Заседание 27.05.2019 г.

Протокол №10 заседания Ученого совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» от 27 мая 2019 года

  1. О состоянии трудовой дисциплины, пожарной безопасности и охраны труда в академии.

Главный инженер академии Лысак Л.И. представила информацию о работе отдела охраны труда и пожарной безопасности академии. В обязанности отдела входит контроль состояния охраны труда и пожарной безопасности во всех структурных подразделениях академии. Основными мероприятиями отдела являются:                    

— регулярное проведение инструктажей по вопросам охраны труда;

— проведение измерений контура заземления и сопротивления во всех зданиях академии для предупреждения несчастных случаев от поражения электротоком;

— своевременное устранение замечаний, связанных с эксплуатацией электрических сетей и электрооборудования.

В плане проведения мероприятий по пожарной безопасности было осуществлено:

— устроены пандусы;

— проведена своевременная заправка и приобретение огнетушителей;

— приобретение и установка девяти противопожарных дверей;

— подключение сигнализации во втором общежитии, в двух котельных и в хозяйственном корпусе.

При возникновении сложных или аварийных ситуаций, для их решения и устранения, подключаются все инженерно-технические и хозяйственные службы академии.

Начальник отдела охраны труда и техники безопасности Толкачев О.В. сообщил, что за отчетный период Государственным Комитетом Гортехнадзора Донецкой Народной Республики была проведена плановая проверка соблюдения требований законодательных и нормативных актов об охране труда и промышленной безопасности в академии. По итогам проверки выявлены замечания, которые, были устранены в кратчайшие сроки. Докладчик отметил, что замечаний, связанных с несвоевременным прохождением инструктажей, ведением документации по охране труда не выявлено.

За прошедший год, с июня 2018 года Министерством труда и социальной политики ДНР был проведен конкурс по охране труда «Успех и безопасность – 2019», в котором академия была награждена Почетной грамотой за занятое 3 место в номинации «Лучшая бюджетная организация по созданию безопасных условий и охраны труда».

В настоящее время Государственным пожарным надзором МЧС ДНР проводится ежегодная плановая проверка помещений и территории академии на соответствие требованиям пожарной безопасности.

Исходя из анализа, проведенного по итогам предыдущих проверок, для устранения большей части замечаний, Олег Владимирович считает, что необходимо:

1) выполнение проектов и расчетов, связанных с обеспечением объектов пожарным водоснабжением, реконструкцией существующих объектов академии согласно новым требованиям к объемно-планировочным решениям зданий, определением класса, зоны и категории ряда помещений;

2) значительное финансирование данных мероприятий.

В связи с этим, по итогам проведения плановой проверки соблюдения требований пожарной безопасности, копии предписания предлагается передать на профильные кафедры для рассмотрения данных замечаний как заданий на проектирование студентам и возможного дальнейшего использования данных работ при оформлении проектно-сметной документации и выполнении работ по устранению выявленных проверкой замечаний.

В заключение своего доклада Толкачев О.В. отметил ответственное отношение должностных лиц, отвечающих за противопожарное состояние в структурных подразделениях академии, к содержанию вверенных им объектов.

Постановили:

Информацию о состоянии трудовой дисциплины, пожарной безопасности и охраны труда в академии в 2019/2020 учебном году принять к сведению.

  1. О результатах работы Учебно-методического объединения (УМО) по направлениям подготовки 08.00.00 и 07.00.00, Учебно-методических комиссий (УМК) факультетов академии.

Д.т.н., профессор,  проректор по учебной работе Нездойминов В.И. ознакомил членов Ученого совета с приказом МОН ДНР № 302 от 05.04.2017 г. «Об утверждении перечня учебно-методических объединений в системе высшего профессионального образования Донецкой Народной Республики». На основании этого приказа был утвержден Перечень учебно-методических объединений в системе высшего образования Донецкой Народной Республики. В этот перечень вошло учебно-методическое объединение по направлениям подготовки 08.00.00 «Строительство» и 07.00.00 «Архитектура». Докладчик озвучил состав совета УМО по данным направлениям в количестве 15 человек и отметил, что он является председателем данного совета. 

Докладчик ознакомил с основными вопросами, рассматриваемыми УМО в течение 2018-2019 учебного года, а также с основными результатами работы.

Проректор по учебно-методической работе и профессиональному образованию, д.т.н., профессор Севка В.Г. представила информацию о работе учебно-методического совета академии и учебно-методических советов факультетов. Она сообщила о локальных нормативных актах, на основании которых работают данные комиссии, озвучила их составы, а также охарактеризовала основные результаты работы за 2018-2019 гг.

 

 

Постановили:

  1. Отчеты о работе Учебно-методического объединения по направлениям подготовки 08.00.00 и 07.00.00, Учебно-методического совета ГОУ ВПО «ДОННАСА», Учебно-методических комиссий факультетов за 2018/2019 учебный год.
  2. Рекомендовать активизировать работу по формированию контингента специальностей 08.05.01 – Строительство уникальных зданий и сооружений, 08.05.03 – Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и тоннелей, в том числе за счет выпускников СПО. Провести работу по подготовке к аккредитации указанных специальностей на протяжении 2019/2020 учебного года.

Ответственные – Мущанов В.Ф., Братчун В.И. Срок – до 30.06.2020 г.

  1. Членам УМО по укрупненной группе 35.00.00 «Сельское, лесное и рыбное хозяйство» инициировать работу по разработке и утверждению ГОС ДНР для образовательного уровня «магистратура» направления подготовки 35.03.10 «Ландшафтная архитектура».

Ответственные – Гайворонский Е.А., Бенаи Х.А. Срок – до 30.06.2020 г.

  1. УМО по направлению подготовки 08.00.00 и 07.00.00 включить в план работы на 2019/2020 год мероприятия по разработке ГОС ДНР с учетом профессиональных стандартов.

Ответственный – Нездойминов В.И. Срок – до 30.06.2020 г.

  1. Выпускающим кафедрам обеспечить проведение систематической работы по изучению мнения работодателей о качестве подготовки выпускников Академии, получению отзывов от работодателей.

Ответственные – Заведующие выпускающими кафедрами.  Срок – до 30.06.2020 г.

  1. Внести в план работы УМС ГОУ ВПО «ДОННАСА» на 2019/2020 учебный год разработку формы и содержательной части Структурно-логических схем по реализуемым основным образовательным программам.

Ответственный – Севка В.Г. Срок – до 01.09.2019 г.

  1. Завершить подготовку проектов локальных нормативных актов, обновление редакции документов, организовать работу по обсуждению документов и представить на утверждение Ученым советом.

Ответственные – Севка В.Г., члены  УМС. Срок – до 01.09. 2019 г.

  1. Провести разъяснительную работу содержательной части локальных нормативных актов среди профессорско-преподавательского состава. Обеспечить их исполнение участниками образовательного процесса.

Ответственные – заведующие кафедрами. Срок – до 3.06.2019 г.

  1. Обеспечить разработку шаблонов документов для использования их в ЭИОС ГОУ ВПО «ДОННАСА».

Ответственные – Севка В.Г., Назим Я.В. Срок – до 30.12.2019 г.

  1. Организовать контроль исполнения Плана издания учебной и учебно-методической литературы, провести внутренний аудит методического обеспечения читаемых дисциплин.

Ответственные – Севка В.Г., Сухина А.А., УМС, УМК факультетов, деканы, заведующие кафедрами. Срок – до 1.09.2019 г.  

  1. Ежегодно планировать к передаче в IPR BOOKS не менее 2 учебных пособий и 5 учебно-методических пособий на 10 ставок профессорско-преподавательского состава кафедр.

Ответственные – заведующие кафедрами. Срок – постоянно.

  1. Обеспечить выполнение Планов работы УМС, УМК факультетов, ежегодно представлять рекомендации и предложения по улучшению учебно-методической работы Академии.

Ответственные – Севка В.Г., УМС, деканы, УМК факультетов. Срок – постоянно.

  1. О состоянии культурно-эстетического воспитания студенческой молодежи академии и развития у них духовной культуры.

Проректор по научно-педагогической и воспитательной работе, к.т.н., профессор Левченко В.Н. считает, что вопросы культурно-эстетического воспитания будущих инженеров-строителей, механиков, архитекторов и экономистов важны не только с точки зрения цивилизованного гражданского общества, но и с позиции их будущей профессиональной деятельности. Важной задачей культурно-эстетического воспитания является гармонизация воспитания и самовоспитания студентов с ориентацией на личность.

Принципиально важным для учебно-воспитательного процесса является постулат, что уровень эстетической культуры выпускников во многом зависит от уровня корпоративной культуры самого учебного учреждения. Именно корпоративная культура предполагает не только создание в вузе педагогически воспитывающей среды, но и общей атмосферы, способствующей развитию умений, навыков и талантов молодежи. Поэтому вопросы эстетического воспитания студентов постоянно находятся в центре внимания наших педагогов. Главное заключается в том, что общекультурная подготовка обращена не только и не столько на профессиональную сторону образования, сколько на формирование целостной личности.

Весь учебный процесс в академии – это накопление знаний, которые в конечном итоге не могут не отразиться на культурном уровне наших студентов.

Безусловно, наибольшие возможности для культурно-эстетического воспитания и духовного развития студентов заложены в гуманитарных дисциплинах. Изучение студентами истории, политологии и социологии, дисциплин философского цикла, родного и иностранных языков углубляет полученные ранее базовые знания в области гуманитарной культуры. Специальные дисциплины не имеют таких широких возможностей для решения специфических воспитательных задач в ходе учебного процесса и вне его. По существу, изучение каждого из этих предметов, содержание каждой темы гуманитарных курсов имеет воспитательную направленность.

Задача всех гуманитарных дисциплин состоит в создании особой благоприятной среды и выработке заинтересованного отношения к культуре. Созданию такой среды способствует, прежде всего, знакомство с духовной, культурно-эстетической и этической составляющей таких предметов философского цикла, как: «Философия», «Культурология», «Этика и эстетика». Они направлены на воспитание интереса к культуре, на формирование потребности в культуре, на раскрытие творческих способностей и самостоятельного творческого мышления. Аудиторные занятия, проводимые в интерактивной форме в нашей академии, предоставляют студентам возможность просматривать видеофильмы и презентации, совершать заочные путешествия в мир культуры и искусства, включая историю отечественной культуры, виртуально посещать лучшие спектакли, музеи, художественные галереи мира, знакомиться с выдающимися деятелями культуры. Существенное значение для решения насущных задач культурно-эстетического воспитания приобретает работа кружков и клубов для студентов, которыми руководят преподаватели наших гуманитарных кафедр. Все они вносят свою лепту в воспитание культурных ценностей и ориентиров наших студентов, но особенно следует отметить такие клубы и объединения, как: «Клуб философских встреч», «Донбасс: история, культура, современность», «Воспитание как отражение национального мировоззрения», «Основы духовной культуры», «Музыкальная культура Донбасса», «Занимательно о русском языке», «Философия и поэзия». Работа этих кружков способствует выработке у студентов эстетического восприятия. Однако приходится признать, что количество таких кружков и студентов, проявляющих интерес к их работе, на гуманитарных кафедрах стало меньше, что по нашему мнению связано не только с объективными причинами.

Следует отметить, что руководители клубов, а их у нас 19, не только знакомят студентов с шедеврами культуры прошлого, но и учитывают интересы самих студентов. Именно это побудило руководителя клуба философских встреч доцента Северилову П.В. организовать дискуссию о феномене массового сознания. Значимым событием в воспитательной работе кафедры истории и философии стал семинар, посвященный Всемирному Дню философии, собравший преподавателей кафедры, гостей, студентов первого и второго курсов, магистрантов и аспирантов. Состоялся разговор о серьезных вещах: становлении мировой культуры, предназначении человека и подлинных ценностях. Почетным гостем стал отец Игорь (Мельникович), наш выпускник, а теперь священник Русской Православной церкви, он также принял участие в семинаре «Борьба за слово», посвященном славянской письменности и культуры.

Кружок «Основы духовной культуры» дает студентам возможность прикоснуться к таким знаниям, которые не включены в программы учебных курсов, но составляют основу нравственности современного человека. Виктор Николаевич отметил, что привлечение представителей православной церкви ко всем общественно значимым событиям способствует повышению духовной культуры студентов, предупреждению радикализации молодежи и вовлечению их в экстремистскую и иную противоправную деятельность.

Работает кружок «Донбасс: история, культура, современность», а слушатели кружка «Философия и поэзия» имели возможность познакомиться не только с поэтическим творчеством философов разных исторических эпох, но и с современной поэзией Донбасса.

Центрами популяризации народных традиций являются научно-методические центры «Светлица» и «Донбасс многонациональный» — музеи народного быта, традиций и ремесел. О работе этих центров говорили много раз, но Виктор Николаевич еще раз отметил, что работа этих центров – это воспитание и привитие нашим студентам культурных национальных ценностей и этических норм.

Большую работу в воспитании студентов проводит кафедра иностранных языков, которая знакомит студентов с памятниками мировой культуры, включая произведения мирового киноискусства, с культурными традициями стран изучаемого языка. Студентов привлекают к участию в разнообразных конкурсах, тематика которых связана  с мировой культурой и искусством в целом, например, конкурс – выставка фоторабот студентов «Донбасс – наш край родной». Также кафедра иностранных языков и педагогики высшей школы и кафедра прикладной лингвистики и коммуникации провели два больших праздника во Дворце студентов, посвятив их страноведческой тематике и Дню родного языка. Это, действительно, было не просто красиво и эстетично, но и познавательно.

Отдельно Виктор Николаевич отметил работу кафедры физического воспитания, во главе с заведующим кафедрой Поповым В.И. Сотрудники кафедры ведут настоящую борьбу за то, чтобы наши студенты были физически здоровы, исповедуя девиз «В здоровом теле – здоровый дух». В спортивных залах проходят  спортивные соревнования, спортзалы наполнены тренирующимися студентами и детскими группами до позднего вечера. И тот факт, что наши студенты показывают очень хорошие результаты в Республиканских и Международных соревнованиях – доказательство упорного труда коллектива кафедры. Виктор Николаевич выразил им благодарность.       

Практически все преподаватели гуманитарных кафедр уже много лет являются членами лекторской группы, которая проводит беседы со студентами на академических часах, за что совет по воспитательной работе им очень благодарен.

Эстетическое воспитание будущих специалистов предусматривает использование духовно-культурного потенциала всех учебных дисциплин, а не только гуманитарных. Виктор Николаевич считает, что одна из непростых задач здесь – выявление специфического эстетического потенциала этих дисциплин и его реализация в учебном процессе. В такой образовательной модели формирование эстетической культуры личности осуществляется более широко и целостно – в единстве воспитания и обучения. Наиболее действенными помощниками совета по воспитательной работе в этом направлении стали кафедры и деканаты факультетов инженерных и экологических систем, экономического факультета, и, конечно, архитектурного. Виктор Николаевич отметил, очень важно, что предлагаемая ими тематика носит познавательный, а не узконаправленный характер, что позволяет проводить такие беседы со студентами разных специальностей. Слабее других эта работа проводится на кафедрах Строительного факультета. В качестве общего тезиса для фундаментальных и специальных кафедр на будущий год мы предлагаем присоединиться к теме, предложенной и читаемой доцентом кафедры высшей математики Чудиной Е.Ю. «Эстетика точных наук». 

В этом полугодии  в соответствии с решением Ученого совета на младших курсах начали на академических часах проводить беседы, посвященные истории кафедр и эта тематика будет продолжена и в следующем семестре.

Виктор Николаевич отдельную благодарность выразил декану Архитектурного факультета Бенаи Х.А.  за то, что руководство факультета поддержало еще одно наше начинание, а именно, привлечение студентов магистрантов архитектурного факультета к проведению бесед на других факультетах с темами, основанными на их проектах. Ведь профессиональная деятельность архитектора или дизайнера подразумевает наличие определенного уровня культуры и знаний из области культуры, истории, архитектуры, градостроительства разных стран и народов, знания законов рисунка, живописи, теории цвета и пропорций, то этот процесс начинается с самого первого курса и длится практически до окончания вуза. В качестве примера Виктор Николаевич привел многолетнюю работу неутомимого воспитателя чувства прекрасного у своих студентов – доцента Дерезы А.Ф., который по субботам организует выезды студентов для занятий живописью на пленэр, а результат этого творчества – ежегодные выставки, проводимые в выставочном комплексе «АРТ-Донбасс».

Работа, связанная с культурно-эстетическим воспитанием и духовным развитием ведется и на других факультетах. По инициативе деканатов и кураторов организуются походы в театр, ботанический сад, выставки и музеи г. Донецка. Экономический факультет является инициатором многих очень полезных начинаний, одно из них – это беседы об истории казачества, которые проводят представители Международного объединения «Казачество Донбасса» и организует кафедра менеджмента.

Механический факультет провел День факультета в виде заседания клуба «Что? Где? Когда?» и на сцене была команда знатоков-преподавателей во главе с деканом факультета Бумагой А.Д. Воспитательный эффект такого мероприятия неоспорим.

Докладчик считает, что в вопросах культурно-эстетического воспитания важен личностно-ориентированный подход, так как это систематическое и целенаправленное воздействие на внутренний мир человека и развивает у него чувство прекрасного, умение видеть красоту в природе, произведениях литературы и искусства, формирование у него высоких эстетических вкусов, умения давать правильную оценку как произведениям искусства, так и поступкам людей.

Такие возможности для развития своих интересов в гуманитарной сфере открывает Факультет культуры, руководимый доцентом Новиковой Ю.Н. Сегодня он включат 21 школу. Индивидуальный подход в развитии творческого потенциала гарантируют такие школы: «Пленэрная живопись», «Ландшафтная архитектура», «Скульптура», «Живопись», «Планета земля – наш дом», «Практическая журналистика», «Музыкальная культура Донбасса», историко-патриотический клуб и другие.

Культурно-эстетическое воспитание – процесс многогранный, включающий в себя самые разнообразные формы воздействия на личность студента. И в этой системе, считает Виктор Николаевич, Дворец студентов располагает своими специфическими способами воспитания молодежи. Сегодня интересы и приоритеты молодых людей сильно изменились. Основные позиции отвоевывает Интернет, массовое шоу и ночные клубы. Их воздействие на формирующуюся личность далеко не всегда лучшее. При такой весьма неблагоприятной конкуренции Дворцу студентов удалось оставаться очагом настоящего художественного воздействия.

Все проводимые мероприятия имеют свою направленность, задачи и способы их воплощения. Наши праздничные традиционные мероприятия, такие как: «Посвящение в студенты», «Вручение дипломов», «Студенческий Олимп»; мероприятия, посвященные Дню Победы; юбилейные мероприятия; «Дни институтов и факультетов» имеют, как правило, гражданско-патриотическую и социальную ориентацию. Наша задача поддержать высокий культурно-эмоциональный уровень этих мероприятий, делая их каждый раз открытием не только для зрителей, но и для всех участников. Очень существенное направление работы Дворца студентов совместно со студенческими организациями – это конкурсы художественного студенческого творчества, например, «Дебют первокурсника». Цель Дворца студентов – уводить молодежь от утилитарного искусства, воспитывать эстетический вкус и интерес к лучшим произведениям музыкальной культуры и художественного слова.

В академии проводится также много других мероприятий развлекательного характера: игры команд КВН, конкурс «Мисс и Мастер ДОННАСА», праздники в студгородке и многие другие.

Виктор Николаевич отметил, что сегодня мы отметили важность и значение тех мероприятий, которые оказывают подлинное воспитывающее культурно-эстетическое и духовное влияние на наших студентов.

Неотъемлемым элементом процесса эстетического воспитания является и библиотека, пропагандируя книгу, организуя выставки, проводя разнообразные беседы со студентами на академических часах.

По окончанию своего доклада Виктор Николаевич отметил, что культурно-эстетическое воспитание играет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в  его отношении к труду, к искусству и к жизни в целом. Виктор Николаевич доклад окончил словами: «Нельзя вырастить полноценного человека  без   воспитания в нем чувства прекрасного (Робиндронат Тагор).          

Слушали:

В обсуждении вопроса приняла участие декан факультета экономики, управления и информационных систем в строительстве и недвижимости, к.э.н., доцент Веретенникова О.В. с информацией о мероприятиях культурно-эстетического воспитания, в которых принимали участие студенты факультета. Председатель студенческой секции первичной профсоюзной организации ГОУ ВПО «ДОННАСА» к.т.н. Кондрыкинсая А.В. проинформировала о мероприятиях культурно-творческой жизни у студенческой молодежи ГОУ ВПО «ДОННАСА».

Постановили:

  1. Продолжить целенаправленную работу по культурно-эстетическому и духовному развитию студентов.

Срок: постоянно.

  1. Предложить деканатам Строительного, Механического, Архитектурного факультетов и Факультета инженерных и экологических систем в строительстве провести дебаты или другие мероприятия, способствующие повышению (развивающие) культуры речи студентов.

Срок: 2019-2020 учебный год. Ответственные: заместители деканов факультетов по воспитательной работе.

  1. Заслушать отчеты руководителей школ Факультета культуры на совете по воспитательной работе.

Срок: сентябрь 2019 г. Ответственный: проректор Левченко В.Н.

  1. Провести цикл бесед на академических часах «Эстетика точных наук», для чего техническим и специальным кафедрам дать свои предложения о лекторах в совет по воспитательной работе.

Срок: сентябрь 2019 г. Ответственные: заведующие кафедрами.

  1. Заслушать отчеты кураторов академических групп, получивших низкий уровень аттестации в группах.

Срок: май – июнь 2019 г. Ответственные: заместители деканов факультетов на заседаниях советов факультетов.

image_pdfimage_print