Библиотека ДонНАСА представляет литературный календарь: «Когда строку диктует чувство»

К 135-летию со дня рождения российского поэта и писателя Б. Л. Пастернака (1890–1960)

 

«Мир — это музыка, к которой надо найти слова»
Борис  Пастернак

 

10 февраля исполнилось 135 лет со дня рождения выдающегося русского писателя и поэта, который в юности мечтал стать композитором и философом, но стал писателем, поэтом и переводчиком — Бориса Леонидовича Пастернака (1890-1960) . Роль Пастернака в русской литературе сложно переоценить. Благодаря высокому мастерству и неповторимой тональности стихотворений он занял важное место в поэтическом движении начала XX столетия. Лексический словарь Пастернака, его образы, метафоры, поэтическое остроумие оказали влияние даже на таких сложившихся поэтов как Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Валерий Брюсов. Его тонкие, проникновенные, философские стихи и проза переведены на многие языки мира.

Абонемент художественной литературы библиотеки ДонНАСА представляет вашему вниманию  книжную выставку «Когда строку диктует чувство»,

На выставке собраны лучшие произведения автора: сборники стихотворений, повести, статьи и главное творение автора – роман «Доктор Живаго». Эту книгу называют одновременно и «гениальной неудачей», и «полным провалом», и «главным романом XX века», о ней говорят, как о книге, ради которой Пастернак родился, и которая стоила ему жизни.

В “Докторе Живаго” Пастернак  размышляет о любви и смерти, о роли интеллигенции в судьбе России, о взаимоотношениях между искусством и жизнью. Поэт стремится понять, как человек может сохранить свою человечность в нечеловеческих условиях и найти смысл своей жизни в мире, полном абсурда и жестокости.

Роман «Доктор Живаго», предложенный автором журналу «Новый мир», был отвергнут редакцией. В 1958 году он увидел свет в Италии, роман издает Великобритания, Германия, Голландия. Книга, по их мнению, являлась прекрасным инструментом для антисоветской пропаганды.  ЦРУ устраивало бесплатную раздачу книг советским туристам на различных мероприятиях, книгу активно распространяли в странах социалистического блока. Французский писатель Альбер Камю выдвинул произведение Пастернака на Нобелевскую премию, и в 1958 году она была ему присуждена. Советские власти были против присуждения Пастернаку награды Нобелевского комитета – литератора травили и унижали до тех пор, пока он не отказался от премии. Его телеграмма в Шведскую Академию: «В связи с тем, как было встречено присуждение мне Нобелевской премии в том обществе, к которому я принадлежу, я считаю необходимым отказаться от неё и прошу не принять это как обиду».

В 1959 году он пишет стихотворение под названием «Нобелевская премия», после его публикации Пастернак чуть не был признан изменником Родины. Выдержать такую тяжелую атмосферу было очень сложно, писатель буквально сгорел от рака за 2 года после вручения ему Нобелевской премии. Памятник, установленный на его могиле, оскверняли такое количество раз, что к сороковой годовщине смерти поэта пришлось установить его точную копию.

Спустя годы после смерти Пастернак был реабилитирован. В 1980-х его посмертно восстановили в Союзе писателей, а роман «Доктор Живаго» впервые издали в СССР.  Также Нобелевский комитет признал недействительным отказ писателя от премии, и ее присудили посмертно.

В 1986 году на даче поэта в Переделкино был образован первый в СССР музей Пастернака.  Большой вклад в то, чтобы это событие состоялось, внёс Андрей Вознесенский. Только с начала 90-х годов творчество Пастернака было введено в школьную программу для изучения.

Несколько интересных  фактов  о  Борисе  Пастернаке

Будущего писателя с ранних лет окружали люди искусства: в доме Пастернаков часто бывал Лев Толстой, композиторы Рахманинов и Скрябин, художники Поленов, Левитан, Нестеров. Под влиянием Скрябина  Борис занимался музыкой и написал несколько сонат для фортепиано. Однако, не имея абсолютного слуха, он оставил занятия музыкой спустя шесть лет обучения.

Борис поступил на юридическое отделение Московского университета, затем поменял его на философское отделение, После окончания  университета Пастернак так и не пришел за дипломом. Сегодня этот документ хранится в архивах Московского университета.

Сергей Есенин критически высказывался о творчестве Бориса Пастернака, между ними возникла открытая конфронтация, и однажды они даже подрались. Об этом инциденте написал в своих воспоминаниях Валентин Катаев, где Есенин у него получил прозвище «королевич», а Пастернак «мулат». Катаев писал, что королевич вцепился в грудки противника одной рукой и пытался заехать интеллигентному мулату в ухо. А мулат, который одновременно был похож на араба и на его лошадь, пытался дать королевичу в скулу, но это ему так и не удалось.

В 1930-е годы стихи Пастернака почти не издавались – и он занялся переводами, причём он переводил не с подстрочника, как многие, а с оригинала, поскольку знал английский, французский, немецкий и грузинский языки. До сих пор многие произведения классиков иностранной литературы переиздаются именно в переводе Бориса Леонидовича: Шелли, Китса, Байрона, Шекспира, Гёте и многих других.

Поначалу Пастернак был очень успешен в Советском Союзе, и его слово значило немало. Он многим помог — ходатайствовал об освобождении мужа и сына Анны Ахматовой, арестованных по подозрению в заговоре, пытался защитить Осипа Мандельштама. 

Известная легенда гласит, что Пастернак, собирая Цветаеву в эвакуацию в Елабугу, перевязал чемодан веревкой. «Крепкая, хоть вешайся», — пошутил поэт. 31 августа 1941 года тело Марины вынут из петли. В предсмертной записке она скажет, что «попала в тупик».

В Бразилии впервые в 1959 г. экранизировали фильм по произведению «Доктор Живаго». В России же он был экранизирован в 2005 г. Также о жизни и творчестве Пастернака было снято около двадцати документальных кинолент.

Нобелевских лауреатов по литературе более ста, а отказавшихся от премии — трое. Лев Толстой, Жан Поль Сартр и Борис Пастернак. Это место в истории куда заметнее..

В  жизни Пастернака были женщины, которых смело можно назвать музами. Три истории любви, три трагических и необыкновенно сложных жизненных сюжета отразились на творчестве великого поэта Серебряного века. Все они сыграли в его судьбе огромную роль. Но принесла ли эта роль счастье, покой и благополучие хоть одной из них?

Художница Евгения Лурье стала первой супругой Бориса Пастернака. Она обладала всеми качествами классической музы – утончённая красавица, весёлая, деликатная, наделённая удивительным чувством прекрасного. Лурье стремилась развивать и свою карьеру, а не только посвящать себя семье. Одной из причин раздора стала переписка Пастернака с Мариной Цветаевой, длившаяся 13 лет. «Хочу Ваших писем…» — пишет Цветаева. «Ты жива, ты во мне, ты в груди», — отвечает поэт… Евгению сводила с ума эта переписка,  несколько раз она оказывалась в психиатрических клиниках.

В 1930-м – во время совместного отдыха на даче с семьёй пианиста Генриха Нейгауза – Борис Пастернак страстно увлёкся его женой Зинаидой. Мучительно, нелегко, с попытками возвращения и даже самоубийства, оба брака распались. О самом начале этого необычного романа и повествует стихотворение «Никого не будет в доме…». Зинаида была музой и поддержкой для Бориса, она окружила его заботой и домашним уютом. Именно Зинаида Нейгауз сумела показать, как выглядит настоящее семейное счастье. 

С Ивинской Пастернак встретился в 1946 году, когда Ольге Ивинской было 34 года, а Борису Пастернаку – 56. Она работала редактором в журнале «Новый мир», обожала стихи Пастернака, знала их наизусть, еще школьницей бывала на литературных вечерах с участием поэта…У него было две законных жены, но ни одной он не посвящал таких пронзительных стихов о любви, как ей — той, которая никогда не была за ним замужем. Той, которая стала прототипом Лары из скандального «Доктора Живаго»… Из-за отношений с Борисом Пастернаком Ольге Ивинской пришлось пройти все круги ада, но она не отреклась от своего возлюбленного…

К тому времени Пастернак был в немилости у власти, и за связь с ним Ивинскую сослали в лагеря на пять лет. В это время Борис оказывал финансовую помощь ее матери и детям. После возвращения из лагерей Ольга работает у Пастернака неофициальным секретарем. Они не расстаются до конца его жизни.

Вот  такие  замечательные  женщины  были  в  жизни  Бориса  Пастернака.  Три женщины. Три музы. Три трагедии.

Первая жена, Евгения Лурье, после развода несколько раз оказывалась в психиатрических клиниках, а к концу жизни становилась всё печальнее и молчаливее.

Зинаида Пастернак после смерти мужа осталась без средств к существованию. Его произведения не издавали, пенсию за мужа, несмотря на все хлопоты  именитых друзей, получить так и не удалось. Зинаида уйдет из жизни через 6 лет, причина смерти – та же, что и у Пастернака. За год до смерти, уже будучи тяжело больной, она написала «Воспоминания» о своей жизни с Борисом – такие же простые и наивные, какой была сама Зинаида и какой полюбил её Пастернак.

Ольгу Ивинскую после смерти писателя опять арестовали. На этот раз ее обвинили в контрабанде – Ольга получила гонорар, пришедший из-за рубежа за публикацию романа «Доктор Живаго». Женщину снова приговорили к 8 годам лагерей. Она освободилась спустя 4 года, а реабилитирована была лишь в 1988 г. После смерти Пастернака Ивинская смогла выпустить небольшое издание с воспоминаниями о возлюбленном.

Его можно не только читать, но и петь 

Стихи Пастернака нередко превращали в песни. Например, хит Пугачевой «Свеча горела на столе» – не что иное, как стихотворение самого доктора Живаго.

Стихотворение «Никого не будет в доме», написанное поэтом в 1931 году, впервые было озвучено в 1976 году. Зрители услышали его в фильме «Иронии судьбы или с легким паром».

 

 

Материал  подготовила
библиотекарь 1 категории
И.В.
 Туковская

image_pdfimage_print