Заседание 26.02.2018 г.

Протокол №6 заседания Ученого совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» от 26 февраля 2018 года

1. Анализ финансовой и хозяйственной деятельности академии за 2017 год.

Проректор по экономике и социальным вопросам – главный бухгалтер Тищенко В.П. представила на слайдах информацию по вопросу «Анализ финансовой и хозяйственной деятельности Академии за 2017 год». Материал рассмотрен на заседании Комиссии по развитию материально-технической базы академии. Членам Ученого совета была представлена информация по таким разделам:

  1. Контингент студентов.
  2. Штаты и контингенты.
  3. Анализ участвующих в выполнении хоздоговорных НИР и объем НИР.
  4. Количественный состав профессорско-преподавательского персонала.
  5. Качественный состав профессорско-преподавательского персонала.
  6. Качество успеваемости студентов.
  7. Финансирование.
  8. Направление средств на покрытие расходов.

По каждому из представленных разделов был представлен развернутый анализ, сравнение показателей с данными предыдущего года, сформированы выводы.

Постановили:

Отчет о финансовой и хозяйственной деятельности академии за 2017 год утвердить. 

2. О реализации концепции непрерывной практической подготовки студентов в академии

Начальник Учебной части академии к.гос.упр., доцент Сухина А.А. представил на рассмотрение и утверждение Ученым советом материал, который подготовлен и одобрен Комиссией по вопросам практической подготовки студентов, трудоустройству выпускников и связям с производством. Данный вопрос заслушан и обсужден на заседании комиссии 22.02.2018 г.

Алексей Алексеевич сообщил, что нормативный документ «Порядок организации учебного процесса в образовательных организациях высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики» утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 10.10.2017 г. № 1171.

Согласно этому документу, практика – это вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Практика обучающихся является обязательным элементом образовательной программы высшего профессионального образования и имеет целью приобретение обучающимся профессиональных компетенций. Оценивание результатов практики осуществляется по государственной шкале и шкале ECTS. Объем практик измеряется в зачетных единицах (кредитах). Практика обучающихся проводится в соответствии Типовым положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики, утвержденным Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

Программа практики включает в себя:

— указание вида практики, способа и формы ее проведения;

— перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы;

— указание места практики в структуре образовательной программы;

— указание объема практики в зачетных единицах и ее продолжительности в неделях либо в академических часах;

— содержание практики;

— указание форм отчетности по практике;

— способы диагностики знаний для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике;

— перечень учебной литературы и ресурсов сети Интернет, необходимых для проведения  практики;

— перечень информационных технологий, используемых при проведении практики, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости);

— описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики.

Образовательная организация высшего профессионального образования может включить в состав программы практики также иные сведения или материалы.

Алексей Алексеевич ознакомил членов Ученого совета с основными разделами Типового положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики (утверждено Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 16.12.15 г. № 911):

— в соответствии с требованиями к организации практики, содержащимися в образовательном стандарте, а также типовым положением, образовательные организации высшего профессионального образования самостоятельно разрабатывают и утверждают локальные нормативные правовые документы, регламентирующие организацию практики обучающихся;

— программы практики разрабатываются и утверждаются образовательными организациями высшего профессионального образования самостоятельно на основе образовательного стандарта и являются частью основной профессиональной программы высшего профессионального образования;

— программа практики может предусматривать прохождение профессионального обучения по программам профессиональной подготовки, по профессиям рабочих, должностям служащих и сдачу квалификационных экзаменов;

— основными видами практики обучающихся являются: учебная, производственная, преддипломная практики;

— учебные практики могут быть реализованы в формах: практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, научно-исследовательская работа, исполнительская практика, творческая практика и других формах по усмотрению образовательных организаций высшего профессионального образования;

— производственные и преддипломные практики могут быть реализованы в формах: практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, научно-исследовательская работа, педагогическая практика, технологическая практика, исполнительская практика, творческая практика и других формах по усмотрению образовательных организаций высшего профессионального образования;

— в зависимости от способа организации, практики подразделяются на выездные и стационарные. Выездные практики связаны с особенностями учебного процесса;

— практики могут осуществляться:

а) непрерывно (выделенные недели в календарном учебном графике для проведения непрерывно всех видов практик, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой высшего профессионального образования);

б) дискретно по видам практик (выделенные недели в календарном учебном графике для проведения отдельно каждого вида практик, предусмотренного основной профессиональной образовательной программой высшего профессионального образования);

в) путем чередования с теоретическими занятиями по дням (неделям) при условии обеспечения связи между теоретическим обучением и содержанием практики.

В случае реализации практики непрерывно или дискретно по видам практик трудоемкость 1 недели практики не может превышать 1,5 зачетных единицы.

На слайдах было представлено «Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования в ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» (утверждено решением ученого совета ГОУ ВПО «ДонНАСА» 28.11.16 г., протокол №3). Представлена контактная информация, информация об отделе практической подготовки, показатели работы кафедр и руководителей практики по формированию баз практики.

С 2017 г. зарегистрировано 15 договоров на постоянные базы (долгосрочные) и 141 договор индивидуально (разовые) на 233 студента.

Действующие договора о базах практики представлены в разрезе направлений подготовки:

техносферная безопасность: МЧС ДНР (по городам), ООО «Донецк-экология», НИИ ГД «Респиратор», Госкомитет по экологии при Главе ДНР, ГУ «МакНИИ по безопасности в горной промышленности»;

строительство: Министерство строительства и ЖКХ ДНР (ЭУН, ПГС, ГСХ), Министерство юстиции ДНР (ЭУН), ГП «Республиканская энергопост. компания» (ТГВ).

экономика: Министерство строительства и ЖКХ ДНР, Министерство юстиции ДНР, Пенсионный Фонд, КП «УК Калининского района, ОСМД «Лотос», ОСМД «Краснодарская».

Докладчик проинформировал членов Ученого совета о потребностях в базах практики для дневного отделения на 2018 год.

Итого необходимы договора на практику для количества студентов: Строительный факультет – 567; факультет ИЭСС – 268; архитектурный факультет – 276; механический факультет – 198; факультет ЭУИССН – 177.

На слайдах размещены виды практики в учебных планах 2017 г.:

1 курс, 2 курс – практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (обмерная, ознакомительная, топографическая, геологическая, геодезическая, по приобретению рабочей специальности, учебная, введение в специальность). Представлена информация по специальностям с количеством студентов; количеством контактных часов; базой практики и руководителя; сроки дискретной практики на выбор студента. Представлены также предложения: пересмотреть программы практики; сверить с ГОС по направлению подготовки названия, формируемые компетенции; подготовить рабочую документацию по присвоению рабочей профессии и проработать механизм записи в трудовую книжку; активизировать работу с факультетом дополнительного профессионального образования.

Он отметила, что на сайте представлена информация о вакансиях от предприятий и организаций, поступившая в отдел выпуска и трудоустройства. На слайде представлена стартовая страница системы дистанционного образования (СДО ДонНАСА).

Озвучены основные направления работы факультета ДПО:

  1. Первичная профессиональная подготовка по рабочим профессиям (на базе полного среднего образования).
  2. Повышение квалификации и стажировки научно-педагогических кадров и специалистов предприятий (на базе высшего профессионального образования).
  3. Профессиональная переподготовка специалистов (на базе высшего профессионального образования).
  4. Подготовка научных и научно-педагогических кадров (аспирантура, докторантура).
  5. Подготовительные курсы для абитуриентов по профильным предметам.

На слайде представлена первичная профессиональная подготовка по рабочим профессиям (для студентов 2-го курса). Программы подготовки:

— маляр строительный;

— каменщик;

— монтажник санитарно-технических систем и оборудования;

— облицовщик-плиточник;

— слесарь сантехник;

— штукатур;

— электросварщик ручной сварки.

Преимущества обучения:

  1. Выдача свидетельства государственного образца о профессии рабочего.
  2. Присвоение 3-го разряда.
  3. Запись в трудовой книжке.
  4. Перезачитывается практика по получению первичных профессиональных умений и навыков профессиональной деятельности (4 семестр).
  5. Возможность трудоустройства на летний каникулярный период.

Алексей Алексеевич озвучил информацию о краткосрочных курсах для студентов 1-го курса магистратуры (повышение квалификации):

  1. Оценка имущества и имущественных прав.
  2. Оценка земельно-имущественных отношений.
  3. Экспертиза оценочной деятельности в недвижимости.
  4. Сметное дело.
  5. Технический надзор в строительстве.
  6. Обеспечение безопасного состояния зданий и сооружений.
  7. Проектирование и строительство в сложных инженерно-геологических условиях.
  8. Современные технологии строительства, эксплуатации и реконструкции инженерных систем зданий и сооружений.
  9. Проектирование, строительство и эксплуатация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
  10. Инженерная защита окружающей среды.
  11. Землеустройство и кадастры.
  12. Безопасное производство работ грузоподъемными машинами.
  13. Современные строительные материалы и их применение в строительстве.

Преимущества обучения:

  1. Выдача удостоверения государственного образца о повышении квалификации.
  2. Перезачитывается первая производственная практика (2 семестр).
  3. Возможность трудоустройства в летний каникулярный период.
  4. Преимущества при трудоустройстве.

По данному вопросу также выступила декан факультета дополнительного профессионального образования, к.гос.упр., доцент Пушкарева Н.А. Она сообщила, что ей бы хотелось в продолжение доклада обозначить роль факультета дополнительного профессионального образования в организации процесса непрерывной практической подготовки студентов.

В соответствии со Статьей 10 Закона ДНР «Об образовании», определены основные направления деятельности факультета дополнительного профессионального образования. На слайде представлены эти направления:

— первичная профессиональная подготовка по рабочим профессиям;

— повышение квалификации и стажировки;

— профессиональная переподготовка;

— подготовка научных и научно-педагогических кадров;

— подготовительные курсы для абитуриентов.

При этом два первых направления имеют непосредственное отношение к концепции непрерывной практической подготовки студентов. Докладчик остановилась на них более детально.

Первичная профессиональная подготовка рассчитана на слушателей, имеющих полное среднее образование. Поэтому может быть использована среди студентов младших курсов (оптимально 2 курса) как альтернатива практике по получению первичных профессиональных навыков и умений. На сегодняшний день у нас имеется лицензия на подготовку по семи рабочим профессиям. Обучение осуществляется во второй половине дня. Какие преимущества для студентов дает такой способ организации практической подготовки?

Прежде всего, это получение свидетельства государственного образца о профессии рабочего с присвоением по результатам аттестации 3-го разряда. Мы прекрасно понимаем, что в настоящее время работодатель не готов брать выпускника, не обладающего необходимыми навыками, на инженерно-техническую должность. Более успешным и устойчивым является карьерное движение выпускника вуза с профессии рабочего, а затем к бригадиру, мастеру и т.д. Докладчик отметила, что в настоящее время для многих выпускников единственный шанс начать карьеру по этой схеме – это получение рабочей профессии. Кроме этого, свидетельство с присвоением рабочей профессии 3-го разряда дает возможность студентам в летний каникулярный период трудоустраиваться на временные работы, что в наше время тоже очень важно. По результатам аттестации в конце обучения, студентам перезачитывается практика по получению первичных профессиональных умений и навыков профессиональной деятельности (4 семестр). На слайде предоставлен образец свидетельства, выдаваемый академией о присвоении профессии рабочего.

Следующее направление деятельности факультета – повышение квалификации в рамках практической подготовки, требует наличия высшего образования (бакалавр, магистр), поэтому касается студентов магистратуры (оптимально, 1-го года обучения).

Наталья Александровна также сообщила, что на сегодня у нас лицензировано 13 краткосрочных программ повышения квалификации. Срок обучения 2-3 недели, объем контактной работы – 72 часа. При успешном прохождении аттестации, по результатам обучения выдается удостоверение государственного образца с указанием наименования изученной программы.

Обучение магистров по данным программам может стать альтернативой прохождения летней практики (2 семестр) по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности или, как мы привыкли ее называть, первой производственной практики.

Докладчик отметила, что используя предложенный механизм, мы не только реализуем идею непрерывной практической подготовки, но и способствуем трудоустройству наших выпускников, предоставляя им возможность расширить сферу своих знаний, освоить дополнительные компетенции и получить подтверждающий документ государственного образца.

По окончанию своего доклада Наталья Александровна обратилась к деканам и заведующим кафедр с просьбой рассмотреть возможность разработки новых программ, которые были бы полезны и интересны студентам, а факультет готов всем в этом помочь. Также Наталья Александровна отметила, что данная форма организации практической подготовки полезна и преподавателям, так как ввиду платной основы получения дополнительного образования, позволяет преподавателям в свободное от учебных занятий время во второй половине дня получать дополнительный доход за счет почасовой оплаты проводимых занятий.

В завершение данного вопроса выступил ректор академии, д.т.н., профессор Горохов Е.В., который предложил постановляющую часть вопроса рассмотреть на последующих заседаниях Ученого совета ввиду необходимости доработки отдельных

image_pdfimage_print