«Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нём чувства прекрасного»: Ученый совет академии рассмотрел вопрос о культурно-эстетическом воспитании студентов и развитии у них духовной культуры

27 мая 2019 года состоялось заседание Ученого совета академии. Один из вопросов, которому было уделено большое внимание, — культурно-эстетическое воспитание студентов и развитие у них духовной культуры.

С докладом по данному вопросу выступил проректор по научно-педагогической и воспитательной работе, профессор Левченко В.Н.

Виктор Николаевич отметил, что вопросы культурно-эстетического воспитания будущих инженеров строителей, механиков, архитекторов и экономистов важны не только с точки зрения цивилизованного  гражданского общества, но и с позиции их будущей профессиональной деятельности. Важной задачей культурно-эстетического воспитания является гармонизация воспитания и самовоспитания студентов с ориентацией на личность.

Вопросы эстетического воспитания студентов постоянно находятся в центре внимания педагогов академии. Главное заключается в том, что общекультурная подготовка обращена не только и не столько на профессиональную сторону образования, сколько на формирование целостной личности.

Наибольшие возможности для культурно-эстетического воспитания и духовного развития  студентов заложены в гуманитарных дисциплинах.

Изучение студентами истории, политологии и социологии, дисциплин философского цикла, родного и иностранных языков углубляет полученные ранее базовые знания в области гуманитарной культуры. По существу, изучение каждого из этих предметов, содержание каждой темы гуманитарных курсов имеет воспитательную направленность.  Задача всех гуманитарных дисциплин состоит в создании особой благоприятной среды и выработке заинтересованного отношения к культуре. Созданию такой среды способствует, прежде всего, знакомство с духовной, культурно-эстетической и этической составляющей таких предметов философского цикла как «Философия», «Культурология», «Этика и эстетика». Они направлены на воспитание интереса к культуре, на формирование потребности в культуре, на раскрытие творческих способностей и самостоятельного творческого мышления.

Аудиторные занятия, проводимые в нашей академии в интерактивной форме, предоставляют студентам возможность просматривать видеофильмы и презентации, совершать заочные путешествия в мир культуры и искусства, виртуально посещать лучшие спектакли, музеи, художественные галереи мира, знакомиться с выдающимися деятелями культуры. Вследствие использования такой богатой визуальной информации, у наших студентов появляется  подлинный интерес к культуре, т.к. учебные фильмы и презентации не только знакомят студентов с мировым культурным наследием, но и способствуют формированию их эстетического вкуса и эстетических потребностей.

Существенное значение для решения насущных задач культурно-эстетического воспитания приобретает работа   кружков и клубов для студентов, которыми руководят преподаватели наших гуманитарных кафедр. Особенно следует отметить  такие клубы и объединения  как: «Клуб философских встреч», «Донбасс: история, культура, современность»,  «Воспитание как отражение национального мировоззрения», «Основы духовной культуры», «Музыкальная культура Донбасса», «Занимательно о русском языке», «Философия и поэзия».   Работа этих кружков способствует выработке у студентов эстетического восприятия.

Центрами популяризации народных традиций являются научно-методические центры «Светлица» и «Донбасс многонациональный», музеи народного быта, традиций и ремёсел.

Преподаватели кафедры иностранных языков знакомят студентов с памятниками мировой культуры, включая произведения мирового киноискусства, с культурными традициями стран изучаемого языка. Студентов привлекают к участию в разнообразных конкурсах. В этом году был организован конкурс фоторабот студентов «Донбасс – наш край родной». Лучшие работы представлены на выставке.

Значимым событием в культурно-эстетическом воспитании студентов младших курсов являются дни гуманитарных кафедр. Кафедра иностранных языков и педагогики высшей школы и  кафедра прикладной лингвистики и коммуникации провели два больших праздника во дворце студентов, посвятив их страноведческой тематике и Дню родного языка. Это, действительно, было не просто красиво и  эстетично, но и познавательно.

Отдельно надо сказать о коллективе кафедры физического воспитания. Преподаватели кафедры  во главе с заведующим кафедрой проф. Поповым В.И. ведут настоящую борьбу за то, чтобы наши студенты были физически здоровы, исповедуя девиз «в здоровом теле — здоровый дух». Кафедра – активный пропагандист культуры здорового образа жизни. Спортзалы академии наполнены тренирующимися студентами и детскими группами до позднего вечера. И тот факт, что наши студенты показывают очень хорошие результаты в Республиканских и  Международных соревнованиях – доказательство упорного труда коллектива кафедры.

Эстетическое воспитание будущих специалистов предусматривает использование духовно-культурного потенциала всех учебных  дисциплин, а не только гуманитарных. Наиболее действенными помощниками совета по воспитательной  работе в этом году стали кафедры и деканаты факультетов инженерных  и экологических систем, экономического факультета, и, конечно, архитектурного. Многие преподаватели специальных кафедр уже много лет являются членами лекторской группы, которая проводит беседы со студентами на академических часах. Предлагаемая ими тематика носит познавательный, а не узкоспециальный характер, что позволяет проводить такие беседы со студентами разных специальностей. В качестве общего тезиса для фундаментальных и специальных кафедр на будущий год мы предлагаем присоединиться к теме, предложенной и читаемой  доц. Чудиной Е. (каф. высшей математики), «Эстетика точных наук».

В этом полугодии в соответствии с решением Учёного совета мы начали на академических часах на младших курсах беседы посвящённые истории кафедр и эта тематика будет продолжена и в следующем семестре.

Отдельную благодарность мне бы хотелось выразить Хафизуле Аминуловичу Бенаи за то, что руководство факультета поддержало ещё одно наше начинание, а именно привлечение студентов-магистрантов архитектурного факультета к проведению бесед на других факультетах с темами, основанными на их проектах.

Большую работу по культурно-эстетическому воспитанию проводил в этом году факультет экономики, управления и информационных систем в строительстве и недвижимости. Были организованы походы в театр, ботанический сад, посещение  выставок и музеев города Донецка. Деканат взялся за серьёзное и трудное дело и организовал серию дебатов, в которых участвовали две команда преподавателей и четыре студенческих команды.

Индивидуальный подход в развитии творческого потенциала гарантируют школы факультета культуры, которым руководит  доц. Новикова Ю.Н. Занятия в школах «Пленэрная живопись», «Ландшафтная архитектура», «Скульптура», «Живопись», «Планета земля – наш дом», «Практическая журналистика», «Музыкальная культура Донбасса», в историко-патриотическом клубе позволяют студентам раскрыть свой творческие способности.

Воспитывать эстетический вкус и интерес к лучшим произведениям музыкальной культуры и художественного слова — цель Дворца студентов. Сотрудники Дворца студентов совместно со студенческими организациями участвуют в проведении наших традиционных праздничных мероприятий, таких как «Посвящение в студенты», «Вручение дипломов», «Студенческий Олимп», праздничные представления, посвящённые Дню Победы, юбилейные мероприятия, «Дни институтов и факультетов»,  конкурсы художественного студенческого творчества, например «Дебют первокурсника».

Неотъемлемым элементом процесса эстетического воспитания является и библиотека, пропагандируя книгу, организуя выставки, проводя разнообразные беседы со студентами на академических часах.

Дополнили доклад проректора Левченко В.Н. выступления декана факультета экономики, управления и информационных систем в строительстве и недвижимости Веретенниковой О.В. и председателя студенческой секции профсоюзной организации Кондрыкинской А. В.

Заслушав и обсудив доклад проректора  Левченко В.Н. «Культурно-эстетическое воспитание студентов и развитие их духовной культуры» Учёный Совет постановил:

  1. Продолжить целенаправленную роботу по культурно эстетическому и духовному развитию студентов.
  2. Предложить деканатам строительного, механического, архитектурного факультетов и ФИЭСС провести дебаты или другие мероприятия, способствующие повышению (развивающие) культуры речи студентов.
  3. Заслушать отчёты руководителей школ факультета культуры  на совете по воспитательной работе
  4. Провести цикл бесед на академических часах «Эстетика точных наук», для чего техническим и специальным кафедрам дать свои предложения о лекторах в совет по воспитательной работе.
image_pdfimage_print