Библиотека ДОННАСА знакомит: День автомобилиста

Уважаемые студенты!

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в историю – историю дорожного строительства в России. Почему? Потому что совсем скоро (19 октября) – профессиональный праздник работников дорожного хозяйства. Потому что тема интересная и очень обширная. Но мы расскажем вам только о некоторых моментах и удивительных фактах. Потому что книжная выставка «Автомобильные дороги», оформленная в читальном зале библиотеки, представляет литературу по проектированию, строительству и реконструкции автомобильных дорог.  Книги по безопасности, по экологическим проблемам, по экономике в дорожном строительстве, по архитектуре дорог вы сможете посмотреть, посетив нашу выставку.

Дорожное хозяйство сегодня представляет собой один из крупнейших сегментов общественного достояния России.

Можно ли представить современный мир без дорог, без возможности быстро и легко добраться в нужное место? Над обеспечением этого трудится большое количество людей. На сегодняшний день в сфере дорожного хозяйства задействовано свыше 3000 учреждений, на которых работает около 750 тысяч человек. Это строители, инженеры, проектировщики, участвующие в возведении автомагистралей и дорог, ремонтный и обслуживающий персонал, обеспечивающий их содержание и эксплуатацию, а также работники предприятий, которые изготавливают материалы для строительства дорог.

Дороги являются одним из наиболее важных элементов инфраструктуры государства. От степени развития дорожной сети напрямую зависит экономическое процветание и обороноспособность страны.

История дорожного строительства в России уникальна, богата и бедна одновременно. Богатая идеями и инициативами, скудная на реализацию и прогресс страны. Огромная территория, разнообразные природные условия, изменения в государственном строе, Отечественная война, коррупция, энтузиазм и самопожертвование — все это не могло не проявиться на развитии дорог России.

Из истории русских дорог известно, что на протяжении веков они являлись одной из двух главных бед России. Популярное в народе выражение «дураки и дороги» приписывается Гоголю, Карамзину и еще ряду русских писателей. Проезжие люди недаром жаловались на состояние русских дорог.

История российских дорог уходит в глубину веков. В древние времена были на Руси хорошо развиты прежде всего водные пути сообщения. На территории страны находится много рек и озер, благодаря которым было возможно перевозить пассажиров, доставлять грузы, а также держать военную оборону. Даже после того, как возникли первые на Руси дороги, водный транспорт остался еще несколько столетий на первом месте.

Трудно точно назвать самую старую дорогу в России. Примерный период создания, пожалуй, самой исторически значимой дороги того времени относится к 7 веку. Она простиралась от Суздаля до Москвы-реки. Ее длина составляла около 230 километров, позже ее продлили до Киева. В 12-13 веках имела большое экономическое и военное значение.

Первое упоминание о дорогах Древней Руси встречается в Лаврентьевской летописи, где значится призыв киевского князя Владимира (980—1015): «Требите пути и мостите мосты». Примерно тогда же появляются документы, касающиеся дорожного строительства. В X—XII веках существовало два типа дорог: местные «просёлки» и «великие гостиницы» — большие торговые пути в степной полосе. «Прямоезжих» дорог на Руси было крайне мало. Их развитие тесно связано с почтой:

В период татаро-монгольского ига дороги приобретают главенствующее значение. Их устройства требовали завоеватели-степняки, конницею наезжавшие на Русь для упрочения своей власти, сбора дани и наведения порядка. В развитии дорог были заинтересованы и русские князья, которые осознавали необходимость объединения вокруг Москвы, возглавившей борьбу за освобождение Руси от иноземного ига.

Временем перемен в развитии дорожного дела стала эпоха петровских преобразований. Петр 1 учредил специальных дорожных комиссаров, поставил 552 верстовых столба, окрашенных красной краской, посадил более 200 тысяч деревьев вдоль дорог и соединил между собой так называемой «перспективной дорогой» главные города России — Санкт-Петербург с Москвой.

Грунтовые дороги с бревенчатыми настилами появились только при Петре I в 1705 году, что уж говорить о мощеном пути!  «Столичный тракт» строили так называемым фашинным способом, когда по всей трассе рыли котлован глубиной метр-два и в него укладывали фашины, связки прутьев, пересыпая слои фашин землей. Когда эти слои достигали уровня поверхности земли, то на них поперек дороги укладывался помост из бревен, на который насыпался неглубокий слой песка.

Только в 1820 году по мощеной щебнем дороге смог проехать первый дилижанс, а спустя 4 года дорогу назвали Московским шоссе. Одной же из самых протяженных дорог в мире становится Сибирский тракт. Он пролегает практически по всей территории России. Ежегодно по нему проходило более 20 тысяч странников и 18 тысяч арестантов, а также транспортировалось более 50 тысяч тонн груза. Кстати, о заключенных: если кто-то из них во время пути сбегал, его место занимал первый попавшийся на дороге мужик, так сказать, для «полного комплекта», поэтому крестьяне старались не ездить по Сибирскому тракту. (Сибирский тракт на картине Н. Добровольского «Переправа через Ангару», 1886 год)

 

Быстрое развитие промышленности страны на рубеже XIX-XX веков, а также появление первых автомобилей на российских дорогах, способствовали изменению отношения правительства к состоянию дорожной сети. Перед Первой мировой войной почти ежегодно устраивались автопробеги, местные власти старались улучшить дороги перед этими мероприятиями.

В годы войны, значительная часть дорожной техники была передана Красной Армии, многие дорожники ушли на фронт. В ходе боевых действий оказались разрушены 91 тысяча километров автомобильных дорог, 90 тысяч мостов общей протяжённостью 980 километров, поэтому после окончания войны, первостепенной задачей, вставшей перед дорожными службами, стал ремонт и восстановление дорог. Однако, четвёртый пятилетний план, принятый в марте 1946 года, слабо учитывал интересы дорожной отрасли, которая финансировалась по остаточному принципу.

 

В период правления И. Сталина, основной рабочей силой на строительстве важнейших автомобильных дорог, да и других важных объектов, являлись заключённые. Именно они выполняли строительство дорог в труднодоступных местах.
В Советское время качество строительства и содержания дорог значительно улучшилось. Огромное развитие получила вся дорожная сеть России. Пик дорожного строительства в СССР приходится на 60-70-е годы. Начинается выделение значительных средств на дорожное строительство, дорожники получают современную технику. В 1962 году вводится в эксплуатацию МКАД, протяжённостью 109 километров.

А в начале 21 века наконец-то реализовался сквозной автомобильный проезд через всю страну до Владивостока. Построен последний участок дороги от Читы до Хабаровска. Сегодня строятся современные автобаны по всей России. Российские дороги стали более скоростными и комфортными.

 

Интересные факты

  • — Численность работников дорожного хозяйства составляет около 750 тысяч человек, которые являются сотрудниками 3000 учреждений и предприятий.
  • — Правостороннее движение в России возникло в 1917 году.
  • — На строительство одного километра дороги в Московском регионе тратится в 10 раз больше, чем в столицах Европы и в 15 раз больше, чем в США.
  • — Первый светофор на территории России появился в Ленинграде в середине января 1930 года. Он был установлен на перекрестке Невского и Литейного проспектов. В Москве первый светофор появился на год позже.
  • -В 1839 году в Санкт-Петербурге был выложен первый асфальт на участке длиной 45.5 погонных саженей (около 97 метров), а также небольшой участок дамбы Тучкова моста. Однако из-за дороговизны материала на этом решили остановиться.

Позднее, архитектор Иван Федорович Буттац запустил первое в России производство собственных асфальтовых смесей – в 1873 году на территории Сызрани открылся асфальтовый завод. В 1876 году в Москве первый асфальт был уложен на Тверской улице, однако его стоимость все еще была велика, что препятствовало повсеместному использованию.

Таким образом, только после наводнения в 1924 году в Ленинграде, когда привычное деревянное покрытие смыло водой, власти задумались о капитальном асфальтировании дорог. После этого момента асфальтовое покрытие стало использоваться в нашей стране все чаще и чаще

  • — В некоторых странах тестируются дорожные покрытия, способные поглощать воду. Это помогает предотвратить наводнения и улучшить устойчивость дорожной инфраструктуры к климатическим изменениям.
  • — Панамериканское шоссе – самая длинная дорога в мире. Она пролегает через два континента — Южную и Северную Америку, соединяет 14 государства и имеет длину 47958 километров.
  • — Рекордсменом по ширине стала дорога Кети Фривей, которая проходит через Хьюстон. ЕЕ ширина достаточна для размещения 26 автомобилей.
  • — Некоторые страны начали экспериментировать с использованием переработанного пластика для создания дорожных покрытий. Это не только помогает сократить количество отходов, отправляющихся на свалки, но и предлагает альтернативу традиционным материалам для дорожного строительства.
  • — Некоторые страны экспериментируют с добавлением липких веществ, таких как мед или тростниковый сироп, в асфальт для улучшения его свойств и продления срока службы дорожного покрытия.
  • — Новые дороги из старых стеклянных банок делают в Австралии. «Это хорошая замена песку в смеси. Стекло работает так же хорошо, как песок, и дает нам результат в области экономики замкнутого цикла»
  • — Дороги с геотермальным отоплением используются в Исландии и других странах с активными геотермальными источниками, чтобы предотвратить образование гололёда и снега на проезжей части.
  • — Дороги-сады строятся в некоторых городах, например, Сингапуре и Копенгагене, сочетая в себе проезжую часть с зелёными насаждениями.

 

 

 

 

Материал подготовила библиотекарь 1 категории
Т.Н. Шинкарева