Учебная подготовка студентов и магистрантов организована по принципу кредитно-модульной системы обучения.
Кафедра «Техносферная безопасность» выпускает бакалавров по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (профиль Инженерная защита окружающей среды) и магистров по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность (профиль Инженерная защита окружающей среды).
Профессорско-преподавательский состав кафедры работает над подготовкой специалистов, область профессиональной деятельности которых включает:
- обеспечение безопасности человека в современном мире;
- формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы;
- минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду;
- сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования.
Студентов, обучающихся по направлению подготовки «Техносферная безопасность» готовят как профессионалов по следующим видам деятельности:
- проектно-конструкторская;
- сервисно-эксплуатационная;
- организационно-управленческая;
- экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская;
- научно-исследовательская;
Для этого в период обучения в ДонНАСА студентам читают следующие дисциплины:
— квалификация «бакалавр» (20.03.01 «Техносферная безопасность», профиль Инженерная защита окружающей среды):
- Надежность технических систем и техногенный риск;
- Экология;
- Ноксология;
- Управление техносферной безопасностью;
- Надзор и контроль в сфере безопасности;
- Устойчивое функционирование опасных производственных объектов;
- Медико-биологические основы безопасности;
- Социальная экология;
- Основы токсикологии и экологическое нормирование;
- Теория горения и взрыва;
- Экологическое право;
- Процессы и аппараты защиты окружающей среды;
- Обращение с отходами;
- Процессы и аппараты защиты окружающей среды;
- Утилизация отходов;
- Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), экологическая экспертиза и сертификация;
- Малоотходные и ресурсосберегающие технологии;
- Экологический мониторинг;
- Экологический менеджмент и экологическое аудирование;
- Методы и средства контроля и качества окружающей среды;
- Заповедное дело;
- Математическое моделирование загрязнения атмосферы;
- Технологии очистки сточных вод и др.
— квалификация «магистр» (20.04.01 «Техносферная безопасность», профиль Инженерная защита окружающей среды):
- Управление рисками, системный анализ и моделирование;
- Экспертиза безопасности;
- Мониторинг безопасности;
- Механизмы управления обращения с отходами;
- Экологическая безопасность в строительстве;
- Теория прогноза загрязнения окружающей среды;
- Современные проблемы науки в области защиты окружающей среды;
- Экономика и менеджмент безопасности;
- Информационные технологии в сфере безопасности;
- Расчет и проектирование систем обеспечения безопасности;
- Инновационные технологии и методы прогнозирования, предупреждения и ликвидации последствий техногенных и природных аварий и катастроф и др.
Обучение в ГОУ ВПО «ДонНАСА» завершается Государственной итоговой аттестацией, которая охватывает защиту выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты.
Кафедра обеспечивает учебную, учебно-методическую, научную и воспитательную работу по общеобразовательным дисциплинам, которые являются нормативными и включаются в учебные планы как дисциплины обязательного выбора:
- «Безопасность жизнедеятельности»;
- «Основы охраны труда»;
- «Охрана труда в отрасли»;
- «Гражданская оборона»;
- «Современные методы обеспечения пожарной безопасности и огнестойкости конструкций».
В системе подготовки специалистов квалификации «бакалавр» «Безопасность жизнедеятельности» является общеобразовательным курсом технического направления по специальностям, по которым осуществляется подготовка студентов и слушателей в ГОУ ВПО «ДонНАСА».
По данным Всемирной организации здравоохранения индивидуальная продолжительность жизни человека во многом связана с условиями жизнедеятельности (до 70% зависит от поведения человека и состояния среды обитания). В жизни современного человека все большее место занимают проблемы, связанные с безопасностью жизнедеятельности. К опасным и вредным факторам естественного происхождения прибавились многочисленные негативные факторы антропогенного происхождения (шум, вибрация, электромагнитные излучения и др.). Резкое увеличение антропогенного давления на природу привело к нарушению экологического равновесия и вызвало деградацию не только среды обитания, но и здоровья людей. Обучение специалистов по данному направлению – объективная потребность современного общества.
Нередко условия труда работающих не отвечают санитарно-гигиеническим нормативам по уровню содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны, шума, вибрации, параметрам микроклимата и другим показателям. Вредные и опасные производственные факторы становятся причиной профессиональной заболеваемости, уровень которой за последние годы возрос почти вдвое, а число лиц с профессиональной патологией стало самим высоким в мире.
Любая профессиональная деятельность потенциально опасна, но в то же время производственные вредные и опасные факторы осуществимо ликвидировать или снизить их до допустимого уровня. Обеспечение охраны труда является основой высокопроизводительной и творческой деятельности предприятий и организаций различных форм собственности.
В соответствии с действующим законодательством все работники, в том числе руководители организаций, а также работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны проходить обучение по охране труда и проверку знания требований охраны труда. Государство содействует организации обучения по охране труда в образовательных учреждениях, в том числе высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
«Основы охраны труда» – нормативная дисциплина, которая изучается с целью формирования у будущих специалистов образовательно-квалификационного уровня «бакалавр», необходимых в их дальнейшей профессиональной деятельности уровней знаний и умений. Изучение факторов производственной среды, организационно-технических и санитарно-гигиенических условий, в которых осуществляется трудовая деятельность человека, а также системы правовых мероприятий по выполнению правил техники безопасности является предметом курса «Основы охраны труда».
Основная цель преподавания дисциплины «Обеспечение пожарной безопасности и огнестойкости зданий и сооружений» – углубленное изучение закономерностей поведения строительных материалов и устойчивости конструкций в зданиях и сооружениях при пожаре. Это позволит будущим магистрам проводить исследования пожарной опасности строительных материалов и конструкций. Прогнозировать поведение при пожаре и определять потенциальную опасность строительных материалов и конструкций для людей при пожаре. Оценивать фактическую пожарную опасность и влияние строительных материалов и конструкций на развитие пожара и образование опасных факторов. Проводить теоретическую оценку огнестойкости металлических, деревянных и железобетонных конструкций. Выполнять анализ и совершенствовать методы оценки и нормирования пожарной опасности и огнестойкости строительных материалов и конструкций. Разрабатывать эффективные технические решения по применению в строительстве строительных материалов и конструкций, с точки зрения обеспечения безопасности людей и предотвращения распространения пожара в зданиях и сооружениях.
Основной задачей изучения дисциплины являются формирование у магистров строительства теоретических знаний о пожарной опасности строительных материалов, конструкций и зданий, а также огнестойкости конструкций и зданий.
Итоговая государственная аттестация бакалавров, магистров предусматривает защиту выпускной квалификационной работы (дипломной работы, дипломного проекта, магистерской диссертации), в состав которой входит разделы «Охрана труда», «Экологическая экспертиза», «Гражданская оборона». Эти разделы неотъемлемо и логически связаны с тематикой выпускной работы, которую выполняют выпускники под руководством консультантов.