Заседание 30.03.2018 г.

Протокол №7 заседания Ученого совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» от 30 марта 2018 года

1. Программа развития Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» на 2018-2021 гг.

Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики ректором академии назначен д.т.н., профессор Зайченко Н.М., проректором по учебной работе назначен д.т.н., профессор Нездойминов В.И.

Ректор академии д.т.н., профессор Зайченко Н.М. представил на рассмотрение членам Ученого совета Программу развития Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» на 2018-2021 гг.  Девиз Программы – «Сохранить и приумножить!». Николай Михайлович охарактеризовал разделы данного документа для членов Ученого совета.

  1. Структура программы:

1) основные сведения об Академии – визитка;

2) краткий анализ современного состояния результатов деятельности Академии по различным направлениям; перспективные и приоритетные направления деятельности; риски и ограничения;

3) мероприятия о реализации программы развития Академии.

Николай Михайлович отметил, что первый раздел Программы – это визитная карточка нашей Академии.

  1. Образовательная деятельность.

2.1. Формирование и сохранение контингента обучающихся.

Докладчик охарактеризовал имеющийся контингент обучающихся в разрезе образовательно-квалификационных уровней и направлений подготовки, отметил уровень потерь контингента студентов по сравнению с 2014 г. Ректор отметил, что анализ динамики контингента за 5 лет по факультетам свидетельствует о наибольших потерях в составе студентов строительного факультета. Анализ количества отчисленных студентов и успеваемости по курсам для очной формы обучения, свидетельствует о необходимости принятия мер, связанных с повышением контроля за ходом зачетно-экзаменационной сессии на 1 и 3 курсах. На основании результатов анализа, Николай Михайлович сделал вывод о том, что в магистратуру необходимо проводить более тщательный отбор студентов.

Перспективные направления развития Академии в данной сфере:

— активизация и пересмотр подходов к профориентационной работе, профессиональная ориентация и отбор будущих абитуриентов уже с дошкольного учреждения – станет важным видом деятельности каждой кафедры без исключения под общим кураторством руководства факультетов. К профориентационной работе необходимо отнести проведение мастер-классов, деловых игр, конкурсов. Планируется формирование единого госзаказа в рамках Республиканского комплекса в 2018 году в объеме 8800 бюджетных мест;

— повышение качества учебного процесса и абсолютной успеваемости возможно за счет пересмотра подходов к формированию фондов оценочных средств, повышения открытости подходов к проведению текущего контроля, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и государственной итоговой аттестации. Необходимо помнить, что в академии действует 100-бальная система оценки знаний и умений, что должно стимулировать студентов к работе в течение семестра;

— имеет значение обеспеченность дисциплин учебными и учебно-методическими пособиями, практикумами, выполненными собственными силами профессорско-преподавательского состава Академии по читаемым учебным курсам;

— за качество методических материалов и сроки их исполнения несет ответственность не только автор, но и учебно-методический совет факультета, повышение эффективности которых становится приоритетом в работе факультетов на период действия Программы развития. Роль УМК факультетов состоит: в утверждении рабочих программ на уровне факультетов; утверждение учебно-методических, учебных пособий; анализ состояния и необходимости публикаций учебно-методической литературы;

— пересмотр информационного обеспечения рабочих программ дисциплин, в части доступности и обновления рекомендуемой основной, дополнительной литературы в печатном виде и электронных образовательных ресурсов;

— формирование инновационных подходов при проведении лабораторных и практических занятий, использование современных информационно-коммуникационных технологий, оснащенных техническими средствами обучения;

— организация выпуска методических сборников по вопросам методики преподавания и научной организации учебного процесса;

— персональная ответственность за сохранение и формирование контингента.

2.2. Повышение качества образования.

Перспективные направления развития:

— развитее образовательной деятельности Академии, интеграция в образовательное пространство Российской Федерации требует прохождения аккредитационной экспертизы образовательных программ;

— дальнейшая адаптация основных образовательных программ к профессиональным стандартам подготовки обучающихся, современным требованиям работодателя потребует корректировки их структуры и содержания;

— подтверждение качества образования и соответствия нормам государственных образовательных стандартов в рамках аккредитационной экспертизы в Донецкой Народной Республике требуют образовательные программы специалитета «Строительство, эксплуатация, восстановление и техническое прикрытие автомобильных дорог, мостов и сооружений». Популяризация данных программ возможна за счет прямых договоров на трудоустройство выпускников;

— ориентация социально-экономического развития Донецкой Народной Республики на стимулирование роста агропромышленного комплекса и сельского хозяйства; развитие собственной промышленности строительных материалов, машиностроения требует соответствующей профилизации образовательных программ Академии для решения проблемы насыщения рынка труда узкоспециализированными специалистами;

— развитие и повышение качества многоуровневого профессионального образования по современным образовательным программам, отвечающим потребностям рынка труда, тенденциям развития отраслей строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства на основе инновационных образовательных технологий – в рамках Республиканского образовательно-научного комплекса;

— обеспечение единства образовательного процесса и научных исследований, как ключевого условия модернизации системы образования, основного фактора дальнейшего его развития;

— формирование единой политики компьютерного обучения, начиная от подготовки рабочих кадров до подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре и докторантуре;

— стимулирование профессионального роста обучающихся в рамках самостоятельного освоения компонент образовательных программ. Николай Михайлович отметил, что необходимо привлекать студентов к выполнению оплачиваемых НИР при объеме тематики от 10000 рублей;

— развитие системы дистанционного обучения;

— в качестве перспективных направлений международной деятельности академии следует определить образовательное и научное взаимодействие в форме билатериального сотрудничества с зарубежными образовательными организациями, а также активное индивидуальное участие в международной научной и научно-педагогической деятельности. Николай Михайлович отметил, что необходимо развивать системы изучения иностранных языков, кружки, Speaking Clubs. Возможно, будут у нас учиться иностранные студенты через Южную Осетию;

— необходимо использовать возможности поддержки академической мобильности по программе Россотрудничества, активное использование ресурсов Русского Центра Донецкой Народной Республики, благотворительных фондов и организаций для реализации мобильности при участии и организации краткосрочных научных, образовательных мероприятий и проектов в рамках интеграционной программы с регионами Российской Федерации;

— согласование стандартов, основных образовательных программ, учебных планов по направлениям подготовки (профилям, программам) в рамках сотрудничества с образовательными организациями, входящими в Учебно-методическое объединение Ассоциации строительных вузов стран СНГ, а также другими партнерскими образовательными организациями;

— привлечение профессорско-преподавательского состава Академии в качестве приглашенных лекторов в партнерских образовательных организациях Российской Федерации и других стран;

— заключение новых договоров с зарубежными образовательными организациями, направленных на сетевое взаимодействие  (не менее 5 договоров ежегодно, в т. ч. о совместной сетевой реализации образовательных программ – не менее 2);

— создание совместных научно-образовательных центров с зарубежными партнерскими образовательными организациями с целью развития дистанционного обучения, создания новых образовательных курсов и программ, совместного использования открытых образовательных ресурсов.

2.3. Дополнительные образовательные программы.

Дополнительное профессиональное образование должно стать стимулом финансового развития Академии, участников образовательного процесса, с учетом платежеспособности заказчиков, обучающихся по программам.

Перспективные направления развития:

— необходимым условием в области повышения качества образовательного процесса по дополнительным образовательным программам является использование интерактивных форм обучения, элементов системы дистанционного образования, методическое сопровождение программ;

— заключение и реализация договоров на участие в программах повышения квалификации и переподготовки профессорско-преподавательского состава и студентов с ведущими образовательными организациями Российской Федерации;

— реализация совместных дополнительных образовательных программ в сетевой форме;

— создание новых программ дополнительного профессионального образования с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства ДНР, Министерством промышленности и торговли, Министерством транспорта.

2.4. Практическая подготовка и трудоустройство выпускников.

Практическая подготовка для будущих специалистов в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства является важным элементом формирования его профессиональных компетенций, подтверждением профессиональной пригодности и гарантий трудоустройства после окончания образовательной организации.

— изменение подходов к организации работы отделов практической подготовки и трудоустройства выпускников;

— введение в график учебного процесса практической подготовки для студентов 1-2 курсов разреженным способом;

— пересмотр и формирование актуального методического сопровождения практической подготовки студентов;

— привлечение членов Республиканского образовательно-научно-производственного комплекса к практической подготовке;

— возобновление активной работы учебно-производственных центров, их участие в практической подготовке обучающихся «Кнауф-ДонНАСА», «Профессия», «Окна», «ДАК-ДонНАСА»;

— стимулирование и активизация волонтерской деятельности по восстановлению и развитию объектов строительства и ЖКХ Донецкой Народной Республики;

— развитие движения студенческих отрядов. Привлечение их к работе в период производственной практики на социально значимых объектах инфраструктуры;

— создание эффективной структуры трудоустройства выпускников и обучающихся. Формирование договорных отношений с отраслевыми заказчиками в сфере трудоустройства;

— обеспечение постоянного мониторинга мест трудоустройства выпускников, их карьерного роста, повышение количества трудоустроенных выпускников по специальности;

— создание базы данных о выпускниках, размещение их портфолио на официальном сайте, позволит не только повысить уровень трудоустройства, но и создаст возможности отслеживания карьеры выпускников, налаживания их обратной связи с Академией;

— мониторинг мест трудоустройства выпускников, их карьерного роста, повышение количества трудоустроенных выпускников по специальности.

2.5. Развитие материально-технической базы. Реализация социальной политики.

Материально-техническая база академии сегодня соответствует лицензионным и аккредитационным требованиям, принятым в Донецкой Народной Республике. Однако ограничение финансирования сказывается, в первую очередь, на возможности не только ее развития, но и поддержания в рабочем состоянии.

Социальная политика академии на срок действия Программы направлена на обеспечение полноценной работы спортивно-оздоровительного лагеря «Монолит», развитие санитарно-курортного лечения, создание комфортных условий для участников образовательного процесса и сотрудников академии.

Анализ состояния информационно-технической обеспеченности и ИТ- инфраструктуры академии.

Библиотека НТИЦ академии является крупнейшей специализированной библиотекой региона в области строительства и архитектуры. Основной задачей является обеспечение библиотечно-библиографического и информационного обслуживания всех категорий пользователей в соответствии с их запросами на основе широкого доступа к книжным фондам и использования современных информационных технологий. Общая площадь, занимаемая библиотекой, составляет 1639,7 кв. м. Общий фонд библиотеки более 420 тыс. экземпляров книг и периодических изданий в печатном и электронном виде: научной, учебной, нормативно-технической, методической, художественной и иностранной литературы. Обслуживание пользователей библиотеки осуществляется на трех абонементах, в трех читальных залах, рассчитанных на 252 посадочных места. Пользователи имеют доступ к сети Интернет, локальной сети академии и услугам терминального компьютерного класса на 15 рабочих мест. Поддерживаются и пополняются информационные ресурсы и базы данных на электронном информационном образовательном ресурсе библиотеки (Портал НТИЦ). Пользователи имеют доступ к электронному каталогу библиотеки. На данный момент база данных электронного каталога  составляет более 78 тысяч библиографических описаний. Для улучшения информационного обеспечения учебной и научной деятельности академия имеет доступ к информационно-поисковым и электронно-библиотечным системам (ЭБС), (РИНЦ) и другие. Общее количество персональных компьютеров (ПК) академии составляет 547 единиц. Академия имеет развитую компьютерную сетевую инфраструктуру, которая объединяет все учебные и лабораторные корпуса, а также жилые корпуса студенческого общежития.

Докладчик считает, что стратегической целью развития материально-технической базы академии является сохранение имеющихся материальных ресурсов, развитие инфраструктуры для обеспечения учебной и научно-исследовательской работы, реализации социальной политики, по ИТ–инфраструктуре – полное обновление парка компьютерного оборудования для современной организации учебного процесса и научных исследований.

2.6. Воспитательный процесс и молодежная политика.

Николай Михайлович озвучил основные моменты воспитательного  процесса и молодежной политики:

— совершенствовать целостную систему воспитания студенческой молодежи в академии из таких приоритетных направлений, как военно-патриотическое, мировозренческо-политическое, морально-этическое, духовно-нравственное, трудовое и профессиональное воспитание. Формировать высокий уровень правовой культуры и правосознания студентов, учеников лицея, активную жизненную позицию;

— организовать проведение мероприятий патриотической направленности с привлечением преподавателей академии, приравненных к участникам боевых действий и студентов-ополченцев;

— создать студенческий клуб «Патриот» с целью активного вовлечения студентов академии в организацию патриотического воспитания студенчества;

— поддерживать активное участие студентов в жизни молодежи Республики через участие в волонтерском движении «Молодая Республика»;

2.7. Развитие бренда «ДонНАСА» в Донецкой Народной Республике и в образовательном пространстве.

Необходимость систематической целенаправленной работы над имиджем и брендом «ДонНАСА» связана с ростом конкуренции на республиканском и международном рынке образовательных услуг.

Развитие и продвижение бренда «ДонНАСА» требует активной позиции во всех направлениях работы: от образовательной и научной до воспитательной.

Установление целевых аудиторий, на которые будет направлена деятельность каждого подразделения – важное направление продвижения бренда.

Популяризация профессии «СТРОИТЕЛЬ», разъяснение преимуществ, достоинств, должно сопровождаться решениями как на уровне стратегического управления академией, так и быть постоянным заданием в каждодневной работе профессорско-преподавательского состава.

Имидж «ДонНАСА» среди профессионалов требует постоянной работы с ними, организации ассоциаций выпускников, профессионалов в отдельных сферах, постоянной координационной работы, где ГОУ ВПО «ДонНАСА» станет центром общения деловых кругов.

Ректор академии представил перспективные направления развития:

— проведение мониторинга рынка образовательных услуг Донецкой Народной Республики и его прогноз на ближайшие пять лет позволит установить потребность в специалистах, выпускаемых ГОУ ВПО «ДонНАСА», пересмотреть распределение контингента по образовательным программам;

— усиление бренда «ДонНАСА» среди профессионалов в строительной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве – гарантия целевого заказа на подготовку специалистов и трудоустройства выпускников, формирования и сохранения контингента;

— обновление сайта академии, работы официальных страниц в социальных сетях, реклама деятельности в Интернет, средствах массовой информации, на телевидении, издание собственного научно-практического журнала «Строитель Донбасса» с наличием рекламы ГОУ ВПО «ДонНАСА» и партнеров – важные мероприятия по позиционированию бренда;

— активная рекламная кампания для профессиональной ориентации должна быть не точечной, а непрерывной, с конкретными целевыми аудиториями и мерами воздействия на них.

Николай Михайлович указал на стратегическую цель развития бренда «ДонНАСА» — формирование положительного имиджа академии во всех сферах деятельности, позиционирование академии как лучшей образовательной организации Донецкой Народной Республики, внешнее развитие образовательного пространства.

Ректор академии сообщил, что Программа развития Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» на 2018-2021 гг. будет размещена на сайте академии (по локальной сети).

Постановили:

Информацию о Программе развития Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» на 2018-2021 гг. принять к сведению.

2. Анализ текущего состояния и определение перспективных направлений научно-исследовательской, научно-производственной и инновационной деятельности академии.

Проректор по научной работе д.т.н., профессор Мущанов В.Ф. представил на рассмотрение Ученого совета материалы, рассмотренные и утвержденные Комиссией по вопросам научно-технической и научно-производственной деятельности.

  1. Общие сведения об академии и ее научной части.

В структуре научно-исследовательского комплекса функционируют 22 инженерных центра и специализированных лабораторий. Научные исследования в академии выполняются 432 исследователями. Из них 237 – со степенями и званиями, 134 – молодые исследователи в возрасте до 35 лет. В академии создана, внедрена в практику и аккредитована Система Менеджмента Качества.

Основные научные направления работы академии:

— обследование, оценка состояния и разработка проектов усиления или реконструкции;

— восстановление работоспособности инженерных коммуникаций;

— техносферная безопасность;

— разработка эффективных строительных технологий;

— биотехнология очистки воды;

— разработка эффективных технологий для производства высококачественных строительных материалов и изделий с использованием промышленных отходов;

— разработка и внедрение эффективных энергосберегающих технологий и технологических систем теплоснабжения и вентиляции, электроснабжения;

— экономика;

— совершенствование и модернизация транспортных систем;

— градостроительство и землеустройство;

— архитектура.

Реализацию основных научных направлений академия строит в тесном взаимодействии с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики, являясь ее базовой организацией.

  1. Проведение исследований в рамках госбюджетной тематики, финансируемой Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики.

 В 2017 г. во взаимодействии с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики проводились исследования по  теме «Разработка концепции создания социального жилья и восстановления объектов инфраструктуры на территориях, пострадавших от военных действий». Исполнитель: ГОУ ВПО «ДонНАСА». Руководитель работы: Горохов Е.В. – д.т.н., профессор.

Обоснование для приказа: Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики от 10.10.16 г. № 5533/115 и техническое задание на выполнение темы.

Цель работы – создание концептуальной и методической основы для выполнения и реализации комплекса работ по строительству и восстановлению разрушенных в результате боевых действий жилых зданий категории социального жилья и базовых объектов инфраструктуры.

Основными задачами, решаемыми в рамках исследования, являются:

— правовое обоснование строительства социального жилья;

— стратегия и концепция формирования фонда социального жилья в ДНР в части градостроительного обоснования;

— формирование научно обоснованной типологии объектов социального жилья и архитектурных проектных решений для его строительства (реконструкции, перепрофилирования);

— использование в разрабатываемых проектных решениях строительных материалов, производимых предприятиями ДНР;

— формирование уточненных расчетных схем сооружений, поврежденных в результате обстрелов, методов восстановления и усиления поврежденных конструкций зданий и сооружений;

— сбор, обработка и анализ информации о повреждениях опор и пролетных строений транспортных сооружений мостового типа на автодорогах ДНР и разработка принципиальных решений по оценке их технического состояния и восстановления;

— технические решения по совершенствованию инженерных сетей, используемых в исследуемых конструкциях зданий и сооружений;

— организационно-технологические решения при создании социального жилья и восстановлении объектов инфраструктуры на территориях, пострадавших от военных действий.

Тема, переходящая на 2018 год и в результате ее выполнения планируется:

— методические рекомендации учета влияния факторов (демографических, экономических, по эффективности использования территории поселения) на принятие решений комплексной реконструкции застройки, размещение социального жилфонда на свободных территориях;

— методические рекомендации определения удельного нормативного размера земельного участка в зависимости от численных характеристик поселения и квалификации жилища по уровню комфортности;

— расчет объемов жилищного строительства, определение структуры жилфонда по этажности, классификации усадебных домов по общей площади, количеству жилых помещений, квартир многоквартирных домах, исходя из потребностей градообразующих промышленных предприятий в трудовых кадрах и их обеспечении жильем и объектами соцкультбыта согласно «Программе жилищно-гражданского строительства (восстановление и развитие) Донецкой Народной Республики».

  1. Работы, выполняемые по обращениям министерств, ведомств, организаций, физических лиц на бесплатной основе:

а) в рамках взаимодействия с Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Донецкой Народной Республики разрабатываются:

— Концепция развития курортной зоны на территории пгт. Седово Новоазовского района ДНР на период 2018-2021 гг. (в стадии активной разработки).

б) в рамках рабочей группы, созданной Приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики, рабочая группа по разработке технико-экономического обоснования, связанного с внедрением светильников на светодиодной основе, где вкладом академии является определение областей рационального применения таких светильников для системы ЖКХ (области, ТЭО, конструкция, эксперимент).

в) наряду с указанными крупными проектами специалистами академии оказывался ряд научно-консультационных и технических услуг министерствам, ведомствам, организациям, учреждениям Донецкой Народной Республики на бесплатной основе, основными из которых являются:

— технические заключения о состоянии конструкций зданий и сооружений;

— техническое состояние инженерных сетей;

— экспертная оценка качества строительных и дорожно-строительных материалов.

  1. Научно-техническая и проектная деятельность.

Научно-техническая и проектная деятельность осуществляется через сеть специализированных инженерных центров и лабораторий, объединяющих во временных творческих коллективах специалистов различных кафедр, обеспечивающих комплексное решение задачи по соответствующему направлению:

а) исследования и испытания строительных материалов.

В связи с успешно пройденной аккредитацией деятельности Центра испытаний конструкций, сооружений и материалов резко увеличился объем заказов по экспертной оценке качества выпускаемых строительных материалов и работ по подбору составов бетонов и строительных смесей.

Основные разработки в сфере разработки новых дорожно-строительных материалов были продемонстрированы в июле 2017 г. Главе Республики А.В. Захарченко и получили его высокую оценку, поддержку в виде укрепления материально-технической базы для проведения научных исследований в этом направлении, а также, последовательный план по реализации мероприятий, связанный с переходом на дорожно-строительные материалы нового поколения.

б) работы по оценке технического состояния конструкций зданий и сооружений и разработке проектов по их реконструкции и усилению.

в) работы по совершенствованию системы водоснабжения и водоотведения. Основные разработки в этой области были представлены, как на различных конференциях и выставках, так и во время визита Главы Республики А.В. Захарченко (4 июля 2017 г.) в ДонНАСА, которые базируются на:

— оптимизации водопроводного хозяйства городов и населенных пунктов Донецкой области при одновременной разработке научно-обоснованных норм водопотребления для городов ДНР;

— разработке новых технологий по удалению азота  из городских и промышленных сточных вод, процессов биологической очистки сточных вод в условиях низких концентраций загрязнений в сочетании с технологией утилизации органической части осадков городских сточных вод;

— современных методов возобновления пропускной способности водоводов, емкостных сооружений, пропускной способности скважин с использованием технологии пневмовзрыва;

— разработка метода глубокой очистки сточных вод от взвешенных веществ с использованием нетканых материалов;

— использование системы вакуумной канализации для малых населенных мест.

По итогам совещания определены концептуальные подходы к оптимизации системы подачи и распределения воды (СПРВ) для г. Макеевки. Для выполнения программы использовалось современное приборное оборудование, приобретенное по распоряжению Главы Республики:

— расходомер – счетчик ультразвуковой портативный ВЗЛЕТ ПР (определялось фактическое распределение потоков воды в сетях);

— акустический точеискатель «Успех АТ – 407Н» (нахождение явных и неявных утечек).

Апробация методики по оптимизации существующих систем подачи и распределения воды проводилась для водопроводной насосной станции «Руднева» г. Макеевка, которая обеспечивает подачу воды на поселки «Северный», СВЧ и Бажанова с общим числом жителей 10 тыс., где по данным эксплуатирующей организации утечки составляли 50…60%.

В результате снижена на 25% подача насосной станции, уменьшены потери воды в водопроводных сетях на 22%.

  1. Подготовка научных и научно-педагогических кадров.

В результате успешно пройденной процедуры лицензирования образовательной деятельности в аспирантуре ГОУ ВПО «ДонНАСА» реализуется через Программы по 8-ми направлениям подготовки и 16-ти специальностям. Подготовка в докторантуре реализуется по 5-ти научным специальностям.

В настоящее время в аспирантуре обучается 27 аспирантов и еще 15 обучающихся, в дополнение к этому, работает над диссертациями в форме соискательства. Подготовкой докторских диссертаций, в настоящее время, в академии занято 9 сотрудников.

В настоящее время на базе ГОУ ВПО «ДонНАСА» функционирует 3 диссертационных совета, осуществляющих свою работу по 6-ти научным специальностям:

Совет Д 01.006.02 по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям:

— 05.23.01 – строительные конструкции, здания и сооружения;

— 05.23.05 —  строительные материалы и изделия;

— 05.23.21 —  архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности;

Совет Д 01.005.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям:

— 05.23.03 – теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение;

— 05.23.04 – водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов.

Совет Д 01.023.03 по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальности:

— 05.23.19 – экологическая безопасность строительства и городского хозяйства.

В 2017 г. в советах ДонНАСА защищено 3 кандидатские диссертации, но в настоящее время в Советах академии приняты к рассмотрению или к защите еще 11 работ:

в Совете Д 01.006.02 – 6 работ (1 докторская и 5 кандидатских);

в Совете Д 01.005.01 – 4 работы (все кандидатские);

в Совете Д 01.023.03 – 1  кандидатская.

В целом сотрудниками академии в 2017 г. защищены 10 кандидатских диссертаций (из них 2 – в Советах Российской Федерации).

  1. Международная научная деятельность.

Международная научная деятельность за отчетный период реализовалась по 3- м основным направлениям:

1) расширение номенклатуры лицензионных программных продуктов, используемых при проведении научных исследований в учебном процессе.

В рамках лицензирования программного обеспечения ГОУ ВПО «ДонНАСА» получены сертификаты на использование современных российских программных продуктов «Нанософт» — ведущего российского разработчика комплексного импортозамещающего программного обеспечения для проектирования;

2) расширение практики совместной подготовки научных и научно-педагогических кадров:

В рамках программы Россотрудничества 6 студентов и 1 аспирант ГОУ ВПО «ДонНАСА» получили направления на прохождение части обучения в ведущих российских вузах по квоте Министерства образования и науки Российской Федерации:

— НИУ МГСУ – 1 аспирант, 1 магистрант;

— БГТУ им. Шухова – 5 магистрантов.

3) российские награды ведущим ученым ГОУ ВПО «ДонНАСА»:

Д.т.н., профессор Н.М. Зайченко стал победителем престижного международного конкурса публикаций «Университетский учебник – 2017», учрежденного компанией «Ай Пи Ар Медиа».

Д.т.н., профессор Пенчук В.А. стал Лауреатом Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2016 г., проводимого Фондом развития отечественного образования России.

4) расширение научных контактов:

19.10.2017г. – встреча с академиком НАН Беларуси – д.ф.-м.н., профессором С.А. Жданок:

— представлены разработки автора в области наноструктурированных материалов и возможности их применения в качестве технологической основы производства строительных материалов;

— достигнута договоренность о проведении данных видов исследований на базе испытательной лаборатории аккредитованного ЦИСИМиК ДонНАСА;

— переданы образцы наноструктурированных материалов для проведения экспериментальных исследований в испытательной лаборатории ДонНАСА;

— достигнута договоренность о передаче ДонНАСА специализированного оборудования и обучении персонала для запуска маломасштабного опытного производства наноструктурированных добавок в модифицированные цементные бетоны.

  1. Научно-исследовательская работа студентов.

Наряду с традиционными для наших студентов событиями в виде побед на республиканских олимпиадах, конкурсах дипломных проектов, участии в республиканских и международных конференциях, школах-семинарах, хотелось бы подчеркнуть два значимых достижения наших студентов и молодых ученых.

25-26 октября 2017 г. на базе Самарского государственного технического университета (Российская Федерация, г. Самара) состоялся финальный этап VII– го Международного Фестиваля архитектурно-дизайнерских школ Евразии. Предыдущие Фестивали состоялись в г. Стамбуле (Турция), Алматы (Казахстан), Иссык-Куль (Кыргыстан), Флоренция (Италия), Лефкоша (Северный Кипр). В 2017 году в Конкурсе-Фестивале приняли участие студенты из 13 стран Европы и Азии, представлявшие 57 высших учебных заведений со своими 320 проектами (выпускными квалификационными работами). Победителями и призерами стали студенты ДонНАСА:

— по специальности «Архитектура» — 3 (диплом I и 2 диплома III степени);

— по специальности «Строительство» — 1 (диплом III степени);

— по специальности «Производство строительных материалов, изделий и конструкций» — 1 (диплом III степени).

Студент Гаврилов В. награжден Грамотой Союза Архитекторов Российской Федерации за дипломный проект по специальности «Архитектура».

23 июня 2017 года в зале заседаний Ученого совета ГОУ ВПО «ДонНАСА» на прямой связи с научными студиями  гг. Москвы, Киева, Воронежа, Симферополя, Владивостока, Хабаровска состоялся финал Международного конкурса научных работ студентов и молодых ученых «Компьютерные технологии проектирования конструкций зданий и сооружений – 2017». Организаторами конкурса выступили компании «Лира сервис» (Россия, г. Москва) и «ЛИРА САПР» (Украина, г. Киев), занимающиеся разработкой ВIМ-технологий, внедрением специализированного программного обеспечения на различных этапах создания и реализации проектов. Конкурс был реализован при поддержке Московского ГСУ, Воронежского ГТУ, Комсомольск-на-Амуре ГТУ, Волгоградского ГТУ, Иркутского НИТУ, Томского ГАСУ. На рассмотрение жюри были представлены работы, выполненные с применением программных комплексов ЛИРА-САПР, МОНОМАХ-САПР, ЭСПРИ, САПФИР. В конкурсе приняли участие студенты, аспиранты и молодые ученые из ведущих вузов и факультетов строительного и архитектурного профиля Российской Федерации, Украины, Прибалтики, ДНР. Конкурс проходил в несколько этапов – с заочным рассмотрением поданных на конкурс работ и очной защитой конкурсных работ участниками. Завершающий этап конкурса проходил  в on-line режиме, в форме вебинара, благодаря чему приобщиться к представленным работам, заслушать доклады участников конкурса с самых разных уголков России и зарубежья смогли как студенты, так и преподаватели ДонНАСА. За занятое 2 место победители конкурса – 2 аспиранта ДонНАСА (С. Титков и А. Мущанов) награждены дипломами и коммерческой версией программного комплекса ЛИРА-САПР Standard plus, а за высокий уровень подготовки аспирантов к конкурсу ДонНАСА передано 2 комплекта программ ACADEMIC SET 2017 (ПК ЛИРА-САПР, ПК МОНОМАХ-САПР, ЭСПРИ, САПФИР) для использования в учебном процессе и научных исследованиях.

  1. Научные периодические издания ГОУ ВПО «ДонНАСА».

Важной составляющей, способствующей улучшению информационного обеспечения научных исследований, популяризации результатов работ, выполняемых сотрудниками, молодыми учеными академии является обеспечение требуемого статуса 4-х научных периодических изданий ДонНАСА. Основными достижениями 2017 г. в этом направлении стали:

— регистрация сетевых версий этих изданий, как средств массовой информации в ДНР;

— включение в Перечень изданий публикаций, которые признаются Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики при защите кандидатских и докторских диссертаций;

— поддержание договоров о вхождении изданий в международные базы данных (РИНЦ (РФ), UlrichsWeb (из-во Bowker США),  Index Copernicus (Польша), ICONDA (Германия).

Еще одним важным шагом в этом направлении должен стать выход в свет на базе ДонНАСА нового научно-практического журнала «Строитель Донбасса», презентационный выпуск которого, посвященный 70-летию начала подготовки строителей в Донбассе и 45-летию ДонНАСА, состоялся в ноябре 2017 г. Издание ориентировано на освещение современного состояния, практического опыта, научно-технических инноваций, подготовки пострадавших от военных действий»: кадров в сферах строительства, архитектуры и ЖКХ. Выпуск журнала – это имидж академии, имидж ДНР. Планируется 4 выпуска в год.

  1. Заключение.

Все основные задачи, поставленные коллективом академии в сфере научной и научно-технической деятельности на 2017 г., докладываемые Совету по науке МОН в декабре 2016 г., а именно:

— об организации выполнения финансируемой госбюджетной тематики по заказу Минстроя ДНР «Разработка концепции создания социального жилья и восстановления объектов инфраструктуры на территориях, пострадавших от военных действий»:

— восстановление для научно-исследовательского комплекса академии статуса НИЧ и укрепление положительной динамики его деятельности;

— прохождение лицензирования деятельности аспирантуры и расширение лицензионного объема набора в аспирантуру;

— открытие диссертационного совета по специальности 05.23.19 «Экологическая безопасность строительства и городского хозяйства»;

— выполнение программы международного научного сотрудничества (в первую очередь – с НИУ МГСУ, БелгТУ им. Шухова, СПбГТУ им. Петра Великого), успешно выполнены.

В текущем году основными задачами должны стать:

— формирование плана мероприятий по подготовке научно-педагогических кадров академии высшей квалификации (докторов наук) на период 2018-2033 гг.;

— обеспечение высокого научно-технического уровня разработок, выполняемых в рамках финансируемой госбюджетной тематики;

— увеличение объемов НИР и дальнейший рост показателей финансовой деятельности специализированных научных подразделений НИЧ;

— прохождение инспекционной проверки деятельности ЦИКС со стороны ГП «Донецкстандартметрология»;

— обеспечение ритмичной работы советов по защите диссертаций, открытых на базе ГОУ ВПО «ДонНАСА», при увеличении количества защит по сравнению с прошедшим периодом;

— обеспечение роста показателей участия студентов, прежде всего, в хоздоговорной тематике, через участие во временных творческих коллективах с соответствующей оплатой.

Постановили:

  1. Информацию принять к сведению и провести ее обсуждение на заседаниях кафедр и ученых советов факультетов (срок – до 10.04.2018, ответственные – деканы, заведующие кафедрами).
  2. Для улучшения организации и состояния деятельности научно-исследовательской части академии:

— начальнику НИЧ продолжить практику совершенствования организационных мероприятий для закрепления положительных тенденций улучшения состояния финансовой деятельности специализированных научных подразделений НИЧ и увеличения объемов научно-исследовательских работ, выполняемых по заказу организаций и учреждений (по специальному фонду);

— обеспечить высокий научно-технический уровень разработок, выполняемых по заказу Минстроя ДНР в рамках финансируемой госбюджетной тематики «Разработка концепции создания социального жилья и восстановления объектов инфраструктуры на территориях, пострадавших от военных действий» (ответственные – начальник НИЧ, руководитель темы; срок – в течение года);

— провести работы по прохождению инспекционной проверки деятельности испытательной лаборатории ЦИКС со стороны ГП «Донецкстандартметрология» (ответственные – начальник НИС, руководитель центра, срок – апрель);

— завершить организационные локальные мероприятия по возвращению научно-исследовательскому сектору академии статуса НИЧ ГОУ ВПО «ДонНАСА» (ответственные – проректор по научной работе, начальник НИС, срок – апрель).

  1. С целью повышения эффективности научно-исследовательской работы молодых ученых, аспирантов, студентов, их участия в конференциях и результатов выступления в Республиканских и международных олимпиадах, конкурсах студенческих научных работ и дипломных проектов:

— обеспечить подготовку и проведение 2-го Международного строительного форума «Строительство и архитектура» (ответственные: проректор по научной работе, председатель совета молодых ученых, президент Малой академии строительства и архитектуры; срок – апрель);

— Малой Академии строительства и Совету молодых ученых ГОУ ВПО «ДонНАСА» обеспечить качественную подготовку студентов и лицеистов к участию во 2-м этапе Республиканских олимпиад, конференциях молодых ученых, аспирантов и студентов, конкурсах научных работ и дипломных проектов, процедурах отбора лучших молодых ученых для участия в конкурсах на соискание грантов на проведение научных исследований (ответственные: президент МАС, председатель СМУ, деканы факультетов, директор лицея; срок – в течение года);

— обеспечить рост показателей участия студентов, прежде всего, в хоздоговорной тематике, через участие во временных творческих коллективах с соответствующей оплатой (ответственные: начальник НИЧ, руководители НИР, срок – постоянно).

  1. Для обеспечения роста количественных и качественных показателей работы по подготовке научно-педагогических кадров и выполнения показателей «Программы развития ГОУ ВПО «ДонНАСА» на 2018-2021 гг.» обеспечить формирование и неуклонное выполнение плана мероприятий по подготовке научно-педагогических кадров академии высшей квалификации (доктор наук), (ответственные: проректор по научной работе, научные консультанты, срок – постоянно).
  2. С целью совершенствования инновационной, информационной деятельности, защите объектов интеллектуальной собственности научно-техническому информационному центру ГОУ ВПО «ДонНАСА»:

— результаты завершенных научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок своевременно отражать в новых версиях «Каталоге перспективных научных разработок ГОУ ВПО «ДонНАСА», на сайте академии с целью их дальнейшей коммерческой реализации и внедрения через систему выставок, семинаров, круглых столов (ответственный – начальник НТИЦ, руководитель отдела интеллектуальной собственности, срок – постоянно);

— завершить подготовку выставочного фонда постоянно действующей выставки научно-технических достижений ГОУ ВПО «ДонНАСА» для экспонирования на территории «Зимнего сада» академии (ответственный – начальник НТИЦ, руководитель отдела интеллектуальной собственности, срок – октябрь);

— продолжить практику поддержания статуса печатных и электронных версий научных периодических изданий академии, как входящих в международные базы данных и перечни специализированных изданий, признаваемых при защите диссертаций. Для вновь образованного издания «Строитель Донбасса» провести все процедуры, связанные с его регистрацией, как СМИ ДНР (ответственные – проректор по научной работе, начальник НТИЦ, руководитель издательского отдела, срок – май).

  1. В направлении международного научного сотрудничества:

— обеспечить выполнение программ международного научного сотрудничества в части подготовки научных и научно-педагогических кадров и проведения научных исследований в рамках подписанных договоров о сотрудничестве (ответственные – проректор по научной работе, проректор по международным связям, срок – постоянно в течение года).

3. Анализ текущего состояния и определение перспективных направлений использования информационных технологий в учебной, научной сферах и документообороте академии.

Проректор по научно-педагогической работе и международным связям к.т.н., доцент Назим Я.В. отметил, что использование информационных технологий в учебной, научной сфере и документообороте академии регулируется следующими документами:

Закон «Об образовании» (принят 19.06.15 г. Народным Советом Донецкой Народной Республики, Постановление № 1-233 П-НС);

Закон «Об информации и информационных технологиях» (принят 07.08.2015 г. Народным Советом Донецкой Народной Республики, Постановление № 71- 1НС).

На слайдах представлена информация о подразделениях академии, обеспечивающих единую политику использования информационных технологий в образовательной организации: Центр компьютерных и информационных технологий (подразделения Учебно-научная лаборатория (УНЛ ЦКИТ), Сектор технического обслуживания компьютерной техники (СТОКТ ЦКИТ), Сектор обслуживания компьютерных и информационных сетей (СОКИС ЦКИТ)).                                                                               

Ярослав Викторович сообщил, что использование информационных технологий в учебной, научной сфере и документообороте академии координирует Центр компьютерных и информационных технологий (ЦКИТ).

Главная задача Центра – формирование единой политики компьютерного обучения студентов в академии, начиная от кафедр фундаментальной подготовки и заканчивая выпускающими кафедрами, магистратурой, аспирантурой и докторантурой ДонНАСА. На этой основе ЦКИТ взаимодействует с организационными структурами кафедр и подразделений академии. Структура ЦКИТ представлена на слайдах.

Центр принимает участие:

— в планировании и организации учебного процесса с использованием компьютерных, сетевых и информационных ресурсов для реализации современных методов обучения;

— обеспечивает создание, развитие и поддержание открытой системы сетевых компьютерных и информационных ресурсов для использования в учебной, научной деятельности и делопроизводстве;

— обеспечивает аппаратное и программное обслуживание, ремонты, модернизацию и обновление компьютерной техники академии, и контроль ее использования;

— предоставляет технические ресурсы для проведения учебных занятий в компьютерных классах общего пользования и самостоятельной работы, согласовывает документацию учебных подразделений академии по вопросам организации изучения современных компьютерных технологий из всех форм обучения, в том числе факультативной;

— разрабатывает планы развития, создает, поддерживает и контролирует системы сетевых компьютерных и информационных ресурсов всех административных, учебных, научных и хозяйственных подразделений академии;

— планирует обслуживания, ремонты, модернизацию и обновление компьютерной техники, закупку программного обеспечения для всех подразделений академии;

— готовит проекты приказов по академии по вопросам информационных ресурсов в учебной, научной деятельности и делопроизводстве.

Кроме того, отметил Ярослав Викторович, Центр решает  задачи по организации и эффективности учебного процесса; по развитию системы сетевых информационных ресурсов; по обслуживанию компьютерной техники академии. 

Докладчик проанализировал текущее состояние деятельности секторов: сектора технического обслуживания компьютерной техники; сектора обслуживания компьютерных и информационных сетей; учебно-научной лаборатории ЦКИТ.

На 01.01.18 г. общее количество ПК академии составляет 547 единиц. Прироста компьютерной техники не наблюдается на протяжении более 5 лет. При этом нормированный показатель обеспеченности компьютерной техникой на количество студентов придерживается (12 ПК на 100 студентов приведенного контингента). Из компьютерного парка академии полностью соответствуют современным требованиям всего лишь 56 ПК. Стоит отметить, что более 450 ПК со сроком службы 13-17 лет. На сегодняшний день в академии из 24 мультимедийных аудиторий используются в полном объеме в учебном процессе лишь 17 аудиторий с исправным оборудованием. Основная проблема – выход из строя мультимедийных проекторов. При этом не все виды ремонта можно осуществить на территории ДНР, ввиду отсутствия соответствующих сервисных организаций. Остаются также в планах на перевод в мультимедийные еще 10 аудиторий.

Ярослав Викторович  также отметил проблемные вопросы состояния компьютерного парка академии:

— основной проблемой следует считать устаревшее оборудование всего компьютерного парка академии. Ремонтные работы и обслуживание техники позволяют поддерживать ее в работоспособном состоянии, но не обеспечивают современный уровень. Отдельно стоит отметить такие подразделения как: «Библиотека», «Отдел кадров», «Приемная комиссия», которые имеют самый устаревший парк компьютерной техники, к тому же частично вышедшей из строя. За 2017 г. удалось провести модернизацию лишь 3-х единиц компьютерной техники по заявкам подразделений;

— катастрофическое состояние основных серверов академии – 4 сервера в настоящий момент находятся в полностью не рабочем состоянии, 7 серверов имеют срок службы 12-17 лет. Отказ серверов в дальнейшем может привести к остановке важных для академии информационных ресурсов и служб;

— мультимедийное оборудование академии требует ремонта, но ремонт трех нерабочих невозможен на территории ДНР. Также копировально-множительная техника академии в подавляющем большинстве непригодна к эксплуатации;

— для пополнения полного парка компьютерного оборудования необходимо: приобретение не менее 100-150 новых ПК в год; обновление и модернизация серверного парка и полная замена основного сетевого оборудования; приобретение не менее 20-30 новых принтеров; приобретение мультимедийного оборудования.

Докладчик отметил, к сожалению, в современных условиях нет возможности выполнять планирование обновления парка компьютерной техники. Финансирование на это направление не предусмотрено, а предусматриваемых средств даже недостаточно на поддержание оборудования в рабочем состоянии.

На сладах была представлена схема компьютерных сетей ГОУ ВПО «ДонНАСА». Академия имеет развитую компьютерную сетевую инфраструктуру, которая объединяет все учебные и лабораторные корпуса, а также жилые корпуса студенческого общежития. Сеть объединяет 510 персональных компьютеров (ПК) и другие сетевые устройства академии. Работа Центральной сервисной академии (1 учебный корпус) позволяет осуществлять поддержку круглосуточной бесперебойной работы 13-ти центральных серверов академии. Помимо Центральной серверной эксплуатируется еще 9 сетевых узлов академии во всех учебных и лабораторных корпусах. Благодаря работе СОКИС ЦКИТ по текущему обслуживанию всех 10-ти сетевых узлов академии, сетевого активного и пассивного оборудования, сеть поддерживается в рабочем состоянии. Также в течение 2017 года было разработано 15 новых проектов по подключению подразделений академии к Сети (ремонту участков сети, реорганизации)  5 кафедр, ректората, библиотеки, отдела информационных технологий, финансово-экономического отдела. Но для завершения реализации заявок подразделений отсутствуют необходимые материалы (кабель, коннекторы, сетевые розетки, маршрутизаторы и др.). Основной проблемой состояния локальной компьютерной сети академии является предварительное состояние центрального сетевого узла академии.

Ярослав Викторович озвучил план проведения мероприятий для поддержания Сети в рабочем состоянии и дальнейшего ее развития.

На слайдах была представлена сеть Интернета. Докладчик сообщил, что в настоящее время постоянный доступ к глобальной сети Интернет имеют 240 персональных компьютеров (ПК). Технические возможности Сети позволяют при необходимости предоставить доступ к сети Интернет всем 510 пользователям, подключенным к локальной сети академии. Благодаря настроенной системе маршрутизации и балансировки, а также резервирования каналов, доступ к глобальной сети Интернет обеспечен на 100%.

На слайдах представлены свободные Интернет-зоны по технологии Wi-Fi (действующие точки доступа). В течение 2017 года наблюдалась нестабильная работа некоторых точек доступа, в большинстве случаев из-за перегруженности подключениями, что привело их к «зависанию» и требовался ручной перезапуск. Частично проблему удалось решить еще в 2017 году установкой дополнительной точки DonNASA9 в читальном зале, что позволило перераспределить нагрузку, а также за счет установки дополнительной точки DonNASA10 для профкома студентов. После установки в феврале 2018 года дополнительной точки DonNASA 11 и замене на более мощную точку DonNASA1 проблема по читальному залу  практически устранена. Относительно административного этажа главного корпуса – в феврале 2018 года были установлены 2 дополнительные точки DonNASA12 и DonNASA13 (для сотрудников), а также на 2018 год запланирована замена точки доступа DonNASA2 на более мощную. Также на июнь 2018 года запланирована установка еще 4-х дополнительных точек доступа (представлено на слайдах).

На 01.01.2018 года суммарная общая пропускная способность 3-х каналов Интернет в учебных корпусах ДонНАСА составляет 550 Mbit /s.

Кроме предоставления бесплатного доступа к Интернету по технологии WI- FI, на территории ДонНАСА студенты, аспиранты и сотрудники ДонНАСА, проживающие в общежитиях, с 2009 года имеют возможность обеспечения круглосуточными услугами качественного высокоскоростного Интернета по «кампусным» каналам Интернет в любой комнате студгородка на условиях заключенных договоров с предприятиями связи Компании ООО «Амик». Указанный канал с 2012 года предоставляет возможность студентам кроме доступа в Интернет получить доступ к IPTV- телевидение.

В общежитиях ГОУ ВПО «ДонНАСА» созданы условия для доступа к сети Интернет в комнатах для отдыха и проведения свободного времени, а также при необходимости мероприятий в зоне фойе общежитий и комнат студсоветов и самоуправления.

Общая пропускная способность 2 «кампусных» каналов Интернет составляет 700 MBIT/S. Таким образом, суммарный объем всех каналов Интернет в академии (академических и «кампусных») составляет 1250 Мбит/с.

На слайдах представлены: ап-тайм сайта академии в 2017 году; представлен анализ посещаемости официального сайта академии (посещаемость по времени суток); популярных сообществ академии в Контакте; статистика участников сообщества ГОУ ВПО «ДонНАСА» в Контакте; представлены результаты опроса о необходимости изменения официального сайта академии; опрос мнения о удовлетворенности изменениями сайта академии.

Центром компьютерных и информационных технологий были завершены разработка и тестовый период эксплуатации нового официального сайта академии с адаптивным дизайном.

На слайдах представлены примеры контента нового официального сайта академии с адаптивным дизайном. Также в рамках принятой концепции обновления официального сайта и перехода на новую платформу с адаптивным дизайном, Полиграфическим центром академии были разработаны и апробированы в течение декабря 2017 – марта 2018 гг. новые сайты периодических изданий, отвечающих всем требованиям сетевых научных периодических изданий, зарегистрированных в Министерстве информации ДНР, а также требованиям рецензируемых научных изданий, зарегистрированных ВАК МОН ДНР.

Докладчик также ознакомил членов Ученого совета с одним из направлений деятельности СОКИС ЦКИТ – развитие автоматизированной системы управления АСУ ВУЗ и другого сетевого программного обеспечения академии.

Основной сложностью в данном направлении является отсутствие в академии единой платформы, позволяющей осуществлять управление учебным процессом, а также административную деятельность в вопросах делопроизводства. Переход на полноценное автоматизированное планирование и управление учебным процессом, а также электронный документооборот был запланирован в начале 2014 года, когда на основании анализа, имеющихся в Украине автоматизированных систем управления вузом, академией был приобретен программный пакет «АСУ ВУЗ», рекомендованный МОНУ. Но, в связи с ориентацией указанного ПО на ЕГБО МОНУ внедрение нового АСУ ВУЗ остановлено. Тем не менее, в академии продолжает функционировать внедренная еще в 2006 году автоматизированная система управления АСУ ВУЗ разработки ЦИКТ ДонНТУ. В январе 2017 года в академии был внедрен программный пакет «Gosinsp», который свободно распространяется среди образовательных учреждений. В частности, в Российской Федерации пакет «Gosinsp» является обязательным к применению в процедуре аккредитации направлений и специальностей ВПО с целью проверки разработанных учебных планов на соответствие федеральным государственным стандартам. Пакет апробирован при разработке базовых и рабочих учебных планов 2017 года начала подготовки.

На слайдах представлена информация об организации учебного процесса в специализированных компьютерных классах.

В составе ЦКИТ имеется 10 аудиторий для организации компьютерных классов общего пользования. В 9-ти классах общего пользования, которые входят в структуру ЦКИТ, имеется в наличии 126 единиц компьютерной техники. При этом 6 классов общего пользования построено по принципу «1 ПК преподавателя + 14 ПК студентов», 3 класса – «1 ПК преподавателя + 11 ПК студентов».

Характеризуя текущее состояние компьютерного парка ЦКИТ, необходимо отметить, что благодаря осуществленной в сложных условиях 2014 года обновлению компьютерной техники в двух компьютерных классах, сегодня в них оказываются образовательные услуги на наиболее качественном уровне с использованием самого современного ПО для автоматизации архитектурно-строительной проектной деятельности. Можно в какой то мере отнести к соответствующим техническим требованиям по обеспечению учебного процесса и специализированный компьютерный класс САПР, закупка компьютерной техники для которого была осуществлена в 2010 году. Данные 3 компьютерных классов позволяют осуществлять как образовательные, так и научные задачи, но техническое состояние компьютерной техники указанных классов неуклонно снижается ввиду их интенсивной эксплуатации. Примером тому служат частые поломки ПК ввиду выхода из строя видеокарт в специализированном классе САПР, а также поломки мониторов, и как следствие, нарушения в организации учебного процесса. К сожалению, в связи с длительным сроком эксплуатации техники, по-прежнему наибольшую обеспокоенность вызывает дальнейшая работоспособность компьютерного оборудования в классе фундаментальной и общеинженерной компьютерной подготовки. Данная компьютерная техника поддерживается усилиями ЦКИТ в работоспособном состоянии, но не позволяет использовать современное ПО для качественной организации учебного процесса. Решением может являться только полная модернизация (замена) компьютерной техники.

На слайдах представлена: фактическая загруженность аудиторий ЦКИТ в 2017-2018 уч. году (студ./мес.); фактическая загруженность аудиторий ЦКИТ за 2016-2017 уч. год (пар/год). Представлена диаграмма с информацией по используемым в учебном процессе аудиториям ЦКИТ. Диаграммы отражают реальное состояние востребованности компьютерной техники при организации учебного процесса. В связи со значительной загрузкой имеющихся аудиторий и наметившимися с 2014 года ростом использования компьютерного времени в объеме аудиторной нагрузки, по-прежнему остается нерешенным вопрос по укомплектованию 10-го компьютерного класса. Для ввода его в эксплуатацию и включение в расписание занятий, необходимо приобретение компьютерной техники современного уровня в количестве 15 ПК и 1 сервера.

Ярослав Викторович отметил, что одной из главных задач при подготовке высокопрофессионального специалиста есть необходимость изучения им современного программного обеспечения. Приоритеты в приобретении специализированного ПО предоставляются современным сетевым версиям с целью создания гибкой системы использования программных ресурсов. В распоряжении академии есть лицензионные версии операционных систем, офисных систем, отдельных программных продуктов офисного назначения, графических пакетов и другие. Ярослав Викторович перечислил все эти лицензионные версии.

К существенным результатам деятельности УНЛ ЦКИТ в 2017 году можно отнести получение 2-х комплектов программ  (ПК ЛИРА-САПР, ПК МОНОМАХ-САПР, ЭСПРИ, САПФИР) за высокий уровень подготовки аспирантов к международному конкурсу научных работ студентов и молодых ученых «Компьютерные технологии проектирования конструкций зданий и сооружений – 2017» и занятое ими 2-е место. Также получены учебные лицензии на продукты компании ЗАО «Нанософт» по подписке для образовательных организаций.

В настоящее время ПК ЛИРА-САПР активно используется в учебном процессе кафедрой МК (для направления подготовки 08.03.01 «Строительство», профиль ПГС – при изучении дисциплины «Металлические конструкции», модуль «Информационные технологии проектирования МК») и кафедрой специализированных информационных технологий и систем (для направления подготовки 08.04.01 «Строительство», программа «Теория и проектирование зданий и сооружений» и др. – «Информационные технологии в строительстве»). Однако, внедрение в учебный процесс других новых современных программных продуктов в полной мере так и не осуществлено. Помимо организационно-методических сложностей при внедрении любых новых программных продуктов, внедрение современного программного обеспечения не имеет смысла без изменения компьютерного парка академии. Также, одним из насущных проблемных вопросов в сфере применения программного обеспечения для учебного процесса является обновление парка серверов академии. Кроме того, следует понимать, что практически все новые версии современного специализированного ПО работают только на 64-разрядных ОС. После окончания срока действий бесплатного ПО, рассчитанного на 32-разрядную версию ОС, пользователи под управлением 32-разрядной версии ОС, не смогут использовать 64-разрядную версию специализированного ПО, и таким образом учебный процесс в классах с сетевыми лицензиями будет полностью остановлен.

Докладчик отметил, относительно дальнейших перспектив внедрения современного программного обеспечения в учебный процесс необходимо:

  1. Продолжение работы по поиску специализированного программного обеспечения, которое распространяется по бесплатным академическим лицензиям.
  2. Обновление имеющихся версий программного обеспечения до актуальных в рамках аппаратных возможностей техники.

В последние годы факультативные курсы в академии не проводились, что связано с изменением основных образовательных программ и включением в них изучения большого объема и числа современных специализированных программных продуктов. В 2017-2018 уч. г. возобновлено проведение курсов совместно с факультетом дополнительного профессионального образования (ФДПО) по программе «Сметное дело». Докладчик акцентировал внимание на то, что необходимо развивать факультативное изучение информационных технологий для повышения спроса от сторонних организаций и слушателей.

ЦКИТ до 2014 года предоставлял услуги по осуществлению печати широкоформатных чертежей и другой печатной документации. Но на протяжении 2015-2017 гг. Центр не выполнял печатных работ, что связано с существенными ограничениями на расходы по закупке материалов.

Основными направлениями деятельности НТИЦ  ГОУ ВПО «ДонНАСА» является постоянная работа по совершенствованию информационных ресурсов, доступу к базам данных и информационно-справочным системам, повышению информационной культуры пользователей.  С целью создания собственных электронных информационных баз и фондов поддерживаются и пополняются информационные ресурсы и базы данных:

— электронный перечень дипломных проектов всех уровней образования (бакалавр, специалист, магистр), которые были защищены в академии в 2012-2017 г.;

— электронная база полнотекстовых конспектов лекций по всем дисциплинам, которые преподаются в академии;

— электронная база полнотекстовых методических указаний;

— приглашения на конференции, семинары, симпозиумы, информация о возможности доступа к международным базам данных;

— новые поступления – рубрика, где пользователь может знакомиться с литературой, пополнившей фонд библиотеки за последний период.

Ярослав Викторович отметил, что актуальной задачей в контексте современного развития компьютеризации и информационных технологий является грамотное представление библиотеки вуза, обладающей электронными продуктами, обширным спектром услуг в локальной компьютерной сети ДонНАСА. Сегодня уже не ставится под сомнение необходимость наличия сайта или страницы библиотеки. Сайт библиотеки приобретает все большее значение и позволяет повысить комфортность обслуживания читателей. Доступ к ресурсу можно получить с любого компьютера в сети академии и в терминальном классе библиотеки НТИЦ. Но, к сожалению, есть и проблемы; из 21 единицы компьютерной техники работают 12 компьютеров, технический парк устарел, ремонт ПК проблематичен из-за отсутствия комплектующих. Также для внутренней работы библиотеки необходимы принтеры и ксерокс.

Основными направлениями внедрения информационных технологий в библиотеке академии становятся создания собственных специальных электронных баз данных и использование возможностей сети Интернет на стадии сбора  информации. Конечно, требование времени – новый и более мощный сервер. Необходимо решение вопросов технического и организационного представления полнотекстовых магистерских работ в сети: сколько лет их хранить в полнотекстовом (в сети) и архивном варианте (на СД-дисках)? Важным вопросом является синхронизация информационных ресурсов СДО – Библиотека. Для выполнения требований аккредитации, лицензирования, проведения научных работ, обеспечение научного процесса необходим доступ к электронно-библиотечным системам, которые являются коммерческими предприятиями. Все возможные предложения по бесплатному тестовому доступу были исчерпаны. Дальнейшее их использование предусматривает заключение двухсторонних договоров. Имеющаяся у нас информационно-справочная система нормативной документации «Зодчий» (Украина) уже неактуальна, она не обновляется с 2014 года. Важнейшей составляющей формирования фонда библиотеки является его комплектование. К сожалению, последние три года финансирование на новую литературу и периодические издания отсутствуют. Фонд обновляется за счет подарков и замены литературы, утерянной читателями.

Ярослав Викторович озвучил проблемы в области IT Полиграфического центра. Вся компьютерная техника не отвечает требованиям продуктивности современного программного обеспечения при возрастающем объеме графической и тестовой информации. Из-за морального устаревшего компьютерного оборудования современное программное обеспечение на него не устанавливается, а старое программное обеспечение перестает поддерживаться. Из-за этого падает продуктивность работы сотрудников, срываются сроки исполнения возложенных на центр работ. Некоторые виды работ из-за этого, Полиграфический центр не может выполнять. Также крайне необходима замена аппаратной части сервера Полиграфического центра, так как срок его работы составил более 17 лет и превзошел все сроки физического износа такого класса оборудования.

Докладчик также остановился на работе отдела интеллектуальной собственности и обозначил задачи, которые необходимо решить для нормального функционирования отдела:

— Принять Закон «Об интеллектуальной собственности в Донецкой Народной Республике»;

— Начать свою полную работу патентному ведомству Донецкой Народной Республики для того, чтобы студенты и молодые ученые имели возможность подавать заявки на изобретение (полезную модель) и т.п.;

— Приобрести хотя бы один новый компьютер, с возможностью выхода в Интернет, т.к. техника, находящаяся на данный момент в отделе не соответствует современным требованиям;

— Обеспечить работу городской телефонии, которая необходима для связи с различными государственными учреждениями.

Ярослав Викторович также рассказал о дистанционном обучении, развитии системы  тестирования. С 2016 г. система дистанционного обучения эксплуатируется на новом сервере. Сотрудники центра тестировали перенесенные материалы и устраняли возникающие проблемы. В начале 2017-2018 учебного года были зарегистрированы студенты, поступившие на обучение в 2017 учебном году. Все вновь сформированные глобальные  группы были прикреплены к курсам в соответствии с учебными планами. В начале каждого семестра проводилась сверка студентов с последующей регистрацией или удалением из списков. В течение года сотрудники центра осуществляли консультирование студентов как очной, так и заочной форм обучения (как по электронной почте, так и лично) по вопросам регистрации в Google Apps и Moodle. Также в начале каждого семестра проводилась корректировка расписания для студентов дневной, заочной и ускоренной форм обучения с прикреплением актуальных групп к дисциплинам в соответствии с новыми учебными программами. На слайдах представлен анализ посещаемости портала. Необходимо отметить, что СДО Moodle имеет очень широкие возможности для организации процесса обучения и тестирования. Однако большинство преподавателей используют эти возможности лишь в малой степени. В течение учебного года сотрудники центра дистанционного обучения и тестирования продолжали проводить обучение и консультирование кафедр и преподавателей по вопросам создания сайтов дисциплин Google Apps.

Докладчик также озвучил проблемы развития этого направления:

— устаревшая компьютерная техника;

— кадровые проблемы комплектования штата Центра дистанционного обучения;

— слабое взаимодействие с другими структурными подразделениями академии: деканаты не предоставляют к определенному времени актуальные списки студентов (вновь зачисленных, восстановившихся, отчисленных) и расписание по семестрам; кафедры работают в автономном режиме, не предоставляя информацию об изменениях в материалах дистанционных курсов;

— отсутствие внутреннего рецензирования подготовленных материалов. За содержание, актуальность, оформление размещенных материалов несет ответственность только сам преподаватель (тьютор).

Постановили:

  1. Информацию принять к сведению.
  2. Активизировать работу выпускающих кафедр по внедрению имеющегося современного программного обеспечения в учебный процесс и участию студентов в Международных и Всероссийских конкурсах с использованием информационных программных пакетов (ответственные – заведующие кафедрами, деканы факультетов; срок – постоянно).
  3. Осуществлять регулярное информирование и распространение информации среди студентов, аспирантов, научно-педагогических кадров о наличии доступных информационных ресурсов, в т. ч. электронных библиотечных систем, баз данных и т.п. (ответственный – начальник НТИЦ Роменский И.В., срок – постоянно).
  4. Назначить ответственных по каждому факультету за контроль использования студентами электронных образовательных ресурсов и координацию работы кафедр в СДО ГОУ ВПО «ДонНАСА» (ответственные – деканы факультетов; срок – 30.04.2018 г.).
  5. Осуществлять регулярное обновление и поддержку в актуальном состоянии электронных информационных образовательных ресурсов (ЭИОР), являющихся компонентами электронной информационной образовательной среды (ЭИОС) ГОУ ВПО ДонНАСА посредством автоматизированных средств доступа, в частности:

5.1. Официального сайта ГОУ ВПО «ДонНАСА» (ответственные за обязательный подраздел «Образование» — проректор Нездойминов В.И., начальник учебной части Сухина А.А., срок – постоянно);

5.2. Портала НТИЦ (ответственный – начальник НТИЦ Роменский И.В., срок – постоянно);

5.3. Системы дистанционного обучения СДО MOODLE ГОУ ВПО «ДонНАСА» (ответственные – тьюторы кафедр, ответственные по факультетам; срок – постоянно).

  1. Продолжить обучение преподавателей по работе в СДО ГОУ ВПО «ДонНАСА» (ответственный – начальник ЦДОиТ Шкробова И.А.; срок – ежеквартально).