К 220-летию со дня рождения А. Дюма библиотека ДонНАСА подготовила книжную выставку «Рыцарь пера и шпаги»

Всем известно, что у каждого поколения свои авторы и свои книги, которые читают и перечитывают. Но есть авторы «универсальные», для всех возрастов и веков. Именно таков Александр Дюма, более двух столетий любимый миллионами читателей. Недаром известный французский писатель ХХ века Андре Моруа не без основания утверждал: «Если на каком-нибудь необитаемом острове ещё существует Робинзон Крузо, то он, наверное, читает сейчас «Трёх мушкетёров».

Франция подарила миру множество талантливейших писателей, но мало кто из них может сравниться с Александром Дюма. Этот человек оставил потомкам огромное количество изумительных произведений. Есть ли на свете хотя бы один человек, не слышавший о «Трёх мушкетёрах»? А ведь этой  книгой длинный список романов, вышедших из-под пера Дюма, далеко не ограничивается.

Книги Дюма – всегда больше, чем просто приключенческие книги. Захватывающая интрига, игра страстей, невероятные сюжетные повороты, запоминающиеся главные герои с их яркими и узнаваемыми характерами – все это держит читателя в заинтересованном напряжении от первой до последней страницы. Идут годы, меняются эпохи, а романы Александра Дюма по-прежнему читают по всему миру.

К юбилею писателя библиотека Академии подготовила книжную выставку «Рыцарь пера и шпаги». На выставке  представлены самые популярные произведения Дюма. Дюма в своих мелодрамах – антимонархист, разоблачитель грехов и преступлений королей и феодалов. Диалоги героев красноречивы и искрометны. Его произведения проникнуты романтическим бунтарством, страстями и приключениями.  Другие  издания  повествуют о творчестве и жизненном пути писателя, его путешествиях и кулинарных пристрастиях.

Александр Дюма родился 220 лет назад 24 июля 1802 года в городе Вилле-Котре, недалеко от Парижа. Его отец, генерал Тома-Александр Дюма, герой революции и Наполеоновских войн, был сыном небогатого маркиза Александра-Антуана де Ла Пайетри и черной рабыни с Сан-Доминго (ныне Гаити). Александр Дюма унаследовал от отца яркую и мужественную внешность, пылкий нрав, гигантский рост и страсть к авантюре. Рано оставшись без отца, Александр воспитывался матерью Мари-Луизой и сестрой Александриной-Эме. В 20 лет, подобно Д’Артаньяну, герою своего будущего романа «Три мушкетера», Александр приехал завоевывать Париж. Первое время он работал клерком у герцога Орлеанского, а между службой пропадал в театрах, занимался первыми литературными опытами.

Александр Дюма начинал как драматург, предпринял нескольких неудачных попыток поставить свои пьесы. 11 февраля 1829 года театр «Французской комедии» поставил драму «Генрих III и его двор», которая имела огромный успех. Эпоха Генриха III с ее дуэлями, заговорами, разгулом политических страстей в обработке Дюма становилась захватывающей, красочной и доступной зрителям.

Вскоре театральные подмостки оказались неспособными уместить многочисленных героев писателя. Дюма обращается к жанру романа. И понеслось…

В 1835 был опубликован первый исторический роман Дюма «Изабелла Баварская». В 40-х годах в парижских газетах один за другим появляются историко-авантюрные романы: трилогия «Три мушкетера» (1844 год), «Двадцать лет спустя» (1845 год), «Виконт де Бражелон» (1848-50 годы), связанная общностью главных героев. Затем «Королева Марго» (1845 год) и т.д.

Литературный мир знает многих великих тружеников пера, Александр Дюма был в их числе: им создано 647 произведений. Он подарил миру 4056 главных персонажей, 8872 второстепенных, более 24000 эпизодических − это целый город в 37000 жителей, порождённых А. Дюма.

Сам Дюма говорил про себя так: «Руки, написавшие за двадцать лет более четырехсот романов и тридцать пять драм, − это руки рабочего!»

Помимо творчества у писателя была еще одна страсть к путешествиям. Дюма побывал в Швейцарии в 1832 году, в Алжире в 1846-1847 годах, в России в 1858 году, в Неаполе, Флоренции, Германии и Австрии в 1866 году. Из поездок он привозил целые тома занимательных «Путевых впечатлений». Среди них описание поездки в Россию «От Парижа до Астрахани» (1859 год) и «Кавказ» (1860 год). Есть у Дюма и роман о России – «Учитель фехтования, или восемнадцать месяцев в Санкт-Петербурге», это история декабриста и его жены француженки, последовавшей за мужем в Сибирь.

 

Замок «Монте-Кристо» дом А. Дюма

«Граф Монте-Кристо» – второй по известности роман Александра Дюма после «Трех мушкетеров». По сюжету молодой моряк Эдмон Дантес был ложно обвинен и на долгие годы заточен в крепости Иф. На вырученные от издания произведения средства писатель решил обустроить собственный замок в Порт-Марли. Строительство было завершено к 1847-му. Трехэтажная элегантная постройка выдержана в традициях ренессанса. Во внутреннем убранстве присутствуют элементы восточного стиля.

На этом Дюма не остановился: рядом с новым домом он выстроил еще один – небольшое сооружение в стиле неоготики. Писатель окрестил его «замком Иф» – по аналогии с неприступной морской крепостью, где томился герой романа. Сам Дюма использовал его как рабочий кабинет.

Таким образом, уже при жизни писатель создал себе памятник, приказав на камнях замка высечь названия каждого из своих произведений, а по фризу первого этажа расположить бюсты великих драматургов, в том числе и свой. К сожалению, роскошным замком Дюма наслаждался недолго. Тяжелое финансовое положение вынудило его продать дом в 1853-м. Поместье не раз сменило хозяев, все сильнее ветшая. Однако в конце 1960-х гг. здание выкупили окружающие коммуны. Начались восстановительные работы. А еще через несколько лет поместье признали историческим памятником. Сегодня оно открыто для посетителей. Гости могут окунуться в старинную атмосферу, прослушать увлекательный рассказ о Дюма и его романе, а также прогуляться по живописной прилегающей территории.

 

Что мы знаем о Дюма?

Бабушка Дюма была чернокожей рабыней во французской колонии на Гаити. Ничего хорошего такое родство в то время не сулило, но Дюма не зацикливался на этом. Когда появлялись желающие как-то прокомментировать его расовый багаж, он умел их осадить. Один из самых известных ответов писателя:

«Мой отец был мулатом, моя бабушка была негритянкой, а мои прадедушки и прабабушки были обезьянами. Как видите, моя родословная начинается там, где ваша заканчивается».

Александр Дюма   во время работы использовал цветную систему письма. В течение многих десятилетий французский писатель использовал синий для обозначения фантастических романов, розовый оттенок указывал на нехудожественные произведения или статьи, а желтый предназначался для поэзии

По мотивам произведений Дюма снято невероятное количество фильмов по всему миру (впереди только Шекспир) более 200 экранизаций. Если считать с 1896 года, то это примерно по две киноленты в год.

Дюма писал в собственных мемуарах: «Да, мы можем считать, что сообщили Франции о пяти с половиной веках ее истории больше, чем любой историк». Интересен факт, что прототипами «Трех мушкетеров» были жившие в XVII-XVIII веках Дворяне Арман де Силег Атос, Исаак де Порто и Анри Арамиц. Были во Франции и два д’Артаньяна: маршал Франции Пьер де Монтескью граф Д’Артаньяни, тоже военный, Шарль де Баатц д’Артаньян.

Будучи знакомым с Гарибальди, Дюма-отец в течение трех лет был участником итальянского национально-освободительного движения, в 1860 г. ходил в поход на Сицилию. Когда между Австрией и Пруссией шла война, в 1866 г. он был военным корреспондентом.

Известно, что Дюма был эпикуреец и гурман. По всему миру он собирал рецепты изысканных блюд. Последние четверть века своей жизни Дюма работал над «Большим кулинарным словарем». Уникальная книга, состоящая примерно из 800 кулинарных новелл была издана только спустя три года после смерти Дюма в 1873 году.

В 2002 г. по инициативе президента Жака Ширака прах  А. Дюма был перезахоронен в парижском Пантеоне усыпальнице для национальных героев Франции. На площади генерала Катру (в народе называемой площадью трех Дюма) в Париже находятся три памятника в честь прославленной семьи Дюма – памятник Дюма-деду, Дюма-отцу и Дюма-сыну

В 2010 г. в Гаскони был торжественно открыт памятник скульптора З. Церетели, посвященный главным героям Дюма – мушкетерам, чей девиз  известен всему миру – «Tous pour un, un pour tous» («Один за всех – и все за одного»).

Несмотря на то, что Александр Дюма умер в 1870 году, последний его бестселлер увидел свет в 2005-м. Исследователь творчества писателя Клод Шопп  обнаружил неоконченный роман Дюма (почти 1000 неизвестных страниц). Книга вышла под названием «Шевалье де Сент-Эрмин»  (Le chevalier de Sainte-Hermine). Она стала заключительной частью трилогии, в которую вошли романы «Белые и синие» (1867) и «Соратники Иегу» (1857).

Дюма-писатель был неотделим от Дюма-человека. Он был великим жизнелюбцем, любил восторженное почитание толпы, любил делиться славой и деньгами. Ему было интересно всё на свете, но ему и самому хотелось быть в центре внимания всего света. Он сам придумывал о себе истории, стремясь говорить с читателями через головы издателей, критиков, журналистов. Таким разговором были и его многочисленные «Записки», «Путешествия», «Воспоминания», «Дневники», расцвеченные неукротимой авторской фантазией.

Один из ярчайших представителей французского романтизма Виктор Гюго признавал мировое значение романов и драм Александра Дюма, художника, обладавшего «тончайшей интуицией истории», писателя, который «оздоровлял и облагораживал умы каким-то радостным и бодрящим светом».

Незадолго до смерти, полупарализованный после инсульта, Дюма поселился в доме своего старшего любимого сына Александра писателя Александра Дюма-сына. Умер Дюма 5 декабря 1870 года.

 

Материал подготовила
Библиотекарь 1 категории
Т. Н. Шинкарева