Библиотека ДонНАСА знакомит: Листая страницы истории…
Есть у каждого народа события и даты, которые он не вправе забывать. Великая Отечественная война — это величайшее историческое событие, которое принадлежит не только прошлому, но и вам, нашему новому поколению. День Победы был и остается священным днём для всех людей нашей страны. Это Победа всего народа, отстоявшего честь и независимость своей Родины, а значит и часть биографии каждого из нас.
В преддверии 75-летия Дня Победы библиотека академии знакомит вас, уважаемые студенты, с яркими творческими страницами поэтической и песенной летописи войны. В этой публикации также представлена литература по этой теме (поэтические сборники, песенники, воспоминания фронтовиков) из фонда библиотеки академии.
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она как сила нам нужна…
Ю. Воронов
Май. День Победы – это прекрасная возможность отдать дань уважения, благодарности всем, кто воевал или работал в тылу в военное время. Поколение ветеранов Великой Отечественной войны сейчас уходит. Нам остается только хранить светлую память о героях войны и тыла, стараться быть достойными их подвига.
Музыка, песня! Как много они значат в жизни человека, в судьбе всей страны.
Песни военных лет… Сколько их, прекрасных и незабываемых, душевных и тревожных. Фронтовая песня – целая эпоха в истории советской музыки. Неизменной любовью пользовались не только боевые и героические мелодии, но и лирические, и шуточные. Под бодрый, чеканный ритм маршевых песен легче было шагать по разбитым дорогам, а шуточные – помогали солдатам в трудные минуты. За что же их так любят и помнят в народе, сохраняют в памяти долгие годы, берегут, как святыню? Да потому, что в них – простота и душевность, мелодичность и искренность, оптимизм и вера в победу, в дружбу, в любовь, вера в саму жизнь! Но не только солдат поддерживали и согревали эти мелодии. Их женам, матерям, детям они тоже помогали, очень помогали ждать и верить все годы разлуки.
Они по-прежнему любимы людьми нынешнего поколения, они волнуют души наших оставшихся ветеранов, многие из них знает и поет молодежь.
Эти песни называют лирической летописью того времени. В них боль и радость отдельных людей и всего народа. Как создавались эти песни? Кто их исполнял, как их слушали?
В первые же дни войны появились десятки новых песен, они очень быстро передавались из уст в уста, перелетали через линию фронта, проникали в тыл врага, в партизанские отряды.
Прошли годы, страна залечила военные раны, но песни военных лет звучат и сегодня, потрясая сердца и души. И у каждой – своя история, своя судьба. Сегодня, мы вспомним только некоторые из них.
«Военные песни. Они не награждались орденами, о них не сообщалось в сводках Совинформбюро, но для победы нашей, для нашей выстраданной Победы они – песни – сделали очень многое. Может быть, это нельзя назвать подвигом, а вот честной солдатской службой назвать можно».
Р. Рождественский
С первого взгляда, может,
В них ничего и нет.
Что меня вновь тревожат
Песни военных лет?
Что-то для нас святое
Скрыто в их глубине.
Строки, какие стоя
Хочется слушать мне.
С. Островой
Поэзия и музыкальное искусство глубоко и правдиво раскрывали тематику военных лет. Воевали люди, воевали пушки и танки, воевало искусство.
Поэты военной поры: Н. Тихонов, В. Лебедев-Кумач, Е. Долматовский, А. Сурков, М. Исаковский, А. Твардовский, А. Прокофьев, С. Щипачев, К. Симонов и другие. Многие их стихи становились прекрасными песнями, авторами музыки для которых были известные композиторы — А. Александров, В. Соловьев-Седой, А. Новиков, М. Блантер, Н. Богословский и многие другие. Если в довоенные годы песня помогала «строить и жить», то во время войны она помогала «жить и воевать».
Самой главной песней Великой Отечественной войны считается «Священная война». Песня-воин, песня-полководец, песня-пророк, песня, которую по праву назвали музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. 24 июня 1941 г. в газете «Известия» были напечатаны стихи В. Лебедева-Кумача «Вставай, страна огромная». А уже 27 июня в государственном музыкальном издательстве была подписана к печати и вскоре вышла десятитысячным тиражом листовка с песней на эти стихи, музыку к которым написал композитор Матвей Блантер. В этот же день состоялась премьера песни на Белорусском вокзале, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны. С первых тактов песня захватывала бойцов. А когда зазвучал второй куплет, все встали, как во время исполнения гимна. Пять раз подряд исполнил ансамбль эту песню.
Гимном любви и верности называют эту лирическую песню, рожденную в пламени Великой Отечественной. Проникновенный и искренний, тоскующий живой голос поэта удивительно слился в ту трудную и суровую пору с живыми тоскующими голосами всех разлученных войной.
Песня «В землянке» стала, чуть ли не первой лирической песней, рожденной в пламени войны. Вот история ее создания. «Это было шестнадцать «домашних строк» из письма жене, — пишет автор стихов — поэт Алексей Сурков. — Написал я его в конце ноября, после тяжелого боя под Истрой, когда пришлось мне с гвардейским полком пробиваться ночью из окружения. Так и остались бы эти стихи частью письма, если бы… не появился в нашей фронтовой газете композитор Константин Листов и не стал просить «что-нибудь», на что можно написать песню. И тут я, на счастье, вспомнил о тех стихах, разыскал их… И отдал Листову, будучи абсолютно уверен в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет». Через неделю композитор принес в редакцию готовую песню «В землянке». Песня получилась замечательная. Она быстро докатилась до передовой и согревала солдатские сердца, звучала в землянках в час перед атакой, стала задушевной спутницей бойцов на войне. Несчетное количество раз песня звучала по радио в передачах «По заявкам воинов».
А вот премьера следующей песни «Катюша» состоялась осенью 1938 года на первом концерте Государственного джаз-оркестра. Успех был огромный: песню исполняли на бис трижды. Почти легендарную популярность обрела «Катюша» в годы войны. Она оказалась настолько дорога всем и каждому, что на её мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Задорная и лирическая, песня несла с собой веру в победу. После войны «Катюша» стала своего рода паролем дружбы. Ее знают во всех странах и поют на разных языках. Когда ее автор — композитор Блантер приехал в Италию, местные газеты писали, что в страну прибыл синьор «Катюша».
«Темная ночь» — одна из самых популярных песен военных лет. Трудно поверить, что такая песня, которую в годы войны знал каждый, от мала до велика, родилась совершенно неожиданно. Песня написана Никитой Богословским и Владимиром Агатовым для фильма «Два бойца» весной 1942 года. Все действия в картине сопровождает симфоническая музыка — рассказывал Богословский. — «Но однажды, когда снимался эпизод в землянке, режиссер фильма решил, что хорошая лирическая песня оживила бы сцену. Он так ярко обрисовал картину и внутреннее состояние героев, что я тут же сел за рояль и почти сразу написал мелодию будущей «Темной ночи», которая вошла в фильм без изменений». Ее исполняли многие мастера, но она неразрывно связана с именем народного артиста СССР Марка Бернеса. Никто так не пел «Темную ночь», как он.
Вместе с другими песнями, рожденными в это тяжкое время, воевал с врагом и «Синий платочек», записанный на граммофонную пластинку в ноябре 1942 года. «Как-то раз певица Клавдия Шульженко со своим ансамблем выступала в гвардейской части генерала Н. Гагена на легендарной «Дороге жизни» через Ладожское озеро. Здесь она познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта лейтенантом Михаилом Максимовым. «Узнав, что я пишу стихи, — вспоминал Максимов, — Шульженко попросила меня написать новый текст «Синего платочка». «Песня популярна в народе, — сказала она, — у нее приятная мелодия. Но нужны слова, которые бы отражали нашу великую битву с фашизмом». Максимов взял за основу уже известный текст песни, но изменил часть строчек на современный военный лад. Его стихи заканчивались словами: «Строчит пулеметчик за синий платочек, что был на плечах дорогих». Вот в таком варианте песню стала исполнять на фронтовых концертах Клавдия Шульженко.
По своему эмоционально-духовному наполнению, песни войны превзошли всё, что существовало на нашей эстраде прежде, и всё, что вышло на нашу эстраду после. В годы войны оказался нарушен обычный порядок проникновения песен в народ: если до войны песни сначала издавались на пластинках, а уж потом, становились популярны, то теперь они, исполняясь на фронтах, становились популярны и только потом попадали на пластинки.
«Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыке вдвойне!»
Учитывая это обстоятельство, было принято решение возобновить на Апрелевском заводе, в блокадном Ленинграде, прерванное войной производство грампластинок. Начиная с октября 1942 года из-под пресса предприятия пошли на фронт грампластинки вместе с боеприпасами, пушками и танками. Песни исполнялись под гитару, под гармонь, но очень часто бойцы слушали полюбившиеся мелодии и песни с пластинок на патефоне.
Песня, пластинки, военный патефон
«Занесло судьбою в третий батальон
Старенький коломенский усталый патефон.
Пел нам на привалах у чужих дорог
Трогательный девичий печальный голосок»
Это строки из одной песни военных лет. Именно с этим временем в большей степени напрямую связан своей интереснейшей судьбой этот забытый механический аппарат, ведь он как старый боец, прошедший трудными дорогами войны и воевавший на фронтах, который с победой дошёл со всеми фронтовиками до самого конца войны, внеся добрую лепту в историю тех лет.
Немного колдовства над музыкальным аппаратом, посредством нескольких поворотов ручки патефона и вот уже льются чарующие сердце звуки музыки и голоса любимых исполнителей, что, конечно же, очень сближало слушателей. Каждые пять минут нужно было заводить пружину специальной рукояткой, причём подкручивать пружину нужно было до конца, но не пережимать, чтобы она не лопнула. Из пакета очень осторожно вынимали пластинку, чтобы её не уронить, ведь они были очень хрупкими, затем смахивали с пластинки пыль и клали её на круг, подводя патефонную иглу. Любимые пластинки военных лет… их и сегодня хорошо помнят наши деды. Это «Рио-Рита», «Брызги Шампанского» и «На сопках Маньчжурии». Со старых пластинок слышались голоса известных певцов – Петра Лещенко, Изабеллы Юрьевой, Вадима Козина. До сих пор с удовольствием люди, особенно старшего поколения, слушают и поют прекрасные строки песни из фильма «Два бойца» в исполнении Марка Бернеса
«Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами.
Темная ночь разделяет, любимая, нас,
И холодная черная степь пролегла между нами.
Верю в тебя, дорогая подруга моя…»
И как тут не вспомнить, просто обожаемого всеми советскими людьми, Леонида Утесова с песней «Утомленное солнце» на музыку Петербургского на слова Заболоцкого:
«Утомленное солнце
Нежно с морем прощалось
В этот час ты призналась,
Что нет любви».
И именно Л. Утесов пел когда-то в те далёкие военные годы в песне «Днём и ночью» о патефоне:
«…Где-то под Варшавой миной был сражён,
Замолчал коломенский бедняга-патефон».
О патефоне пели как о бойце, его жалели и называли «усталым», «бродягой-патефоном». Патефон внёс свой определенный добрый вклад в большую Победу нашего народа над фашизмом. Люди военных лет часто вспоминали, о том, как собирались они вокруг патефона в лихие 40-е годы. Вспоминали всегда с большим теплом и приятной улыбкой на лицах. Рассказывают, как собравшись вокруг патефона, они танцевали под его теплые и до боли родные пластинки, вслушиваясь в звуки и ритмы друга-патефона.
Патефон был целым миром для людей. Он вселил в себя всё то, о чем можно было мечтать, когда из рупора лились нежные мелодии вальса или задорные песни Утесова. Чаще такая возможность могла появиться где-нибудь в госпиталях, когда сестрички выносили любимый патефон и крутили по нескольку раз одни и те же пластинки, давая возможность в эти короткие счастливые часы вспомнить бойцам своих родных и любимых, помогал смириться с потерями и болью, строить планы и мечтать о будущем. Музыка поднимала боевой дух людей и помогала верить в безоговорочную и скорую победу.
Очевидцы того времени вспоминают, как собирались они в домах, где был патефон, крутили и слушали полюбившуюся им музыку, и даже обменивали пластинки на хлеб. Тот, кто отдавал пластинку, чтобы получить еду — с ними все понятно, последнее с себя снимешь и отдашь, лишь бы выжить. Но ведь другая сторона отдавала хлеб за пластинку! Значит, пластинка была нужна не меньше, чем хлеб!
Музыка помогала перестать бояться врага и верить в будущее, строить планы и мечтать о времени, когда кончится, наконец, ненавистная война.
Эпоха патефона давно прошла, но людская память сохранила о нем только тёплые и светлые воспоминания, «навевая легкой дымкой тоску о старом забытом патефоне».
«Заезжена пластинка и затерта.
Чем дальше, тем слова понять трудней.
Но все же после каждого аккорда
Становится мне чуточку грустней».
Все дальше, все глубже в историю уходит Великая Отечественная война, и песни, написанные в дни сражений. Молодое поколение уже называет эти песни — песнями наших дедов и прадедов.
А вот главная «Победная» песня родилась только через 30 лет после завершения войны, но без нее сегодняшний рассказ о военных песнях был бы неполным. Песня «День Победы» была создана поэтом Владимиром Харитоновым и композитором Давидом Тухмановым к 30-летию великой даты. Впервые эта песня прозвучала на праздничном концерте в московском Кремле в исполнении Льва Лещенко. На предварительном прослушивании песни некоторые члены партии остались недовольны композицией. Но на концерте песня «День Победы» настолько понравилась Генеральному секретарю ЦК КПСС Л. Брежневу, что он встал и, не сдерживая слез, аплодировал. После этого «День Победы» навсегда остался в репертуаре военных песен.
Время идет вперед, но мы постараемся – знать и помнить нашу историю.
Список книг из фонда библиотеки академии:
- Боевые спутники мои : сборник песен. — М. : Воениздат, 1976. – 200 с.;
- Весна Победы: писатели и поэты Донбасса о Великой Отечественной войне / сост. и ред. В. Д. Вовенко. – Донецк: Донбасс, 2010. – 432 с.: ил.- («Лики победителей»);
- День Победы: песни военных и послевоенных лет. — К. : Музычна Украина, 1985. – 103с.;
- Нам дороги эти позабыть нельзя : песенник / сост. В.Страхова. — К. : Музична Україна,1984. — 144с.;
- Нам дороги эти позабыть нельзя : песенник. — 2-е изд., доп. — К. : Молодь, 1980. — 256с.;
- Несокрушимая и легендарная : песни о Советской Армии. — М. : Музыка, 1978. – 208 с.;
- Песенник. — М. : Воениздат, 1981. — 240 с.;
- Песни на стихи Василия Ивановича Лебедева-Кумача : мелодии и тексты. — 2-е изд. — М.: Музыка, 1982. — 96 с.;
- Песни Родины моей : песенник : мелодии и тексты песен. — 2-е изд. — Л. : Музыка, 1988. — 214 с.
- Песни, опаленные войной : сб. песен / сост. и коммент. Ю.Е. Бирюкова. — М. : Воениздат, 1984. — 236 с.;
- Рожденные в боях / сост., авт. вступ. ст. П.Ф. Лебедев. — Москва : Молодая гвардия, 1985. — 239 с.: ил.
Материал подготовил
библиотекарь 1 категории
Т.Н. Шинкарева