Библиотека ДонНАСА поздравляет и рассказывает: Всемирный день архитектуры

У архитекторов всего мира и ценителей архитектурных шедевров 7 октября профессиональный международный праздник Всемирный день архитектуры (World Architecture Day), который отмечается в первый понедельник октября. Благородное, красивое слово «архитектура» имеет греческое происхождение, обладает латинской формой и означает «высшее строительное искусство».

Величественная лёгкость стен,
Барокко и металл модерна,
История застыла в камне
От Рима и до Коминтерна.
Готических соборов шпиль
На портиках грозят скульптуры
Послание и уникальный стиль –
Вот это цель архитектуры.

Архитектура – это и искусство, и наука, и история, которая пришла к нам из древности. Если раньше наши предки при строительстве руководствовались необходимостью надежной защиты, то сегодня основные характеристики архитектурных сооружений это: красота, комфорт и долголетняя эксплуатация. Памятники архитектуры имеются в каждой стране, постоянно производится как реконструкция существующих объектов, так и строительство новых современных объектов для жилья, отдыха, спорта…

В 1950 году всего лишь одна треть жителей нашей планеты жила в городах.  50 лет спустя эта цифра возросла до одной второй, и будет продолжать увеличиваться до двух третьих (6 миллиардов) людей к 2050 году. Таким образом, города являются сейчас домом для половины человечества. А в дальнейшем миру понадобятся новые города, новые улицы, новые дома и новые архитекторы.

Сотрудники библиотеки академии поздравляют всех архитекторов ДонНАСА (уже состоявшихся и начинающих свой путь) с профессиональным праздником! Здоровья, творческих успехов и неиссякаемого вдохновения всем, кто несет МИРУ красоту и комфорт.

Отправляясь в путешествие по той или иной стране, городу, мы обязательно планируем, что конкретно там посетим. И первое место, бесспорно, занимают памятники архитектуры — немые свидетели смены эпох, исторически важных событий, происходящих в пределах определенного места. По облику зданий, сохранившихся до сей поры, можно «читать» прошлое государства или отдельного  города, окунуться в реки времени. И хотя данный вид искусства не считают изобразительным, внешнее убранство многих зданий приводят нас в совершенный восторг.

Есть повод…

Окунуться в историю, испытать восторг, узнать  много нового и интересного

Имена русских архитекторов обычно неизвестны широкой публике. Мы прекрасно знаем «наше все» — Пушкина, бунтаря Маяковского, Достоевского, Тургенева и Чехова. Нам знакомы имена художников Васнецова, Нестерова и Шишкина. Мы можем вспомнить Чайковского, Глинку и Мусоргского.

Но мало кто из нас сможет назвать хотя бы несколько имён великих русских архитекторов. Это несправедливое упущение постараемся  устранить.

Изучая архитектуру прошлого, нельзя пройти мимо имени Фёдора Осиповича Шехтеля известного русского архитектора, зачинателя русского модерна и яркого деятеля неорусского стиля и неоготики. У нас есть прекрасный повод в  день празднования Всемирного дня архитектуры, обратиться к творчеству знаменитого зодчего. 7 августа 2019 года этому мастеру исполнилось бы 160 лет со дня рождения.
Мы предлагаем вашему вниманию небольшой экскурс в историю.

«Федор Шехтель: Моцарт русской архитектуры»

К 160-летию со дня рождения выдающегося русского архитектора, художника,  сценографа (1859 — 1926)

Один из современников говорил о Шехтеле: «Он работал полушутя, жизнь в нем бурлила, как бурлит бутылка откупоренного шампанского…». Шехтель построил столько, сколько не удавалось ни одному архитектору, работал при этом он очень легко, весело и вдохновенно, проявляя потрясающую фантазию.

По его проектам в России возводили типографии и великолепные особняки, доходные дома и магазины, церкви и часовни, гостиницы, театры и дачи.

В Москве сохранилось 86 его творений, а всего их  сохранилось более 200, и каждый – шедевр.Многие здания стали «визитной карточкой» столицы России, вошли в золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства. (Великолепный Ярославский вокзал, знаменитый МХАТ, кинотеатр Художественный, особняки Рябушинских и Морозовых, гостиница «Боярский двор», скоропечатня Левенсона и др.).

Юрий Казаков — автор сценария документального фильма «Гений русского модерна» — 2009 г. (https://tvkultura.ru/brand/show/brand_), показанного каналом «Культура» в день рождения Ф. Шехтеля,  признался, что его больше интересовал не архитектурный дар и многогранный талант, а человеческая личность зодчего, которая оказалась необычайно притягательной — например, он обладал потрясающим чувством юмора, что, кстати, легко обнаруживается и в его творчестве. Документальный фильм больше рассказывает о человеке — о немце по крови, считавшем себя русским зодчим, а в 1915-м и вовсе принявшем православие. О Франце, ставшем Федором. Об академике архитектуры, не получившем высшего образования — его проверкой на профпригодность стал особняк  для жены Саввы Морозова, чертежи которого, числом больше 700, он сдал в качестве экзамена в Технико-строительный комитет, чтобы иметь право строить в Москве. О мастере, строившем чудесные замки для миллионеров, семья которого после революции 1917 года умирала с голоду.

Архитектор без диплома

Франц Альберт Шехтель (Федором Осиповичем он станет в 1915 году, после начала войны с Германией) родился в 1859 году в семье обрусевших немцев, переехавших из Баварии в Саратов. После смерти отца, семья осталась без средств к существованию.

Мать отдала на усыновление двух младших детей, а сама переехала в Москву, где по протекции своего родственника Т. Жегина устроилась экономкой в дом Павла Третьякова.

Федор Шехтель остался в Саратове, окончил гимназию и в 1875 году переехал к матери в Москву. Уже тогда мальчик проявил способности к рисованию и черчению. В доме Третьякова, где работала мать, он познакомился со многими культурными деятелями, среди которых был и известный архитектор Александр Каминский.

Сначала он пригласил Федора работать в своей мастерской, а чуть позже Шехтель поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, учась там одновременно с Исааком Левитаном и Николаем Чеховым, братом знаменитого писателя. Молодой архитектор сблизился и с самим Антоном Павловичем, знакомство с которым позже переросло в крепкую дружбу.  В 1878 Шехтель был отчислен из училища по причине низкой посещаемости — вероятно, сказалась болезнь матери. В результате он не получил диплом архитектора, но работал в  мастерских известных в то время архитекторов.

Почти десять лет Федор Шехтель работал и как архитектор, и как иллюстратор. Он оформлял журналы, иллюстрировал книги, рисовал театральные афиши и даже ресторанное меню. Для Антона Чехова он оформил обложку первого сборника «Пестрые рассказы», а вместе с Николаем Чеховым иллюстрировал московские газеты и юмористические журналы «Будильник» и «Сверчок». В начале 1880-х годов Федор Шехтель начал работать еще и как театральный художник. Он оформлял киоски и отдельные выставочные павильоны, создавал яркие декорации и костюмы для спектаклей в театре «Скоморох» и Большом театре.

В 1893 году Шехтель получил заказ, который стал поворотным в его судьбе. Известный меценат Савва Морозов, с которым Шехтеля связывала настоящая дружба, заказал архитектору строительство роскошного особняка для своей молодой супруги, который он видел готическим замком. У архитектора Шехтеля это был первый большой, сложный городской особняк с нуля. Большой удачей можно назвать и то, что зодчий работал над оформлением вместе с Михаилом Врубелем.  Шехтель с Врубелем  тщательно проработали все детали интерьера, создав уникальную, неповторимую атмосферу.

В этом доме было и есть чему удивиться и восхититься.  Новый дом Морозовых был призван поразить столицу. Поскольку строительство особняка на Спиридоновке не ограничивалось никакими финансовыми рамками, многие именовали его не иначе, как «пляска миллионов».

Особняк действительно вышел великолепным, став истинным украшением Москвы.

Особняк Морозова считается одним из прообразов дома булгаковской Маргариты.

Сейчас здесь располагается дом приемов МИД России.

Особняк Рябушинского – это эталон модерна. Кроме того, Шехтель в этом доме впервые применил принцип «дом для человека» вместо старого принципа «человек для дома». «Что это значит?» – спросите вы. Ответ: архитектор сначала проектирует лестницу и вокруг нее жилые помещения так, как удобно хозяевам, и только затем выстраивает вокруг дома фасад! Так раньше не строили и даже представить не могли, что это возможно.

Невероятно красивый декор фасада. По верхней его части тянется нежный мозаичный фриз с любимыми цветами модерна – орхидеями и ирисами.

Внутри Шехтель продумал особый интерьер, где каждая деталь была произведением искусства. Сегодня в особняке Рябушинского располагается музей

А. М. Горького. Писатель жил здесь с 1931 года и до конца жизни, до 1936 года.

Эти здания стали предтечей московского модерна. В них проявлялись черты нового стиля: огромные окна разной формы, обилие декора и разноуровневые площадки. После строительства первых особняков Шехтель стал получать множество заказов. Один из первых — типография для «Товарищества скоропечатни Александра Левенсона».

Вот так сейчас выглядит одно из самых оригинальных зданий Москвы. Этот шедевр Шехтеля надо обязательно видеть — башенки и щипцовая крыша выполнены в романо-готическом стиле, а рисунок на рамах, стекла второго и третьего этажей и другие элементы делают здание памятником модерна. Настоящий замок, а не издательство!

Стоит отметить, что типография-скоропечатня Левенсона была очень успешным предприятием. Она выпустила практически всю печатную продукцию, связанную с коронацией в 1896 году императора Николая Второго, после чего вошла в элиту «Поставщиков Императорского Двора».

В 2013-2016 гг. была проведена комплексная реставрация административного корпуса бывшей типографии. На здании воссоздали лепнину, барельеф, исторические надписи и герб Российской империи.

История типографии связана и с именем Марины Цветаевой, которая в1910 году выпустила здесь, на свои личные сбережения, свои первые сборники стихов «Волшебный фонарь» и «Вечерний альбом».

Есть другой модерн Шехтеля — тяжеловесный, масштабный, почти что имперский. Один из его представителей — гостиница «Боярский двор» на Старой площади. Именно за это здание архитектор получил звание академика архитектуры.

Именно здесь останавливался Максим Горький, у него гостевали Федор Шаляпин и Иван Бунин. Словом, «Боярский двор» служил местом притяжения не столько бояр, сколько либерально настроенной интеллигенции.

Говоря о работах великого зодчего, нельзя обойти стороной особняки, которые Шехтель построил для себя. В этом романтическом миниатюрном особняке-замке Шехтель с семьей прожил 14 лет своей жизни. Это были самые плодотворные годы архитектора. Здание состоит из нескольких частей, заметно различающихся по своему внешнему виду. Шехтель любил экспериментировать, а уж в своём-то доме он вполне мог себе это позволить. К этому своему дому Шехтель относился с юмором, и в письме к А.П. Чехову писал: «…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу». Сегодня в здании расположена резиденция посла республики Уругвай.

В 1910 году семья переезжает в более просторный дом, построенный Шехтелем очень быстро — всего за 4 месяца. Дети подросли, поступили учиться в Училище живописи, ваяния и зодчества, то самое, которое так и не закончил их отец, поэтому и требовались дополнительные помещения.

К моменту  проектирования этого дома Шехтель уже перешел от чистого модерна к неоклассике, от украшений к простоте. Дом выглядит благородно, сдержанно, даже строго, но и красиво.

Особняк Шехтеля стал одним из лучших московских памятников неоклассицизма. Колонны на фасаде, правильной формы арка, рельеф над аркой на античный сюжет напоминают о классических усадьбах столетней давности.

В этом доме часто бывал Владимир Маяковский, друживший с детьми Шехтеля и ухаживающий за младшей дочерью Верой (1896-1958). Ему было 20, ей — 14, и футуристическое поведение кавалера приводило родителей девушки в ужас. Но поэт часто бывал в доме, читал с балкончика стихи, а в комнате Веры вместе с ее братом Львом  рисовал свой первый рукописный сборник стихов.

В стиле модерна  Шехтель строит русский павильон на Всемирной выставке в 1901 году в Глазго, здание МХТ (1902), Ярославский вокзал (1902) в Москве.

МХТ им. А. П. Чехова

Следующий шедевр – это всем известный в России и за рубежом МХТ им. А. П. Чехова. Над этим проектом Шехтель работал безвозмездно, из любви к искусству, а все затраты по строительству взял на себя русский меценат Савва Морозов

«Он создал в театре атмосферу серьезности, почтительного и благоговейного отношения к искусству, невольно подчиняющую себе зрителя. Все, от конфигурации и размеров помещений, цветовой гаммы до мебели, светильников и шрифта надписей, подчинено единой цели: созданию особого мира, интеллектуально и эмоционально насыщенного». (Евгения Кириченко, историк архитектуры, исследователь творчества Федора Шехтеля).

И это действительно так, потому что продумано и тщательно распланировано было всё — от парадного входа до занавеса с изображением на нем той самой знаменитой чайки, которая и стала эмблемой МХТ им. А.П. Чехова.

Вот уже почти целый век необыкновенный силуэт Ярославского вокзала встречает и провожает москвичей и гостей столицы.

Вокзал Шехтеля — это монументальные «ворота» в северную Русь.

Проектируя Ярославский вокзал, зодчий, по сути, создал собирательный образ принесших ему международную славу выставочных павильонов в Глазго, переведя этот образ с языка деревянного зодчества на язык капитального каменного строительства в национально-романтической стилистике.

В 1903 Шехтель писал о проекте нового вокзала: «На нём я изобразил уголок моих построек в Глазго. Эти постройки, в которых я старался придать русскому стилю суровость и стройность северных построек, мне милы более моих других произведений. Для меня это мой девиз».

В 2011 году возле стены вокзала, в незаметном уголке, был установлен бюст архитектора Шехтеля с надписью: «Фёдор Осипович Шехтель, автор здания Ярославского вокзала».

Банк России в 2015 году выпустил серебряную монету номиналом 25 рублей в серии «Архитектурные шедевры России». Монету посвятили Ярославскому вокзалу и на ней изобразили портрет Ф.О. Шехтеля.

Материал подготовила библиотекарь 1 категории                                            Т.Н. Шинкарева