром в России стал театр при дворе царя Алексея Михайловича. А 30 августа 1756 года указом императрицы Елизаветы был учрежден русский общедоступный профессиональный театр.  С этого дня и начинается история Российского государственного академического театра драмы имени А.С. Пушкина, бывшего Александринского, а до того называвшегося Российским и Петербургским театром.
  • В Европе (первоначально в Италии), помимо традиционных представлений, зародился и обрел невероятную популярность уникальный жанр – комедия дель арте. С зарождением комедии дель арте появились первые режиссеры и сценаристы, первые профессионально сыгранные труппы артистов, в распоряжении которых было около ста образов или масок – Пьеро, Тарталья, Панталоне, Арлекин и др.
  • На Востоке театральное искусство развивалось иным путем. Поначалу актеры играли безо всяких декораций и сценических костюмов. Затем декорациям стали придавать огромное значение, доводя костюмы до исторического совершенства. Чем богаче декор, тем популярнее и престижней был театр! Помимо оперы и драматургии, на Востоке популярны кукольные театры на сцене и на воде, театр теней и знаменитый на весь мир Кабуки.
Такие разные театры…

Древнейший театр планеты – Дионис (Греция). Он был построен еще в VI веке до н.э., однако около 2,5 тысяч лет не функционировал вовсе. Сейчас театр  отреставрирован и готов  принять около 500 человек. Жанров в древнегреческом театре было два – сатира и драма.

Актёрами, а также зрителями всегда были только мужчины. Греческим мужчинам предписывалось обязательное посещение амфитеатров. Если у какого-либо гражданина не было денег на это мероприятие, ему выплачивались деньги из государственной казны.

Театральные представления проходили длительное время – до нескольких часов, поэтому зрители брали с собой еду и мягкие подушки, чтобы было комфортно сидеть на театральных сеансах. Места в театрах зрителями занимались заблаговременно. Они старались не покидать своих мест, иначе можно было их потерять. Длинные сосуды выполняли роль туалета.

Самый большой в мире театр находится в Китае. Он называется «Жемчужина на Воде». Его высота – порядка 50 метров, ширина – 215, длина – 145 метров. И при таких размерах, он способен одновременно в себе разместить порядка 6500 зрителей! Внутри Национального пекинского театра все области и залы  выполнены в форме городского района и являются открытыми для широкой публики. Здесь можно увидеть все: площади, улицы, торговые центры, места для отдыха, рестораны, залы ожидания.

Одним из самых старых театров в Европе считается театр Маноэль (Валлетта), построенный в 1731 году, это действующий театр на 650 зрителей с уникальной акустикой зала. При театре есть прекрасный музей, удивительный внутренний дворик, кафе ,

Самый маленький театр в мире, согласно Книге рекордов Гиннеса, находится в австрийском городке Филлах. Театр под названием «Кремлевский двор» («Kremlhof») со сценой, размер которой 1,3 х 1,3. метра, рассчитан только на 8 зрителей. Открылся театр в 2009 году, его особенностью является то, что он предлагает постановки на русском языке. Также несколько спектаклей актеры театра играют на словенском языке и диалекте немецкого.

Сиднейскую оперу (Sydney Opera House) нельзя назвать самой посещаемой в мире, но она определенно является самым узнаваемым и необычным театром. Ее белые парусообразные стены стали одним из современных чудес света. Здание театра занимает 2,2 га, а высота достигает 67 метров (22-этажное здание). Главный зал вмещает 2679 гостей. В театре расположен самый большой в мире орган. Он состоит из 10 154 маленьких, средних и больших труб.

Большой театр – гордость и краса столицы России. Три раза само здание сгорало. Современное сооружение – это в четвертый раз отстроенный объект. По акустическим данным зал Большого был признан лучшим среди театров мира в 19 веке.

Больше восьми сотен постановок увидела сцена Большого театра. Среди них незабываемый дебют Петра Ильича Чайковского. Если кому-то доведется посетить это замечательное место, они смогут увидеть возле здания тюльпаны особых сортов: «Галина Уланова» и «Большой театр».

Михайловский театр получил звание культурной жемчужины Санкт-Петербурга. Великолепие внутреннего убранства он скрывает за строгим фасадом в стиле классицизма.

Архитектором театра стал брат Карла Брюллова, Александр Павлович, который умело вписал новое здание в стиль площади Искусств. Фасады же, схожие с фасадами Михайловского дворца, выполнялись Карлом Росси.

Театр стал свидетелем убийства Александра II. Народовольцы воспользовались тем, что кучер сбавлял скорость около театра.

В стенах театра бывала не только императорская семья. Дирижёром театрального оркестра был сам Иоганн Штраус. А в 2013 году на его сцене выступил Сергей Шнуров.

Обо всем понемногу

Театральный веер использовался не только по своему прямому назначению, но и часто служил в качестве помощника, как зрителям, так и актерам. Для первых на веера наносились отрывки из пьес или программы предстоящий спектаклей, а вторые нередко записывали на них текст, чтобы не забыть во время выступления.

Афишная тумба – уличная  цилиндрической формы тумба – была придумана во Франции  парижским печатником Габриэлем Моррисом (Gabriel Morris). В 1868 году он получил  разрешение городских властей Парижа установить такие тумбы по городу и клеить на них концертные и театральные афиши, при условии, что внутри тумбы городские дворники прятали бы свои мётлы и прочий инструмент для поддержания чистоты на улицах столицы

Самая большая театральная афиша была выпущена в 1909 году к гастролям Анны Павловой в Париже. Она имеет размер 2х3 метра.

Слова суфле и суфлёр имеют мало общего по значению, но происходят оба от французского «souffle» (выдох, дуновение). Суфле названо так потому, что оно лёгкое и воздушное, а суфлёр — потому что он должен подсказывать актёрам очень тихо.

Самая первая фонограмма появилась еще в Древнем Риме. Известный драматург того времени Ливий Андроник очень любил не только писать, но и самостоятельно исполнять свои роли. Однажды он потерял голос, тогда сзади него поставили «говорящего» мальчика, а драматургу оставалось только открывать рот.

В 70-х годах XX века в оркестровой яме Мариинского театра сотрудники обнаружили разбитый хрусталь, который сразу поспешили убрать, что ухудшило звучание оркестра.

Во времена Пушкина кресла в театре располагались лишь в первых рядах зала и были предназначены для богатых и известных персон. Далее располагались стоячие места для обычных людей, куда билет стоил гораздо дешевле. На известные спектакли было немало желающих, поэтому истинные любители театра приходили заранее, чтобы занять лучшие стоячие места.

«Финита ля комедия» — известный фразеологизм, дословно переводящаяся с итальянского «комедия окончена». Это одна из самых известных фраз по всему миру. Считается, что она существует со времен древнего Рима. Этим выражением завершались все представления. По другой версии ее появление связывают с оперой Леонкавалло «Паяцы».

Интересные факты о театральном занавесе

— Театральный занавес (также наз. главный, портальный) — элемент одежды сцены, отделяющий сцену от зрительного зала, и расположенный по границе зеркала сцены.

— Занавес впервые появился в Древнем Риме. Но он не распахивался и не поднимался наверх привычными для нас способами. Древнеримский занавес опускался перед представлением в щель в полу.

— Более сложные конструкции занавеса были изобретены примерно в XVII столетии, во времена бурного развития театрального искусства.

— В исторических и оперных театрах главный занавес часто украшен вышитой или нарисованной эмблемой театра или гербом города.

— Имя Марии Александровны увековечено в имени театра (Мариинский театр) и в занавесе точной копии подола её платья.

— Для многих спектаклей даже готовились специальные полотна. Например, для  пьесы Лермонтова «Маскарад» художником А. Головиным было создано целых 10 театральных занавесов, меняющихся по ходу сюжета.

— Ряд современных театров, например, «Сатирикон», работают без занавеса.

Год Театра в России

В рамках Года театра 2019 в России запланированы многочисленные мероприятия. Самые яркиеМеждународная театральная олимпиада в Санкт-Петербурге и Международный театральный фестиваль имени А.П. Чехова.

2019 год стал знаковым еще и потому, что именно в этом году пройдет 25 национальная театральная премия «Золотая маска», лауреаты которой с целью реализации принятой программы отправятся на гастроли по стране. Также планируется проведение Международной конференции режиссеров, организация летней театральной школы для детей и молодых специалистов.

Премия в области литературы о театре «Театральный роман» учреждена в 2014 году Театральным музеем имени Бахрушина. В 2019 году награды будут вручаться в шестой раз. Аналогов Премии нет ни в России, ни за рубежом.  Одна из приоритетных задач Премии – сделать такую литературу доступной как можно большему числу читателей.

Председатель жюри – народный артист России Константин Райкин. Принципиальная позиция экспертов – все номинации Премии вольные. Нет стереотипов и шаблонов. Лауреаты, призы и размеры денежного вознаграждения становятся известны на церемонии.

Театральный детектив и секреты закулисья — в подборке книг для самых преданных любителей сцены.

Уважаемые друзья! Мы знаем, что поможет вам отвлечься от новостной ленты в Фейсбуке и перестать обновлять Инстаграм. 4 захватывающих книги о театре, с которыми вам точно не будет  скучно.

«Весь мир театр» Б. Акунина — тринадцатая часть успешной серии романов о приключениях сыщика Эраста Фандорина.  На этот раз убийца промышляет в «храме искусства»: в букете цветов для актрисы обнаруживается гадюка, а меценату и покровителю театра перерезают горло, но на этом преступления не заканчивается. Чтобы поближе познакомиться с труппой и вычислить убийцу, Эраст Петрович устраивается в театр завлитом и пишет пьесу. Настоятельно рекомендуем читать роман в печатной версии с иллюстрациями, потому что в рисунках легко найти сходство с  реальными людьми – от Алисы Фрейндлих до Романа Абрамовича.

 Гастон Леру «Призрак оперы»

Английский композитор Эндрю Ллойду Уэбберу сделал роман француза Гастона Леру настолько популярным, что его бродвейский вариант стал чуть ли не известнее романа. Мистический сюжет о Парижском оперном театре и поселившемся в нем Призраке хорошо знаком многим, но перечитать оригинал культовой истории не помешает каждому.

Это интересно

Горячая премьера «Тайны Призрака Оперы» в Донбасс Опере.

В Донбасс Опере 14 февраля 2019 года с аншлагом прошла премьера оперы-балета «Тайна Призрака Оперы» на музыку С. Прокофьева, К. Сен Санса, Э. Ллойда Уэббера в авторской постановке народного артиста Украины Вадима Писарева.

Постановщики спектакля обещали, что спектакль будет необычным, но зритель даже не представлял насколько. Единство вокала и танца, музыки трех композиторов, спецэффектов и традиционных для театра декораций – все это поразило воображение публики.

С самого первого аккорда зритель оказался во власти музыки и Призрака Оперы. Динамично развивающийся сюжет – увлекательный и понятный  каждому. Огромный состав артистов – солисты, хор, балет, оркестр, миманс, а это более 200 человек, создал невероятную атмосферу и был действительно впечатляющим. Дирижер спектакля Павел Куриляк держал все в своих руках, контролируя каждый звук. Зал взрывался бурными овациями после каждой сцены.

Генри Лайон Олди «Нопэрапон или По образу и подобию»

Тем, кто не увлекается фантастикой, могло показаться, что Генри Лайон Олди – американский или английский писатель. Но нет — это псевдоним двух авторов из Харькова: Дмитрия Громова и Олега Ладыженского. Олди – анаграмма из их имен. В романе авторы неожиданно сталкивают два мира — Японию XV века и Харьков XX. Помимо захватывающей сюжетной линии «о борьбе Светлого и Темного внутри человека», читателей ждет отдельный рассказ о японском театре Но. Несмотря на то, что роман написан в жанре фэнтези, авторы использовали реальные документы и тексты по истории театрального искусства XV века.

Шолом-Алейхем «Блуждающие звезды»

Трогательная и лиричная история о любви к человеку и театру. Двое – Рейлз и Лейбл, так впечатляются спектаклем бродячих актеров, что решают покинуть родные места и посвятить себя сцене. Вместе они хотят любить и играть, но расстаются, чтобы через много лет встретиться снова.

«Звезды не падают, звезды блуждают!» – пишет Шолом-Алейхем, и блуждают они, что неудивительно, в поисках простого счастья.

 
Материал подготовил
библиотекарь 1 категории 
Т.Н. Шинкарева

image_pdfimage_print