Библиотека ДОННАСА рассказывает: Архитектурные разности
Об архитектуре можно говорить бесконечно. И поэтому, в рамках празднования Всемирного дня архитектуры, мы расскажем вам об этом виде искусства и представим архитектуру совершенно в другом качестве.
Архитектура в моде, архитектура в украшениях, архитектура в кулинарии… Но, обо всем по порядку.
«Я хотел быть архитектором, поэтому, будучи дизайнером, я следую принципам архитектуры. Конструируя платье, ты учитываешь законы архитектуры и гравитации». — Кристиан Диор
«Одежда движет творениями архитектуры и является первой ареной для пространства человечества» — Гуо Пей
«Мода – это архитектура; вся суть в пропорциях», — говорила Коко Шанель. Возможно поэтому мастерство создания форм у архитекторов удачно применяется в моде. Архитектура в моде — направление, которое с каждым годом лишь набирает обороты. Из сезона в сезон дизайнеры обращаются к шедеврам архитектуры в поисках вдохновения и новых форм.
Мода, как и архитектура, формирует окружающую среду. Город – это не только дома, проспекты, улицы, площадь, набережная, тупик, переулок. Это еще и люди с их манерой одеваться. Фэшн-индустрия и архитектура всегда шли бок о бок, оказывая взаимное влияние.
В современных домах должно быть так же комфортно, как и в современной одежде. Обратите внимание на термины: «материал», «конструкция», «пропорции», «силуэт» одинаково принадлежат сфере архитектуры и моде, поэтому дизайнеры и архитекторы говорят на одном языке. Это неслучайная связь двух видов искусства помогает моде и архитектуре находиться в постоянном диалоге, результатом которого становятся самые необычные коллаборации.
Пожалуй, самый яркий пример такого прикладного модного творчества архитектора — это творчество Захи Хадид. (В 2004 году Заха Хадид стала первой женщиной-архитектором, получившей Притцкеровскую премию, самую престижную награду мирового архитектурного сообщества. Хадид также была удостоена звания дамы-командора ордена Британской империи, королевской медали RIBA и обладала множеством других наград)
Подход архитектора легко читается, например, в туфлях, которые были созданы вместе с бразильским обувным брендом Melissa. Их эргономичный дизайн был выполнен с использованием технологий цифрового моделирования.
Еще более яркий пример — концептуальное переосмысление культовой сумки-ведра Louis Vuitton. Заха Хадид предприняла ряд «физических» вмешательств в традиционную форму аксессуара — выдавливанию частей, деформированию, отслаиванию. Такие же методы работы с формой легко угадываются и в её архитектурных творениях.
Платье Мишель Смит и архитектура Захи Хадид
Американка Рози Ассулин создает сложноскроенные по-голливудски восхитительные вещи. На создание этого платья ее вдохновил архитектурный ансамбль гробницы рода Брион в Сан Вито д’Ативоле – проект великого венецианского архитектора Карло Скарпы. «Все геометрические элементы гробницы смотрятся невероятно гармонично. Сколько бы я на нее ни смотрела, мне каждый раз удавалось отыскать для себя что-то новое», – говорит Ассулин.
С платьем Paco Rabanne ситуация обратная: это оно вдохновило архитектора, а не наоборот, а именно стало прообразом нового здания универмага Selfridge’s в Бирмингеме.
Вдохновением для летней коллекции Chloé позапрошлого года стала арабская архитектура, в особенности ее традиционные элементы – арабески, сложный узорчатый орнамент из геометрических фигур. В мире моды они нашли свое воплощение в полупрозрачных кружевах.
Модные коллекции современных дизайнеров и домов моды не обходятся без новинок, в которых угадываются архитектурные мотивы. Кто-то вдохновляется фактурой и цветом фасадов, кто-то – линиями лепнины, декора или оконных проемов. Многих дизайнеров привлекают формы зданий, крыш и шпилей. Городская среда с богатым культурным наследием не раз вдохновляла модельеров.
Дольче и Габбана (Символ Франции — Собор Парижской Богоматери или Нотр-Дам де Пари)
Архитектурные мотивы появляются на моделях в виде принтов, орнаментов, используются дизайнерами для завершения образа при создании аксессуаров и обуви.
Украшения
Добавить образу модную сложность помогут футуристичные аксессуары с архитектурными элементами. Лучшая инвестиция — архитектурные ювелирные украшения. Они уже несколько лет не выходят из моды.
Архитектура вкуса
Вкусная еда и хорошая архитектура. Что между ними общего? И та, и другая радует глаз, она высокоэстетична, красива, привлекательна. В основе и той и другой лежат какие-то рецепты, образ и последовательность действий, результатом которого будет реализация. Конечно, еда нужна людям прежде всего для поддержания жизнедеятельности организма. Некоторым – для удовольствия. А некоторым – для творчества. Герои нашей сегодняшней публикации совместили продукты питания и строительство, создав, таким образом, удивительные примеры съедобной архитектуры.
Убежище и пропитание — две базовые нужды человечества, превратившиеся в ходе эволюции в формы искусств: кулинарию и архитектуру. Современные кулинары создадут для вас инсталляцию, которая будет торжественно съедена кафе или ресторане.
Китайский автор Song Dong выстроил из печенья и бисквитов макет целого азиатского города с церковью и стадионом. Произведение, на создание которого ушло 72 тысячи сладостей, выставили в лондонском универмаге Selfridges.
В 2008 году в Лондоне проводился Архитектурный желе-банкет, в ходе которого архитекторы и скульпторы соревновались в создании оригинальных зданий и сооружений из желе. На изображении вы можете видеть копию собора Святого Павла, сделанную британцем Дугласом Мерфи (
Архитектура и десерты любят рекорды.
Разнообразие тортов сегодня впечатляет сладкоежек и шокирует диетологов. Но есть среди тортов настоящие шедевры, которые явно имеют отношение к архитектуре. Такие десерты не только манят своим чарующим ароматом, но и поражают своей формой. В этом обзоре торты, которые создавались людьми от архитектуры и от искусства.
21-летняя архитектор Мария Троицкая из Москвы в настоящее время учится в архитектурной школе Пари-Малаке (Arch school Paris-Malaquais). Девушка училась в трёх разных парижских школах и проходила практику на кухне знаменитого кондитера Антонио Бачура (Antonio Bachour) в Майами.
Торты для Марии — это арт-объекты. Она вдохновляется архитектурой Гауди, Ле Корбюзье, Гери, архитектурными объектами, художниками, городами, материалами, текстурой. Особенно талантливая архитектор-кондитер любит рисовать шоколадные панорамы и создавать свои собственные шоколадные города.
Десерты, в отличие от любой другой еды, никогда не были предназначены для одного только насыщения. Главная задача этой части трапезы — удовольствие. И не в последнюю очередь — удовольствие для глаз. Современные кондитеры с каждым годом становятся все изобретательнее и смело экспериментируют не только со вкусами, но и с формами, текстурами, украшениями и узорами
Посмотреть и восхититься…
Десерты Динары Красько
Бывает и так, что профессиональный архитектор полностью переключается на кулинарию. Как случилось с архитектором Динарой Касько, которая занимается изготовлением «архитектурных» десертов, и прославилась этим на весь мир.
Динара Касько – не просто кондитер. Эта талантливая девушка работает на стыке IT-технологий, кондитерского искусства, дизайна и архитектуры. И её творения удивляют, поражают и будоражат воображение.
Самое удивительное, что Динара использует в кулинарном творчестве профессиональный параметрический софт вроде Grasshopper, и печет торты, форма которых подчиняется строгому алгоритму.
Говоря о сходстве между высокой кухней и архитектурой, нужно отметить, что и кулинарные и архитектурные шедевры невозможно создать без использования современных технологий.
Материал подготовила
Библиотекарь 1 категории
Шинкарева Т.Н.