Неделя плодотворного сотрудничества кафедры истории и философии ДонНАСА с российскими коллегами
Вторая половина ноября для кафедры истории и философии ДонНАСА была насыщена важными событиями. Преподаватели кафедры не только участвовали в праздничных мероприятиях, посвященных юбилею Академии, но и были задействованы, по приглашению российских коллег, в различных международных проектах: конференциях, форумах, вебинарах и митапах.
Первым из мероприятий, состоявшихся 19 ноября, в котором приняли участие преподаватели кафедры, был вебинар «Этикет и культура в социальных сетях», представленный д. пед. н., профессором кафедры психологии и социальной педагогики Уральского государственного педагогического университета И. А. Ларионовой. На вебинаре шла речь об основных стратегиях, этических принципах и культуре поведения в виртуальном пространстве.
В этот же день проходила Международная очно-заочная научно-практическая конференция «Современная гуманитаристика как фактор духовности народов в эпоху вызова». В работе трех секций конференции участвовали: зав. каф. истории и философии ДонНАСА, доцент Г. В. Тимошко, доценты Л. А. Скворцова и П. В. Северилова, ассистенты кафедры. Конференция проводилась впервые Горловским институтом иностранных языков в рамках масштабного Педагогического форума: «Векторы образования. Воспитание патриота и гражданина как ответ на вызовы времени» (17-19 ноября 2022 г., Горловка), в котором принимали участие свыше 300 представителей из 20 субъектов Российской Федерации.
В работе секции «Современная педагогика: проблемы и перспективы» с online докладом «Культурцивилизационные основания кризиса современного образования» выступила доц. П. В. Северилова. Основной целью доклада был философский анализ взаимосвязи современного культурцивилизационного и антропологического кризиса с проблемами отечественного высшего образования, которые рассматривались как связанные с кризисом техногенной цивилизации и ее основополагающих принципов, воплощенных в концепции современного западного образования, механически заимствованных в постсоветский период.
23 ноября преподаватели кафедры приняли участие в двух онлайн-мероприятиях, посвященных интерактивным технологиям в современном образовании. Первым из них была II Всероссийская конференция «Методика подготовки интерактивного занятия», организованная Юрайт Академией, в ходе которой ведущие российские специалисты обсуждали различные проблемы интерактивного обучения и пути их решения, в частности, различные платформы, которые используются сегодня для проведения дистанционных занятий, интерактивные форматы проведения учебных занятий, специфику методики проведения таких занятий, особенности коммуникации преподавателя и студента и многие другие.
Вечером того же дня преподаватели кафедры выступили слушателями методического митапа* (от англ. Meetup – некоммерческая встреча с целью обмена знаниями и опытом). Тема митапа: «По следам VRME 2022» или как организовать и провести современную онлайн-конференцию». В нем приняли участие разработчики и организаторы Международной научно-практической интернет-конференции «Виртуальная реальность современного образования. VRME 2022»: профессор, доктор педагогических наук Марина Ефимовна Вайндорф-Сысоева – ведущий специалист-эксперт в сфере разработки технологий организации цифровой образовательной среды, и ее магистранты, слушатели программы «Электронные образовательные технологии». Были представлены методические решения по организации, подготовке и проведению онлайн-конференций – научной школы «Дидактика цифрового обучения» кафедры ТиПО ИФТИС МПГУ. Сам митап проходил в дружественной неформальной обстановке, выступающие представили свои разработки, посвященные всестороннему анализу, систематизации основных проблем и путей их решения при организации онлайн-конференций. Учтены были все аспекты и мельчайшие детали планирования, подготовки конференции, начиная от создания лендинг-контента: его дизайна и наполнения информацией, главных предварительных этапов, до самого проведения мероприятия. Участники митапа поделились со слушателями своими лайф-хаками, предложив слушателям своеобразный мастер-класс по проведению онлайн мероприятий разного формата.
Центральным событием недели сотрудничества кафедры истории и философии ДонНАСА с коллегами из вузов России стало участие доцента П. В. Севериловой в работе секции «Философские науки» Пятого профессорского форума «Наука и образование в условиях глобальных вызовов», проходившего в Казанском Федеральном университете. Впервые по специальному приглашению коллег из Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова преподаватели Донбасской национальной академии строительства и архитектуры участвовали в столь представительном форуме.
Сам форум был организован по решению Совета и Президиума Российского профессорского собрания, с целью поддержки Десятилетия науки и технологий, объявленного в России согласно Указу Президента Российской Федерации.
Одна из основных целей форума была сформулирована как «определение приоритетных задач развития науки и образования, а также роли научной и образовательной элиты России в их выполнении».
На секции выступили с докладами: А. П. Козырев − декан философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова; Е. В. Брызгалина − заведующая кафедрой философии образования философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова; Н. С. Кирабаев − советник при ректорате по научной работе, заведующий кафедрой истории философии Российского университета дружбы народов; М. Д. Щелкунов − директор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций Казанского (Приволжского) федерального университета, и многие другие ведущие российские специалисты-философы.
Темы докладов были связаны с обсуждением роли и места философии и философской подготовки в российском образовательном пространстве и современном обществе как обществе «ценностей потребления». По мнению докладчиков, философия может выступать в качестве эксперта, выполнять важную социально-гуманитарную миссию, занимаясь экспертизой различных проектов, в том числе, связанных с анализом и критикой наиболее популярных сегодня идей трансгуманизма и технократизма.
Философия в современной системе образования рассматривалась в докладах как задающая векторы формирования гражданских добродетелей, нравственных, духовных ценностей, формирования стратегий личностного роста, в рамках которого можно было бы сочетать личностное развитие и «заботу» об общем, вовлечения студентов в большие социальные проекты, связанные, в том числе, и с созданием позитивного образа будущего России.
24 ноября доц. П. В. Северилова приняла участие в дискуссии, развернувшейся в ходе обсуждения докладов секции, и в завершении своего выступления поблагодарила организаторов за приглашение и предоставленную возможность поучаствовать в столь представительном форуме от имени Донбасской национальной академии строительства и архитектуры, представлявшей на форуме Донецкую Народную Республику.