Путеводные звезды на дороге знаний: библиотека ДонНАСА организовала книжные выставки, посвященные педагогам и наставникам

Библиотека Донбасской национальной академии строительства и архитектуры подготовила книжные выставки, посвященные выдающимся педагогам в Российской истории, поскольку начавшийся год в России Указом Президента РФ В. В. Путина объявлен Годом педагога и наставника. Это сделано в знак признания высочайшей общественной значимости профессии учителя, а также к юбилейным датам выдающихся отечественных ученых  и педагогов: 200-летию Константина Ушинского (1823-1871 гг.), 135-летию Антона Макаренко (1888-1939 гг.) и 105-летию Владимира Сухомлинского (1918-1970 гг.).

Учителями славится Россия.
Ученики приносят славу ей.
(Андрей Дементьев)

Учителя и наставники − это основа любого общества. Какие нравственные основы заложит, каким навыкам обучит учитель своего ученика, таким  будет ученик. Говоря о великих личностях истории, мы обязательно вспоминаем их наставников: Александра Македонского и Аристотеля, Петра I и Семеона Полоцкого. Образование в жизни общества всегда было значимо: оно развивало экономику государств, воспитывало культуру поведения людей. А на сегодняшний день образование даёт возможность молодым людям получить профессию и быть востребованным специалистом. Особенное отношение к учителям существует на протяжении веков: в Древнем Риме учителя имели ряд привилегий, например, им выплачивался гонорар за занятия, в Средневековье учителя воспринимали как человека, способного направить ученика на путь добродетели. Живший в XIII веке учёный-монах Винсент де Бове писал, что хороший учитель должен иметь «талантливый ум, честную жизнь, смиренные знания, естественное красноречие, опыт преподавания». В Древней Руси к труду учителей, или, как их тогда называли, мастеров грамоты, относились с уважением. «Почитай учителя как родителя», гласит русская пословица. В царской России и в первые годы советской власти образ учителя воспринимался как образ наставника, пример для подражания.

Есть разные учителя: умные и добрые, чуткие, неравнодушные, эмоциональные, деликатные, хорошо знающие предмет. Но свой идеал преподавателя современный ученик формирует сам.

Современное общество должно проникнуться уважением к Учителю, признать его важную роль в формировании личности человека. Дмитрий Сергеевич Лихачёв писал: «Учительство это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Возродить престиж профессии педагога, поднять её на качественно новый уровень, признать особый статус педагогических работников, в том числе осуществляющих наставническую деятельность, − вот цель объявленного в 2023 году президентом Года педагога и наставника.

С этой же целью Библиотека ДонНАСА создала «учительскую выставку». 

Отдельная часть экспозиции посвящена талантливому педагогу-новатору Антону Семеновичу Макаренко. Его педагогический эксперимент, имеющий по словам М. Горького, мировое значение, изучается повсюду. Многочисленные труды Макаренко, особенно «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях», переведены на многие языки. На выставке размещены и книги другого выдающегося учителя-новатора – Василия Сухомлинского – советского педагога, писателя.

На абонементе художественной литературы оформлена книжная выставка «Учительство в лицах (Великие педагоги прошлого и настоящего)».

Размещенные на выставке издания знакомят читателей с работами выдающихся педагогов разных времен, отражают их наследие, историческую значимость, показывают читателю высокую гуманистическую миссию педагогов  – служение стране и ее будущему. Помимо Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова,  Ф.М. Достоевского на выставке представлены издания о наиболее выдающихся педагогах современности − А. Макаренко и В. Сухомлинском.

Выставка знакомит читателя с деятельностью этих педагогов, их методиками и новаторскими идеями. В основе гуманистического образовательного процесса стоял Антон Макаренко, именно он стал самой яркой звездой педагогического небосклона прошлого века. Он формировал мышление воспитателей и воспитанников, теоретиков и практиков.

Не менее весомый вклад в отечественную педагогику внес Василий Сухомлинский, он стал создателем оригинальной педагогической системы, где личность ребенка должна быть ориентиром, на который направлены все процессы образования и воспитания.

В заключительном разделе выставки «Образ учителя в художественной литературе» представлены художественные произведения, рассказывающие о жизни учителей в разные периоды истории. У каждого своя судьба, свои мечты, свои методы воспитания, но их объединяет любовь к ученикам, высокий ум и светлая душа.

Приглашаем всех желающих посетить выставку, посвященную самой благородной профессии – профессии учителя!

         

Помните, что присутствие педагога или наставника необходимо в жизни каждого человека не только на этапе обучения в школе, но и при обучении профессии, при развитии новых навыков в любой сфере. Настоящий учитель становится ученику не только наставником, но и другом, который по жизни поддерживает своего ученика и помогает ему реализоваться в профессии, а часто и в жизни. По-настоящему хороших учителей ученики помнят и благодарят всю жизнь.

 

Список рекомендованной литературы, доступной в нашей библиотеке:

Айтматов Ч. Первый учитель: Повести / Ч. Айтматов.-К. Веселка, 1975.- 278 с.  

Белинский В.Г. Избранные статьи / В.Г. Белинский.-Л. Лен. газетно-журнальное кн. изд-во, 1949.-489с

Белых Г.Г., Пантелеев А.И. Республика Шкид: Повесть / Г.Г. Белых, А.И. Пантелеев.- К. Веселка, 1989.- 343 с.

Бетхер А.-Р. Поведение-двойка. Пер. с нем. / А.-Р. Бетхер.-М.Дет. лит., 1973.-256с. Гайдар А.П. Р.В.С.; Школа: Повести / А.П. Гайдар.- М.: Сов. Россия, 1986.-224 с.

Гончар О.Т. Бригантина: Повесть / О.Т. Гончар.- К. Рад. письменник, 1973.-199 с.

Дангулов С.А. Учитель словесности: Повести и рассказы / С.А.Дангулов.-М.: Современник, 1974.- 352 с.(Новинки современника) 

Добролюбов Н.А.. Избранные педагогические сочинения / Н.А. Добролюбов.-М.: Педагогика, 1986.-352 с.-(Педагогич. б-ка)

Кассиль Л.А. Кондуит и Швамбрания: Повесть / Л.А. Кассиль.- К. Веселка, 1990. 277 с. 

Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз:Сборник. Пер. с англ. / Б.Кауфман.-М.:Радуга, 1989.-288 с.

Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко.-М.: Худож. лит., 1987.-623 с. (Классики и современники. Сов. лит.)    

Песталоцци И.Г.. Избранные педагогические сочинения /И.Г. Песталоцци.- В 2-х т. Т.2..-М. Педагогика, 1981.-416 с. — (Педагогич. б-ка)  

Руссо Ж.-Ж. Избранное. Главы и отрывки из сочинений / Ж.-Ж. Руссо.- Пер. с франц. М.: Дет. Лит., 1976.-190с. с ил.(Люди. Время. Идеи).

Прилежаева М. Юность Маши Строговой: Повесть / М. Прилежаева.-М.:Дет. Лит, 1972.-189 с.

Пушкин А.С. Капитанская дочка. Проза / А.С.Пушкин.- М.:Худож. лит., 1984.-287с.

Распутин В.Г. Уроки французского: Повести и рассказы / В.Г.Распутин.- М.:Худож. лит., 1987.-479 с. (Б-ка юношества) 

Селезнев Ю.И. Достоевский /  Ю.И. Селезнев.- М.: Мол. гвардия, 1990.-541 с.,

Сухомлинский В.А. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский.- М.: Мол. гвардия, 1978.-179 с.

Сухомлинский В.А. Рождение гражданина /  В.А. Сухомлинский.-М.: Мол. гвардия, 1971.-336 с.

Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям /  В.А. Сухомлинский.-К.: Рад. школа, 1973.-286 с.

Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека /  В.А. Сухомлинский.-К.: Рад. школа, 1975.-272 с.  

Фонвизин Д.И. Недоросль / Д.И. Фонвизин.-М. Просвещение, 1987.-с .4-119.

image_pdfimage_print