Библиотека ДОННАСА рассказывает: В единстве народа вся сила России

Уважаемые друзья! Отмечая День народного единства, как государственный праздник: мы закладываем основу традиции, которой суждена долгая жизнь. Согласие, единение, сотрудничество – необходимые условия для стабильного и  динамичного развития  нашей большой страны.

 У нашей Родины огромный потенциал, а самый большой ее капитал – это многонациональный народ России, говорящий на разных языках и исповедующий разные религии.

Долгожданное объединение, единство Донецкой Народной Республики с Россией случилось. Мы теперь в составе большой страны — мы одна страна. Это наша Родина, к которой мы так долго стремились вернуться. Поэтому и День народного единства для каждого жителя Донбасса символичный и значимый праздник. Донбасс обживали представители разных национальностей. Заложенные ими традиции добрососедства и сотрудничества продолжают оставаться обязательными для каждого из нас. Еще предстоит много работы, чтобы освободить все наши территории и всех наших людей. Но мы это сделаем — ведь сила в единстве народа.

День народного единства нужен, чтобы напомнить нам – частицам единого народа – что мы все не слишком отличаемся друг от друга и что культурное многообразие Донбасса и большой Родины России – это повод для гордости, а не для конфликтов. Этот день напоминает нам, что когда Родина сталкивается с бедой, не имеет значения ни вера, ни нация, значимым остается только то сокровенное, что есть в душе каждого человека – его духовная связь с родной землей, культурой, историей и кровью предков.

Книжная выставка «В единстве народа вся сила России», посвященная Дню народного единства, является важным элементом патриотического воспитания и популяризации исторического наследия России. (Читальный зал,  1 корпус, 2 этаж). На выставке представлены книги, статьи, печатный материал, посвященные ключевым событиям в истории страны.

Для студентов второкурсников была проведена  беседа по материалам выставки.  Ребят заинтересовала история жизни предводителей народного ополчения Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Знакомство с выставкой помогает укрепить гражданскую позицию у молодежи, способствует формированию у студентов уважение к своей истории и культурному наследию.

 Это интересно. ИСТОРИЯ ДНЯ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА – В МАТЕРИАЛАХ ПРЕЗИДЕНТСКОЙ БИБЛИОТЕКИ

Более чем 400 лет назад, 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года, войска народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от польских интервентов.

Об исторических событиях, определивших дату этого государственного праздника, рассказывают материалы коллекции Президентской библиотеки.

Смутное время. Смутой историки называют период династического и национального кризиса, угрожавшего распадом Российского государства. Смутное время начинается с пресечения династии Рюриковичей, и заканчивается Смута народным избранием на царство в 1613 году представителя династии Романовых – Михаила.

На территории Российского государства возникли три основных центра власти – семибоярщина с поляками в Москве, Лжедмитрий II под Москвой в Тушине и Первое ополчение, которое впоследствии потерпело поражение.

В сентябре 1611 года центром освободительного движения становится Нижний Новгород. «В сие то ужасное время предприемлет один человек великое намерение противустать всем силам врагов России и не допустить низринуться ей в бездну погибели», – рассказывает писатель и историк Николай Ильинский в книге «Описание жизни и безсмертнаго подвига славнаго мужа нижегородскаго купца Козьмы Минина» (1799) и задается вопросом: «Кто ж был человек сей? Не подумает ли каждой, что ему должно быть какому-нибудь из первейших родов российских?.. Но совсем противное сему открывается: сей человек не кто иной, как купец нижегородский, купец незнатный и промысел свой имевший от мяснова торгу, именем Козьма Минин, а прозванием Сухорукой».

Лишённую единства, раздираемую противоречивыми замыслами и противоположными интересами временных властей Россию спасти могло только объединение всего народа, всех сословий, осознавших общность беды.

Простой торговый человек, Кузьма Минин, на городском сходе обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. От защиты своего города нижегородцы перешли к более общей задаче похода на Москву. Но им нужен был военный предводитель, потому что Козьма Минин – земский староста, посадский человек, торговец мясом, не мог руководить дворянами. Но, как писал Ильинский, «сей ничего почти не значивший, но беспредельною любовию к отечеству пламенеющий человек, имел от природы разум твёрдый и тонкий; он, непрестанно размышляя о несчастиях отечества своего, заключил, что к спасению его потребен один только человек, но такой, к которому бы народ имел доверенность, которой бы известен был по опытам, что он храбр, честен, и пользу отечества предпочитающий всему на свете. …И наконец предпочёл он перед всеми стольника князя Дмитрия Михайловича Пожарского…».

Пожарский происходил из знатного рода Стародубских князей. Во время участия в восстании против поляков в Москве в 1611 году он был тяжело ранен в голову. Его увезли в его имение в Суздальском уезде недалеко от Нижнего Новгорода. Когда обратились за помощью к Пожарскому, он принял это приглашение. Один из дьяков писал, за что его выбрали: «За разум и правду».

 

Во главе народного ополчения встали два мужественных представителя разных сословий, объединённые общей целью спасения отечества, и за ними пошёл весь народ – богатые и бедные, знатные и простые, крестьяне и служивые люди.

 

Весной следующего, 1612, года уже крепко устроенное войско выступило из Нижнего Новгорода к Москве. У стен Москвы 22–24 августа 1612 года состоялось сражение между силами соединённых ополчений (остатков разбитого Первого и Второго, которое привёл Пожарский вместе с Мининым) и гетманом Ходкевичем. Поляки отступили. Участь осаждённого гарнизона была решена.

 

22 октября на колокольне одной из московских церквей ударили в набат, и по этому набату казаки и служилые люди пошли на штурм и овладели стеной Китай-города. Русские люди приписали это «чудо» заступничеству иконы Казанской Божьей Матери – это была святыня земского движения.

 

И именно этот день – 22 октября (по старому стилю) 1612 года мы отмечаем как День народного единства 4 ноября.

 

Материал подготовила
библиотекарь 1 категории
Т.Н. Шинкарева