Клуб философских встреч: в ДонНАСА отпраздновали день кафедры Истории и философии
В понедельник, 20 ноября, в Донбасской национальной академии строительства и архитектуры отметили День кафедры истории и философии. В честь праздника руководитель и ведущая «Клуба философских встреч» доцент Полина Вячеславовна Северилова организовала тематическую встречу с магистрантами и студентами, посвященную Михаилу Васильевичу Ломоносову как великому просветителю, гениальному ученому, выдающемуся педагогу и организатору высшего образования в России.
Праздничные заседания «Клуба философских встреч» по традиции кафедры Истории и философии Донбасской национальной академии строительства и архитектуры ежегодно проходят во второй половине ноября, приуроченные ко Всемирному дню философии и Дню кафедры. В этом году празднование совпало еще и с Днем преподавателя высшей школы, который отмечается 19 ноября. Дата нового праздника выбрана не случайно: именно 19 ноября родился Михаил Васильевич Ломоносов.
На семинаре выступили заведующая кафедрой Истории и философии Галина Владимировна Тимошко, старший преподаватель Татьяна Алексеевна Кирсанова, доценты Полина Вячеславовна Северилова, Наталья Петровна Шатохина, студенты и магистранты академии Ольга Безрукова (группа ЗЛАм-1а), Ирина Харебина (группа АРХм-42а), Мария Павликова и Алина Коломийцева (группа АРХм-42а), Николай Конев (группа ПГС-77б). В обсуждении также приняли участие доценты кафедры Валентина Григорьевна Богуславская, Иван Алексеевич Ревин, Лидия Алексеевна Скворцова, старший преподаватель Галина Сергеевна Дьяченко. Слушателями стали магистранты архитектурного, строительного, механического факультетов, студенты строительного и экономического факультетов.
С приветственным словом выступила Полина Вячеславовна Северилова, поздравившая всех присутствующих с Днем кафедры и профессиональным праздником. Полина Вячеславовна охарактеризовала Михаила Ломоносова как уникального ученого, универсального мыслителя, энциклопедиста, поражающего масштабом своих многочисленных дарований и научных достижений в различных сферах: гуманитарных и естественных науках, изобретательстве, производстве, поэзии и искусстве, педагогике.
Магистранты Мария Павликова и Алина Коломийцева познакомили слушателей с основными вехами биографии М. В. Ломоносова, человека невероятной судьбы, прошедшего тернистый путь от сына архангельского крестьянина-помора до первого русского профессора и академика.
О научных и производственных достижениях М. В. Ломоносова рассказала Татьяна Алексеевна Кирсанова.
Она отметила, что Михаил Васильевич Ломоносов стоит у истоков российской науки как таковой, а его труды имеют значение не только для отечественной, но и мировой науки. Еще при жизни его научные идеи были по праву оценены не только в России, но и за рубежом. Более того, многие его догадки, гипотезы, экспериментальные разработки, проекты опережали свое время. В том числе это были открытия, предвосхищавшие науку будущего, например: принцип сохранения материи и движения, сформулированный Ломоносовым в письме к Леонарду Эйлеру (одному из выдающихся математиков эпохи Просвещения), его идеи об атомистическом строении материи, открытие атмосферы планеты Венера, теория эволюционного развития природы и многое другое.
Магистрантка Ольга Безрукова выступила с сообщением, посвященным историческим взглядам Ломоносова, изложенным в ряде его трудов, таких как: «Замечания на диссертацию Г.Ф. Миллера «Происхождение имени и народа Российского», «Древняя Российская история от начала российского народа до кончины великого князя Ярослава Первого или до 1054 г.», «Краткий российский летописец с родословием», и других. В центре интересов ученого была древнейшая история России и норманнская теория, первым оппонентом которой и стал М. В. Ломоносов.
Как известно, ученый особенно подчеркивал воспитательное, патриотическое значение истории и видел в этом основную задачу историка. Очевидно, при таком подходе его столкновения с учеными немцами, в частности, с Г. Ф. Миллером, последовательно проводившими свои прозападные взгляды на российскую историю в стенах Российской академии наук, были неизбежными. Эти столкновения объяснялись не столько особенностями его характера, сколько его личной и научной позицией, его совестью ученого и воззрениями русского патриота.
Доценты Лидия Алексеевна Скворцова и Иван Алексеевич Ревин подтвердили важность исторических идей Ломоносова для современности, так как он, обладая способностью научного предвидения, верно уловил угрозу появления политически ангажированной науки, навязывающей идеи, чуждые и опасные для русского национального самосознания.
С ролью М. В Ломоносова в организации дела просвещения в России и его непосредственном участии в открытии Московского университета, проект которого был тщательно разработан ученым, познакомила слушателей Ирина Харебина. Интерес вызвали педагогические идеи Ломоносова, которые не теряют своей актуальности и сегодня.
Ломоносов, в частности, был сторонником создания в России школы нового типа. В такой школе сочетались бы общеобразовательная и практическая подготовка молодежи; единство воспитания и образования при обязательном учете наследственности и индивидуальных особенностей учащихся; преемственность между общим, средним и высшим образованием; обязательное создание специальных учебно-научных центров; доступность образования для выходцев из всех сословий. Первые учебники по русскому языку, риторике, оригинальные учебные руководства по естественным и математическим дисциплинам, написанные Ломоносовым, заложили основы отечественной педагогической традиции и методики преподавания различных дисциплин.
Галина Владимировна Тимошко подготовила доклад, посвященный психологическому портрету М. В. Ломоносова. Большинство исследователей биографии ученого считали, что его сильный и независимый характер, психологические особенности личности сформировались под влиянием обстоятельств его жизни, полной лишений, непонимания, одиночества, необходимости постоянно вести напряженную борьбу за существование, отстаивать и защищать свои идеи перед многочисленными противниками и недоброжелателями.
Доцент Наталья Петровна Шатохина представила слушателям М. В. Ломоносова как поэта. Она отметила, что современники знали его преимущественно как создателя поэтических произведений, и меньше были знакомы с его научными работами. Поэзия Ломоносова была необычайно популярна, его стихи переводились на многие европейские языки, и получали признание у широкого круга российских и зарубежных ценителей поэзии.
Ломоносов выступил реформатором русского литературного и поэтического языка. Его считают наряду с Александром Сергеевичем Пушкиным одним из создателей русской литературы. Он произвел реформу российского стихосложения, впервые начал использовать в своих поэтических сочинениях тонический стих, вместо силлабической системы, господствовавшей в русской поэзии того времени. Он первым предложил использовать ямб и другие стихотворные размеры для создания поэтических произведений, помимо хорея. Его оды, принадлежащие к высокому торжественному жанру поэзии, были образцами не только поэтического, но и риторического искусства. Одна из основных тем поэзии Ломоносова – это тайна взаимоотношений Бога-Творца и природы, тайна, которую человек до конца не сможет разгадать.
В завершение семинара студент первого курса строительного факультета Николай Конев блестяще прочитал оду М. В. Ломоносова: «Богиня, дщерь божеств, науку основавших…», написанную Михаилом Васильевичем по поводу дарования «привилегий» Петербургскому Академическому университету, которых он настоятельно добивался.
Михаил Васильевич Ломоносов – первый русский ученый – выходец из народных низов, гениальный русский человек, «составивший эпоху в анналах человеческого разума». Его личность и труды на благо Отечества вдохновляли и продолжают вдохновлять молодых ученых на постоянное желание проникать в «новые слои сущего».
Александр Сергеевич Пушкин писал о нем в своей статье: «Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».