Архитектор, поистине изменивший облик России
К 230-летию со дня рождения архитектора
Константина Андреевича ТОНА
(1794 – 1881)
Имя русского архитектора Константина Андреевича Тона (1794-1881) вряд ли на слуху у широкой российской публики. Но стоит назвать хотя бы несколько возведенных им дворцов, храмов, зданий — и любой воскликнет: так это Тон?! Да! Это Константин Тон!
Как-то Бернард Шоу, харизматичный ирландец, первым в мире добившийся обладания уникальным тандемом Нобелевской и Оскаровской премий, выдал такую вот фразу: «Звания и титулы придуманы для тех, чьи заслуги перед Отечеством бесспорны, но народу этой страны порой неизвестны…»
Константин Андреевич Тон. 6 ноября отмечали 230-летие со дня его рождения. Чем же он прославился на Руси?
Сегодня есть полный резон по юбилейному поводу более развернуто, рассказать о культурном наследии и неординарных фактах биографии этого воистину подвижника на поприще зодчества, высокоталантливого Мастера, который так беззаветно был предан главному делу всей жизни, что почитал невозвратной потерей все часы сна после четырех утра, и первый свой отпуск на все сто отгулял лишь на 62-м году от роду…Прожил Тон долгую и интересную жизнь – 87 лет.
К. А Тон был одним из ярких архитекторов эпохи императора Николая I. Творил в эклектическом русско-византийском стиле. И был в нём гениален.
Между тем всенародно известны и, бесспорно, знамениты такие знаковые его шедевры отечественного зодчества, как:
- Большой Кремлевский дворец,
- Оружейная палата,
- Храм Христа Спасителя в Москве — жемчужина творчество Тона,
- Владимирский собор—усыпальница адмиралов в благословенном Севастополе
- 50, как величественных, так и «малых ростом» церквей,
- Малый театр в Москве,
- Пристань со сфинксами у здания Академии художеств в Санкт-Петербурге. Сегодня это одна из знаковых достопримечательностей Петербурга.
- Иконостас в Казанском соборе в Санкт-Петербурге,
- Комплексы столичных вокзалов первой в стране Николаевской железной дороги и многое другое.
Начало большого пути
Константин Тон родился 26 октября (6 ноября) 1794 году в городе Санкт-Петербург. В его весьма обеспеченной семье обрусевших немцев в Санкт-Петербурге царил культ преклонения перед тремя фамильными ценностями: ювелирным делом, классической музыкой и архитектурой, ибо в разветвленном генеалогическом древе Тонов целые «ветви» были «усеяны» композиторами, придворными златых дел мастерами и зодчими.
Посему вовсе не случайно исходя, конечно, из доминантных наклонностей всесторонне талантливого мальчика, Константина уже в девять лет определили в Императорскую Академию художеств под крыло знаменитого архитектора Андрея Воронихина, отца русского ампира, автора проекта собора в честь иконы Казанской Божией Матери в городе на Неве. Там же, кстати, обучались и два брата К.А. Тона, но знаменитым стал все-таки он…
В 1815 году после окончания Академии, с малой золотой медалью, присуждённой за проект здания Сената, К.Тон был назначен художником 1-й степени, что позволяло ему получить пенсионерское обучение за границей. Однако из-за финансовых проблем в Академии, Тон не смог отправиться за рубеж. И только спустя 3 года в 1818 году, художник-архитектор представил Академии художеств проект ярмарки, и, наконец, получил средства для пенсионерской поездки за границу. Константин отправился в Италию, где изучал античные и ренессансные произведения искусства. Почти десять лет продолжалось заграничное пенсионерство Тона в Италии, Франции и Германии. После того как Тон на бис одарил Рим уникальным проектом полной реконструкции Дворца цезарей, он стал членом трех европейских академий — Римской археологической академией, Римской и Флорентийской академиями художеств и буквально триумфатором в 1828 году вернулся в Россию…
Благодаря тому, что дворец Цезарей очень понравился Николаю I, архитектор был причислен к кабинету Его Величества с огромным по тем временам жалованием в 3000 рублей в год. Именно благоволение российского самодержца позволило зодчему разработать, а главное — воплотить в жизнь проекты, которые поражают своими масштабами даже сегодня.
Этот новый «русско-византийский» стиль
Фирменный стиль Константина Тона оформился во время работы над московской церковью Екатерины Великомученицы. (Снесена в 1929 году)
Вот как описывает это современник Тона, художник и историк искусства, академик Федор Солнцев: «Когда проектировалась постройка храма Екатерины Великомученицы, то государю представлено было до восьми проектов. Но все они не удостоились высочайшего одобрения. Государь говорил: „Что это все хотят строить в римском стиле; у нас, в Москве, есть много прекрасных зданий совершенно в русском вкусе“. Тон составил проект русского храма XVII века. Государю этот проект очень понравился. Тон приобрел известность, и с тех пор начались в России постройки храмов и зданий в русско-византийском стиле».
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона так сформулирована заслуга зодчего перед Отечеством: «Он первый отвернулся от слепого подражания западноевропейским образцам и указал русским архитекторам на богатый источник вдохновения, кроющийся в памятниках их родной старины».
Главный храм страны
Еще в 1829 году в Санкт-Петербургской Академии художеств рассматривался вопрос создания в Москве храма Христа Спасителя. Он задумывался как грандиозный памятник победы над Наполеоном. Было объявлено несколько конкурсов, в которых приняли участие московские и питерские архитекторы. В итоге в конце 1831 года Николай I вызвал Тона в Москву и поручил ему проектирование храма Христа Спасителя. Этот проект сделал Константина Андреевич архитектором номер один в государстве.
Строительство храма длилось 44 года (1839 — 1883 гг.), и на момент освящения в 1883 году он был самым большим в России. Здесь могли разместиться 10 000 человек, высота здания составляла 103 м (выше, чем Исаакиевский собор), а площадь внутренних росписей — 22 000 квадратных метров, 9000 из которых были позолочены. Собор расписывали и оформляли лучшие мастера России: художники Суриков, Крамской, Верещагин и другие, скульпторы Иванов, Ромазанов, Клодт и Логановский. Всеми работами лично руководил Тон, и никаких нареканий к нему никогда не возникало.
Несмотря на то, что у проекта были ярые противники, вскоре огромное строение в самом центре Москвы стало неотъемлемой частью столицы, символом русского православия и самодержавия. Во многом именно поэтому, 5 декабря 1931 года здание храма было взорвано. Собор был уничтожен большевиками в разгар воплощения в жизнь сталинского генплана.. В 1994 — 1997 гг. храм был построен заново по образу и подобию первого.
Кремлевский дворец
В 1837 году император поручил Константину Андреевичу еще одну масштабную работу. Задумав соорудить в Московском Кремле новый дворец, Николай 1 поставил перед Константином Тоном задачу соединить “все, что в памяти народной тесно связано с представлением обиталища Государя «увязать вместе разновременные строения, не разрушая их, — и одновременно сделать новый дворец функциональным».
Константин Тон пришел к проекту Кремля уже зрелым мастером и блестяще справился с задачей, соединив в единое и неразрывно целое новое здание и окружающие его древние храмы и царские дворцы.
Будущий дворец был заложен 30 июня (12 июля) 1838 года, а 3 апреля (15 апреля) 1849 года, на Пасху, освящен в присутствии государя и всей царской фамилии.
Над Москвой поднялся грандиозный дворец площадью 20 000 квадратных метров. Размерами и роскошью дворец превзошел все известные дворцовые постройки. Но главное – он объединил с современностью далекое прошлое. Поэтому самый необычный дворец на планете стал много больше, нежели архитектурным шедевром.
Ансамбль включает в себя Теремной дворец, девять церквей и порядка 700 залов, пять из которых названы в честь российских орденов. Протяженность главного фасада – 125 м. Сейчас дворец является парадной резиденцией президента: здесь проходят торжественные приемы, церемония инаугурации, вручение госнаград.
Попутно Константин Тон продолжал проектировать церкви в Санкт-Петербурге, Москве, Царском Селе, Ельце, Красноярске, Костроме.
Вознесенский собор (Елец)
Троицкая церковь (Яранск)
В 1838 г. Тон издал альбом с чертежами типовых каменных церквей на 1000, 500 и 200 человек. Эти проекты стали образцами форм и стиля, которых придерживались при церковном строительстве архитекторы во всей Империи.
В 1854 г. Константин Тон возглавил Академию художеств. Годы его ректорства были ознаменованы интересом к историческому наследию России. Специалисты Академии реставрировали многие памятники архитектуры. Константин Андреевич основал при Академии Музей древнерусского искусства, чьи экспонаты позже стали основой коллекции Русского музея.
С 1860-х годов Константин Тон фактически перестал получать заказы и работать над проектами. Его избрали почетным членом и корреспондентом Королевского института британских архитекторов и почетным членом Московского архитектурного общества. Но несмотря на свои заслуги, в старости зодчий остался почти без средств к существованию и проживал с дочерью на сьемной квартире.
Константин Тон умер в 1881 году. Похоронили архитектора на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.
— Мемориальные доски в честь Константина Тона установлены на Московском вокзале в Петербурге и на Ленинградском вокзале в Москве.
— В 1994 году была выпущена почтовая марка России, посвящённая Тону.
— В 2017 году Банком России выпущена серебряная монета номиналом 25 рублей «Константин Андреевич Тон».
«Творческое наследие Константина Тона противоречиво, но очень характерно для своего времени – пограничного между двумя большими архитектурными эпохами – классицизмом и эклектикой. Но нет сомнения в том, что пристани со сфинксами на Неве, Большому Кремлевскому дворцу и вокзалам Николаевской железной дороги суждена если не вечная, то длинная жизнь».
В. Г. Лисовский «Зодчие Санкт-Петербурга XIX — начала XX века»
Материал подготовила
библиотекарь 1 категории
Т.Н. Шинкарева