Заседание 28.11.2016 г.

Протокол №3 заседания Ученого совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» от 28 ноября 2016 года.

1. О подготовке кафедр и факультетов академии к очередной государственной аккредитации.

Перед членами Ученого совета по данному вопросу выступил первый проректор – проректор по учебной работе, д.т.н., профессор Зайченко Н.М.

Докладчик в своем выступлении обратил внимание на необходимость активизации подготовки к аккредитации образовательных программ. Анализируя проделанную работу, Зайченко Н.М. отметил, что на данный момент подготовлены учебные планы для студентов очной формы обучения, учебно-методические комплексы дисциплин. Для активизации процесса подготовки необходимо подготовить учебные планы для студентов заочной формы обучения, программы практик, справки о профессорско-преподавательском составе, материально-техническом обеспечении, обеспечении литературой и методическими материалами.

Николай Михайлович указал, что, в 2016/2017 учебном году впервые будут проходить защиты магистерских диссертаций, в связи с чем необходимо принять локальные нормативные акты, регламентирующие особенности образовательной деятельности по данному направлению.

Докладчик обратился к членам Ученого совета с предложением принять решение по такому вопросу: провести защиту магистерской диссертационной работы и сдачу государственного экзамена или провести защиту магистерской диссертационной работы без сдачи государственного экзамена.

Постановили:

1. Утвердить локальный нормативный акт «Положение о магистерской диссертации».

2. Утвердить локальный нормативный акт «Порядок организации и проведения государственной итоговой аттестации по основным образовательным программам магистратуры».

3. Проводить защиту магистерской диссертационной работы без государственного экзамена по всем направлениям подготовки.

4. Подразделениям академии активизировать работу по формированию учебно-методических комплексов дисциплин для предстоящей аккредитации.

2. Анализ деятельности и перспективы участия факультета гуманитарной подготовки в обеспечении надлежащего уровня подготовки специалистов в техническом ВУЗе.

С информацией перед членами Ученого совета выступил декан факультета гуманитарной подготовки, к.филол.н., доцент, Назар Р.Н.

Докладчик отметил, что преподавание гуманитарных и общественных дисциплин в высших учебных заведениях имеет свои особенности, которые неразрывно связаны с процессами модернизации современного образования, как в Республике, так и в мире в целом.

Гуманитаризация образования предполагает не только изучение гуманитарных дисциплин, но и расширение гуманитарной составляющей в других учебных дисциплинах. Современный гуманитарный поход к обучению предполагает введение в тематику любой дисциплины проблемы человека, его возможностей, потребностей и познания.

Гуманитаризация технического образования не связана с будущей профессией, но по своей значимости для формирования специалиста, для становления личности она, в ряде случаев, может оказаться даже более значимой, чем подготовка собственно по основной специальности.

В постиндустриальную эпоху востребован другой тип личности: гибкой, умеющей быстро приспособиться к любым изменениям, самостоятельной, инициативной. Опыт мирового образования показывает, что повышению мобильности способствуют именно гуманитарные дисциплины.

Кого призваны готовить ВУЗы – узкого специалиста или хорошего адаптированного к изменчивой реальности, активного и успешного человека? В наше время неоценимо важно умение переключаться, совмещая разные профессиональные сферы деятельности, эффективно общаться с другими людьми, управлять собой, видеть перспективы жизни. Именно общественные науки (философия, история, социология, политология, экономика и др.) и гуманитарные (литература, языкознание, межкультурная коммуникация, культурология и др.) формируют у студентов такие личностные качества, как критичность ума, творчество, компетентность, креативность. Именно общественные и гуманитарные науки учат анализировать, понимать законы развития общества, определять свое место в этой сложной, противоречивой жизни и правильно выстраивать свою жизненную позицию. Это и есть основная задача гуманитаризации в технических учебных заведениях, которую выполняют кафедры факультета гуманитарной подготовки.

Поэтому в настоящее время цели гуманитарной подготовки в инженерно-технических учебных заведениях представляются следующими:
1. Формирование способности к профессиональной мобильности.
2. Развитие творческих способностей и критического мышления.
3. Формирование социальных качеств специалиста.
4. Формирование общекультурных качеств специалиста.
5. Формирование экологической этики.

Цель гуманитаризации учебного процесса в техническом ВУЗе – стремление дополнить технику культурой, а еще лучше – технику объединить там, где это возможно, с культурой, а главным действующим лицом в этом сложнейшем процессе был, есть и всегда будет человек.

Поэтому в преподавании общественных и гуманитарных дисциплин должны учитываться эти особенности. И если не объяснить студентам еще до начала изучения этих курсов их истинную роль в формировании будущего инженера, архитектора, экономиста, руководителя, то, скорее всего, студенты будут воспринимать эти предметы как некий «довесок» к основному профессионально значимому материалу.

Перед преподавателями факультета стоят современные задачи, мотивирующие их на поиск нового активного педагогического инструмента обучения коммуникации и межкультурному взаимодействию, для создания условий духовно-нравственного развития и становления личности гражданина. Преподаватели факультета организуют и проводят совместно со студентами встречи с интересными людьми, конференции, занятия кружков, выставки, конкурсы, концерты, Дни кафедр, олимпиады, соревнования, экскурсии в музеи как академии, так и Республики, библиотеки и другие культурно-просветительные центры.

Процесс обучения будущих инженеров-строителей, механиков, архитекторов, экономистов содержит уникальный педагогический потенциал духовно-нравственного, идейно-политического, эстетического, трудового воспитания молодого поколения. Духовно-нравственное воспитание студентов определяется укладом студенческой жизни, на который влияет, прежде всего, педагогический коллектив, нацеленный на формирование высокоморальной личности студента через сотрудничество и взаимодействие со всеми участниками процесса образования: коллегами, студентами, их родителями, социальными партнерами, со студентами других учебных заведений и общественными институтами.

Роман Николаевич отметил, что кафедры «Прикладная лингвистика и межкультурная коммуникация» и «Иностранные языки» обучают будущих специалистов языкам, культуре, межкультурному общению. Язык русский и иностранный, изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне. Возможности воспитательного процесса через такой предмет уникальны. В процессе овладения языком развиваются как интеллектуальные, речевые, эмоциональные способности студентов, так и личностные качества. Язык, как никакой другой учебный предмет, открыт для использования содержания из различных областей знаний.

На современном этапе развития необходимо обучать языкам и как средству меж культурного общения в изучаемых сферах человеческой деятельности, взаимопонимания народов, стран социальных систем и обобщения достижений национальных культур в развитии общечеловеческой культуры, обогащения духовными ценностями, созданными различными народами и человечеством в целом.

На занятиях по языку студенты знакомятся с историей, традициями и культурой стран изучаемого языка, творчеством выдающихся поэтов, писателей, композиторов, художников, ученых, архитекторов.

Все учебные помещения кафедр оформлены наглядными материалами, к изготовлению которых привлекаются студенты – наиболее наглядным примером является организация УМЦ «Донбасс многонациональный» и реставрация УМЦ «Светлица» в которых, помимо архитекторов (Ар-38 а, б, в, г), самое активное участие приняли студенты всех факультетов академии. Ребята изучали не только культуру, традиции, быт этносов нашего края, но и каждый студент хотел оставить что-то после себя: какой-то экспонат, свои умения, свой труд на память будущим поколениям студентов. Активно работают видеоклассы кафедр.

Были организованы Республиканские конференции и круглые столы: «Наука и мир в языковом пространстве» — приняли участие 182 докладчика из ВУЗов ДНР, ЛНР, РФ, Приднестровской Молдавской Республики); «Гуманитарные аспекты высшего профессионального образования; Круглый стол «Традиции и инновации в гуманитарных науках».

Студенты академии активно участвуют в круглых столах, конкурсах и конференциях в ВУЗах ДНР, ЛНР, Российской Федерации (Воронежский государственный технический университет, Ивановский энергетический университет).

Также ежегодно проводятся олимпиады по русскому и иностранному языкам, организуются всевозможные конкурсы, фотовыставки, выставки картин. Тесно сотрудничают кафедры с Республиканскими музеями и Донецкой Республиканской библиотекой им. Н. Крупской: ежегодное проведение декады первокурсника, посещение выставок, лекториев, встреч с интересными людьми (с писателями, художниками и др.). Факультетом проводятся общеакадемические мероприятия: День Мира, День Матери.
Преподаватели кафедр факультета читают лекции на академических часах и ведут ряд кружков на факультете культуры:
1. К истокам духовности.
2. Занимательно о русском языке.
3. Иностранные языки.
4. Музыкальная культура Донбасса.
5. Отечественная духовная культура.
6. Философия и методология научного поиска.
7. Социологический практикум.
8. Прикладные аспекты психологии.
9. История философии.
10. Донбасс: история, культура, современность.

При кафедре истории и философии работают клубы по философии, социологии, кабинет психологической разгрузки, что также способствует всестороннему развитию личности будущего инженера.

Докладчик отметил, что преподаватели кафедры физвоспитания и спорта своей деятельностью вносят неоценимый вклад не только в физическое, но и во всестороннее развитие наших студентов – прежде всего это пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья.

Сборные команды академии приняли участие в Первых Республиканских студенческих играх ДНР по 13 видам спорта. Всего приняло участие 129 студентов-спортсменов, из них:
I место завоевали 28 студентов-спортсменов;
II место 42 студента-спортсмена;
III место 23 студента-спортсмена.

Кафедрой физвоспитания подготовлено 405 чемпионов и призеров ДНР.

По окончанию своего доклада Роман Николаевич заявил, что преподаватели факультета в дальнейшем продолжат работу по гуманитарному обучению и воспитанию студентов через сотрудничество с факультетами и кафедрами академии, студенческими организациями. Привлекать студентов академии к активному участию в научных и воспитательных кружках, к работе в научно-методических центрах, к участию в предметных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

Завершая вопрос о роли общественных и гуманитарных наук в воспитании студента, Роман Николаевич напомнил слова Демокрита «Воспитать человека – значить научить его делать хорошо три вещи: думать, говорить и делать». Именно это и является целью гуманитаризации образования на современном этапе.

По данному вопросу выступил проректор по научно-педагогической и воспитательной работе, к.т.н., профессор Левченко В.Н., который в своем выступлении отметил важность гуманитарной подготовки студентов технических ВУЗов, а также определил пути развития данного важного направления на текущий учебный год.

Постановили:

1. Признать работу кафедр факультета гуманитарной подготовки по обеспечению надлежащего уровня подготовки специалиста в техническом ВУЗе хорошей.

2. Направлять и далее учебно-воспитательный процесс в академии на создание условий для его гуманизации, гуманитаризации и воспитания патриотизма. (Ответственные – деканы факультетов; срок – постоянно).

3. Разработать план проведения межфакультетских и межкафедральных методических семинаров и научно-педагогических конференций по взаимодействию гуманитарных и выпускающих кафедр в подготовке студентов ДонНАСА. (Ответственные – деканы факультетов; срок – декабрь 2016 г. – январь 2017 г.).

4. Разработать план мероприятий по привлечению студентов академии к активному участию в научных и воспитательных кружках, к работе в научно-методических центрах ФГП, к участию в предметных олимпиадах, конкурсах студенческих работ, конференциях гуманитарной направленности. (Ответственные – деканы факультета культуры, заведующие гуманитарными кафедрами; срок — декабрь 2016 г. – январь 2017 г.).

5. Библиотеке совместно с гуманитарными кафедрами и студенческими организациями предусмотреть проведение выставок литературы, дискуссий среди студентов по гуманитарной направленности. (Ответственные – зав. библиотекой, декан факультета гуманитарной подготовки, председатель студенческого профкома, председатель совета студенческого самоуправления; срок – в течение 2016-2017 учебного года).

3. Концепция практической подготовки студентов в разрезе новых образовательных программ.

С информацией по данному вопросу выступил первый проректор — проректор по учебной работе д.т.н., профессор Зайченко Н.М. Он акцентировал внимание на основных проблемах практической подготовки студентов на данный момент:
— отсутствие единой концепции практической подготовки студентов академии;
— отсутствие постоянных баз практики, начиная с 2014 года;
— отсутствие единого механизма организации практики, общих подходов к руководству;
— большое количество академических задолженностей по летней практике.

Докладчик отметил, что баз практики в настоящее время немного, и все они сосредоточены в г. Донецк и г. Макеевка. Поскольку практика является частью учебной программы, то данным разделом работы должна руководить учебная часть.

Предложены следующие направления перспективной работы:
— работы по практике должны быть сформированы в единой концепции с участием учебной части и кафедры;
— приказом ректора проведена реорганизация учебной части, где был создан отдел практической подготовки, который возглавил к.т.н. Выборнов Д.В. Разработаны соответствующие Положения об отделе и о практической подготовке студентов.

Предложены варианты практики:
— создание рабочих бригад для работы в академии (ремонт аудиторий). Учебная часть выделила часы на практику. Спланированы часы для архитекторов – это оформление академии.
— программа восстановления частных разрушенных домов.

Постановили:

1. Информацию о концепции практической подготовки студентов в разрезе новых образовательных программ принять к сведению.

2. Утвердить локальный нормативный акт «Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования в ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры».

3. Утвердить локальный нормативный акт «Положение об отделе практической подготовки учебной части в ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры».