Библиотека ДОННАСА представляет литературный календарь: «Гордость русской литературы»
О, этот Лермонтов опальный,
Сын нашей собственной земли,
Чьи строки, как удар кинжальный,
Под сердце самое вошли,
Он, этот Лермонтов могучий,
Сосредоточась, добр и зол,
Как бы светящаяся туча,
По небу русскому прошёл.
Ярослав Смеляков
В 2024 году исполняется 210 лет со дня рождения классика русской и мировой литературы Михаила Юрьевича Лермонтова. Поэт родился 15 октября 1814 года и прожил трагически короткую жизнь, всколыхнув в 1837 году всю Россию стихотворением «Смерть поэта», посвященному смерти Пушкина. Текст не печатался в газетах и журналах, но ходил по Российской империи в тысячах экземплярах, переписанных от руки. Император Николай I, ознакомившись с эпитафией от Лермонтова, пророчески заявил: «этот, чего доброго, заменит России Пушкина».
Ф. М. Достоевский говорил о Лермонтове: «Какое дарование! …все его стихи – словно нежная, чудесная музыка».
О невозвратимой для России утрате В.Г. Белинский писал: «… мы лишились в Лермонтове поэта, который по содержанию шагнул бы дальше Пушкина…»
Лев Толстой писал: «Если бы этот мальчик остался жить, не нужны были бы ни я, ни Достоевский».
Библиотека академии (Абонемент художественной литературы, 2 корпус, 1 этаж) представляет книжную выставку «Гордость русской литературы», приуроченную к 210-летию со дня рождения великого русского поэта, прозаика, драматурга, классика русской литературы Михаила Юрьевича Лермонтова.
На выставке представлены материалы о жизни и творчестве гениального поэта, исследования о дуэли и гибели М. Ю. Лермонтова, художественные произведения поэта. В них нашли отражение «вечные» темы и сюжеты, связанные с природой человеческих чувств и поступков, философскими размышлениями о добре и зле, о родной природе и России. А вот при жизни, которая оказалась такой короткой – всего 26 лет – у Михаила Юрьевича вышло лишь одно издание его стихотворений. И поместилось в этот сборник немного, всего 26 стихов и пара поэм. За свою короткую жизнь он создал сотни произведений, которые и сегодня составляют драгоценную сокровищницу российской литературной классики.
Его творчество получило огромный отклик в живописи, театре, кинематографе — экранизировано порядка 20 произведений Михаила Юрьевича, среди которых «Герой нашего времени», «Бэла», «Маскарад» и др. Произведения Михаила Лермонтова привлекали всех крупнейших русских художников — Серова, Айвазовского, Маковского, Коровина. Это далеко не полный список тех, кто отразил талант поэта в искусстве книжной иллюстрации.
Жизнь и творчество Михаила Лермонтова окутаны плотной завесой тайны
Что вспоминают о человеке, которого уж нет? Близкие — его слова, добрые поступки, поддержку. Коллеги — шутки и ситуации, когда тот удивлял их. Но если человек был уникально одарен в какой-либо области, то чаще всего упоминают его талант, забывая о малейших недостатках и намеренно закрывая на них глаза. Так было и с Лермонтовым, но не зная недостатков человека, не узнать его самого…
Предлагаем вам несколько фактов о великом поэте, неисправимом задире и суеверном мистике.
В шестнадцать лет Михаил Юрьевич стал студентом одного из самых уважаемых учебных заведений Российской империи – Московского Университета. Здесь он провел два года, часто ссорился с преподавателями и начальством. Позволял себе не самые приличные выходки, и держался отчужденно от основной массы студентов. А между тем в Московском Университете обучались тогда в будущем известные писатели и общественные деятели – Иван Гончаров, Виссарион Белинский и Александр Герцен, Иван Тургенев. Лермонтов ни с кем из них там не подружился…
В краткой биографии Лермонтова обычно не упоминается, что он любил интриги, причём не самые хорошие. Он получал извращённое удовольствие от того, что мешал чужому счастью. Лермонтову нравилось рушить планы влюблённых и расстраивать свадьбы. Узнав о помолвке кого-нибудь из знакомых, он начинал чаще наведываться в дом невесты, писать ей стихи и подносить цветы. Как только девушка влюблялась и готова была отказаться от свадьбы, он в лучшем случае тут же исчезал. В худшем – собирал влюблённых в одной комнате, признавался, что это была шутка, и издевательски смеялся.
У Лермонтова, удивительные родственные связи — он приходится родственником Петру Столыпину (у них общий прадед). Петр Аркадьевич Столыпин (создатель аграрной реформы, известный государственный деятель).
С другой стороны его род уходит прямиком к шотландцам по отцовской линии. В далёком XIII веке в Шотландии жил известный бард Томас Лермонт (ударение на первый слог!), по прозвищу Томас-Рифмач. Этот сочинитель издевательских и лирических песен прославился настолько, что превратился в героя кельтского фольклора, ему приписывали провидческий дар и слагали о нём легенды. Лермонты взяли себе фамилию от местности, где проживали (это считалось особенно почётным).
В 1613 году один из представителей этого рода, поручик польской армии Георг Лермонт, был взят в плен войсками князя Дмитрия Пожарского. Лермонт перешел в православие под именем Юрия Андреевича и стал родоначальником русской дворянской фамилии Лермонтовых.
Однако красивая теория о таком невероятном родстве разбилась в 2014 году, при анализе ДНК выяснилось, что современные Шотландские Лермонтовы не имеют ничего общего с Михаилом Юрьевичем. Учёные не обнаружили нужного сходства потомков Лермонтов и Лермонтовых. А значит, поэт зря сочинял в 1831 году стихотворение «Желание» о своих шотландских предках.
Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?
На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенной покоится прах.
На древней стене их наследственной щит
И заржавленной меч их висит.
Я стал бы летать над мечом и щитом
И смахнул бы я пыль с них крылом;
И арфы шотландской струну бы задел,
И по сводам бы звук полетел;
Внимаем одним, и одним пробужден,
Как раздался, так смолкнул бы он.
Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.
Меж мной и холмами отчизны моей
Расстилаются волны морей.
Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой…
О! зачем я не ворон степной?..
<1831>
Напророченная смерть
Лермонтов был страшным фаталистом – во всяком дуновении ветра и случайной встрече он видел знаки судьбы и везде искал трагические совпадения. Серьёзные дела затевал только после того, как посоветуется с предсказателем или гадалкой. По заверениям многих свидетелей, петербургская гадалка Шарлотта Кирхгоф советовала Пушкину остерегаться «белой лошади, белой головы и белого человека» на 37-м году жизни. Позднее поэт действительно погиб от руки светловолосого Дантеса, приехавшего на поединок на белой лошади.
Лермонтов тоже побывал у светской гадалки перед кавказской ссылкой и спросил: будет ли он выпущен в отставку и останется ли в Петербурге? В ответ он услышал, что в Петербурге ему вообще больше не бывать, не бывать и отставки от службы, а что ожидает его другая отставка, „после коей уж ни о чём просить не станешь“.
Шарлотта оказалась права, Лермонтов в последний раз видел столицу.
Роковой факт из биографии Лермонтова – то, что судьбу поэта решила подброшенная монетка. Михаил Юрьевич не мог определиться, остаться ему в Пятигорске или уехать на службу. Лермонтов подбросил монетку, ему выпала поездка Пятигорск. Именно там, всего через несколько дней, поэт погиб на дуэли с Мартыновым.
Знаете, что сказала на это большая часть светского Петербурга? «Так ему и надо». Если верить мемуарам известного дипломата П. Вяземского, схожим образом высказался даже российский император Николай I, заявивший: «Собаке – собачья смерть».
Мы в очередной раз преклоняемся перед гением русских классиков, но напоминаем, что всё же не стоит их идеализировать. Ведь сегодня мы все помним не его характер, слабости и пороки, а то, что он оставил после себя: свое творчество и бессмертные строки.
ИЗБРАННЫЕ ЦИТАТЫ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА
Афоризмы Лермонтова – это собрание мудрых мыслей, крылатых изречений и литературных цитат великого классика русской и мировой литературы. Его мысли не только не устарели, но, проверенные временем, приобрели еще большую значимость и ценность для современного человека.
-Уважения заслуживают те люди, которые независимо от ситуации, времени и места, остаются такими же, какие они есть на самом деле.
-Гений, прикованный к чиновничьему столу, должен умереть или сойти с ума, точно так же, как человек с могучим телосложением при сидячей жизни и скромном поведении умирает от апоплексического удара.
-Человек — карета; ум — кучер; деньги и знакомства — лошади; чем более лошадей, тем скорее и быстрее карета скачет в гору.
-Обида — такая пилюля, которую не всякий с покойным лицом проглотить может; некоторые глотают, разжевав наперед; тут пилюля еще горче.
-Есть престранные люди, которые поступают с друзьями, как с платьем: до тех пор употребляют, пока износится, а там и кинут.
-Дурак то же, что и старая красавица: его ученость – белила, его начитанность – румяна, а умничанье – кокетство.
-Как прежде люди были просты: они знали только то, чему учились. Ныне ничему не учась, всё знают.
К чему глубокие познанья, жажда славы,
талант и пылкая любовь свободы, когда
мы их употребить не можем?
А годы проходят — все лучшие годы!
И скучно, и грустно, и некому руку подать
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье все готовы —
Никто не хочет грусть делить.
Всё это было бы смешно,
Когда бы не было так грустно…
Материал подготовила
библиотекарь 1 категории
И.В. Туковская