Донбасс в живописи: от царской России до современности

Часть 1. Введение

Для учеников Республиканского архитектурно-строительного лицея-интерната ДОННАСА была проведена экскурсия по Макеевскому художественно-краеведческому музею и тематическое занятие с презентацией работ художников.

Там ребята узнали, что люди, города, степи и промышленные предприятия Донбасса неоднократно привлекали внимание живописцев — как местных, так и из других регионов.

Организаторы отметили, что в царские времена художники приезжали из далёких краёв, чтобы запечатлеть на полотнах донбасские пейзажи и сцены из жизни рабочих.

Важно отметить, что советские годы Донецк стал одним из лидеров советской угольной и металлургической промышленности. И тогда же за ним закрепился статус «города миллиона роз» — стараниями первого секретаря обкома партии Владимир Дегтярёва и директора Донецкого ботанического сада Евгения Кондратюка в 1960—1970 е годы в столице Донбасса высадили более миллиона роз.

На занятии отметили, что картины художников, помимо эстетической, имели и вполне практическую цель: показать достижения региона.

Сейчас эти работы имеют большую коллекционную и историческую ценность, многие из них находятся в крупных музеях, другие — в частных собраниях в странах бывшего СССР.

В наше время художники тоже обращают внимание на Донецкий регион, но уже в связи с трагическими событиями.

Из всех живописцев, которые родились или жили в Донбассе, наибольшую известность получил уроженец Мариупольского уезда.

Архип Иванович Куинджи — признанный мастер пейзажа. Тем не менее даже картины малоизвестных художников порой можно встретить в Третьяковской галерее и Русском музее.

В следующей части материала представлены работы российских живописцев разных лет, посвящённые Донбассу.