Заседание 28.12.2020 г.

Протокол №4 заседания Ученого совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» от 28 декабря 2020 года

  1. Информация о результатах приема в аспирантуру и докторантуру в 2020/2021 учебном году. Об утверждении тем аспирантов и соискателей 1-го года обучения.

Проректор по научной работе д.т.н., профессор Мущанов В.Ф. сообщил, что на сегодняшний день в аспирантуре обучается 37 человек (18 очная форма обучения, 19 заочная форма обучения). Все аспиранты обучаются на бюджетной форме. В докторантуре обучается 1 человек.

В целом над кандидатскими диссертациями работает 54 человека: 37 аспирантов, 16 соискателей (все на бюджетной форме обучения), 1 сотруднику утверждена тема исследования и научный руководитель. Официально на настоящий момент в различном статусе над докторскими диссертациями в академии работает 9 человек. Динамика движения кадров в отчетном 2019-2020 учебном году характеризуется следующими показателями:

— завершили обучение с выполненным индивидуальным планом обучения 7 аспирантов, отчислены по собственному желанию 3 аспиранта;

— в отпуске по уходу за ребенком находится 1 аспирантка;

— в связи с окончанием срока прикрепления и выполненным индивидуальным планом откреплены 5 соискателей;

— прикреплены:

— в качестве соискателей степени кандидата наук 11 человек. Одному сотруднику решением Ученого совета утверждена тема диссертационного исследования и назначен научный руководитель;

— прикреплен в качестве соискателя докторской диссертации 1 человек.

Итоговую аттестацию проходили 7 аспирантов и 5 соискателей степени кандидата наук. Промежуточную годовую аттестацию проходили 50 человек (39 аспирантов, 1 докторант, 10 соискателей степени кандидата наук).

Не проходили промежуточную годовую аттестацию в период до 15.11.2020 г.: 1 аспирант (декретный отпуск) и 7 соискателей, аттестация которых перенесена на 10.01.2020 г. Один соискатель откреплен в связи со смертью научного руководителя. Таким образом, аттестованы все, проходившие аттестацию.

Докладчик отметил, что на ноябрьском заседании Ученого совета в 2020 г., получено разрешение на прием обучения по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в рамках контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета ДНР в количестве 6 мест (4 места по очной форме обучения и 2 места по заочной форме обучения), на которые успешно осуществлен прием.

Далее докладчик коснулся вопроса о плане-заявке на прием в аспирантуру и докторантуру в 2021 г. Учитывая, что в принятом в 2018 г. «Перспективном плане формирования кадрового состава ГОУ ВПО «ДОННАСА» на 2018-2022 гг.» на 2020 г. плановых показателей не формировалось, к сожалению, видимо этот факт в сочетании с нежеланием ответственно относится к подготовке кадров приводит к следующим плачевным результатам:

а) в части эффективности работы аспирантуры:

На прошлом заседании ученого совета было проанализировано состояние подготовки кадров на кафедрах и факультетах академии. В результате этого анализа были сделаны особые акценты, связанные как с необходимостью расширения приема в аспирантуру, так и повышения эффективности ее работы, выражающейся в защитах диссертационных работ. Традиционно эти цифры представляются в отчетной документации в МОН ДНР в целом по академии и специальностях. Докладчик предложил рассмотреть эту деятельность за период существования нашей Республики по отдельным кафедрам и факультетам и оценить, как же кафедры используют возможность бюджетной формы подготовки аспирантов и, тем самым, вносят свой вклад в комплектование научно-педагогических кадров академии.

Представлена таблица анализа эффективности подготовки кадров по кафедрам и факультетам за период 2014 – 2020 гг. Анализируя данные, приведенные в таблице, докладчик отметил:

— из 30 кафедр, анализировалось 25 кафедр. Отдельные не рассматривались, так как за обозначенный период им не выделялись места для бюджетной подготовки аспирантов и на этих кафедрах не проходили защиты диссертаций;

— наибольший вклад в подготовку кадров для академии внесли кафедры: «Теплотехника, теплоснабжение и вентиляция» – 7 защит, «Специализированные информационные технологии и системы» – 5 защит; «Высшая математика и информатика», «Архитектурное проектирование и дизайн архитектурной среды», «Менеджмент строительных организаций» — по 4 защиты; «Автомобильные дороги и аэродромы», «Теоретическая и прикладная механика» — по 3,5 защиты; «Городское строительство и хозяйство», «Экономика, экспертиза и управление недвижимостью» — по 3 защиты. Данные кафедры в сумме обеспечили 65% всех защищенных диссертаций за период исследования.

— 3 кафедры из 21, которым выделялись бюджетные места на подготовку аспирантов, имеют нулевые показатели эффективности подготовки аспирантов.

Выполнено решение Ученого совета академии в части сдачи в диссертационные советы академии 8 подготовленных к защите диссертационных работ:

— в диссертационный совет Д 01.006.02 – 7 работ (1 докторская диссертация и 6 кандидатских диссертаций);

— в диссертационный совет Д 01.005.01 – 1 кандидатская диссертация.

б) в части эффективности приема в аспирантуру в 2021 г. представлен проект контрольных цифр приема лиц на обучение в аспирантуре академии в 2021 г., а также его фактические показатели.

в) в части эффективности перспективного плана защит на 2021-2022 гг. представлена информация по планируемым защитам с разбивкой по месяцам. В целом запланировано 24 защиты:

— по совету Д 01.006.02 – 16 защит (2 – докторские, 14 – кандидатские);

— по совету Д 01.005.01 – 4 защиты (1 – докторская, 3 – кандидатские);

— по совету Д 01.023.03 – 2 защиты (кандидатские);

— 2 защиты в других вузах.

Докладчик отметил, что из представленной информации можно сделать вывод: прием в аспирантуру не эффективен, а из запланированных на 2021 г. защит лишь 14 (52%) являются такими, когда и сдача работ в совет и защита запланированы на 2021 г. (значительная часть – переходные с 2020 на 2021 г.).

Далее докладчик представил информацию о прикреплении новых соискателей для подготовки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, прикреплении лиц для подготовки диссертации на соискание ученой степени доктора наук, изменении темы диссертации, заявлениях кандидатов наук на руководство аспирантами и соискателями. Докладчик предложил проголосовать и утвердить:

— научных руководителей и научных консультантов для аспирантов, докторантов, соискателей;

— темы научных исследований аспирантов, докторантов, соискателей;

— по представленным заявлениям кандидатов наук, доцентов разрешить им руководство аспирантами и соискателями.

Постановили:

  1. Утвердить план показателей приема в аспирантуру в 2021-2022 учебный год в представленном виде. Заведующим кафедрами и научно-педагогическим работникам, осуществляющим подготовку аспирантов (докторантов) осуществлять постоянный мониторинг состояния вопроса с учетом возможного перераспределения контрольных цифр приема аспирантуры по итогам приемной компании. Ответственные: заведующий аспирантурой, заведующие кафедрами, проректор по научной работе. Срок – постоянно 2021 г.
  2. План защит диссертаций на 2021 г. утвердить в представленной редакции с учетом высказанных замечаний и предложений. Ответственный – проректор по научной работе. Срок – январь.
  3. Утвердить научных руководителей и научных консультантов для аспирантов, докторантов, соискателей согласно списку.
  4. Утвердить темы научных исследований аспирантов, докторантов, соискателей.
  5. Разрешить руководство аспирантами, соискателями степени кандидатам наук согласно списку.

 

  1. Утверждение планов выпуска научных изданий академии («Вестник ДОнНАСА», «Металлические конструкции», «Современное промышленное и гражданское строительство», «Экономика строительства и городского хозяйства», «Строитель Донбасса»), публикаций в международных наукометрических базах данных на 2021 г.

Проректор по научной работе д.т.н., проф. Мущанов В.Ф. предоставил на утверждение «План выпуска научных изданий ГОУ ВПО «ДОННАСА». Докладчик сообщил, что данный документ не претерпел существенных изменений и идентичен по выпускам и периодичности изданий прошлогоднему плану, а именно:

— сетевое издание «Вестник Донбасской национальной академии строительства и архитектуры» (6 выпусков);

— сетевое издание «Металлические конструкции» (4 выпуска);

— сетевое издание «Современное промышленное и гражданское строительство» (4 выпуска);

— сетевое издание «Экономика строительства и городского хозяйства» (4 выпуска);

— журнал «Строитель Донбасса» (4 выпуска).

Примечание: материалы именных конференций Академии, запланированных к проведению в 2021 г. будут сопровождаться изданием электронных сборников материалов конференций, а наиболее весомые статьи будут печататься в сетевых изданиях академии, выход в свет которых соотносится со сроками проведения конференции.

Докладчик сообщил информацию о сроках выхода изданий Академии на 2021 г.

Прежде чем огласить проект «Плана изданий научных монографий в 2021 г.», докладчик предложил обратить внимание на выполнение позиций аналогичного плана 2020 г., которым предусматривалась подготовка 8 изданий:

— кафедра «Технологии строительных конструкций, изделий и материалов» – 2 позиции;

— кафедры «Инженерная геодезия», «История и философия», «Техногенная безопасность», «Менеджмент строительных организаций», «Теоретическая и прикладная механика», «Автомобильные дороги и аэродромы» — по 1 позиции.

Подводя итоги, докладчик отметил, что издано по плану – 2 научные монографии; издано вне плана – 4 научные монографии; перенос на 2021 г. – 6 научных монографий.

Далее был представлен перспективный «План издания научных монографий на 2021 г.» в разрезе кафедр:

— кафедра «Технологии строительных конструкций, изделий и материалов» — 2 монографии;

— кафедра «Инженерная геодезия» — 2 монографии;

— кафедра «История и философия» — 1 монография;

— кафедра «Техногенная безопасность» — 1 монография;

— кафедра «Менеджмент строительных организаций» — 1 монография;

— кафедра «Экономика, экспертиза и управление недвижимостью» — 1 монография;

— кафедра «Железобетонные конструкции» — 1 монография;

— кафедра «Автомобильные дороги и аэродромы» — 1 монография;

— кафедра «Наземные транспортно-технологические комплексы и средства» — 1 монография.

Относительно публикаций в изданиях, входящих в ведущие международные наукометрические базы данных SCOPUS и Web of Science, докладчик предложил обратить внимание на следующие моменты:

— что касается выполнения плана публикаций на 2020 г., то кафедрами опубликовано и проиндексировано в базе данных 27 научных работ вместо заявленных 24 работ;

— выполнение плана обеспечено усилиями 13 кафедр.

Следует отметить выполнение и, даже, перевыполнение заявленных позиций кафедрами «Основания, фундаменты и поземные сооружения», «Специализированные информационные технологии и системы», «Физика и физическое материаловедение», «Автомобильный транспорт, сервис и эксплуатация»;

выполнение плана изданий кафедрами «Технологии строительных конструкций, изделий и материалов», «Теоретическая и прикладная механика», «Техногенная безопасность»);

невыполненными или недовыполненными остались позиции, заявленными другими кафедрами академии.

Выполнение плана было обеспечено ранее не запланированными публикациями кафедр «Высшая математика и информатика», «Железобетонные конструкции», «Технологии и организации строительства», «Автомобильный транспорт, сервис и эксплуатация».

Далее докладчик представил перспективный «План публикаций в изданиях, включенных в международные наукометрические базы данных на 2021 г.». Согласно плану на 2021 г. 16 кафедрами заявлено 25 публикаций.

В связи с изложенной информацией докладчик предложил ректору более строго подходить к вопросу невыполнения утвержденных планов не только учебно-методических, но и научных публикаций научно-педагогическим работникам академии при анализе итогов выполнения индивидуального плана, а, следовательно, и при назначении различного рода надбавок, разрешений для работы по совместительству и т.д.

Постановили:

  1. Утвердить «План выпуска научных изданий ГОУ ВПО «ДОННАСА в 2021 г.».
  2. Утвердить «Плана изданий научных монографий в 2021 г.».
  3. Утвердить «План публикаций в изданиях, включенных в международные наукометрические базы данных на 2021 г.».
  4. Роль гуманитарного образования в нравственном воспитании личности.

Начальник Центра гуманитарной и довузовской подготовки к. филол. н., доцент Назар Роман Николаевич предоставил информацию о роли гуманитарного образования в нравственном воспитании личности.

Докладчик отметил, что одной из стратегических задач высшего образования является создание условий для формирования образованной, творческой личности гражданина, а также для реализации его природных задатков и возможностей в образовательном процессе. В формировании личности студента, будущего инженера (строителя, механика), архитектора, менеджера, экономиста значительная роль принадлежит гуманитарному образованию.

Долгое время в технических вузах формировался такой подход, при котором основное внимание уделялось техническим дисциплинам, тогда как обществоведческие и гуманитарные учебные дисциплины считались второстепенными. Не отрицая прагматических достижений такого подхода к техническому образованию, следует отметить, что студенты технических вузов – это будущие руководители производства.

Главными проблемами, которые встанут на их пути, будут проблемы работы с людьми, а не только принятие технических решений. Докладчик считает, что остро стоит проблема несоответствия технического прогресса  духовному прогрессу. Социологические опросы показывают, что лишь 15 % успеха руководителя зависит от его инженерно-технической выучки, остальные – от умения общаться с коллегами, личных качеств и способностей управлять людьми.

Также необходимо по-настоящему поднимать рейтинг гуманитарных предметов, показать естественность гуманитарных знаний, как преподавателям, так и студентам технических вузов.  Ведь фактически только гуманитарные предметы в системе образования сегодня способствуют развитию в студентах человеческого начала: нравственности, ответственности, совести, толерантности и т.д.

Этот процесс в первую очередь зависит от качества преподавания гуманитарных дисциплин.

В 2018 г. Факультет гуманитарной подготовки реорганизован в Центр гуманитарной и довузовской подготовки в состав которого входят кафедры «История и философия», «Иностранные языки и педагогика высшей школы», «Прикладная лингвистика и межкультурные коммуникации», «Физическое воспитание и спорт», деятельность которых направлена на гуманитарную и физическую подготовку студентов в сочетании с профессиональной квалификацией будущих специалистов, что является одной из самых актуальных проблем деятельности высших учебных заведений технического профиля и нашей академии в частности. Далее информация была представлена на слайдах.

Среди главных структурных элементов гуманитарного образования выделяются: философская, политическая и социологическая, историческая, культурологическая, филологическая (изучение русского и иностранных языков), этическая и эстетическая составляющие; эколого-естественная и экономическая подготовка; правовое образование; психолого-педагогическая подготовка; система знаний и навыков, обеспечивающих здоровый образ жизни – физвоспитание. Анализируя роль гуманитарных предметов в преподавании и воспитании студентов академии, прежде всего, нужно подумать о том, какой важный вклад эти дисциплины вносят в творческий потенциал, в культурное и нравственное развитие.

Иногда студенты не могут правильно заполнить документы, высказать свои мысли, быть вежливыми и воспитанными в общении со сверстниками и старшими. Инженеру, архитектору, механику, например, необходимо понять, где заканчивается технический прогресс, а начинается этика и эстетика жизни. Любой специалист должен чувствовать, где начинаются нравственные аспекты его деятельности, и в чем заключается его личная ответственность за ее результаты. Вуз должен учить студента иметь собственное мнение, должен стать школой мышления, а не школой запоминания и воспроизведения информации.

Потребность в самообразовании, в духовной самостоятельности, критическая направленность мышления – это черты которые необходимо прививать современному студенту. При этом образование и воспитание служат основой, которая формирует тенденции гуманизации общества, его основные качественные характеристики, уровень цивилизованности. На академических часах преподаватели гуманитарных кафедр постоянно читают лекции воспитательного характера, организуют для студентов экскурсии в музей истории академии, музей Великой Отечественной войны, УМЦ «Светлица»  и «Донбасс многонациональный»; работу целого ряда кружков и секций (более 25).

Сегодня ценятся такие качества профессиональной подготовки специалиста, как умение устанавливать контакты с людьми, искусство общения, способность достигать поставленных целей, организаторские способности, аналитическое мышление. Такая подготовка реализуется у нас в академии.

Кафедры гуманитарного цикла регулярно проводят со студентами конференции «Язык и культура», «Наука и мир в языковом пространстве», «Гуманитарные аспекты высшего профессионального образования», студенческая апрельская конференция по итогам которых издаются сборники трудов, внесенные в базу РИНЦ), олимпиады, круглые столы, концерты, тематические вечера и мероприятия с приглашением народных мастеров, поэтов и писателей, служителей УПЦ МП; тематические и виртуальные экскурсии в музеи и учебно-методические центры не только Академии, а и нашей Республики: (Библиотека им. Н.К. Крупской, Донецкий и Макеевский краеведческие музеи).

За период с 2018 г. по 2020 г. студенты академии под руководством преподавателей приняли участие в Республиканских олимпиадах по истории, английскому и русскому языках, конкурсах, 50 конференциях, 165 спортивных соревнованиях различного уровня, подготовили в соавторстве с преподавателями более 260 статей и тезисов.

Во время карантина кафедры свое взаимодействие со студентами по учебно-воспитательной работе перевели в виртуальный режим, о чем свидетельствовали регулярные публикации на сайте академии. Также происходит интеграция студентов академии со студентами других вузов ДНР, ЛНР, РФ (Воронеж, Белгород, Петрозаводск, Москва, Санкт-Петербург и др.), Белоруссии и Приднестровья посредством участия и проведения совместных конференций, круглых столов и т.д.

Также хотелось бы отметить, что с 2018 г. Центр гуманитарной и довузовской подготовки организует работу подготовительных курсов по дисциплинам: «Математика» и «Рисунок и композиция». Важно отметить, что преподаватели не только обучают абитуриентов, но и воспитывают, о чем свидетельствует статистика: 70% и 75% слушателей подготовительных курсов в 2019 и 2020 гг. стали студентами академии.

Докладчик отметил, что в условиях глобализации, распространения информационных технологий и виртуальной реальности открываются новые возможности обучения, развития интеллектуальных способностей, новых форм вербального и невербального, дистанционного и электронного общения и т.п. Но здесь существуют и деструктивные моменты. Сознание современного человека является объектом (и продуктом) конкурентной борьбы производителей информационной продукции, которых не интересует проблема развития личности. Существует опасность того, что человек может утратить способность к творчеству. Это, конечно, приводит к новым трудностям в усвоении гуманитарных идей и дисциплин. Трудности связаны также с распространением молодежных субкультур с их ценностями, формами общения и т.д. Все это необходимо учитывать в процессе работы со студентами. Именно поэтому важно соблюдать положения Концепции гуманизации и гуманитаризации высшего многоступенчатого инженерно-технического образования ГОУ ВПО «ДОННАСА», выполнять План учебно-воспитательной работы среди студентов на 2017-2027 гг. и План патриотического воспитания.

Таким образом, можно сделать вывод, что без воспитания нравственности и культуры личности настоящего творческого специалиста-профессионала и руководителя подготовить невозможно, а это воспитывается в процессе изучения гуманитарных наук.

Докладчик отметил, что для усиления гражданско-патриотической и воспитательной направленности в процессе преподавания гуманитарных дисциплин необходимо предпринять следующие шаги:

— более четко выделить пути повышения эффективности и оптимизации гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания студентов и придать данной деятельности соответствующий статус;   

— учитывать в содержании учебных курсов факторы, непосредственно влияющие на процесс гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания студентов;

— повышать роль всего профессорско-преподавательского состава в воспитательной деятельности;

— в процессе преподавания гуманитарных дисциплин использовать новые педагогические формы, методы и технологии.

Проректор по учебно-методической и воспитательной работе к.т.н., проф. Левченко Виктор Николаевич отметил, что организация воспитательной работы в академии всегда была довольно успешной, потому что она представляет собой цельную систему, в которую включены все кафедры академии, студенческие общественные организации и объединения, музеи и библиотека, сотрудники и Дворец студентов.

Воспитание – это процесс, который не дает мгновенных результатов, работа в этом направлении требует постоянства. К сожалению, этот учебный год нарушил непрерывность и постоянство этого процесса.

Гуманитарное образование – неотъемлемый и важный компонент всей системы подготовки будущих инженеров и архитекторов, и примеры предыдущего учебного года показывают, что преподаватели кафедр гуманитарного цикла учат студентов гуманистическому мышлению, активно привлекая их к участию в олимпиадах, конференциях и различных видах исследовательской и поисковой работы.

Тематика студенческих докладов и публикаций интересна, разнообразна и ориентирована на воспитание патриотизма и духовное становление студенческой молодежи. Во время апрельской конференции молодых ученых, аспирантов и студентов на четырех гуманитарных кафедрах работало 17 секций и 250 участников. При этом представлено 213 студенческих докладов.

Тематику некоторых из них следует отметить особо «Православные храмы в историко-архитектурном облике г. Макеевки», «Образ  народа-победителя в памятниках», «Языковый контакт с точки зрения социолога, психолога и лингвиста», «Великая Отечественная война в произведениях российских писателей», «Великая Отечественная война в истории моей семьи», «Искусство времен Великой Отечественной войны» и другие.

Докладчик отметил работу двух новых секций на кафедре истории и философии: «Избирательный процесс  на постсоветском пространстве», «Культурное наследие Донбасса», тематика  которых очень важна для нравственного воспитания наших студентов в широком смысле слова.

Каждая из кафедр гуманитарного цикла вносит свой весомый вклад в организацию воспитательного процесса в академии. Изучение каждого курса гуманитарного цикла дает ответ на вопрос о роли гуманитарного образования и воспитания в жизни человека. Каждый из нас может задать вопрос: для чего нам знание истории, религиозных заповедей, родного и иностранных языков, произведения мирового искусства и чему они учат? Ответ очевиден. Главной целью преподавания гуманитарных дисциплин становится формирование системы мировоззрения и представлений о том, что отличает человека как такового и что его характеризует. Это особенно важно в системе обучения в техническом вузе, в котором основное внимание уделяется техническим знаниям. При гуманитарных кафедрах работали кружки, клубы воспитательной направленности, такие как: «К истокам духовности», «Говорите и пишите по-русски правильно», «Музыкальная культура Донбасса», «Занимательно о русском языке», «Этнография родного края», «Этико-эстетическое развитие студентов», организованы психологический лекторий-практикум и социологический практикум.

Большие возможности для патриотического и нравственного воспитания заложены в физической культуре и спорте и коллектив кафедры физического воспитания и спорта реализует их в полной мере.

Все спортивные мероприятия посвящаются знаменательным датам, что в значительной мере мобилизует участников. Наши студенты охотно откликаются на все предложения внести свой вклад в развитие родного края и заботу о его людях. Они участвуют в донорском движении и благотворительных акциях.

Большую работу в этом направлении проводят наши студенческие организации (студенческий профком и студенческое самоуправление). Они совместно с факультетами инициируют такую работу в летний период. В рамках волонтерской деятельности была организована смена для детей с ограниченными физическими возможностями (118 чел.) в СОЛ «Монолит», подготовили культурно-развлекательную программу для воспитанников Макеевской специализированной школы-интерната № 36, подготовили Новогоднее представление для посетителей Харцызского детского социального центра, занимались привлечением наших студентов к участию в проекте «Детство без границ» и взаимодействие с общественной организацией для детей с ограниченными возможностями «Дельфины». Ко дню освобождения Донбасса студенческий координационный совет организовал уборку братской могилы и прилегающей территории в Червоногвардейском районе г. Макеевки.

Нравственное воспитание – это направление работы, которому уделяется постоянное внимание в академии и, которое оказывает влияние на формирование наших студентов и тесно связано со всеми другими направлениями воспитательного процесса. Со студентами младших курсов проводятся беседы, связанные с культурой поведения в общественных местах и в родной академии. Студенты привлекаются к участию в различных конкурсах, связанных со знанием родного языка. В частности, студенты академии поучаствовали в акции «Тотальный диктант» и республиканском народном тестировании «#ЯзнаюРУССКИЙ», посетили выставку «Год русского языка в Донецкой Народной Республике». В связи с юбилейными датами выдающихся русских писателей и поэтов А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.А. Крылова в группах проведены беседы, викторины на знание их творчества, организован просмотр документальных фильмов об их жизни и творчестве.

Серьезный вклад в нравственное воспитание студентов вносят музеи академии, достаточно широко проблемы нравственного воспитания затрагивались и на тематических академических часах. Вот некоторые темы таких бесед: «Самая большая победа – победа над собой», «Любовь, добро, благодеяние», «Хочу, чтобы меня понимали», «Память поколений», «Этикет поведения в общественных местах», «Культура речи и культура общения», «Правила студенческой этики, нормы поведения в стенах учебного заведения» и т.д.

Безусловно, важным элементом нравственного воспитания является серия дебатов на Факультете экономики, управления, информационных систем в строительстве и недвижимости, организуемых под руководством и при непосредственном участии д.э.н., доц. Веретенниковой О.В. И за это ей особая благодарность. На Архитектурном факультете постоянное внимание уделяется популяризации творческой деятельности архитекторов и художников Донбасса. За это особую благодарность следует выразить д.арх., проф. Бенаи Х.А.

Однако 2020 учебный год в вопросах воспитания студентов, и нравственного воспитания особенно, поставил перед академией больше задач, чем можно найти для них решений, поскольку большая часть учебного процесса прошла в дистанционной форме. Дистанционный воспитательный процесс – это большая проблема. Это проблема во всех вузах. Серьезных методических рекомендаций с точки зрения педагогики и психологии нет. Те публикации, которые были найдены по этому вопросу напоминают простое копирование (перенос) обычных мероприятий в дистанционный формат. Но такой подход совершенно не эффективен. Мы сами в этом убедились при проведении конкурса на лучшую студенческую группу к Международному дню студентов. Выложить на сайт или в социальной сети нужную и полезную информацию воспитательной направленности вовсе не означает, что она будет востребована. Организация таких мероприятий как дискуссии, встречи, обсуждения и диспуты при всей трудоемкости их организации теряют свою эффективность. Таким образом, перед нами стоит задача, над которой предстоит много думать и работать, т.к. сроки пандемии и ее продолжительность на данный момент весьма неопределенны.

Но об одном элементе нравственного воспитания сегодня можно и нужно говорить определенно. Буквально через несколько дней начнется сессия и кураторы должны провести работу в своих группах таким образом, чтобы студенты поняли, что нет другого пути сдачи сессии, как труд и выполнение учебного плана. И здесь следует просить помощи у заведующих кафедрами. Потребуйте эффективной работы от своих кураторов, чтобы академия вышла к концу сессии с хорошими результатами.

Постановили:

  1. Информацию начальника Центра гуманитарной и довузовской подготовки доц. Назара Р.Н. принять к сведению.
  2. Провести анкетирование кураторов академических групп по вопросу организации воспитательного процесса в дистанционном формате и путях повышения эффективности нравственного воспитания студенчества. Срок: до 15.02.2021 г. Ответственный: совет по воспитательной работе.
  3. Кафедрам гуманитарного, архитектурного и экономического цикла дать предложения по совершенствованию нравственного воспитания студентов. Срок: до 01.04.2021 г. Ответственные: заведующие кафедрами.
  4. Отчет ректора Зайченко Н.М. о реализации Программы развития за 2018-2020 г. и предложений по развитию ГОУ ВПО «ДОННАСА» на 2021-2025 гг.

Ректор академии д.т.н., профессор Зайченко Н.М. сообщил, что сегодняшний отчет связан с завершением срока действия его контракта ректора (срок действия контракта – 01.03.2018–28.02.2021 гг.). Отчет касается выполнения пунктов Программы развития Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» на 2018-2021гг., которая была утверждена решением Учёного совета ГОУ ВПО «ДОННАСА» 30.03.2018г. и согласована Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики 05.04.2018 г.

Программой определены семь стратегических целей развития Академии. В частности:

  1. В образовательной деятельности: интеграция в образовательное пространство РФ путем прохождения аккредитационной экспертизы образовательных программ ВПО; подтверждение качества образования и соответствия нормам ГОС в рамках аккредитационной экспертизы в ДНР; адаптация ООП к профессиональным стандартам.
  2. В научной деятельности: обеспечение передового уровня проводимых в Академии научных исследований и опытно-конструкторских разработок в области градостроительства, архитектуры, ЖКХ, их тесная интеграция с научными разработками, выполняемыми в РФ, подготовка кадров высшей квалификации.
  3. В международной деятельности: поступательная интеграция в мировое образовательное сообщество для дальнейшего укрепления международной репутации Академии как надёжного партнёра в научной и образовательной сфере.
  4. В формировании кадрового потенциала: поддержка и содействие научным, образовательным, инновационным проектам молодых учёных; стимулирование роста качественных показателей профессорско-преподавательского состава.
  5. В развитии материально-технической базы: сохранение имеющихся материальных ресурсов, развитие инфраструктуры для обеспечения учебной и научно-исследовательской работы, реализации социальной политики, по ИТ-инфраструктуре – полное обновление парка компьютерного оборудования для современной организации учебного процесса и научных исследований.
  6. В воспитательной деятельности: донесение до сознания студентов национальных и общечеловеческих гуманистических идеалов и ценностей, формирование мировоззрения, высокой профессиональной культуры, активной жизненной позиции будущих специалистов.
  7. В развитии бренда «ДОННАСА»: формирование положительного имиджа Академии во всех сферах деятельности, позиционирование Академии как лучшей образовательной организации ДНР, внешнее развитие образовательного пространства.

В рамках данных стратегических целей были выделены 65 перспективных направлений, 117 мероприятий, направленных на их достижение.

В рамках достижения стратегических целей реализовано мероприятия (в разрезе стратегических целей):

  1. Образовательная деятельность. Согласно полученной лицензии МОН ДНР №008671 от 03.12.2019 г. лицензирована образовательная программа бакалавриата по направлению подготовки 35.03.10 «Ландшафтная архитектура» для обеспечения рынка труда Донецкой Народной Республики соответствующими специалистами. Подготовлены лицензионные дела на открытие нового актуального направления подготовки бакалавриата 07.03.02 «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия», магистратуры 35.04.09 «Ландшафтная архитектура». С 2018 по 2020 гг. проведена государственная аккредитация реализуемых образовательных программ в Донецкой Народной Республике (свидетельства об аккредитации: серия ГА №000003 от 08.05.2018 г., серия ГА №000068 от 19.02.2020 г.), а также всех образовательных программ магистратуры в Российской Федерации (свидетельство 90 А01 № 0003299 от 05.06.2019г.). С целью оптимизации образовательных программ, реализуемых в Донецкой Народной Республике, приведения их в соответствие с требованиями Российской Федерации,

Приостановлена образовательная деятельность по программам бакалавриата и магистратуры по направлению подготовки 15.03.02, 15.04.02«Технологические машины и оборудование». С 2019 года выполнен 100%-ный переход на новые основные профессиональные образовательные программы, соответствующие государственным образовательным стандартам Донецкой Народной Республики и Российской Федерации, более 60% из них ориентированы на стандарты ФГОС ВО 3++, разработанные с учётом требований профессиональных стандартов. Пересмотрены с 01.09.2020г. профили подготовки программ бакалавриата и наименование программ магистратуры, их содержание для выполнения Указа Главы ДНР № 293 от 25.08.2020г. По программам специалитета с целью сокращения расходов Республиканского бюджета осуществлён отказ от бюджетного финансирования. Набор осуществляется за счёт средств физических и юридических лиц или целевого набора в рамках выделенных квот для отдельных категорий граждан. Созданы условия для деятельности Учебно-методического объединения (УМО) по направлениям подготовки укрупнённых групп 07.00.00 «Архитектура» и 08.00.00 «Техника и технологии строительства», выполняется сопровождение его деятельности и оказывается методическая помощь по разработке образовательных стандартов нового поколения, примерных образовательных программ, типовых программ дисциплин базовых частей. На заседаниях УМО инициированы вопросы необходимости создания новых ПрООП с ориентацией на развитие промышленности Республики. С 2018 года определён и реализуется курс на обеспечение открытости образовательной, научной, методической, финансовой деятельности ГОУ ВПО «ДОННАСА». Разработано 31 и актуализировано 17 локальных нормативных актов, призванных обеспечивать открытость отношений всех участников образовательного процесса, а также администрации и коллектива. Обновлено 200 программ практики, 39 программ государственной итоговой аттестации, 42 паспорта выпускных квалификационных работ. Пересмотрены подходы к профориентационной работе с целью обеспечения погружения абитуриентов в студенческую жизнь, развития их творческого потенциала, знакомства с профессией в реальных условиях, моделирования производственных ситуаций, а также привлечения школьников к воспитательным, культурным, спортивным мероприятиям, проводимым в ГОУ ВПО «ДОННАСА». В условиях ограничительных мероприятий, связанных с пандемией новой короновирусной инфекции, высокую эффективность показала практика проведения профориентации абитуриентов с использованием IT-технологий. На протяжении трёх приёмных компаний 2018, 2019 и 2020 гг. Академией на 100% выполнены планы контрольных цифр приёма на основные образовательные программы высшего профессионального образования. С учётом зачисления выпускников СПО на вакантные бюджетные места старших курсов по программам бакалавриата количество зачисленных абитуриентов составляет: 2018 –1613, 2019 –1415; 2020 –1617 чел. На контрактную форму обучения в 2020 году принято 504 абитуриента. Обновлена и поддерживается база данных о выпускниках, их профессиональных достижениях и карьерном росте, осуществляется ведение портфолио актуального контингента обучающихся с применением специализированных программ. Процент трудоустройства выпускников бакалавриата с учётом студентов, поступивших для продолжения обучения в магистратуре, составил 92%; трудоустройство выпускников магистратуры повышено  с 81,7%в 2018 г. до 84,0% в 2020г. За 2018-2020 гг. заключено 25 договоров о содействии трудоустройству с профильными учреждениями, организациями и предприятиями; проводились «Ярмарки профессий», «Дни карьеры»; осуществлялись сбор и обработка отзывов работодателей о качестве подготовки выпускников, налаживание обратной связи с ними; приглашение работодателей к отбору лучших выпускников непосредственно на защите выпускных квалификационных работ; согласование образовательных программ ВПО и ДПО с работодателями и специалистами по профилю программы. Внедрена система постоянного мониторинга мест трудоустройства выпускников и вакансий в отрасли для формирования кадрового резерва и помощи в получении рабочего места выпускникам прошлых лет. Поддерживается работа Республиканского образовательно-научного производственного комплекса (ВУЗ-СПО-школа-детский сад). Привлечены к мероприятиям в Академии 20 образовательных организаций СПО, стажировку на профильных кафедрах за 2018-2020 гг. прошло 60 учителей и преподавателей. Реализуется политика повышения обеспеченности учебного процесса собственными учебными и методическими изданиями. Обеспеченность учебного процесса электронными изданиями составляет 100%. За 2018-2020 гг. обновлено методическое обеспечение дисциплин, издано 1534 новых методических разработок. В 2019 году заключён договор на предоставление доступа к электронно-библиотечной системе IPRBOOKS, которая содержит более 145 тыс. изданий, а также специализированную коллекцию изданий ассоциации строительных вузов (ЭБС АСВ), в фондах которой более 10тыс. наименований изданий для строительства и ЖКХ. В рамках проекта ЭБС АСВ в платформу IPR BOOKS уже включены 83 учебных издания преподавателей ГОУ ВПО ДОННАСА, которымиуже пользуется более 150 российских ВУЗов. Кроме того, в настоящий момент переданы в редакционную обработку компании «Ай Пи Ар Медиа» 23 издания, а до конца 2020-2021 учебного года запланировано к передаче ещё81 учебное и учебно-методическое издание авторов ГОУ ВПО ДОННАСА. Итогом деятельности с компанией «Ай Пи Ар Медиа» стало подписание в конце 2020 года соглашения о некоммерческом сотрудничестве в области развития Научно-образовательной платформы «Перспективные строительные и инженерные технологии» (НОП) в целях качественного взаимодействия в рамках работы университетских консорциумов, научно-образовательных центров и сетевых партнёрств, реализации Программы стратегического академического лидерства. Так, активизирована работа учебно-производственных центров (УПЦ) «Профессия», «ДАК», «Строительные технологии», «Окна» и научно-производственных лабораторий в организации практической подготовки студентов младших курсов, а научно-производственные центры принимают на практику магистрантов, которые участвуют в разработке реальных проектов. Осуществляется всестороння поддержка деятельности стройотрядов ГОУ ВПО «ДОННАСА»: «Торин», «Русичи», «Легион», студентов-волонтёров, участвующих в восстановлении жилищной и социальной инфраструктуры, оказании помощи малоимущим и пожилым гражданам. Новые задачи в отношении практической подготовки обучающихся были поставлены перед кафедрами Академии, традиционный принцип «Свой ВУЗ–своими руками» стал не просто девизом, а успешно реализуется в учебном процессе. На объектах Академии по профилю прошли практику за 2018-2020 гг. 503 студента I и II курсов, параллельно получили рабочую профессию 26обучающихся. В ГОУ ВПО «ДОННАСА» разработана и успешно реализуется концепция развития системы дополнительного профессионального образования, основанная на сотрудничестве с ведущими образовательными и научными организациями РФ. Так, повышение квалификации в РФ за период 2018-2020 гг. прошло 180 преподавателей, 251 студент; из РФ по программам ДПО в Академии обучалось 16 слушателей. За 2018-2020 гг. обучение в ГОУ ВПО «ДОННАСА» по программам ДПО прошло 487 специалистов-практиков; лицензированы актуальные программы ДПО, в т.ч.: «Совершенствование профессиональной компетентности преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования»; увеличена лицензия на реализацию про-граммы повышения квалификации «Сметное дело». Программы повышения квалификации и переподготовки реализуются в ГОУ ВПО «ДОННАСА» на принципах самоокупаемости, так за 2018-2020гг. дополнительно привлечено 2049,4 тыс.руб., в том числе дополнительная заработная плата профессорско-преподавательского состава составила 654,4тыс.руб. Укрепление сотрудничества в сфере ДПО с органами государственной и исполни-тельной власти, профильными организациями и предприятиями позволили внедрить новые программы ДПО «Техносферная безопасность. Безопасность Труда» (заказчик: ГК «Донбассгаз»), «Землеустройство и кадастры» (заказчик: Государственный комитет по земельным ресурсам Донецкой Народной Республики). Все программы содержат элементы научных исследований профессорско-преподавательского состава, что свидетельствует о их актуальности и практическом значении. С 2018 года факультетом ДПО разработана и реализуется новая парадигма цифровизации обучения, направленная на обеспечение доступности программ ДПО широкому кругу пользователей в удобное для них время. Так, перенесены в дистанционный формат программы «Технический надзор в строительстве», «Сметное дело», «Проектирование и строительство в сложных инженерно-геологических условиях», «Проектно-сметная деятельность (переподготовка)», прочие. Обучение дистанционно прошло 153 слушателя. В учебный процесс активно внедряются интерактивные технологии, виртуальные лабораторные работы, компьютерные программы и системы. Новые формы работы с обучающимися осваивались преподавателями на тренингах, вебинарах, обучающих семинарах. За 2018-2020 гг. преподаватели приняли участие в более чем 600обучающих мероприятиях. Для собственных потребностей успешно реализуется программа повышения квалификации «Совершенствование профессиональной компетентности преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования», обучение прошло 245 преподавателей. Проводится работа по разработке программы ДПО по обучению иностранному языку для разных целевых аудиторий с разным уровнем базовой подготовки, по обучению гражданской обороне, основам охраны труда, промышленной и техносферной безопасности. Таким образом, все задания программы развития в образовательной деятельности выполнены.

  1. Научно-исследовательская деятельность. Активная деятельность большинства специализированных научно-проектных лабораторий и инженерных центров научно-исследовательской части ГОУ ВПО «ДОННАСА» является важным условием её дальнейшего развития, установления договорных связей и партнёрских отношений с профильными организациями Донецкой Народной Республики и зарубежными партнёрами. Только в 2019 г. общий объем выполненных научно-исследовательских работ и оказанных научно-консультационных услуг приблизился к 6 млн. руб. (точнее 5889,9 тыс. руб.), а в 2020 г. превысил 7 млн. руб. Основными составляющими этих показателей стали:

— выполненные и внедрённые прикладные исследования и разработки;

— оказанные научно-консультационные услуги;

— оказанные научно-образовательные услуги по переподготовке и повышению квалификации, базирующиеся на результатах новейших научных исследований и разработанных технологий;

— работы, выполненные на безоплатной основе в порядке оказания технической помощи предприятиям и организациям ДНР –1773,0 и 1480,0 тыс. руб. в 2019 и 2020 гг., соответственно.

Проведён ряд мероприятий по актуализации системы управления качеством в части предоставления научно-консультационных услуг, ориентированных на повышение ответственности руководителей центров, регламентацию их деятельности, пересмотр распорядительной документации, что в конечном итоге уже позволяет говорить о повышении качества и количества выполняемых научно-исследовательских работ. Подтверждая статус базовой организации Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР в вопросах научно-технической политики, за истекший период проведена значительная работа по созданию серьёзного научного обоснования в решении ключевых вопросов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики, в частности:

— разработка генеральной схемы развития территорий Донецкой Народной Республики;

— разработка концепции Программы развития отраслей строительных и дорожно-строительных материалов;

— мероприятия по повышению эксплуатационной надёжности и долговечности зданий и сооружений, в первую очередь, повышенной опасности и стратегической важности для народного хозяйства;

— научно-техническое и экономическое обоснование Республиканской схемы размещения объектов (полигонов) для захоронения, утилизации и переработки твёрдых бытовых отходов;

— инновационные системы водоснабжения и водоотведения.

Проведена успешная аттестация и обеспечено прохождение ежегодных инспекционных проверок через ГП «Донецкстандартметрология» ведущих испытательных лабораторий Академии (ЦИКС, ЭЛ, ГЗ), что позволило расширить сферу деятельности ряда научно-производственных центров и объёмы хоздоговорной тематики в части обследования, проведения испытаний конструкций и материалов и других работ по основным направлениям их деятельности. Реализация основных направлений кадровой политики позволяет поддерживать количество молодых учёных на уровне 30…35% от общего числа научно-педагогических работников академии, с реализацией практического внедрения результатов их научной деятельности через профильные центры Академии, повышения квалификации, а также, в виде обратной связи, формирования перспективной тематики, ориентированной на решение важнейших для народного хозяйства Донецкой Народной Республики вопросов. Важными организационными мероприятиями, направленными на активизацию работы над докторскими и кандидатскими диссертациями, стали разработки двух программных документов: «Перспективный план формирования кадрового состава ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» на период 2019-2022гг.» и «Кадровый резерв (докторанты и лица, работающие над докторскими диссертациями)», а также ежегодных планов защит диссертационных работ сотрудниками ГОУ ВПО «ДОННАСА», что позволило не только существенно улучшить качество профессорско-преподавательского состава академии, но и обеспечить устойчивую работу трёх диссертационных советов, функционирующих на базе ГОУ ВПО «ДОННАСА» по шести научным специальностям. Важным условием для реализации возможностей сотрудников академии, молодых учёных, студентов в части публикации результатов своих исследований, а также повышении темпов их публикационной активности стало сохранение представительства научных периодических изданий академии в ведущих международных наукометрических базах данных России и дальнего зарубежья. Важными шагами по улучшению деятельности в этом направлении стали регистрация электронных версий этих изданий в Министерстве информации ДНР, придании им статуса специализированных изданий, в которых могут публиковаться материалы, признаваемые при защите кандидатских и докторских диссертаций. Ещё одним шагом во внедрении результатов научных исследований учёных академии и передового опыта в практику строительства стало учреждение и организация при участии Минстроя ДНР выпуска нового периодического издания «Строитель Донбасса». Согласно договору с компанией IPRMEDIA за период 2018-2020 гг. количество выпусков научных периодических изданий, размещённых в ЭБС, составляет 79единиц, запланирована передача ещё шести выпусков журналов (подборка последних номеров 2020 г.). Представление результатов научных исследований, достижений науки и техники реализовывалось на ряде научно-технических выставок ГОУ ВПО «ДОННАСА», постоянным обновлением каталога «Перспективные научные разработки ДОННАСА», освещением этих инноваций в средствах массовой информации Донецкой Народной Республики. Таким образом, задания программы развития в научной деятельности выполнены.

  1. Международная деятельность. В 2018-2020 гг. осуществлялось взаимодействие с образовательными и научными организациями Российской Федерации и другими странами в форме билатерального сотрудничества, а также активного индивидуального участия в международной научной и научно-педагогической деятельности. За указанный период значительно расширено международное межвузовское сотрудничество. Подписаны договора с семью образовательными организациями РФ, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики: ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», ФГБОУ ВО «Воронежский государственный технический университет», ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет архитектуры и строительства», ФГБОУ ВО «Камчатский государственный технический университет», ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова» (Севастопольский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова), ГАОУ ВПО «Юго-Осетинский государственный университет им. А.А. Тибилова», ГОУ «Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко» (Бендерский политехнический филиал). С Юго-Осетинским государственным университетом им. А.А. Тибилова в 2019 году также подписан договор совместного сетевого взаимодействия в целях реализации образовательных программ, а в 2020 году подписан и реализован договор об обучении по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации сотрудников ЮОГУ с предоставлением дополнительных образовательных услуг ГОУ ВПО ДОННАСА. Также в 2020 году подписано соглашение о сотрудничестве с ООО «НИЦ «ЭКОТЕХ» (г. Новочеркасск) в целях интеграции высшего образования, ДПО, науки и производства, развития инновационных форм взаимодействия и формирования надлежащей базы для создания и функционирования совместного научно-образовательного центра (НОЦ). По состоянию на 01.01.2021г. действует 49 договоров (соглашений) с образовательными и научными организациями, из них 10 договоров заключены в период с 2018 по 2020 гг. Кроме того, в 2018-2020 гг. Академией заключены договора о базах практики обучающихся с 10российскими проектно-строительными и компаниями. Для реализации академической мобильности с целью участия в научных, образовательных мероприятиях и проектах в рамках интеграционной программы с регионами Российской Федерации академия активно сотрудничала с Русским Центром Донецкой Народной Республики и другими организациями. Осуществлялась академическая мобильность по программе Россотрудничества для реализации прохождения части обучения (включённого образования) в ведущих вузах РФ в рамках освоения основных образовательных программ магистратуры и аспирантуры с выделением квот за счёт Федерального бюджета Российской Федерации. В 2018-2020 гг. отмечена положительная динамика увеличения контингента иностранных студентов. На 01.10.2018 г. обучалось 48 иностранных студентов (в т.ч. восемьстудентов дневной формы обучения, 40 –заочной формы); на 01.10.2019 обучалось 62 ино-странных студента (в т.ч. 10 студентов дневной формы обучения, 52 –заочной формы); на 01.10.2020 контингент иностранных студентов составлял 106 иностранных студентов, в т.ч. 14 студентов дневной формы обучения, 92 – заочной формы. Увеличению контингента иностранных студентов способствовала аккредитация в РФ, а также активная профориентационная работа. В 2018-2020 гг. отмечается активное участие и многочисленные победы обучающихся и выпускников ГОУ ВПО ДОННАСА в конкурсах ВКР и научных работ, среди которых: Международный Фестиваль-конкурс архитектурно-строительных и дизайнерских школ Евразии (2018 – Кишинёв, 2019 – Самара, 2020 –Ташкент), Международный конкурс научных работ студентов и молодых учёных «Компьютерные технологии проектирования конструкций зданий и сооружений» (2018, 2019 – Москва), конкурс ВКР АСВ – Международной общественной организации содействия строительному образованию (2020 – Москва), Международный форум-конкурсе студентов и молодых учёных «Актуальные проблемы недропользования» (2019, 2020 – Санкт-Петербург), Всероссийские смотры-конкурса ВКР (2020 – Белгород, Казань) и др. На базе ГОУ ВПО ДОННАСА в 2018-2020 гг. проведено ряд научных и научно-практических конференций с международным участием, а также создано несколько международных профессиональных и общественных площадок для дискуссии по различным направлениям научной, образовательной, гуманитарной, политической и общественной деятельности.
  2. Кадровый потенциал. В отношении сохранения и развития кадрового потенциала ГОУ ВПО «ДОННАСА» выполнены такие мероприятия: проанализирована обеспеченность кадрами каждой кафедры, установлены перспективы роста кадрового потенциала, разработаны кадровые программы, осуществляется поддержка и контроль их реализации. За 2018-2020 гг. структура кадрового обеспечения учебного процесса остаётся стабильной: число лиц со степенями и званиями, задействованных в образовательном процессе – 54%, приглашённых практиков – специалистов по профилю программ – 8%. По числу целочисленных ставок требования ГОС ВПО выполняются в полном объёмепо каждой образовательной программе. Средний возраст лиц из числа профессорско-преподавательского состава 48 лет. 89% профессорско-преподавательского состава является активными членами Общественного движения «Донецкая Республика». Материальное обеспечение профессорско-преподавательского состава также изменилось. Так, фонд оплаты труда профессорско-преподавательского состава возрос с 55,7 млн. руб. в 2018 г. до 110,6 млн. руб. в 2020 году. При этом средняя заработная плата увеличилась с 13,3 тыс. руб. до 25,3 тыс. руб. в месяц. Ежегодно создаётся и реализуется план повышения квалификации преподавателей, так число лиц, повысивших квалификацию повысилось с 56% в 2018 г., до 96% в 2020 г. Таким образом, задания программы развития в сфере кадрового потенциала выполнены.
  3. Развитие материально-технической базы. Реализация социальной политики. Основные процессы по учебно-методическому обеспечению образовательной и научной деятельности перенесены в Электронную информационно-образовательную среду. Осуществляются регулярное обновление и поддержка в актуальном состоянии электронных информационных образовательных ресурсов, являющихся компонентами электронной информационной образовательной среды (ЭИОС), в частности: официального сайта ДОННАСА http://donnasa.ru и системы дистанционного обучения Moodle http://dl.donnasa.org. Наиболее важные результаты в сфере развития информационных технологий академии в 2018-2020 гг. следующие:

– осуществлена закупка новой компьютерной техники (впервые за последние 10 лет!). За счёт общего фонда Республиканского бюджета приобретено 37 новых комплектов ПК, что позволило подразделениям академии начать с 2019 года внедрение автоматизированной системы управления учебным процессом. Также в течение 2018-2020 гг. осуществлена модернизация 14 ПК, задействованных в организации и управлении учебным процессом;

– приобретено право использования комплекса программ Автоматизированной Системы Управления Учебным Процессом (разработчик: Лаборатория ММИС, РФ);

– получены лицензии на использование специализированных программ ведущих российских разработчиков ПО (по программе импортозамещения) для автоматизированного проектирования и управления в строительстве. Осуществлено внедрение новых лицензий современного ПО в учебный процесс и научную деятельность;

– заключён договор с ООО «Профобразование» на предоставление доступа к плат-форме ВКР-ВУЗ для размещения, хранения материалов выпускных квалификационных работ и поиска на заимствования, а также создания электронных портфолио обучающихся в полном соответствии с требованиями ФГОС. Осуществлена интеграция цифровых ресурсов группы компаний IPR MEDIA с компонентами ЭИОС Академии. Выполнены работы по реконструкции холла первого учебного корпуса и его интеграции в единый ансамбль с «Зимним садом» ДОННАСА. В плане реализации социальной политики поддерживается работа собственного санатория-профилактория, первичная медицинская помощь оказана более чем 60 сотрудникам и 300студентам. Все мероприятия массового характера сопровождает квалифицированный медицинский персонал. Поддержка собственной базы отдыха СОЛ «Монолит» в рабочем состоянии позволяла в2018-2020  гг. активно оздоровлять сотрудников и студентов, только в 2020 г. оздоровилось 1252 человека. Осуществлялись своевременно выплаты социального характера. Обеспечена работа пунктов питания и собственной столовой с приемлемой стоимостью и высоким качеством обслуживания. Таким образом, задания программы в сфере развития материально-технической базы и социальной политики выполнены.

  1. Воспитательный процесс и молодёжная политика. Ежегодно разрабатывается и реализуется план организационно-воспитательной работы среди студентов. Активно развивается гражданско-патриотическое, морально-этическое, духовно-нравственное, культурно-эстетическое и трудовое и профессиональное воспитание. За 2018-2020 гг. проведено более 50 мероприятий данной направленности. Активно развивается и стимулируется кураторское движение, в том числе шефство старших курсов над младшими. Проводится разъяснительная работа по противодействию экстремизму и терроризму. При проведении профориентационной работы, спортивных соревнований различного ранга в образовательных организациях среднего и среднего специального образования проводилось информирование обучающихся о наличии и позициях гуманитарной программы по воссоединению народа Донбасса, необходимости ведения здорового образа жизни. В ГОУ ВПО «ДОННАСА» работают дискуссионные, исторический и политический клубы, предметные кружки учебно-воспитательной направленности. Значительная часть работы проводится непосредственно студенческим самоуправлением и студенческой секцией первичной профсоюзной организации. Молодёжная политика направлена на сплочение и объединение студенческого коллектива. Повышение размера академической стипендии сопровождается и стимулирующими выплатами для успевающих студентов и активистов, около 650 студентов ежегодно получают такую выплату. Таким образом, задания программы развития в части воспитательной работывыполнены.
  2. Развитие бренда «ДОННАСА» в Донецкой Народной Республике и в образовательном пространстве. Для обеспечения узнаваемости бренда «ДОННАСА» изменена политика ведения официального сайта образовательной организации по принципу первичности и актуальности событий. В 2018 году осуществлён полный переход официального сайта ГОУ ВПО «ДОННАСА» на новую платформу, отвечающую требованиям адаптации просмотра страниц с мобильных устройств и широкоформатных экранов персональных компьютеров, требованиям адаптации сайта для пользователей с ограниченными возможностями, критериям для индексирования в поисковых системах и др. Также внедрена новая концепция формы представления информации для абитуриентов, осуществляется постоянная активная ин-формационная поддержка абитуриентов и студентов на официальном сайте академии и в социальных сетях с различными формами обратной связи. По состоянию на 01.01.2021 г. сайт ГОУ ВПО «ДОННАСА» полностью отвечает требованиям к структуре и содержанию официального сайта образовательной организации, утверждённых Приказом Министерства образования и науки ДНР No855 от 23.03.2016, что подтверждено ежегодными проверками, осуществляемыми Республиканской службой по контролю и надзору в сфере образования и науки. Активная поддержка страниц ДОННАСА в социальных сетях (вКонтакте, Фейсбук) привела к увеличению контента об образовательной организации и подписчиков с 7200до 12300. Популяризация «ДОННАСА» среди профессионалов в строительной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве осуществлялась путём проведения круглых столов, конференций, совещаний; участие в проектных работах по заказу профильного министерства, приглашения специалистов к участию в работе ГАК и учебном процессе. Мероприятия, осуществляемые в ГОУ ВПО «ДОННАСА», постоянно освещаются различными СМИ ДНР и РФ. Непосредственно с участием ректора подготовлен цикл телевизионных программ, репортажей и интервью о деятельности Академии. Осуществляется ведение собственных средств массовой информации.

В части персональные достижений и стимулов, отмечено, что деятельность ректора Зайченко Николая Михайловича, отмечена такими государственными наградами, благодарностями и грамотами: Почётная грамота Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики (2018), Благодарность Главы администрации г. Макеевки, Благодарственные письма депутата Госдумы Федерального Собрания Российской Федерации (2019, 2020), Знак отличия «За заслуги перед Республикой» (2019), медаль «За трудовую доблесть»(2019); медаль «В ознаменование 25-летия Республики Южная Осетия»(2019).

За период 2018-2020 гг. подготовлены к защите два аспиранта, осуществляется работа с двумя аспиратами, в т. ч. соискателем из Республики Южная Осетия и соискателем докторской диссертации. За последние три года опубликовано: учебное пособие «Модифицированные цементные бетоны для устойчивого развития» — победитель  Всероссийского конкурса учебных изданий в 2018 году; учебник «Инновационные технологии железобетонных изделий и конструкций», 18 научных статей, в т. ч. – четыре в изданиях, входящих в наукометрические базы данных SCOPUS, Web of Science, получено три патента Российской Федерации на изобретение. Активное участие в работе экономической комиссии Общественной палаты Донецкой Народной Республики: приёмы граждан, мероприятия организационного характера, направленные на повышение имиджа Донецкой Народной Республики.

В части формирования стратегических направлений программы развития на 2021-2025 гг. ректором было озвучено:

  1. В образовательной деятельности и повышении качества образовательных услуг: государственная аккредитация в Российской Федерации 100% образовательных программ, реализуемых в ГОУ ВПО «ДОННАСА»; лицензирование новых востребованных рынком труда программ ВПО и ДПО; переход всех образовательных программ на стандарты нового поколения (ФГОС ВО 3++) с учётом требований профессиональных стандартов.
  2. В научно-исследовательской и инновационной деятельности: обеспечение передового уровня выполняемых в Академии научных исследований и опытно-конструкторских разработок в области градостроительства, архитектуры, жилищно-коммунального хозяйства при плодотворной работе по подготовке кадров высшей квалификации и тесной интеграции с научными коллективами в Российской Федерации.
  3. В направлении международного сотрудничества, информационной политики, цифровизации учебной, научной деятельности и электронного документооборота: расширение и укрепление международных связей ГОУ ВПО «ДОННАСА» в сфере образования и науки, активное взаимодействие в рамках работы университетских консорциумов и сетевых межуниверситетских партнёрств, сетевых консорциумов образовательных, научных и промышленных организаций, научно-образовательных платформ (НОП), научно-образовательных центров (НОЦ), участие в формировании единой научно-образовательной среды (цифровой экосистемы знаний) в области перспективных строительных и инженерных технологий.
  4. В развитии кадрового потенциала: создание условий для пополнения кадров с учёными степенями и званиями, приглашение практиков с опытом работы в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства к образовательной деятельности, стимулирование постоянного повышения квалификации научно-педагогического персонала.
  5. В развитии материально-технической базы, социальной поддержке коллектива: приоритетная поддержка и развитие материально-технической базы лабораторий и центров, работающих на принципах самоокупаемости, развитие социальной инфраструктуры.
  6. В воспитательном процессе и молодёжной политике: обеспечение единой политики формирования патриотического воспитания обучающихся, вовлечение студенческого самоуправления в процессы восстановления материальной базы академии на основе сложившихся традиций и ценностей. По каждой стратегической цели определены тактические задачи, мероприятия по их решению, сроки и ответственные исполнители.

Постановили:

  1. Отчет ректора ГОУ ВПО «ДОННАСА», д.т.н., проф. Зайченко Н.М. утвердить.
  2. Предложения по развитию ГОУ ВПО «ДОННАСА» на 2021-2025 гг. одобрить.

 

image_pdfimage_print