«Толерантность. Книга и культура»: в библиотеке ДонНАСА открывает свою работу выставка «понимания»
В рамках этого праздника с 3 ноября по 25 ноября библиотека ДонНАСА представляет выставку-информацию «Толерантность. Книга. Культура» (Научный абонемент, Корп. 1, ком.132)
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой как рыбы, нам не хватает только одного: научится жить на земле , как люди»
Красота нашего мира состоит в его многообразии. Как известно, в многонациональном обществе люди создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих отношений. Именно благодаря разнообразию взглядов, вероисповеданий, мыслей людей развитие цивилизации происходит многогранно. Они живут по своим правилам и нормам, обычаям и традициям, которые выражаются в языке и манере поведения, в религии и искусстве. Известно, что различия между культурами и людьми могут развивать и поддерживать в них доброжелательный интерес друг к другу, а могут и порождать вражду, разногласия, усложнять взаимопонимание. Поэтому очень важно, сегодня правильно понимать и формировать у себя принципы толерантного поведения, уважительного отношения к другим культурам и языкам. Проблема толерантного отношения во все времена являлась актуальной. К сотрудничеству и терпимости — призывали великие Дж. Локк, Вольтер, Антуан Де Сент-Экзюпери, А. Маслоу, В. А.Сухомлинский и др. Великие гуманисты мира: Конфуций, Максимилиан Кольбе, Джованни Боско, И. Ганди, Альберт Швейцер, Александр Мень, Дмитрий Лихачев.
«Толерантность» как любое социальное явление противоречиво, что позволяет существовать ей и как «благо», и как прямо противоположное качество в суждениях и деяниях. Толерантность соткана из разного рода отношений: морально-этических, ценностно-нормативных, правовых.
Так, что же такое толерантность? Читаем в «Словаре иностранных слов» – в переводе с латыни (tolerans (tolerantis) — это «терпение», «терпимость». Кстати, слово это сравнительно недавно вошло у нас в активный обиход. В советское время его можно было найти далеко не во всех словарях, даже по этике. Сегодня понятие «толерантность» имеет много определений: это сотрудничество, дух партнерства, отказ от доминирования и причинения вреда, терпимость к чужим мыслям, то есть это умение разных за мировоззрением, непохожих друг на друга людей жить в мире, дружбе и согласии и хранить свою индивидуальность.
Понятие «толерантность» неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта каждого народа:
● в английском языке толерантность это — готовность и способность без протеста воспринимать любую личность или вещь;
● во французском — уважение свободы другого, образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов;
● в арабском — прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
● в персидском – терпение, выносливость, готовность к примирению;
● для китайцев быть толерантным — позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других;
● в русском языке быть толерантным означает проявлять терпимость
Проблематику «толерантности» сегодня изучают и в школах и в вузах, независимо от специализации учебного заведения, и в библиотеках.
Библиотеки (научные, вузовские, публичные, молодежные, детские, …) часто называют – территорией толерантности. Почему? Да, потому что, библиотека – это площадка постоянного общения, это важнейший ресурс по развитию взаимопонимания между людьми, территория диалога культур, это — встречи, выставки литературы, место, где можно почитать любимые книги, окунуться в мир науки, знаний разных стран и т.д.
Толерантность – это гармония в многообразии. Поэтому, библиотека нашей академии, как важный научно – технический информационный центр, как важный центр духовной жизни — объединяет, учит, рассказывает, представляет. Библиотека академии — это открытое пространство для общения, где царит атмосфера доброжелательности и равенства.
В самом деле, разве не тут самое место для терпимости, готовности жить в мире и согласии, принимая непохожие взгляды и культурные чужие традиции. На библиотечной полке преспокойно соседствуют, подчиняясь причудам алфавита, скажем Приставкин А. и Проханов А., Бунин И. и Бунич И., которых в любом другом помещении трудно даже представить себе стоящими бок о бок.
Главное средство, которое есть у библиотек, это культурный ресурс – книги.
Сегодня, представляя книжную выставку «Толерантность. Книга. Культура», мы попытались частично раскрыть и показать в разных аспектах понятие «толерантность».
В литературе и журнальных статьях политологов, социологов, общественных деятелей, представленных на выставке, широко освещается типология конфликтов, пути формирования толерантного сознания, необходимого условия ваших гармоничных отношений в обществе, в образовательной среде.
У Вас, уважаемые пользователи, будет возможность сравнить, как трактуется понятие «толерантность», в разных словарях, справочниках и энциклопедиях.
Для глубокого познания культуры народов мира широко популяризируется литература, освещающая историю и настоящее, традиции и лучшие образцы письменного слова, искусства, культуры, науки России и зарубежных стран.
Чтобы еще лучше понять всю глубину этого слова, мы предлагаем прибегнуть к литературным аргументам. В рассказах, романах и повестях описаны разные жизненные ситуации, где на примерах главных героев можно увидеть, чем является толерантность в реальной жизни
В русской классической литературе немало произведений, отлично иллюстрирующих тему толерантности. Конечно, эти произведения хорошо Вам известны. Возможно, Вы их даже читали: А.С. Пушкин «Евгений Онегин», Гончаров «Обломов», И. Тургенев «Отцы и дети», Л. Толстой «Война и мир», «Кавказский пленник» и др.
Прочтите миниатюру И.С. Тургенева «Нищий» и Вы согласитесь с мудрой мыслью Льва Толстого, что «Милосердие состоит не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего. Духовная же поддержка, прежде всего, не в осуждении ближнего, а в уважении его человеческих достоинств».
Вопросы толерантности не надуманы писателями – они неотъемлемая часть нашей жизни и нашей литературы (В. Быков «Альпийская баллада», Б. Васильев «В списках не значился», А. Приставкин «Ночевала тучка золотая», И. Вайль «Псалом памяти 77297 жертвам»).
Читая произведения современных авторов, важно при чтении увидеть ситуацию глазами героя и соотнести ее со своим миром.
Людмила Улицкая – интересный, самобытный автор. В своей повести «Медея и ее дети», затронула не только проблему толерантного отношения друг к другу людей разной веры, национальности, внешности, не только проблемы сиротства и сострадания, памяти и связи поколений, но и проблему геноцида собственного народа в годы советской власти.
Тецуя Такахаси – один из главных героев книги Х. Мураками «Послемрак», обосновывает необходимость толерантного отношения к людям так: «Морали здесь, наверное, целых две. «Во – первых, …одинаковых людей не бывает. Будь они даже кровные братья».
В условиях современной технократической цивилизации, можно выделить ряд других направления в литературе, которыми увлекается наша читающая молодежь. Среди них особо выделяется фантастическая литература: «Ночной дозор» С. Лукьяненко (тема толерантности просматривается здесь на фоне разворачивающегося конфликта между силами добра и зла); волшебные саги для всех возрастов «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса (герои этого произведения, попадая в загадочную Нарнию, учатся ладить с ее обитателями, относятся к ним почтительно и уважительно); «Эра милосердия» А.А. Вайнера (герои романа мечтают о том, что наступит время, когда не будет преступности и вражды между людьми). «Трудно быть Богом» — наверное самый прославленный из романов. братьев Стругацких. История землянина, ставшего «наблюдателем» на планете застрявшей в эпохе позднего средневековья, и принужденного «не вмешиваться» в происходящее и др.
Таким образом, во многих художественных произведениях для молодежи легко можно проследить тему терпеливого отношения к людям, придерживающимся отличного от других мнения, поиска компромисса и интерес к жизни во всем ее многообразии.
Мы с вами живем и работаем в уникальном крае, где бок о бок живут, учатся и работают представители многих национальностей. Так сложилось, что наша земля стала второй родиной для многих этнических групп, родиной, которую они любят и уважают.
Уважаемые ребята, формировать и воспитывать в себе культуру толерантности сегодня просто необходимо для того, чтобы, повзрослев и придя во взрослую жизнь, вы были вооружены пониманием ценностей ненасилия, терпимости, умением уважать права и свободу другого человека.
«Терпимость – это очень трудная добродетель, для некоторых труднее героизма. Наш первый порыв, и даже последующий – это ненависть ко всему, кто не думает, как мы».
«Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями».
«Самая страшная катастрофа, что грозит земной цивилизации — уничтожение человечности в человеке».
Материал подготовила
библиотекарь І категории Т.Н.Шинкарева