
Библиотека ДОННАСА представляет: К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне
Проект «История артефактов войны» (Продолжение)
В Год защитника Отечества и к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне, библиотека академии продолжает цикл интересных публикаций об истории артефактов войны.

Солдатские фронтовые письма… Десять миллиардов семьсот миллионов писем войны. Поднимись этот треугольный клин в небо — в небе не осталось бы просвета.
Треугольное письмо — один из незабываемых символов Великой Отечественной войны. ТРИ УГЛА: ВЕРА, НАДЕЖДА, ЛЮБОВЬ.
До войны нашу страну называли самой читающей в мире. В войну она стала — самой пишущей. За четыре года Великой Отечественной почтальоны доставили адресатам 10,7 миллиарда писем — треугольников, открыток, секреток. 22 миллиона посылок, 64 миллиарда единиц печатной продукции.
Во время Великой Отечественной войны была нарушена привычная жизнь огромной массы людей. Проводилась эвакуация из районов прифронтовой полосы. Все сдвинулось с привычных мест, сместилось, переехало, поменяло адрес и, возможно, потерялось. Миллионы семей оказались разлученными. Мир изменился и перевернулся, и только почта могла помочь жителям нашей огромной страны не потерять друг друга.
В войну за перо взялись даже те, кто никогда не держал в руке инструмент легче топора. За тяжелораненых писали соседи по госпитальной палате. За безграмотных бабушек — внуки.
Страна стала бескрайней полевой почтой с отделениями на каждой улице и адресатами в каждом сердце.
Доставка писем – стратегический вопрос
В августе 1941 года было выпущено секретное постановление Государственного комитета обороны № 530 «Об улучшении работы по перевозке и пересылке писем в Красную Армию и улучшении работы почтовой связи в стране». Вопрос точной и быстрой доставки писем стал стратегическим, вровень с военными задачами. Почтовый вагон разрешено было прицеплять к составу любого назначения – они имели не меньший приоритет, чем вагоны с боеприпасами или топливом.
В первую очередь на фронте стали формировать систему полевой почты. Создавались военно-почтовые базы у каждой армии и военно-почтовые станции у каждой дивизии. Обратных адресов не было – за военными подразделениями закрепляли цифровой код, обычно пятизначный, и знали его только почтальоны. Так противник не смог бы определить местоположение армии по перехваченной почте.
(С 6 февраля 1943 года по приказу наркома обороны были введены пятизначные номера полевых отделений и отправления адресовались только на этот номер и имя солдата. Место дислокации части, ее действительное наименование, а также воинское звание, должность и специальность адресата указывать запрещали.)
В армию ежемесячно доставлялось до 70 млн. писем-треугольников. И примерно такое же количество писем шло с фронта в тыл. Каждое письмо вскрывалось и просматривалось военной цензурой. Важным было сохранение военной тайны: надо было не дать возможности врагу по содержанию писем получить сведения о дислокации частей, их вооружении. Во всех письмах любые спорные места закрашивались черной краской. На почтовые отправления ставился штамп «Проверено военной цензурой».
Корреспонденция доставлялась всеми видами транспорта от почтовых вагонов и кораблей до самолетов, автомобилей и мотоциклов. Даже подводные лодки какое-то время использовались для этого – таким путем почта доставлялась в Севастополь.
Людей и техники не хватало. Почтальонам приходилось использовать подручные средства, чтобы разносить письма и посылки. Кто-то использовал коромысла, кто-то – сани. Всю технику в городах и селах мобилизовали на фронт, поэтому в некоторых регионах почту доставляли на лошадях. Но у других не было и этого – иногда почтовым работникам приходилось проходить десятки километров в день с тяжёлыми сумками (20-30 кг.)
После того как Германией был подписан акт о капитуляции, почте предстояло пройти еще одно боевое крещение. Сотни тысяч поздравительных писем и открыток захлестнули все почтовые отделения. Люди спешили поделиться своей радостью со всем миром. Справиться с таким мощным потоком корреспонденции было практически невозможно, и горы неразобранных писем скапливались в отделениях почты, доходя до адресатов с большим опозданием.
- «Писем белые стаи
- Прилетали на Русь.
- Их с волненьем читали,
- Знали их наизусть» …
- Фронтовые письма… Кажется, и сегодня они по-прежнему пахнут порохом и дымом, бесконечно дороги эти пожелтевшие от времени листочки, к которым прикасаемся с таким волнением и осторожностью. Само время определило их судьбу – быть исторической ценностью. Они подлежат вечному хранению в наших сердцах. В них сама история, величие и трагедия Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.
- В пропахших порохом строках – дыхание войны, грубость суровых окопных будней, нежность солдатского сердца и огромная вера в Победу.
- Письма, написанные огрызками карандашей в окопах, блиндажах, госпиталях, доходили до близких «вживую», из рук в руки, сохраняя тепло родных пальцев, сердец и душ.
- Пишу домой тебе письмо с передовой
- Сегодня выдалось затишье перед боем.
- Я, как и прежде, не герой, а рядовой.
- Живу мечтой, о том, как встретимся с тобою…

- Письма эти были светом в окошке для родных, солдатские треугольники носили из дома в дом, перечитывали, радовались, грустили, плакали.
- Письма были единственной «живой ниточкой», которая связывала близких людей. Бойцы, отправлявшие весточку домой, и не помышляли о том, что спустя десятилетия их послания будут читать и изучать посторонние люди. Поэтому они писали просто, откровенно. Солдатам были интересны самые мелкие бытовые подробности тыловой жизни, о которой они так тосковали. И находясь в страшном аду войны, солдаты стремились в своем письме успокоить, подбодрить родных. иногда рисовали рисунки для своих маленьких детей.
- Не было на фронте человека, который бы не скучал по родному дому. Неслучайно почти все письма начинаются с обращения к родным и близким: «милая мама», «мои родные», «дорогие мои дети», «любимая Аня» и т.д.
- До нашего времени сохранилось письмо майора Дроздова жене и дочери, в котором он, узнав об освобождении Донбасса от фашистов, написал своей семье несколько строк. Эта весточка с фронта датирована 7 сентября 1943 года. «Дорогие мои девчаточки! Разрешите поздравить вас от всей души с успешным очищением Донбасса от немецких оккупантов. Произведено оно буквально сказочными темпами. За 6 дней сентября было освобождено в Донбассе 32 города… Хочется кричать «Ура» в честь наших побед да так, чтобы и вы слышали. Хочется, чтобы в унисон бились наши сердца и улыбками озарялись возмужавшие лица.
- Крепко же целуйтесь на радостях. Целую вас заочно и несчетное число раз».

- Практически во всех письмах солдаты описывают свою фронтовую жизнь, военный быт: «Погода у нас не очень холодная, но морозец приличный и особенно ветра. Но мы одеты сейчас хорошо, шуба, валенки, так что морозы нам не страшны, одно плохо, что не посылают поближе к переднему краю». (от 4 декабря 1944 г.)
- «Любимая! Вернулся из штаба, устал, ночь шел пешком. Но как увидел на столе твое письмо, вся усталость прошла и злость тоже, а когда я вскрыл конверт и нашел твою карточку, то расцеловал ее, но ведь это бумага, а не ты живая… Теперь твоя карточка приколота у меня у изголовья моей кровати, теперь имею возможность нет-нет, да и взглянуть на тебя…» (от 18 декабря 1944 года) Из писем гвардии капитана Карасева Л.А. своей жене в г. Унечу.
- Вспоминают солдаты в своих письмах о довоенной жизни, мечтают о мирном будущем, о возвращении с войны. Из письма Кривопуска М. сестре Надежде: «Посмотришь на те зеленые луга, на деревья у берега…девчата купаются в море, то думаешь, что бросился бы за борт и поплыл. Но ничего, добьем немца, а уж тогда…»
- Во многих письмах встречается искреннее проявление патриотических чувств. Вот как пишет о гибели брата в письме своему отцу Дышель Евгений: «…Валентином нужно гордиться, потому что он погиб в бою честно, шел в бой бесстрашно… В прошедших боях я отомстил за него…»
- 21 декабря 1944 года. Алексеев Георгий «За два дня я проехал 900 с лишним километров. Позади остались Венгрия, Югославия, Болгария и, наконец, Румыния…
…В Болгарии попали под поезд, сильно пострадал прицеп, который я вёз на буксире. Ещё бы 1 – 2 секунды, и от нас бы осталось одно мокрое пятно…
После демобилизации приезжаю к тебе – только в том случае, если я буду невредим, как сейчас. Если же, избавь Боже, я пострадаю, тогда конец всей мечте. Подумай – семье и детям нужен работник, а жене – здоровый муж. Без этого не может быть семейного счастья. Живу мечтой о тебе. До скорой встречи, твой Георгий».
«Мотя на щет мяса ты писала лучше бы сами ели чем продавать», — письма с фронта проходили военную цензуру, но не проходили корректуру. Бесхитростные и пестрящие ошибками строчки откорректировало Время. И они стали самыми искренними документами эпохи. Потому есть высшая справедливость в том, что строки из писем Моте, Матрене Максимовне Орловой, от мужа-красноармейца Ивана Филипповича выбиты на мраморном мемориале в городе Мышкине…
Книжная полка
Сколько радости вот в этих словах и ликования, сколько гордости за нашу Родину, за наш народ, прошедший через все испытания и победивший фашизм. Так писал в победном 1945 году разведчик отдельной разведроты 383-й Шахтерской дивизии Анатолий Кваша родным:
«9 мая 1945 г.
Здравствуйте, мама, Зина, Зоя и Лелик! Поздравляю вас с Победой! Наконец-то настал тот долгожданный день, когда земной шар вздохнул свободно.
Мама! Когда я пишу это письмо, руки дрожат и от счастья накатились на глаза слезы. Еще вчера под вечер я вел огонь по врагу, так было жарко, что даже рубаха прилипла к телу, хотелось пить, но не было времени.
Надо было заставить врага заявить о сдаче. И вот настала ночь. Ночь здесь была темная, в воздухе пахло пороховым дымом, но встречный ветерок приносил запах желанной Победы.
Конец войне! Да здравствует Победа!…»
Фронтовые письма помогают нам сегодня представить образы фронтовиков, проследить вехи их боевого пути, почувствовать ту нравственную атмосферу массового героизма, которая была характерна для красноармейцев во все периоды Великой Отечественной войны. И в горестном сорок первом, когда приходилось оставлять фашистам советские города и села и в радостном сорок пятом, когда над поверженным Берлином взметнулось знамя нашей победы.
В письмах периода Великой Отечественной войны и сейчас звучат голоса живых и мертвых ее участников, голоса мужчин и женщин, молодых парней и девушек, прославленных воинов и безвестных героев. В письмах их мечты, чаяния, надежды, мужество и характер, приметы фронтового быта, будни войны. Весточки очень разные, как разными были писавшие их люди. Но одно присуще всем письмам – горячий патриотизм, высокая любовь к Родине, страстная ненависть к врагу и вера в Победу.
Материал подготовила
библиотекарь 1категории
Т.Н. Шинкарева