Библиотека ДонНАСА поздравляет и рассказывает:
Библиотека ДонНАСА поздравляет Вас с Днем Победы!
Это день доблести, отваги и смелости нашего народа. В День Победы мы вспоминаем и благодарим тех, кто в далеком 1945 году подарил нам, будущим поколениям, мир и свободу.
Желаем всем нам крепкого здоровья и благополучия, уверенности в завтрашнем дне, мирного неба, неиссякаемой энергии и новых творческих побед в учебе и работе!
«Этот день людской слезой согретый.
Сколько времени бы ни прошло,
Всем, кто тихо скажет:
«День Победы!» —
объяснять не надо ничего»
День Великой Победы!
Этот незабываемый день вошел в историю яркими картинами всеобщего ликования, громом артиллерийских залпов, возвестивших миру об окончании Великой Отечественной войны, о Победе Советского народа над фашистской Германией.
74 года отделяют нас от Дня Победы. «Время великих потрясений рождает долгие отзвуки в сердцах людей». Повторяя эти слова поэта В. Дементьева, мы вспоминаем войну, память о которой возвышает над повседневными заботами и делами, заставляет нас оглянуться назад с печалью и гордостью, со слезами и благодарностью.
Время не снижает интереса к этой теме, обращая внимание сегодняшнего поколения к далёким фронтовым годам, к истокам подвига и мужества советского солдата — героя, освободителя, гуманиста.
Если говорить о литературе, то несомненно, слово писателя на войне и о войне трудно переоценить. Меткое, разящее, возвышающее слово, стихотворение, песня, частушка, яркий героический образ бойца или командира — они вдохновляли воинов на подвиги, вели к победе. Эти слова и сегодня полны патриотического звучания, они поэтизируют служение Родине, утверждают красоту и величие наших моральных ценностей. Вот почему мы вновь и вновь возвращаемся к произведениям, составившим золотой фонд литературы о Великой Отечественной войне.
Во время празднования Дня Победы в этом году будут отмечаться два очень значимых юбилея: 9 мая – 95 лет со дня рождения Булата Окуджавы и 10 мая – 95 лет со дня рождения Юлии Друниной. Два поэта одной страны и одной эпохи. Оба воевали. На их долю пришлось переосмысление всего, что происходило со страной, с веком, со временем, с памятью.
Согласитесь, всегда интересно узнавать о людях, судьбы которых сложились по-особенному. «Поколение 1924-го» — это те, кому к началу Великой Отечественной войны едва исполнилось семнадцать. Каждая эпоха испытывает своих детей по-разному. Наше время испытывает вас, уважаемые ребята, низвержением прежних идеалов, возможно, некоторой потерей нравственных и духовных ориентиров, толкает к поискам и осознаниям каких-то новых (или хорошо забытых старых?) ключевых моментов в жизни. Не всегда хватает твёрдости и веры развернуть свой корабль против ветра, побороться с волнами сомнений, не плыть по течению…
Но есть люди, которые своей жизнью и творчеством зажигают в тумане маячки-ориентиры. Именно такими были Юлия Друнина и Булат Окуджава. Действительно, удивительное поколение, поколение романтиков, без колебаний вставшее на защиту Родины.
Война, как вдохновение…
Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
За годы Великой Отечественной войны в различных родах войск служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда еще на протяжении всей истории человечества столько женщин не участвовало в войне.
Когда началась война, Юлия Друнина, выпускница одной из московских школ, вместе с другими одноклассниками добровольно ушла на фронт. Девушка отыскала свой документ об окончании курсов медсестры и отправилась в действующие части Белорусского фронта бойцом санитарного взвода.
Юлия была тяжело ранена в 1943 году, стала инвалидом, и её комиссовали. Затем девушка вернулась в Москву и пыталась поступить там в Литературный институт, однако её не приняли. Тогда она снова вернулась на фронт и воевала в Псковской области и в Прибалтике. В 1944 году Друнина была контужена и признана негодной к службе. Ей присвоили звание старшины медицинской службы и наградили медалью «За отвагу» и орденом Красной звезды.
Война оставила неизгладимый след в душе Юлии Друниной. Страх и горе, надежды и постоянные лишения — все это девушка выразит в многочисленных стихах о войне. В столице юная поэтесса начала ходить на лекции в Литературный институт. Вступительные экзамены Друнина не сдавала, однако поэтессе разрешили остаться вольным слушателем.
Уже в начале 1945-го в журнале «Знамя» появились первые взрослые стихотворения Юлии Друниной, а спустя три года, в 1948-м, вышла первая книга под названием «В солдатской шинели». Сборник имел большой успех. Название очень точно отражало содержание сборника, потому что все стихи были наполнены жизненной достоверностью и суровой правдой войны.
Военная тема оставалась для Друниной главной всегда. Над ней нередко подшучивали: мол, написала стихи о сосновом боре, а все равно в нем оказались неожиданно сапоги или обмотки. А она отвечала насмешникам своими стихами:
Я порою себя ощущаю связной
Между теми, кто жив
И кто отнят войной…
Я — связная.
Бреду в партизанском лесу,
От живых
Донесенье погибшим несу.
Будучи человеком требовательным и неравнодушным, с чуткой, горячей душой, она всегда умела находить «те самые», бьющие в цель, слова, которые затрагивали сердце.
Вот, хорошо всем известные хрестоматийные строчки. А сколько в них боли, страха и мужества.
Я только раз видала рукопашный,
Раз — наяву. И сотни раз — во сне…
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне. (1943)
Война изломала много судеб, а эту судьбу она словно выковала в горниле. Юлия Друнина потом не раз скажет спасибо своей фронтовой юности, которая научила её верности солдатской дружбы, дала высокие точки отсчёта, заставив предъявлять и к жизни, и к себе строгие требования, сформировала как поэта, и — обострила чуткость души, сердечную доброту, нежность и сострадание, научив острее ценить неповторимость каждого мгновения жизни, каждого мгновения теплоты человеческого сердца:
…Я была по-фронтовому резкой,
Как солдат, шагала напролом,
Там, где надо б тоненькой стамеской,
Действовала грубым топором.
Мною дров наломано немало,
Но одной вины не признаю:
Никогда друзей не предавала –
Научилась верности в бою.
***
Я родом не из детства — из войны.
И потому, наверное, дороже,
Чем ты, ценю я радость тишины
И каждый новый день, что мною прожит.
«Я родом не из детства, из войны…» И это казалось правдой. Будто не было детства. Будто сразу – война, первое и самое яркое впечатление жизни. Как у других – любовь. У Юлии Друниной тоже была любовь. Но война заслоняла все. Большая часть ее стихов – на военную тему, и эта тема просверкивала неожиданно в творчестве поэтессы и через двадцать, и через тридцать, и через сорок лет после войны.
Писались стихи, издавались книги. Ей аплодировали малые и огромные аудитории, восторженные почитатели дарили цветы и писали письма. Творческий путь Юлии Друниной почти в полвека можно без преувеличения назвать поэзией человеческого достоинства. Это тот редкий случай, когда поэт пишет, как живет, и живет, как пишет.
Но то, что происходило, в стране в годы перестройки очень сильно волновало Юлию. Это был период тяжелейших переживаний и сомнений. Это для нее явилось крушением целого мироздания, под обломками которого оказались погребенными идеалы всего ее поколения. Обо всем наболевшем она писала в стихах, резко и прямо выступала на писательских съездах. Она не могла видеть, что стало со страной, не могла смотреть в глаза ветеранам, просящим в переходе милостыню. Война пробудила когда-то ее душу и бередила память до последнего дня, когда поэтесса сама решила, что пора уходить. В 1991 году Юлии Друниной не стало.
Крымские астрономы Юлия и Николай Черных назвали одну из далеких планет Галактики именем Юлии Друниной. И это стало лучшим памятником Юлии Друниной: свет далекой звезды, свет, пронзающий время и расстояния, негасимый свет…
У каждого была своя война
Булат Шалвович Окуджава – знаменитый поэт и прозаик, известен многим как исполнитель авторской песни. В его поэзии воедино соединились слово и музыка, грусть и ирония, любовь и печаль. Она доступна и понятна каждому, переживания близки многим. Окуджава считал себя «арбатским человеком, воспитанным на русской культуре». Мастер поэтического языка, властитель чувств нескольких поколений, подаривший нам удивительное песенное слово большой доверительности и естественности. Автор около двухсот авторских и эстрадных песен, сценарист и композитор, стал родоначальником бардовского движения в СССР. В его стихах и мелодиях соединились неповторимые интонации голоса и те несоединимые черты: беспечность и страдание, наивность и тоска, беззащитность и мудрость…
«Грустью и иронией, т. е. моей творческой зрелостью, я обязан главным образом войне. На войне я рассердился на жестокость судьбы, незаслуженно похитившей близких мне людей, но вместе с тем научился великому чувству прощения и понимания… Война все время со мной: попал на нее в молодое, самое восприимчивое время, и она вошла в меня очень глубоко».
Как герой своей популярной песни «До свидания, мальчики» Булат Окуджава со школьной скамьи ушёл на фронт Великой Отечественной войны и прошёл дорогами войны все четыре года. Тема войны в творчестве поэта звучит постоянно. Его военные песни и стихи пронизаны необыкновенной искренностью, потрясают до слёз, порой даже больше самых патриотичных песен. И, наверное, весьма символично, что именно на 9 мая мы отмечаем день рождения Булата Окуджавы.
Окуджава писал о войне не так, как все – «непарадно и лирично». Воспоминания военных лет он пропустил через сердце и создал строки, которые до сих пор помнят во всех постсоветских республиках.
Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
стали тихими наши дворы,
наши мальчики головы подняли,
повзрослели они до поры,
на пороге едва помаячили,
и ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики! Мальчики,
постарайтесь вернуться назад.
«…Все мои стихи и песни не столько о войне, сколько против нее. Я рассказываю о том, что случилось со мной. С моими друзьями. Когда я еще был в учебном минометном дивизионе, уже четверо ребят с нашего арбатского двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать…»
Сто раз закат краснел, рассвет синел,
сто раз я клял тебя, песок моздокский,
пока ты жег насквозь мою шинель
и блиндажа жевал сухие доски.
А я жевал такие сухари!
Они хрустели на зубах, хрустели…
А мы шинели рваные расстелим —
и ну жевать. Такие сухари!
Сыпь пощедрей, товарищ старшина!
Пируем — и солдаты, и начальство…
А пули? Пули были. Били часто.
Да что о них рассказывать, — война.
Некоторые из песен Окуджавы о войне напоминают по форме и звучанию фронтовой фольклор военной поры. Практически все свои стихи и песни о войне Окуджава посвящает, прежде всего, ее рядовым участникам, незаметным и негероическим внешне, но сохранившим доброту, милосердие, любовь. Поэт ценит в их сердцах «скрытую теплоту патриотизма».
Всенародную славу Окуджаве принёс фильм Андрея Смирнова «Белорусский вокзал», в котором прозвучала одна из лучших песен поэта. Как признавался уже в 1986 году Окуджава, сначала он не принял предложение режиссёра написать для этого фильма песню. «Дело в том, что фильм требовал стилизации текста под стихи военного времени. По мысли режиссёра, стихи должны исходить не от профессионала, а от человека, сидящего в окопе и пишущего для однополчан о своих друзьях. Мне казалось, что у меня стилизации не получится, поскольку я всегда стремился писать о войне глазами человека мирного времени. А тут надо было сочинять словно «оттуда», из войны. Но тогда, на фронте, мы совсем по-другому думали, по-другому говорили и по-своему пели. Отыщу ли я слова тех лет? И вдруг «сработала» память. Неожиданно вспомнился фронт. Я как бы воочию увидел этого самодеятельного фронтового поэта, думающего в окопе об однополчанах. И тут же сами собой возникли слова будущей песни
«Мы за ценой не постоим…»
Здесь птицы не поют,
деревья не растут,
и только мы плечом к плечу
врастаем в землю тут.
Горит и кружится планета,
над нашей родиною дым,
и, значит, нам нужна одна победа,
одна на всех — мы за ценой не постоим…
Припев:
Нас ждет огонь смертельный,
и все ж бессилен он.
Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный
десятый наш десантный батальон.
Многие ваши родители, дедушки и бабушки, уважаемые студенты, возможно до сих пор обожают эти напевы и строчки: «Песенка о Леньке Королеве», «Песенка о полуночном троллейбусе», «Песенка о комсомольской богине», «До свидания, мальчики», «Надежды маленький оркестрик», «Бери шинель, пошли домой», «Виноградную косточку в землю зарою», «Ваше благородие, госпожа Удача», …-всего Булат Окуджава сочинил около 200 шлягеров, написанных на свои стихи. Феноменальный результат!
Пронзительная мелодичность, мгновенная запоминаемость, глубина лирического чувства, красота стихотворения, мудрая грусть, и, наконец, острота памяти сделали его песни знаком эпохи:
Как минимум для трех поколений русских людей Булат Окуджава был «своим» поэтом, выразителем чувств самых заветных и мыслей самых выстраданных. Каждое поколение воспринимало поэта по-своему и любило его по-своему.
Последние годы жизни Булат Окуджава провел в Париже, где 25 июня 1995 года в Штаб-квартире ЮНЕСКО состоялся последний его концерт. В 1997-м барда не стало. В этом же году по указу президента России утвердили премию имени Булата Окуджавы, которой награждаются поэты и исполнители авторских песен.
Через пять лет «поющему поэту» открыли памятник на Арбате.
Материал подготовила
библиотекарь 1 категории
Т.Н. Шинкарева