Учебные дисциплины

Учебная подготовка студентов и магистрантов организована по принципу кредитно-модульной системы обучения.

Кафедра «Техносферная безопасность» выпускает бакалавров по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (профиль Инженерная защита окружающей среды) и магистров по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (профиль Инженерная защита окружающей среды).

Профессорско-преподавательский состав кафедры работает над подготовкой специалистов, область профессиональной деятельности которых включает:

  • обеспечение безопасности человека в современном мире;
  • формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы;
  • минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду;
  • сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.

Студентов, обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность» готовят как профессионалов по следующим видам деятельности:

  • проектно-конструкторская;
  • сервисно-эксплуатационная;
  • организационно-управленческая;
  • экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;
  • научно-исследовательская;

Для этого в период обучения в ДонНАСА студентам читают следующие дисциплины:

— квалификация «бакалавр» (20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль Инженерная защита окружающей среды):

  • Надежность технических систем и техногенный риск;
  • Экология;
  • Ноксология;
  • Управление техносферной безопасностью;
  • Надзор и контроль в сфере безопасности;
  • Устойчивое функционирование опасных производственных объектов;
  • Медико-биологические основы безопасности;
  • Социальная экология;
  • Основы токсикологии и экологическое нормирование;
  • Теория горения и взрыва;
  • Экологическое право;
  • Процессы и аппараты защиты окружающей среды;
  • Обращение с отходами;
  • Процессы и аппараты защиты окружающей среды;
  • Утилизация отходов;
  • Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическая экспертиза и сертификация;
  • Малоотходные и ресурсосберегающие технологии;
  • Экологический мониторинг;
  • Экологический менеджмент и экологическое аудирование;
  • Методы и средства контроля и качества окружающей среды;
  • Заповедное дело;
  • Математическое моделирование загрязнения атмосферы;
  • Технологии очистки сточных вод и др.

— квалификация «магистр» (20.04.01 «Техносферная безопасность», профиль Инженерная защита окружающей среды):

  • Управление рисками, системный анализ и моделирование;
  • Экспертиза безопасности;
  • Мониторинг безопасности;
  • Механизмы управления обращения с отходами;
  • Экологическая безопасность в строительстве;
  • Теория прогноза загрязнения окружающей среды;
  • Современные проблемы науки в области защиты окружающей среды;
  • Экономика и менеджмент безопасности;

  • Информационные технологии в сфере безопасности;
  • Расчет и проектирование систем обеспечения безопасности;
  • Инновационные технологии и методы прогнозирования, предупреждения и ликвидации последствий техногенных и природных аварий и катастроф и др.

Обучение в ГОУ ВПО «ДонНАСА» завершается Государственной итоговой аттестацией, которая охватывает защиту выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.

Кафедра обеспечивает учебную, учебно-методическую, научную и воспитательную работу по общеобразовательным дисциплинам, которые являются нормативными и включаются в учебные планы как дисциплины обязательного выбора:

  • «Безопасность жизнедеятельности»;
  • «Основы охраны труда»;
  • «Охрана труда в отрасли»;
  • «Гражданская оборона»;
  • «Современные методы обеспечения пожарной безопасности и огнестойкости конструкций».

В системе подготовки специалистов квалификации «бакалавр» «Безопасность жизнедеятельности» является общеобразовательным курсом технического направления по специальностям, по которым осуществляется подготовка студентов и слушателей в ГОУ ВПО «ДонНАСА».

По данным Всемирной организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения человека и состояния среды обитания). В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей. Обучение специалистов по данному направлению – объективная потребность современного общества.

Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.

Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время производственные вредные и опасные факторы осуществимо ликвидировать или снизить их до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.

В соответствии с действующим законодательством все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.

«Основы охраны труда» – нормативная дисциплина, которая изучается с целью формирования у будущих специалистов образовательно-квалификационного уровня «бакалавр», необходимых в их дальнейшей профессиональной деятельности уровней знаний и умений. Изучение факторов производственной среды, организационно-технических и санитарно-гигиенических условий, в которых осуществляется трудовая деятельность человека, а также системы правовых мероприятий по выполнению правил техники безопасности является предметом курса «Основы охраны труда».

Основная цель преподавания дисциплины «Обеспечение пожарной безопасности и огнестойкости зданий и сооружений» – углубленное изучение закономерностей поведения строительных материалов и устойчивости конструкций в зданиях и сооружениях при пожаре. Это позволит будущим магистрам проводить исследования пожарной опасности строительных материалов и конструкций. Прогнозировать поведение при пожаре и определять потенциальную опасность строительных материалов и конструкций для людей при пожаре. Оценивать фактическую пожарную опасность и влияние строительных материалов и конструкций на развитие пожара и образование опасных факторов. Проводить теоретическую оценку огнестойкости металлических, деревянных и железобетонных конструкций. Выполнять анализ и совершенствовать методы оценки и нормирования пожарной опасности и огнестойкости строительных материалов и конструкций. Разрабатывать эффективные технические решения по применению в строительстве строительных материалов и конструкций, с точки зрения обеспечения безопасности людей и предотвращения распространения пожара в зданиях и сооружениях.

Основной задачей изучения дисциплины являются формирование у магистров строительства теоретических знаний о пожарной опасности строительных материалов, конструкций и зданий, а также огнестойкости конструкций и зданий.

Итоговая государственная аттестация бакалавров, магистров предусматривает защиту выпускной квалификационной работы (дипломной работы, дипломного проекта, магистерской диссертации), в состав которой входит разделы «Охрана труда», «Экологическая экспертиза», «Гражданская оборона». Эти разделы неотъемлемо и логически связаны с тематикой выпускной работы, которую выполняют выпускники под руководством консультантов.

image_pdfimage_print