Поэт русской души: к 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова библиотека ДонНАСА подготовила выставку
В декабре 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения выдающегося русского поэта и писателя Николая Алексеевича Некрасова. В связи с этой знаменательной датой библиотека Донбасской национальной академии строительства и архитектуры организовала книжную выставку «Я лиру посвятил народу своему».
Книжная выставка-обзор знакомит читателей с этапами жизни и творчества поэта, с интересными фактами его биографии, с воспоминаниями и отзывами современников о нем. Кроме того, для читателей будут интересны литературоведческие статьи разных исторических периодов о творчестве Николая Некрасова.
Представленный ниже материал – подготовленное библиотекарем первой категории Татьяной Николаевной Шинкаревой эссе о Николае Некрасове и материалах выставки.
«Я лиру посвятил народу своему»…
Николай Алексеевич Некрасов – известный русский поэт, тонкий и проникновенный лирик, прозаик, публицист, критик, издатель журналов «Современник» и «Отечественные записки».
Некрасов, безусловно, один из главных и цитируемых русских поэтов. Некрасовский образ русской женщины, которая «коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт», — это не штамп, это уже фольклор. И сам он, выражаясь строчкой его известнейшего стихотворения, — поэт и гражданин.
Литературная деятельность Некрасова способствовала развитию русского литературного языка. В своих сочинениях он использовал, как фольклорные традиции, так и новые речевые элементы. Поэт считается новатором в области литературных жанров. Его народные, сатирические поэмы стали важным вкладом в золотой фонд русской литературы.
«Редко кто из выдающихся писателей возбуждал при жизни и после смерти столько разноречивых оценок, как Н. А. Некрасов. С одной стороны – „печальник горя народного“, с другой – тенденциозный стихотворец», – напишет в своей книге воспоминаний — друг литератора, известный юрист Анатолий Кони.
О книгах, представленных на выставке, высказываниях его современников и потомков
Эпиграфом к выставке взяты слова о Некрасове Ф. М. Достоевского:
«…это было РАНЕНОЕ СЕРДЦЕ, разом и на всю жизнь, и не закрывающаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой так часто доле его».
«Он стал голосом России…в самую могучую, своеобразную эпоху её истории, и голосом…свободно шедшим впереди».
В.Розанов
Впервые Некрасов начинает печататься в 1838 году. Пишет стихи, рассказы, водевили, рецензии. Первый сборник стихов «Мечты и звуки» был издан в 1840 году. В 1842 году он сблизился с В. Г. Белинским и его кружком, что определило всѐ дальнейшее творчество Некрасова. Памяти великого критика-демократа поэт посвятил немало строк, полных восхищения и благодарности.…
«Ты нас гуманно мыслить научил,
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, о свободе»…
С этого времени темой его произведений становится не «чистая лирика», а жизнь простого народа, правдивое изображение отрицательных сторон крепостнической жизни, чиновничье-бюрократической России.
Произведения Н.А. Некрасова трогают за самые чувствительные струны души: любовь, сострадание, сочувствие, сопереживание, умение видеть красоту и радоваться ей. Стихи Николая Алексеевича, как никакие другие, помогают развитию эмоционального интеллекта, учат эмпатии.
Ведь и сам Некрасов писал: «В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией».
Любовь к русскому народу, к родной земле и природе сливались у Некрасова в одно чувство. Вечно милыми казались ему скудное поле, кудрявые березы, студеные зимы, жаркое лето. Он всей душей стремился передать это чувство своим читателям, в том числе и маленьким. Считая, что его поэтическое слово — это глас народа, он постоянно рисовал органическую связь жизни народной с природой, с ее животворящими силами.
Знаменитые журналы «Современник» и «Отечественные записки» своей славой 60-х годов XIX века обязаны его редакторской руке, его высокому вкусу и мужественной защите идеалов свободолюбия. Это он открыл Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого, напечатав их первые произведения. Л. Н. Толстому он писал: «Вы уже много сделали… и еще больше сделаете, когда поймете, что в нашем отечестве роль писателя есть, прежде всего, роль учителя и, по возможности, заступника за безгласных и приниженных».
Прочитав «Последние песни» Н. А. Некрасова в журнале «Отечественные записки» и зная о неизлечимой болезни поэта, Н. Г.Чернышевский писал А. Н. Пыпину из сибирской ссылки: «Глубоко скорблю …, если, когда ты получишь моё письмо, Некрасов ещё будет продолжать дышать, скажи ему, что я горячо любил его как человека, что я благодарю его за доброе расположение ко мне, что я целую его, что я убеждён: его слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов».
Г. В. Краснов «Последняя книга поэта»
Любовная лирика Некрасова достойна того, чтобы о ней писали и говорили. Поэт не придумывал истории, он брал их из своей жизни. Все описанные им эмоции Николай Алексеевич прожил самостоятельно. Он не скрывал чувств к замужней женщине, не боялся осуждения общества и старался жить ради любви.
Признание
Я пленен, я очарован,
Ненаглядная, тобой,
Я навек к тебе прикован
Цепью страсти роковой.
Я твой раб, моя царица!
Всё несу к твоим ногам,
Без тебя мне мир темница.
О, внемли моим словам:
Несурово, хоть ошибкой
На страдальца посмотри
И приветливой улыбкой
Хоть однажды подари!
Я люблю; ужель погубишь
Ты меня, не полюбя?
Полюби! — когда полюбишь,
Буду жить лишь для тебя!…
Размышления у парадного подъезда
«Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
«Вчерашний день, часу в шестом,
Зашёл я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.
Ни звука из её груди,
Лишь бичь свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!»
1848
«Княгиня»
Дом — дворец роскошный, длинный, двухэтажный,
С садом и с решеткой; муж — сановник важный.
Красота, богатство, знатность и свобода —
Всё ей даровали случай и природа…
1856
«Перед дождем»
Заунывный ветер гонит
Стаю туч на край небес,
Ель надломленная стонет,
Глухо шепчет темный лес.
На ручей, рябой и пестрый,
За листком летит листок,
И струей сухой и острой
Набегает холодок.
Полумрак на всё ложится;
Налетев со всех сторон,
С криком в воздухе кружится
Стая галок и ворон…
Где твое личико смуглое
Нынче смеется, кому?
Эх, одиночество круглое!
Не посулю никому!
А ведь, бывало, охотно
Шла ты ко мне вечерком;
Как мы с тобой беззаботно
Веселы были вдвоем!
1855
Произведения Некрасова написаны в самых различных жанрах. Однако широкому читателю наиболее известны его поэмы. Самое известное сочинение автора в данном жанре – «Кому на Руси жить хорошо». Над самой главной книгой своей жизни автор работал десять лет – с 1860 по 1870 год.
В каком году — рассчитывай,
В какой земле — угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков….
Поэма «Коробейники» была написана в 1861 г. и напечатана в журнале “Современник”. В 1862 г. поэма была издана в серии “Красные книжки”, предназначенной специально для народа и продававшейся по 3 копейки.
«Коробейники»
Ой, полна, полна коробушка,
Есть и ситцы и парча.
Пожалей, моя зазнобушка,
Молодецкого плеча!…
Поэму «Мороз, Красный нос» современники называли едва ли не самым трогательным произведением автора. Её он посвятил своей любимой сестре Анне, к которой был очень привязан. В поэме показаны лучшие черты людей из народа и четко обозначен огромный нравственный потенциал русской женщины.
Со страниц воспоминаний перед нами постепенно встает живой Некрасов с его драматическим внутренним миром, с его характером, полным диссонансов и вместе с тем глубокого человеческого обаяния. Специфика и своеобразие позиции, занимаемой авторами воспоминаний, дают живое представление о поэте, его личности, его творческой индивидуальности, его эпохе.
«Я очень люблю Некрасова, уважаю его, ставлю высоко <…>. Долго ли он еще будет жить, решить не берусь, но думаю, что долго, на наш век хватит; во всяком случае, о том, что он уже отжил или устарел, не может быть и речи»
(А.П. Чехов)
Цитаты известных людей о Н. А. Некрасове
«Любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором есть жизнь и сила»
(Н. А. Добролюбов).
«В любви к народу он находил нечто незыблемое; какой-то незыблемый и святой исход всему, что его мучило»
(Ф. М. Достоевский).
«Он принадлежал к двум эпохам, главное в нем — его двойственность, — он барин и плебей, поэт и гражданин…».
(К. И. Чуковский).
«Некрасов… Вершина его гения – рядом с вершинами Пушкина и Лермонтова. Но у некрасовской поэзии своя собственная красота, свое озарение, своя, ни на что не похожая песня, своя любовь и ненависть, своя вера и мечта, и доколе будет жить на земле и удивлять людские души пленительное русское слово, не померкнет слава одного из его прекрасных мастеров»
(А. Т. Твардовский).
«Любовь к народу была единственным источником его творчества»
(А. А. Ахматова).
«Некрасов – целое поэтическое государство, живущее по своим законам»
(Р. Гамзатов).
«Он – как добрый, сложенный на века дом: из него выходят в юные годы и в него возвращаются на склоне жизни…»
(Р. Гамзатов).
Свыше 70 стихотворений Николая Алексеевича Некрасова было положено на музыку русскими композиторами, создавшими более 150 вокальных произведений. На фоне других творцов музыки выделяются М. Мусоргский, написавший более 100 произведений на стихи Некрасова («Калистрат», «Колыбельная Ерёмушке»), А.Бородин «У людей-то в дому…»), Ц. Кюи (цикл «21 стихотворение Некрасова» и отдельные романсы), С. Танеев («Бьётся сердце беспокойное»), С.Рахманинов (кантата для хора и оркестра «Весна» на стихи «Идёт-гудёт зелёный шум…»), А. Дебюк («Ты всегда хороша несравненно»), А. Спендиаров («Несжатая полоса»), П. И. Чайковский («Прости, не помни дней паденья…»).
«Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.
И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет…»
«Тройка», 1846
Песня «Тройка» на стихи Н. А. Некрасова любима слушателем в исполнении Сергея Лемешева.
В богато иллюстрированном энциклопедического формата издании «Русское искусство» 1958 года, анализируется творчество и жизнь замечательных мастеров середины XIX века. Среди прочего материала, в очерках, посвященных творчеству художников — иллюстраторов, рассказано о работе над поэтическими произведениями Н. Некрасова
Вклад Н. А. Некрасов в русскую культуру достойно оценен и его современниками, и последующими поколениями. Поэт сумел передать через образы простых людей внутренний мир героев своего времени, став импульсом для творчества художников. У работ иллюстраторов поэзии Н.А. Некрасова на первое место встает умение художника понять авторский замысел, деликатность и чуткость художника к манере и стилю поэта.
Произведения Н.А. Некрасова в иллюстрациях
По мнению Дементия Шмаринова, «художник-иллюстратор должен обладать высокой культурой, развитым чувством фантазии, душевным богатством и большим запасом жизненных впечатлений, чтобы воссоздать высокие образы классической литературы»
И. Глазунов иллюстрирует произведения Н.А. Некрасова
А Дарья стояла и стыла
В своем заколдованном сне…
«Мороз, Красный нос»
Литературоведение
Современному читателю Некрасов интересен своей сложностью, противоречивостью, драматизмом своей нелегкой творческой судьбы. И каждое из его поэтических произведений становится дорого и близко сегодняшним людям именно в той мере и степени, в какой до них «доходит» поэтическое своеобразие, богатство оттенков и обертонов, многосоставная художественная целостность этих произведений. Современный читатель вырос и уже не любит упрощений.
Аникин, В. П. Поэма Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» / В.П. Аникин. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Худож. лит., 1973 – 104 с. – (Массовая историко-литературная библ.).
Архипов, В. А. Поэзия труда и борьбы : очерки творчества Н. А. Некрасова / В. А. Архипов. – Москва : Сов. Россия, 1978 – 399 с.
Бикбулатова, К. Ф. Поэзия Некрасова / К. Ф. Бикбулатова. – Ленинград : Знание, 1971 – 36 с.
Волкова, Л. Д. «Душа народа русского …» / Л. Д. Волкова. – Москва : Просвещение, 1992 – 112 с.
Илюшин, А. А. Поэзия Некрасова : учеб. пособие / А. А. Илюшин – Москва : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2003– 76 с.
Чуковский, К. И. Мастерство Некрасова / К. И. Чуковский. – Москва :Худож. лит., 1962 – 728 с.