Архитектор с большой буквы
Сегодня исполняется 175 лет со дня рождения Александра Никаноровича Померанцева (1849г. – 1918г.) — известного русского архитектора, мастера последнего этапа эклектики в московской архитектуре, просветителя, новатора, преподавателя, ректора Императорской Академии художеств в 1899—1900 годах. Библиотека Донбасской национальной академии строительства и архитектуры познакомит читателей с деталями жизни этого выдающегося творца. Архитекторы, строители, изобретатели, писатели, поэты – остаются в истории, потому что «воздвигают себе памятники нерукотворные». Их творения живут в веках.
«Мастер русской эклектики», «Зодчий Российской империи» — именно таким определениям вполне соответствуют обширная география архитектурного творчества Александра Никаноровича Померанцева. Разнообразие задач и стилистических решений, профессионализм и дальновидность – это тоже Померанцев.
Отличительной чертой творчества этого зодчего была грандиозность и масштабность сооружений в сочетании с обилием декора и мастерски проработанными деталями. Стиль, в котором он работал, вошел в историю отечественной архитектуры: спроектированные им здания и сегодня олицетворяют целую эпоху в русском зодчестве.
И во время каждого из своих грандиозных проектов Александр Померанцев не переставал преподавать и получать новые звания. Так:
- 1888 г — штатный адъюнкт-профессор при архитектурном классе Академии Художеств;
- конец 1880-х — начало 1890-х годов — преподаватель в Училище изящных искусств А. О. Гунста;
- с 1892г. — профессор архитектуры;
- с 1893г. — действительный член ИАХ;
- с 1894г. — ректор Высшего художественного училища при Императорской Академии художеств;
- в 1899—1900 гг. — президент Императорской Академия художеств;
- с 1890г. состоял членом Московского археологического общества.
Здания, построенные по проектам Александра Померанцева, видели все жители и гости нашей страны. Если даже не видели, то слышали о них, точно. Может быть, даже не зная автора.
Родился Александр Померанцев 30 декабря 1848 года (по старому стилю), т.е. 12 января 1849 по новому стилю в Москве и, что было не так уж обычно для архитекторов его поколения, являлся выходцем из дворянской семьи.
Первое свое художественное образование будущий архитектор получил в Москве в Училище живописи, ваяния и зодчества, однако, удостоившись в 1874 году Малой серебряной медали, подал прошение в Петербургскую Академию художеств с просьбой принять его в число учеников архитектурного отдела.
Как и в первопрестольной, учеба в Петербурге шла успешно, и в ноябре 1877 года уже вполне сформировавшийся зодчий был удостоен Большой золотой медали за проект «вокзала в парке близ станции». Получение медали дало ему право на заграничную поездку после обязательной двухлетней практики в России.
Шесть лет за пределами родной страны, (посетил Италию, Францию и Швейцарию) принесли Померанцеву звание академика архитектуры за «вымеренную и представленную в качестве пенсионерской работы в больших чертежах капеллу Палатинскую в Палермо». Кропотливый труд являл собой 172 рисунка на 63 листах с мозаиками капеллы и отдельного альбома со 181 рисунком арабской монументальной живописи ее потолка.
Профессиональный дебют его в качестве архитектора действительно был связан с Москвой, вернее с подмосковным селом Федоскино, знаменитом своим промыслом миниатюрной лаковой живописи. Скромная деревянная церковь Николая Чудотворца, выстроенная здесь по проекту Померанцева в 1877 году, к счастью, сохранилась до наших дней.
Интересно, что один из первых серьезных заказов зодчий получил не в России. В 1882 году к нему обратился болгарский князь Александр I Баттенберг. Он заказал Померанцеву проект Собора Святого Александра Невского в Софии. Проект осуществили, но уже в 1897—1912 годах.
Померанцев раскрыл свой талант на рубеже XIX-начала XX века, причем, в отличие от многих архитекторов того времени, он не работал в каком-то одном стиле, а сразу в нескольких.
В мае 1894 Померанцев получает приглашение из Ростова-на-Дону с просьбой подготовить проект здания Городской Думы. Архитектор еще до своей зарубежной поездки работал в Ростове-на-Дону: он спроектировал доходный дом для крупнейшего предпринимателя того времени Генч-Оглуева.
Бесспорно, сегодня, это здание считается самым красивым в Ростове-на-Дону. По богатству и разнообразию декоративных элементов ему нет равных на Юге России. Это эклектика европейского уровня — образец вольного отношения к стилистике.
В 1895—1896 годах Померанцев — главный архитектор Всероссийской выставки 1896 года в Нижнем Новгороде. Им выполнены генплан выставки и проекты основных павильонов (Главный, Среднеазиатский, Машинный, Искусств). Большинство его проектов использовали новаторские для 1890-х годов металлические каркасы производства Петербургского металлического завода, за исключением павильона Искусств — традиционной купольной конструкции в стиле поздней эклектики
ГУМ — Главный магазин страны
Ситуация на исходе позапрошлого столетия настоятельно требовала строительства новой инфраструктуры, в которой нуждалась молодая капиталистическая экономика Российской империи. Это были, в первую очередь, торговые площади, объекты транспортного хозяйства. И в той, и в другой области Померанцеву довелось сделать нечто значительное.
Закрытый конкурс на проект новых Верхних Торговых рядов был объявлен в ноябре 1888 года. Из 23 поступивших вариантов были отобраны и премированы три, автором 1-й премии оказался Померанцев А.Н. Проект Александра Никаноровича, поданный под располагающим девизом «Московскому купечеству!», на пути к реализации подвергся определённой доработке: в частности, изменилось оформление центральной части фасада по Красной площади.
Закладка фундаментов была произведена осенью 1889 года, а уже 2 декабря 1893-го состоялось торжественное открытие Верхних Торговых рядов. Фасад в русском стиле протяжённостью 241,64 м
Верхние Торговые ряды стали многофункциональным комплексом, под сводами которого устраивались разнообразные представления, концерты, выставки, заседали учёные собрания, включая II съезд русских зодчих, проходивший в Москве в 1895 году. Но большая часть площадей, конечно, была отведена для торговли – 1200 магазинов плюс целый этаж на антресолях и подземные помещения для складских нужд. За эту постройку Померанцеву было присуждено звание профессора архитектуры.
В здании было применено сразу несколько технологических новинок того времени, в том числе, светопрозрачные ажурные металлические своды над торговыми галереями.
В русском стиле, помимо здания Верхних торговых рядов и Нижегородской выставки, Померанцев построил церковь Александра Невского в Челябинске (1911) и собор Александра Невского на Миуссах в Москве.
Последний собор был грандиознейшим сооружением Москвы, заложенным в честь 50-летия отмены крепостного права в 1911 году, и вторым по размерам собором Москвы после храма Христа Спасителя. У собора должна была быть 21 глава (!), он был спроектирован в древнерусском стиле. Этот грандиозный собор мог по праву стать одной из главных достопримечательностей в Москве. Но не случилось: до начала Первой Мировой собор не успели достроить, а потом война и революция. В недостроенном виде он простоял до 1950-х, когда его снесли.
Финал
Профессор архитектуры А. Н. Померанцев ушёл из жизни 27 октября 1918 года, на пике революционного лихолетья. За несколько месяцев до этого, в апреле, ему было предписано освободить служебную академическую квартиру в Петрограде, с сентября не выплачивали содержания. В личном деле из фонда Академии художеств в Российском Государственном историческом архиве зафиксированы горькие подробности последнего года жизни архитектора, без остатка отдавшего свои силы и талант стране, которой больше не существовало.
Материал подготовила
Библиотекарь 1 категории
Т.Н. Шинкарева