Библиотека ДонНАСА представляет литературный календарь: К 185-летию со дня рождения французского писателя Эмиля Золя

«Бескомпромиссный правдолюб Эмиль Золя»

 «Тот, кто сидит в грязи,
не любит, чтобы на него падал свет»
Эмиль Золя

Один из самых значительных представителей реализма второй половины XIX века, классик французской литературы, публицист и общественно-политический деятель Эмиль Золя, появился на свет 2 апреля 1840 года. В числе последователей и поклонников писателя были Теодор Драйзер, Эрнест Хемингуэй, Эрих Мария Ремарк. «Его книги — гимны, вечно обновляющие жизнь», — писал о нем И.С. Тургенев. Писателя ставят на одну ступень с Виктором Гюго и Оноре де Бальзаком, им восхищаются, его не перестают читать. Книги Золя переведены на многие языки мира.

К 185-летию знаменитого французского классика Абонемент художественной литературы  подготовил книжную выставку «Бескомпромиссный правдолюб Эмиль Золя». На выставке читатели найдут романы писателя: «Три города», «Дамское счастье», «Страница любви», «Нана», «Завоевание Плассана», «Чрево Парижа», литературную публицистику, новеллы. 

Трудно поверить, что когда-то самые выдающиеся и проницательные умы Франции чуть ли не в один голос заявляли, что у Золя нет ни капли таланта, что он слишком груб, а главное, глуп. Как только его не обзывали! «Срамнописец», «Певец клозета», «Порнограф». Даже Анатоль Франс, горячий поклонник его творчества, писал о нем: «Никто до него не воздвигал столь высокой кучи нечистот».

 В истории литературы вряд ли найдется писатель, который в начале своей литературной карьеры вынес столько унижений и оскорблений, как Золя. Литературная слава к Золя пришла не сразу. По окончании учебы, на протяжении почти двух лет, ему пришлось вести жесточайшую борьбу за существование. Золя питался хлебом, макая его в растительное масло. Ставил силки на крыше, ловил воробьев и жарил их, нанизывая на стальной прут от занавески. Иногда, заложив последнюю одежду, он по целым неделям просиживал дома, пытаясь написать шедевр, который избавил бы его от голода и нищеты.

 Если голод — лучшая приправа, то нужда — лучший учитель: его начинают печатать, принимают на работу в газету, он становится популярным журналистом. Дебютный роман Золя «Исповедь Клода», основанный на собственной биографии, сделал начинающего писателя популярным. Главной работой прозаика стало создание 20-томного цикла «Ругон-Маккары». В нем автор размышляет над историческим развитием и идеологией французского государства того времени, бесстрашно обличая порочность институтов власти, церкви, критикует армию, чиновников, буржуазию. Многие из романов, вошедших в двадцатитомный цикл, стали культовыми и воспринимаются как самостоятельные произведения. Это, например, знаменитые «Жерминаль», «Нана», «Чрево Парижа», «Человек-зверь» и другие.

Годы безвестности и прозябания превратили Золя в литературную машину, работающую без перерыва, изо дня в день, из года в год. Где бы он ни находился, он никогда не расставался со своими рукописями и записными книжками. И всегда, следуя правилу, написанному золотыми буквами у него на камине — «Ни дня без строчки», — время с раннего утра и до обеда он неизменно проводил за письменным столом. Кто-то даже подсчитал, что в год Золя исписывал более 2-х литров чернил…

 

Две супруги Эмиля Золя — одна законная, вторая любимая.

Свою первую супругу он встретил еще в 60-е годы. В  Париж приезжает друг Эмиля — художник Сезанн, благодаря ему Золя знакомится с Александриной Меле — цветочницей, которая подрабатывала натурщицей в мастерских. Александрина стала верным другом, советником, помощником и вдохновителем своего гениального мужа, но был один омрачающий фактор в семье – детей у пары не случилось.

Их браку было уже 18 лет, когда Александрина привела в дом молодую прачку Жанну, с которой будет делить своего мужа всю оставшуюся жизнь. Двадцатиоднолетняя дочь местного мельника была счастлива, что попала в такой роскошный дом. Жанне нравятся ухаживания известного писателя, и она благосклонно принимает знаки внимания с его стороны.

Долгое время Эмиль держит связь с Жанной в секрете. Когда у пары родился первенец, скрывать отношения стало больше невозможно. Вскоре Жанна родила Эмилю второго ребенка. Золя снимет для них дом, неподалеку от своего. Однажды, заметив, как муж наблюдает за игравшими детьми в бинокль, Александрина предложила: «Давай, пригласи их в дом!».  С этого времени Золя мог приводить детей к себе домой. Александрина покупала детям подарки, была к ним добра и великодушна.

Умер писатель в 62-летнем возрасте в расцвете творческих сил. В доме засорился дымоход, и семейство отравилось угарным газом, Александрина чудом выжила, а Эмиль погиб. У Золя имелось множество политических противников, нашлись люди, которые утверждали, будто писатель был убит, а отравление — это инсценировка. До сих пор остается тайной, была ли смерть Золя запланированным убийством или случайной игрой судьбы. В последний путь его провожали пятьдесят тысяч человек: студенты, ремесленники, буржуа, журналисты, военные. «Он был человеческой совестью», — скажет про него друг Анатоль Франс.

Александрина и Жанна тяжело пережили потерю супруга, но именно это их объединило. До конца жизни женщины поддерживали друг друга. Жанна так и не вышла замуж, до самой смерти храня верность Эмилю. Она умерла в 1914 году после неудачной операции. Александрина дожила до глубокой старости, подняв на ноги детей писателя, которым дала его фамилию, о чем он просил ещё при жизни.

 

Интересные факты из жизни писателя

Золя не является чистокровным французом. Его отец имел итальянское происхождение. Отсюда и звучание фамилии как Дзола, которую лишь позже адаптировали и стали произносить на французский манер.

 

Хотя Золя окончил школу в лицее Сен-Луи в Париже, он дважды провалил экзамен на степень бакалавра, который был обязательным условием для дальнейшего обучения. В юные годы будущий писатель работал в парижском издательстве, где выполнял простые обязанности — выкладывал книги на прилавок.

 

Став профессиональным писателем, Золя работал ежедневно без выходных, уделяя творчеству девять — десять часов в сутки. В среднем он писал от тысячи до двух с половиной тысяч слов в день.

 

Одним из лучших друзей Золя был художник Сезанн. Их дружба длилась долгие годы, пока не вышел роман «Творчество», в котором Золя поднял тему эксплуатации художников, их тяжкой участи, безденежья и непризнанности. В одном из героев, художнике Клоде Лантье, Сезанн узнал себя, и это ему не понравилось. Так распалась дружба.

 

В 1898 году писатель принимает активное участие в громком «деле Дрейфуса». Этот процесс по обвинению французского офицера-еврея в шпионаже расколол французов на два лагеря. Знаменитым на всю Францию становится обличительное письмо Золя к президенту республики, известное под названием «Я обвиняю». Писатель, не скупясь на эпитеты, громогласно заявляет, что дело сфабриковано и Дрейфус невиновен. Армейские генералы, приговорившие французского офицера к пожизненному сроку, обвиняют Золя в клевете, но под нажимом общественного мнения Дрейфуса все-таки оправдывают.

 

Несколько острых и всегда актуальных цитат Эмиля Золя

 

Зачем хотеть или не хотеть, раз никогда не выходит так, как хочешь?

 

В каждом маленьком городке есть бездельники, которые живут за счет родителей, иногда делают вид, что работают, а на самом деле возводят свою лень в культ.

 

Бывают положения, из которых извлекают выгоду только люди с запятнанной репутацией. Они строят свое благополучие там, где люди с лучшим положением и большим весом побоялись бы рискнуть своим именем.

 

Никогда насилие не приводило к добру. В один день мир не переделаешь. И кто обещает вам переменить все сразу, тот либо болтун, либо мошенник.

 

Разве в доме рабочего прибавится хлеба оттого, что он пойдет голосовать за ловкачей, которые, как только их выберут, давай пировать, а про голодных думают не больше, чем о старых своих стоптанных башмаках.

 

В каждой политической партии бывают свои шуты и свои подлецы.

 

Когда в будущем нет надежд, настоящее становится омерзительно-горьким.

 

Вы требуете, чтобы врач все знал, а мы почитаем за счастье, если удается хоть немного разобраться в этой сложной машине — человеческом организме.

 

Любовь, как и ласточка, приносит дому счастье.

 

Там, где нет уважения — нет и любви.

Бывают минуты, когда ружья в руках трусов стреляют сами собой.

 

Грязь, она грязью и остается, будь то вверху или внизу…

 

Его образованность напоминала чистую рубашку, надетую на грязное тело.

 

Вместе с любовью всегда приходит боль. Чем глубже в ней тонешь, тем больнее.

 

Ничто не действует так вредно на неокрепший ум, как такие обрывки знаний без прочной основы. Чаще всего эти крохи науки дают неправильное представление о великих истинах и сообщают ограниченным людям нестерпимую, тупую самоуверенность.

 

Надо прощать друг другу, если мы не хотим жить, как дикари.

 

 

 Материал  подготовила
библиотекарь 1 категории
И.В.
 Туковская