Книжная мозаика, или книги бывают разные: тонкие, толстые, классные: библиотека ДонНАСА приглашает на выставку

Продолжая традицию раскрывать  книжные фонды, библиотека ДонНАСА к юбилею академии  предлагает вашему вниманию выставку «Книжная мозаика или книги бывают разные: тонкие, толстые, классные…».

Ежедневно мы с вами сталкиваемся с книгами. Любим мы читать или нет – это другой вопрос, но книги всегда присутствуют в нашей жизни. Книжный мир огромный и разнообразный…

Книга, как человек, содержит
много всего.… Покрутите книгу, как
Кубик Рубика, откройте ее разные
грани.  Повод для выставки всегда
найдется…

Печатная книга – привычный для многих предмет передачи информации. Но обретение книгой своего оформления – сложный процесс, в котором тесно переплетаются художественное творчество и техника. Книга – зеркало эпохи, она не раз меняла свою форму, но всегда оставалась одной из важнейших хранительниц «памяти» предков. Это центр объединения видов творчества мастеров различных направлений.

Наша выставка – еще одно знакомство с  интересными  книжными изданиями. Интересными в плане объема и размера, качества бумаги книг прошлого века и современных изданий, фотографий и иллюстраций и т.д.

Среди изданий, привлекающих наибольшее внимание, как правило, выделяются книги необычного размера – книги-гиганты и мини-издания, очень толстые и книги в несколько страничек, старинные букинистические книги и яркие современные книги-альбомы по искусству и архитектуре, энциклопедические словари и справочники.

Самые известные их них всегда были показателем уровня типографского искусства разных стран и эпох.

В этой публикации  мы расскажем о нескольких книгах, хранящихся в нашей библиотеке и поражающих нас своим размером и информацией. Итак, совершим небольшую экскурсию…

Начнём с больших.

Увидев эту книгу, (Атлас Файдона современной мировой архитектуры) сразу хочется полистать ее страницы. Поражает и размер, и объем информации.

На 824 страницах описания 1052 объектов из 75 стран мира в 5 500 цветных фотографиях.  В книге представлено: 656 имен архитекторов, 2 400 линейных чертежей и 62 специально заказанные карты. Размер атласа  45 x 31 см.

Известное издательство Phaidon представило на английском языке глобальный обзор наиболее выдающихся объектов современной архитектуры с 1998 по 2003 год. Каждое здание было выбрано за его исключительные инновационные качества – эстетические, функциональные и технические. Атлас Файдона включает описание  всех типов зданий – от самых маленьких домов, часовен, виноделен и студий художников до крупнейших аэропортов, высотных башен, концертных залов и заводов.

Это стоит посмотреть.

Продолжаем  экскурсию по  книжной выставке

Если говорить о полиграфии, то на нашей выставке представлены книги не только как предмет духовной культуры, но и как произведение, а порой и шедевр типографского искусства. Здесь самые разные по оформлению книги: словарь Брокгауза и Эфрона и Большая советская энциклопедия, современные издания учебных пособий  и несколько роскошных альбомов по искусству.

Например – предлагаемый для просмотра великолепный художественный альбом «…в окрестностях Москвы. Из истории русской усадебной культуры ХYII–ХIХ веков» включает отдельные аннотации усадеб; содержит новые материалы, которые не были еще опубликованы и представляют интерес для  изучения русского усадебного строительства и садово-паркового искусства. Они сочетают в себе все то богатство, которое было накоплено несколькими поколениями искусных мастеров архитектуры, скульптуры, садово-паркового искусства и живописи.

Внутреннее оформление альбома великолепно. Альбом снабжен цветными и черно-белыми фотоснимками, планами и чертежами архитектурных построек, рисунками приусадебных парков, стихами и отрывками из художественных произведений.  

Текст альбома напечатан на плотной (как картон) серо-фиолетовой полосатой бумаге. Бумага с таким теснением называется верже. (Верже — фр. vergé – полосатая, белая или цветная бумага с ярко выраженной, видимой напросвет сеткой из частых полос, пересеченных под прямым углом более редкими полосами. Частые полосы называются вержерами). Впечатляет вес книги в упаковке, 5 кг, размер 33×33×5 см.

Двигаемся дальше.

Размер этого аутентичного издания соответствует размеру (45×35 см.) издаваемой с 1900 г. общероссийской  газеты «Искра».

Первый номер  газеты «Искра» вышел 24 декабря 1900 года. Он был напечатан в Лейпциге. Первый тираж газеты не дошел до читателей, потому что был конфискован на границе. Тем не менее, позже номер был допечатан и доставлен в Россию. А провальная попытка провезти «Искру» через границу стала поводом для усиления мер конспирации, и следующие номера газеты доставлялись успешнее.

Рядом с этими книжечками ощущаешь себя Гулливером, попавшим в удивительный мир – крошечный, но такой изящный и неповторимый.

В нашей небольшой коллекции малоформатных изданий есть и поэтические сборники известных поэтов: А. С. Пушкина, А. Блока, Дениса Давыдова, В. Сосюры, книги о Донбассе, словари и справочники разных направлений. Размер самой маленькой книги – 6,5×4,5 см.

Несколько слов о маленьком издании – книге Варвары Репниной «Я вас слишком искренно люблю». В книгу включены повесть и письма к Т. Г. Шевченко. Книга интересна тем, что повесть «Немая любовь» – одно из первых произведений о Т. Шевченко. Размер издания 7,5×10,5 см., тираж 5 000 экз.

Княжна Варвара Николаевна Репнина (1808-1891) – фрейлина императрицы Александры Федоровны, дочь дипломата, боевого генерала Наполеоновских войн – стала музой, названной сестрой и «добрым ангелом» Тараса Шевченко.

А в июле 1843 года в имение князя Репнина в Яготине был приглашен подающий надежды художник Тарас Шевченко (1814-1861), чтобы сделать две копии с портрета Николая Григорьевича и портретировать его внуков.

К этому времени 29-летний Шевченко уже прославился в Малороссии как поэт – в 1840 году вышел его первый сборник «Кобзарь». (Отметим, что с репринтным изданием этого сборника также можно познакомиться на нашей выставке).

Шевченко жил в имении, писал портреты, танцевал на вечерах. И страстно декламировал свои стихи, чем, сам того не желая, совершенно вскружил голову 35-летней Варваре. Княжна, фрейлина императорского двора, влюбилась в малороссийского крестьянина, за пять лет до этого выкупленного из крепостной неволи…

Не лелея надежды на счастливую развязку, княжна «полюбила его святым высоким чувством материнской любви». Идеализируя поэта, она видела в нем гения, властителя дум, поэтому болезненно переживала его «житейские оковы», особенно страсть к выпивке. Варвара Николаевна настойчиво и пылко наставляла Шевченко на путь истинный. Пристыженный и до глубины души тронутый нежданной заботой поэт посвятил княжне поэму «Тризна»:

Душе с прекрасным назначеньем
Должно любить, терпеть, страдать;
И дар господний вдохновенье,
Должно слезами поливать.
…Ваш добрый ангел осенил
Меня бессмертными крылами
И тихоструйными речами
Мечты о рае пробудил.

В начале 1847 года Шевченко был забрит в солдаты и  попал в киргизские степи. Тайная переписка с Варварой Николаевной стала для поэта и отдушиной, и связью с внешним миром, а для его будущих биографов — по сути, единственным материалом о жизни Шевченко в ссылке.

На выставке представлены книжные раритеты и современные издания.

Старые книги – это, прежде всего, живые памятники культуры,

Заглянув в книгу Елизаветы Водолазовой «Жизнь европейских народов», изданную более 100 лет назад (1889 год), вы познакомитесь с прекрасными  иллюстрациями. Гравированные на дереве иллюстрации были специально выполнены по рисункам Виктора Михайловича Васнецова.

Представляя нашу  выставку,  хотелось бы обратить внимание и на книгу Е. А. Ащепкова «Архитектура Китая», изданную в 1959 году.

В настоящей книге автор стремился показать некоторые конструктивные и художественные особенности китайского зодчества. Вся текстовая часть книги является дополнением к многочисленным иллюстрациям. Здесь представлены  фотографии, чертежи, гравюры и яркие живописные работы автора.

Уважаемые друзья, для того, чтобы можно было сравнить, как подавался материал в том, или ином издании мы  предлагаем вашему вниманию книгу «Справочник архитектора»  1946 года издания и «Справочник современного архитектора», изданный в 2010 году.

«Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» и «Большая Советская Энциклопедия» – чем они похожи и чем отличаются?

 До революции самым, пожалуй, знаменитым и полным изданием такого рода в России был «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» – 86 томов, издававшихся  в 1890–1907 годах. Он стал крупнейшим и наиболее популярным универсальным справочным изданием в дореволюционной России, отчасти не потерял своего значения и поныне.

Издание выделялось высокой культурой художественно-полиграфического исполнения, к его оформлению привлекались М. В. Добужинский, Б. М. Кустодиев, Д. И. Митрохин, А. П. Остроумова-Лебедева и др.

Идея аналогичного советского издания – Большой Советской Энциклопедии – впервые возникла в Госиздате в 1923 г. по инициативе академика Отто Юльевича Шмидта – математика и географа, исследователя Памира и Крайнего Севера.

БСЭ – наиболее известная и полная советская универсальная энциклопедия. Выпускалась с 1926 года (первый том первого издания) по 1990 год (последний ежегодник) издательством «Советская энциклопедия». Ныне – издательство «Большая Российская энциклопедия». Выдержала три издания.  В 2020 году исполнилось 95 лет со дня первого выпуска.

 

Материал подготовила
библиотекарь 1 категории
Т.Н. Шинкарева