Поэтический февраль: Библиотека ДонНАСА рассказывает о романтических историях известных людей

Дорогие друзья!

Библиотека академии поздравляет вас с праздником всех влюблённых! Любите, болейте любовью и дарите любовь! Пламенной, романтической влюбленности вам, приятных сюрпризов от дорогих сердцу людей! Пусть любовь присутствует в вашей жизни не только в этот день, но всегда, пусть торжествует над всеми чувствами дыханием магии незабываемых ощущений взаимной любви.

 

За окном ФЕВРАЛЬ… Присмотревшись к февралю, вы найдете в нём много интересного, заслуживающего внимания, любви и уважения. Вслушайтесь в другие его названия. Февраль – «межень», то есть стоит между зимой и весной. А находиться между стужей и теплом очень трудно. Не каждый выстоит. Он – «сечень», потому что в этот месяц наши предки секли деревья, расчищая место для посева. А это приятная подготовка к настоящей весне, весне-кормилице. Он – «бокогрей», потому что способен согреть бочок первым теплом. Он – «лютый», если рассердится,  завьюжит, мало не покажется.

В начале февраля обычно в воздухе ощущается первое робкое весеннее дыхание. Оно сродни тонкой высокой поэзии. Поэзии для избранных. Нужно сказать,  февралю крупно повезло. Почему? Да, потому что, многие поэты посвящают этому многоликому месяцу свои стихи.

 

Предлагаем вам окунуться в поэтические февральские строчки.

 

Ночью было за двадцать,
А к полудню сугробы осели.
Я люблю этот месяц —
Полузимний и полувесенний,
Ю. Друнина

 

Что это с февралем?
Что он, сошел с ума?
С крыши – капель ручьем,
а говорят: зима…
Выглядишь киселем.
Стань
настоящим малым!
Будь собою,
будь февралем,
не притворяйся маем!
Р. Рождественский

 

Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Б.Пастернак

 

Февраль к Апрелю льнёт фривольно,
Как фаворитка к королю.
Апрель, смеясь самодовольно,
Щекочет нервы Февралю.
Ночами снежно-голубыми
Мечтает палевый Февраль,
Твердя Весны святое имя,
О соловье, влекущем вдаль…
И. Северянин

 

Ещё и холоден и сыр
Февральский воздух, но над садом
Уж смотрит небо ясным взглядом,
И молодеет божий мир.
И. Бунин

 

Изменчивый месяц февраль.
Он любит весну, и зимы ему жаль.
Он льдистостью дымной
стекло по утрам затемняет,
А в полдень с капелей
он яркие слезы роняет,

П. Соловьёва

 

Февраль нескучен, ведь он такой разный: морозный, вьюжный, хмурый, мечтательный, изменчивый, солнечный, нежный, лазурный, капельный… и, конечно,  ВЛЮБЛЕННЫЙ.

 

Февраль… И снова о ЛЮБВИ


Влюбленный февраль
Весна вернулась в Люксембургский сад
Чуть раньше, чем положено по сроку,
По-женски рассудив примерно так:
«Я проучу февральского пройдоху,
Кто, шумно имитируя меня,
Нарциссов выгнал тоненькие стрелы,
На весь Париж бессовестно звеня,
Что всю мою работу переделал.
Ещё не время буйствовать цветам:
И грады в планах у меня, и грозы!
Бесстыднику я всё-таки задам
Все сложные сезонные вопросы!»
А он, бродяга, бросил все дела,
Увлекшись маргариткой ясноглазой…
Шуми, весна, неистова, смела!
И принимай влюблённого проказы!

 

Пофилософствуем

Философы, поэты, ученые мужи на протяжении тысячелетий пытались понять, что такое любовь, описывали её проявления, её виды и этапы, но всё-таки любовь до сих пор остаётся чем-то непостижимым. В большинстве своём человечество давно болеет Любовью от начала своего возникновения!

Всемирная организация здравоохранения внесла Любовь в свой реестр заболеваний под номером F63.9 и именуется как «Расстройство привычек и влечений, неуточненное».

Дотошность ученых – это их удел, ведь они тоже подвержены такому заболеванию.

В самом деле, почему, за что мы вдруг влюбляемся в какого-то человека? Часто кажется, что нет никаких оснований для любви, порой мы впервые видим человека, но она внезапно вспыхивает в нашей душе и ничего поделать с этим нельзя: «Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!» (Булгаков М. Мастер и Маргарита). Вот эта непредсказуемость, неожиданность любви, её необъяснимость никакими рациональными соображениями составляет её величайшую тайну.

Древние греки считали яблоко символом любви. Знаете, почему они это делали? Потому что даже сорванный плод сохраняет свежесть достаточно долго. И именно поэтому греки верили, что если речь идет о любви, значит последняя, если истинная, будет долгой.

Любовь… Она имеет огромную, почти магическую власть над людьми, заставляет пережить и страдание, и радость, и сомнение, и надежду, и ревность. Ведь недаром говорят, что влюблённый подобен безумцу.

 

Я пришел к мудрецу и спросил у него: «Что такое любовь?»
Он сказал: «Ничего».
«Но, я знаю, написано множество книг:
Вечность пишут одни, а другие – что миг.
То опалит огнем, то расплавит, как снег, Что такое любовь?» –
«Это все человек!»
И тогда я взглянул ему прямо в лицо:
«Как тебя мне понять? Ничего или все?»
Он сказал, улыбнувшись:
«Ты сам дал ответ! Ничего или все! Середины здесь нет!»

 

Чехов писал: «Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить». А в Библии сказано, что любовь дарована человеку от Бога. Что же это за дар, над тайной которого бьётся не одно поколение поэтов, писателей, музыкантов, людей, способных не только испытывать это чувство, но и выражать его в слове и музыке.

 

Дорогие друзья!

Просто читайте и наслаждайтесь красотой и магией этих слов. 

 

Анненский И. «Среди миров»
Среди миров, в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя…
Не потому, чтоб я Ее любил,
А потому, что я томлюсь с другими.
И если мне сомненье тяжело,
Я у Нее одной ищу ответа,
Не потому, что от Нее светло,
А потому, что с Ней не надо света.

 

Апухтин А. «Я ждал тебя»
Я ждал тебя… Часы ползли уныло,
Как старые, докучные враги…
Всю ночь меня будил твой голос милый
И чьи-то слышались шаги…
Я ждал тебя… Прозрачен, свеж и светел,
Осенний день повеял над землей…
В немой тоске я день прекрасный встретил
Одною жгучею слезой…
Пойми хоть раз, что в этой жизни шумной,
Чтоб быть с тобой, — я каждый миг ловлю,
Что я люблю, люблю тебя безумно…
Как жизнь, как счастие люблю!..

 

Ахматова А. «Я знаю, ты моя награда»
Я знаю, Ты моя награда
За годы боли и труда,
За то, что я земным отрадам
Не предавалась никогда,
За то, что я не говорила
Возлюбленному: «Ты любим».
За то, что всем я не простила,
Ты будешь ангелом моим…

 

Я встретил Вас… Вероника Тушнова и Александр Яшин
(История любви)

Старая, как мир история. История любви двух немолодых, людей. Счастливая и трагическая. Светлая и грустная. Рассказанная в стихах. Оказывается, вся страна зачитывалась этими стихами. Влюбленные советские женщины переписывали их от руки в тетрадки, потому что достать сборники ее стихов было невозможно. Их заучивали наизусть, их хранили в памяти и сердце. Их пели. Они стали лирическим дневником любви и разлуки не только Вероники Тушновой, но и миллионов влюбленных женщин.

В начале июня 1941 года она подала документы в Литературный институт имени А.М. Горького, но начавшаяся война помешала осуществлению заветной мечты. Тушнова уехала на фронт медсестрой, (к этому времени Тушнова окончила медицинский институт) оставив больную мать и родившуюся к тому времени дочь Наташу.

На фронте ночами будущая поэтесса исписывала тетрадные листы всё новыми и новыми стихами. В 1945 году вышел первый сборник поэтессы, который так и назывался – «Первая книга»

Знаменитое стихотворение «Не отрекаются любя» было написано в 1944 году. Спустя тридцать с лишним лет стихи положили на музыку, и песня в исполнении Аллы Пугачёвой стала всесоюзным хитом.

Современники, знавшие Тушнову, считали её «ошеломляюще красивой». Каким же должен был быть мужчина, которого так страстно, так самоотверженно любила эта удивительная женщина. Красавица с выразительным лицом, глазами необыкновенной глубины. Умница. По воспоминаниям друзей, она была очень светлым и теплым человеком. Умела дружить. Умела любить.

Вероника Тушнова и Александр Яшин. Они и родились в один день — 27 марта. Два потрясающих поэта, которым судьба предопределила позднюю встречу и мучительную любовь — любовь, в которой рождалась удивительная по красоте поэзия.

Её возлюбленный — известный русский поэт Александр Яшин (настоящая фамилия Попов; годы жизни 1913–1968) — был отцом четверых детей и мужем душевнобольной женщины. Уйти из семьи он не мог. Понимая это, не желая оставлять детей любимого без отца, Вероника Михайловна ничего не требовала, ничем не мешала Яшину, который так же пылко и нежно любил её. Влюблённые старались не афишировать свои отношения, ничем не выдавали свою зрелую и сильную любовь:

Эти двое как будто нашли друг в друге то, что, сами не зная, искали всю жизнь. Об этом Яшин написал:

«Как солнечный свет, как живая вода,

Твоя любовь для меня»…

Вскоре об их романе заговорили. Большинство осуждали эту связь, многие приписывали Тушновой карьеристские устремления, другие открыто обвиняли Яшина в недостойном поведении.

Именно в эти годы, в очень короткий период времени Тушновой были созданы циклы лирических стихотворений, обессмертивших её имя. Достаточно вспомнить «Сто часов счастья» или «Не отрекаются любя».

Счастье же влюблённых поэтов и в самом деле длилось недолго. Тушнова неизлечимо заболела  и угасала на глазах. Лишь об одном жалела она в такие часы:

«Какое несчастье случилось со мной —
 я жизнь прожила без тебя».

Вероники Михайловны Тушновой не стало 7 июля 1965 года, когда ей едва исполнилось 50 лет. Прославившая её книга (стихотворения из которой сегодня знает любой мало-мальски грамотный человек в России) «Сто часов счастья» появилась незадолго до смерти поэтессы и была посвящена её единственной любви — поэту Александру Яшину:

Любовь на свете есть!
Единственная — в счастье и в печали,
В болезни и здоровии — одна,
Такая же в конце, как и в начале,
Которой даже старость не страшна.

Яшин долго и тягостно переживал смерть Вероники Михайловны. Через несколько дней он написал одно из своих самых известных стихотворений, посвящённых Тушновой:

Чтоб не мучиться поздней жалостью,
От которой спасенья нет,
Напиши мне письмо, пожалуйста,
Вперёд на тысячу лет.
Не на будущее, так за прошлое,
За упокой души,
Напиши обо мне хорошее.
Я уже умерла. Напиши.
А. ЯШИН

Через три года после «любимой Вероники» умер и Александр Яковлевич. Влюблённые навсегда соединились вместе, без пересудов, ненужных разговоров, зависти и злости недоброжелателей, упрёков и непонимания близких людей. А их стихи до сих пор читают потомки, будто проживают с ними ещё одну жизнь.

 

Материал подготовила
библиотекарь 1 категории
Т.Н. Шинкарева