Заседание 29.05.2017 г.

Протокол №9 заседания Ученого совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» от 29 мая 2017 года

1. Анализ текущего состояния и определение перспективных направлений развития материальной базы академии и охраны труда в академии.

Начальник охраны труда и пожарной безопасности Толкачев О.В. сообщил, что для организации учебного процесса и выполнения работ по содержанию зданий и сооружений, исключающих случаи производственного травматизма, в академии разработаны и выполняются мероприятия по соблюдению охраны труда и пожарной безопасности.

В связи с переименованием академии и созданием отдела охраны труда и пожарной безопасности были разработаны и введены в действие документы, регламентирующие требования по охране труда и противопожарной безопасности ДНР.

По общим вопросам охраны труда прошли обучение и аттестованы в ГП «Донецкий» ЭТЦ должностные лица, отвечающие за соблюдение правил ОТ в структурных подразделениях академии. Регулярно проводятся инструктажи по ОТ, которые фиксируются в соответствующих журналах и протоколах.

Академия получила разрешение на выполнение работ повышенной опасности в Государственном Комитете Гортехнадзора ДНР.

Для предупреждения несчастных случаев от поражения электротоком было проведено измерение контура заземления и сопротивления изоляции во всех зданиях академии, проведено испытание диэлектрических резиновых средств индивидуальной защиты (перчатки, указатель напряжения).

С целью соблюдения правил пожарной безопасности в период с 11.04.16 г. по 29.04.16 г. комиссией МЧС ДНР была проведена плановая проверка соблюдения требований пожарной безопасности в академии. По результатам проверки был разработан план устранения выявленных нарушений.

За подотчетный период структурными подразделениями академии полностью устранены нарушения, связанные с ведением нормативной документации, такие как:
— отсутствие, некачественное или несвоевременное оформление документации;
— отсутствие аттестации сотрудников, отвечающих за соблюдение пожарной безопасности в подразделениях и ответственных за проведение инструктажей. Своевременно устраняются замечания, связанные с эксплуатацией электрических сетей и электрооборудования академии. Полностью укомплектованы огнетушителями, согласно требованиям пожарной безопасности, все структурные подразделения академии.

Главный инженер академии Лысак Л.И. проинформировала членов Ученого совета о проведенных работах в академии:
— группа сантехнического обслуживания выполнила ремонт наружной теплотрассы между третьим общежитием и школой. Также устранили порывы холодной воды, проводили сварочные работы по ремонту котлов. Утепляли трубопроводы, подвалы, неоднократно чистили наружную и внутреннюю канализацию, производили ремонт и замену сантехнического оборудования;
— эксплуатационно-техническая служба выполнила: ремонт четырех аудиторий; ремонт коридора; утеплили откосы в холле, гардеробе; ремонт кровли в столовой; отремонтировали полы; ремонт мебели в общежитиях и на кафедрах; ремонт лестничной клетки; хозяйственный отдел решает все вопросы по проведению субботников, благоустройству; транспортный отдел своими силами производит ремонт транспортных средств; все проектные и сметные работы выполняются нашим техническим отделом;
— группой электротехнического обслуживания проложено провода и кабеля; обеспечено подключение к кондиционерам 23 щитков и 46 автоматов; произведен монтаж аварийных светильников и отремонтированы розетки и выключатели; организовано дополнительное освещение территории светодиодными светильниками.

Постановили: на основании результатов открытого голосования («за» — 42, «против» — нет, «воздержался» — нет) информацию о развитии материальной базы академии и охраны труда в академии принять к сведению.

2. О состоянии патриотического и гражданского воспитания студентов академии.

Проректор по научно-педагогической и воспитательной работе к.т.н., профессор Левченко В.Н. в своем докладе отметил, что гражданско-патриотическое воспитание формирует не просто законопослушного гражданина, а человека осознанно и активно исполняющего свой гражданский долг. Патриотизм и гражданственность имеют огромное значение в социальном и духовном развитии человека. Они выступают как составные элементы его мировоззрения и отношения к родной стране, другим нациям и народам. Естественно, что патриотическое воспитание обусловлено развитием общества и происходящими в нем событиями. Ситуация, в которой живет республика, сама способствует патриотическому воспитанию студентов: трое погибших наших студентов, обстрелы, уносящие жизни и разрушающие дома, разорванные семейные связи и многое другое. Именно в этой ситуации гражданско-патриотическое воспитание становится как никогда важным. Сегодня оно должно проходить красной нитью через весь учебно-воспитательный процесс и это наше общее дело и нельзя заниматься этой работой по принуждению, иначе студенты почувствуют фальшь.

При выборе содержания, методов, приемов и средств патриотического воспитания нужно учитывать и индивидуальные особенности студентов. Поэтому диалектическое единство и органическая связь между учебным материалом и содержанием воспитательных мероприятий – вопрос особой важности.

Поскольку вопросы гражданско-патриотического воспитания постоянно находятся в центре внимания ректората и совета по воспитательной работе, то в перспективном плане нашей воспитательной работы выделен отдельный раздел «Гражданско-патриотическое воспитание», в составлении которого принимали участие все факультеты, кафедры, студенческие общественные организации, психологическая служба и другие подразделения, связанные с воспитательным процессом. Кроме того, составляются отдельные, уточненные планы по этому направлению работы на более короткие промежутки времени, в частности, на каждый месяц.

Для первокурсников эта работа начинается со встреч с представителями ректората и посвящения в студенты академии с принятием клятвы первокурсника и далее знакомством с историей возникновения, становления и развития академии в музее истории академии.

Постоянное внимание гражданско-патриотическому воспитанию уделяется в рамках учебного процесса. Особенно гуманитарными и экономическими кафедрами. Следует сказать, что все гуманитарные кафедры нашли свои пути организации патриотического воспитания в учебном процессе и во внеаудиторной работе. Преподаватели кафедры истории и философии подготовили три издания, посвященные истории отечества и некоторым страницам истории Донбасса. Проведены уроки памяти на архитектурном и механическом факультетах. Ежегодно преподаватели истории и политологии проводят беседы на занятиях, посвященных Дню международной солидарности трудящихся, Дню Победы, Дню освобождения Донбасса и Дню Республики, а также годовщинам Нюрнбергского процесса и Международному Дню освобождения узников концлагерей. Виктор Николаевич также ознакомил членов ученого совета с рядом других мероприятий, проводимых преподавателями со студентами академии. Центром гражданско-патриотического воспитания на кафедре прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации являются их научно-методические центры: «Светлица» и «Донбасс многонациональный», на базе которых преподаватели кафедры проводят многочисленные беседы морально-духовной и культурологической направленности, например, «Донбасс православный», «10 символов Донбасса» и др. Экспозиция этнографического музея напоминает молодежи о талантливости наших предков, о красоте народных обычаев и традиций, которые они должны продолжать. Стенды и выставки « История развития Донбасса», «С добрым сердцем», «Памятники Донбасса» и другие также вносят свою лепту в воспитание любви к родному краю, способствуют развитию интереса к его истории и культуре, уважению традиций. Также уникальный педагогический потенциал воспитания молодого поколения, который содержит дисциплина «Иностранный язык» активно используется коллективом этой кафедры. Например, ко Дню освобождения Донбасса преподаватели кафедры организовали конкурс на лучший творческий перевод стихотворений о войне с английского языка на русский; трогательной стала выставка студенческих фотографий «Донбасс — моя родная земля»; интерес студентов вызвали дискуссионный круглый стол «Вузы Донбасса» и студенческий форум на английском языке «Известные ученые ДонНАСА и их изобретения».

Большие возможности для гражданско-патриотического воспитания заложены в физической культуре и спорте и коллектив кафедры физвоспитания реализует их в полной мере. Докладчик озвучил наиболее крупные спортивные соревнования, в которых приняли участие наши студенты. И во всех соревнованиях разного уровня наши спортсмены показывают очень хорошие результаты.

Особое место в гражданском воспитании занимает правовое воспитание – работает школа «Правовед» при кафедре менеджмента. Среди рассматриваемых тем, можно выделить следующие: «Анализ законодательства о государственном гимне ДНР», «Государственная символика ДНР – как основа патриотизма гражданина» и другие темы.

Свою роль в патриотическом воспитании играет и библиотека академии, которая организовывает и проводит выставки, творческие встречи, например, «Дороги войны – дороги Победы», «Легла на плечи мне война» и другие.

Значимым элементом патриотического воспитания является сохранение традиций и знакомство с ними студентов. Одной из таких традиций является праздник «Студенческий Олимп», проводимый в Международный День студентов. Не менее важна и традиция проведения Дней факультетов. Самым насыщенным и памятным для студентов становятся встречи с участниками Великой Отечественной войны. Такие встречи в академии проводились ко Дню освобождения Донбасса и ко Дню Победы. Еще одним центром героико-патриотического воспитания является зал Великой Отечественной войны музея академии. Он живет, развивается, пополняется новыми экспонатами благодаря инициатору и создателю музея Серееву Е.Н., а также декану гуманитарного факультета доценту Назару Р.Н., который осуществляет общее руководство музеями академии.

Студенты нашей академии, приняв эстафету из рук старшего поколения, охотно откликаются на все предложения внести свой вклад в развитие родного края и заботу о его людях. Сначала боевых действий в 2014 году студенческие организации и факультеты неоднократно проводили благотворительные акции по сбору средств для жителей Донбасса, детей из детских домов, собрали средства для тяжело больной студентки Караманец Марины. В рамках благотворительной акции «Марафон добрых дел» студенты организовали новогоднее поздравление детей из многодетных семей, провели концерт в доме для престарелых, навестили детей в Республиканском специализированном доме ребенка.

Показателем гражданской зрелости наших студентов стало их отношение к участию в военных сборах в апреле этого года. Академия много работает в гражданско-патриотическом воспитании наших студентов. Конечно, есть недостатки и недоработки, и мы это понимаем, и будем продолжать работать в этом направлении. Докладчик убежден, что главным проявлением нашего патриотизма и гражданской позиции стало решение ректората, профессорско-преподавательского состава и студентов – остаться на родной земле и продолжать делать дело, которому мы служим.

Постановили:

1. Признать работу по организации гражданско-патриотического воспитания среди студентов академии хорошей.

2. Внести изменения в концепцию патриотического воспитания студентов академии в соответствии с требованиями времени. (Ответственный: совет по воспитательной работе; срок: сентябрь 2017 г.)

3. Включить раздел гражданско-патриотического воспитания в перспективные планы учебно-воспитательной работы среди студентов на 2017-2021 учебный год. (Ответственный: совет по воспитательной работе; срок: октябрь 2017 г.)

4. Усилить внимание кураторов к организации гражданско-патриотического воспитания в группах. (Срок: постоянно).

3. Отчеты заведующих кафедрами о работе на должности по контракту.

С информацией по данному вопросу выступили: заведующий-профессор кафедры «Физика, математика и материаловедение» д.х.н., профессор Александров В.Д.; заведующий-профессор кафедры «Технология строительных материалов, изделий и автомобильных дорог» д.т.н., профессор Братчун В.И., заведующий-профессор кафедры «Техносферная безопасность» д.т.н., профессор Высоцкий С.П.; заведующий кафедрой менеджмента строительных организаций д.э.н., доцент Иванов М.Ф., которые в своих докладах представили информацию о работе за отчетный период в разрезе разделов: учебная работа; научно-исследовательская работа и подготовка кадров; международная деятельность; развитие материально-технической базы; методическая работа; профориентационная работа и трудоустройство выпускников; воспитательная работа.

Постановили:

1.Утвердить отчеты заведующего-профессора кафедры «Физика, математика и материаловедение» д.х.н., профессора Александрова В.Д.; заведующего-профессора кафедры «Технология строительных материалов, изделий и автомобильных дорог» д.т.н., профессора Братчуна В.И., заведующего-профессора кафедры «Техносферная безопасность» д.т.н., профессора Высоцкого С.П.; заведующего кафедрой менеджмента строительных организаций д.э.н., доцента Иванова М.Ф.

2. Рекомендовать конкурсной комиссии академии избрание претендентов на новый срок.