Донбасс в живописи: от царской России до современности
Часть 1. Введение
Для учеников Республиканского архитектурно-строительного лицея-интерната ДОННАСА была проведена экскурсия по Макеевскому художественно-краеведческому музею и тематическое занятие с презентацией работ художников.
Там ребята узнали, что люди, города, степи и промышленные предприятия Донбасса неоднократно привлекали внимание живописцев — как местных, так и из других регионов.
Организаторы отметили, что в царские времена художники приезжали из далёких краёв, чтобы запечатлеть на полотнах донбасские пейзажи и сцены из жизни рабочих.
Важно отметить, что советские годы Донецк стал одним из лидеров советской угольной и металлургической промышленности. И тогда же за ним закрепился статус «города миллиона роз» — стараниями первого секретаря обкома партии Владимир Дегтярёва и директора Донецкого ботанического сада Евгения Кондратюка в 1960—1970 е годы в столице Донбасса высадили более миллиона роз.
На занятии отметили, что картины художников, помимо эстетической, имели и вполне практическую цель: показать достижения региона.
Сейчас эти работы имеют большую коллекционную и историческую ценность, многие из них находятся в крупных музеях, другие — в частных собраниях в странах бывшего СССР.
В наше время художники тоже обращают внимание на Донецкий регион, но уже в связи с трагическими событиями.
Из всех живописцев, которые родились или жили в Донбассе, наибольшую известность получил уроженец Мариупольского уезда.
Архип Иванович Куинджи — признанный мастер пейзажа. Тем не менее даже картины малоизвестных художников порой можно встретить в Третьяковской галерее и Русском музее.
В следующей части материала представлены работы российских живописцев разных лет, посвящённые Донбассу.