Заседание 29.11.2021 г.

Протокол №4 заседания Ученого совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» от 29 ноября 2021 года

  1. Анализ подготовки кадров на кафедрах и факультетах академии

Слушали:

Проректор академии, д.т.н., профессор Мущанов В.Ф. доложил информацию по вопросу повестки дня.

Он отметил, что  основными документами, в соответствии с которыми планируется и организуется работа в сфере подготовки научных кадров академии, являются:

— Перспективный план формирования кадрового состава ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры на период 2019-2022 гг.;

— Кадровый резерв (докторанты и лица, работающие над докторскими диссертациями);

— План защит диссертационных работ сотрудниками ГОУ ВПО «ДОННАСА» в 2021 г.

В рамках рассматриваемого вопроса докладчик остановился на анализе восполнения кадрового состава кафедр молодыми специалистами. Рассматривая данный вопрос, докладчик сообщил, что решается двуединая задача: своевременное пополнение кадрового состава кафедр молодыми специалистами при одновременном обеспечении его качества на основе выполнения количественных значений показателя наличия преподавателей с учеными степенями и званиями. Первая составляющая этой задачи – привлечение молодых специалистов. За период 2019-2021 гг. всего привлечено 53 чел.

Анализируя данные по академии, докладчик сделал следующие выводы:

— всего лишь 9 кафедр из 30 имеют укомплектованный штатный состав;

— большинство кафедр академии, а именно 21 из 30 (16 из которых выпускающие), не укомплектованы в полной мере (т.е., часть преподавателей работает на условиях внутреннего совместительства). При этом 4 кафедры не принимали в течение последних 3-х лет молодых преподавателей (в возрасте до 35 лет) как для преподавательской деятельности, так и в аспирантуру;

— совершенно неприемлемым является тот факт, что, несмотря на имеющиеся проблемы с комплектацией кадрового состава, для работы в академии из всего выпуска магистрантов 2021 г. были оставлены лишь 2 выпускника, а в аспирантуру, вообще, не поступил ни один выпускник.

Докладчик отметил, что свои коррективы в состоявшийся в 2021 г. прием в аспирантуру, по сравнению с заявленными цифрами внесли, как отказ кафедр, так и традиционное урезание заявки со стороны МОН ДНР, поскольку из заявленных 8 мест были получены 6 мест в аспирантуру. То есть, кадровая политика МОН ДНР даже при исполнении контрольных цифр приема в аспирантуру не позволяет в полной мере реализовать основные направления кадровой политики. Однако, даже при выделенных контрольных цифрах приема, набор в аспирантуру в последние годы стал большой проблемой, что свидетельствует об отсутствии перспективной кадровой политики на части кафедр академии.

Вторую составляющую задачи – повышение числа преподавателей с учеными степенями и званиями, рассматривали на основе показателей защит диссертаций, воспользовавшись категориями деятельности кафедр.

В 2021 г. защиту диссертаций осуществили 8 сотрудников академии. Не осуществлена защита 15 сотрудников академии. В плане на 2022 г. защита 24 диссертаций сотрудниками академии, в т. ч. 6 докторских диссертаций.

Подготовка кадрового резерва руководящего состава академии осуществляется, преимущественно, из числа научно-педагогических работников, имеющих ученую степень доктора наук. Это один из важнейших аспектов подготовки кадров высшей квалификации, поскольку именно от его результативности зависит подготовка кандидатур руководящего состава структурных подразделений академии (кафедры, деканаты, институты), преемственность в функционировании научных школ и ведущих направлений научной деятельности, которые должны продолжать свою работу даже при уходе прежнего руководителя от активной деятельности.

Для планирования подготовки такого контингента в 2019 г. ректоратом был разработан программный документ «Кадровый резерв (докторанты и лица, работающие над докторскими диссертациями)». В соответствии с этим документом, а также фактическими возможностями по подготовке кадров, которыми мы располагаем, предусматривается подготовка докторских диссертаций посредством:

— поступления в докторантуру ГОУ ВПО «ДОННАСА»;

— прикрепления соискателем ученой степени доктора наук (без отрыва от основной деятельности);

— утверждение Ученым Советом ГОУ ВПО «ДОННАСА» темы исследования и научного консультанта;

— предоставления творческого отпуска для завершения работ по подготовке докторской диссертации.

Все отмеченные формы подготовки использовались в течение прошедших 2-х лет.

Анализируя состояние подготовки сотрудниками ГОУ ВПО «ДОННАСА» докторских диссертаций, можно отметить следующее:

— в целом подготовка 15 соискателей ученой степени доктора наук осуществляется на 13 из 30 кафедр академии;

— на 9 кафедрах академии подготовка докторов наук на данный момент не осуществляется, хотя эти кафедры укомплектованы 11 штатными докторами наук;

— еще на 8 кафедрах академии в составе штатные доктора наук отсутствуют, и их подготовка не ведется и не планируется.

Учитывая выводы, сделанные на основе выполненного анализа кадровой ситуации, предлагается проект постановления по вопросу.

Постановили:

  1. Кафедрам, имеющим не в полной мере укомплектованный кадровый состав продолжить активную работу по его комплектации. При этом, как можно активнее привлекать для преподавательской и научной работы лучших выпускников магистратуры (ответственные – заведующие кафедрами, срок постоянно).
  2. Соискателям, их научным руководителям обеспечить неуклонное исполнение плана защит диссертаций на 2022 г. При этом, проректору по научной работе обеспечить контроль подготовки и сдачи документов в диссертационные советы завершенных работ соискателей, не защищенных в диссертационных советах академии в 2021 г.:

а) в диссертационный совет Д 01.006.02 – 10 работ;

б) в диссертационный совет Д 01.005.01 – 3 работы;

в) в диссертационный совет Д 01.023.03 – 2 работы.

  1. Как один из рычагов улучшения ситуации рекомендовать ректору при утверждении штатного расписания кафедр учитывать возможность перевода на неполные ставки не остепенённых молодых сотрудников, которые в течение многих лет не занимаются подготовкой диссертаций.
  2. Провести работу по обновлению документа «Перспективный план формирования кадрового состава ГОУ ВПО «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры на период 2022-2024 гг. (ответственный проректор по научной работе, срок – июнь 2022 г.).
  3. Активизировать подготовку докторских диссертаций, предусмотренных планами защит на 2022-23 г., в соответствии с документами, переданными в МОН ДНР в качестве обоснования деятельности диссертационных советов, функционирующих на базе академии (ответственные: проректор по научной работе, заведующие кафедрами, срок – постоянно).
  4. Заведующим кафедрами, в штате которых есть соискатели ученой степени доктора наук, на ближайших научных семинарах рассмотреть состояние выполняемых ими работ, и при соответствующем обосновании, представить предложения о предоставлении творческого отпуска для завершения докторской диссертации (ответственные: заведующие кафедрами, срок – 20.12.2021 г.).
  5. Заведующим кафедрами железобетонных конструкций, проектирования зданий и строительной физики, техносферной безопасности рассмотреть возможности подготовки молодыми исследователями докторских диссертаций для последующего прикрепления соискателями ученой степени (ответственные: заведующие выше названных кафедр; срок — июнь 2022).
  6. С учетом накопившихся изменений и поступивших предложений выполнить актуализацию программного документа «Кадровый резерв (докторанты и лица, работающие над докторскими диссертациями)» (ответственный: проректор по научной работе, срок — июнь 2022 г.).

 

 

  1. Мониторинг эффективности работы электронной информационно-образовательной среды академии.

 

Слушали:

Проректор академии, к.т.н., доцент Назим Я.В.  доложил информацию по вопросу.

Основными компонентами электронной информационно-образовательной среды в ГОУ ВПО «ДОННАСА» являются:

— официальный сайт образовательной организации (режим доступа http://donnasa.ru, зеркало сайта http://donnasa.org);

— автоматизированная система управления учебным процессом (АСУ УП) (режим доступа к интернет-расширению информационной системы: http://edu.donnasa.ru);

— система электронного обучения образовательной организации (режим доступа http://dl.donnasa.org);

— ЭБС IPRbooks, доступ к которой предоставляется в соответствии с лицензионным договором, заключенным с ООО «Компания «Ай Пи Ар Медиа» (режим доступа: http://www.iprbookshop.ru), в состав которой входит Единая электронно-библиотечная система Международной общественной организации «Ассоциация строительных высших учебных заведений» (ЭБС АСВ);

— платформа ВКР ВУЗ для размещения, хранение материалов выпускных квалификационных работ, поиска на заимствования, а также создания электронных портфолио обучающихся (режим доступа http://www.vkr-vuz.ru).

Электронная информационно-образовательная среда академии обеспечивает:

— доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

— фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

— проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

— формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

— взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети «Интернет».

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих.

По состоянию на 01.09.2021 г. внедрены и апробированы основные программные модули АСУ УП и основные процессы, которые автоматизирует система:

– разработка, проверка и утверждение учебных планов всех уровней образования;

– подготовка учебных планов для процедуры государственной аккредитации и проверка на соответствие ФГОС;

– регистрация абитуриентов, экспорт данных в ПО «Деканат»;

– учет и ведение личных дел студентов;

– формирование приказов, управление движением контингента студентов;

– формирование списка учебных групп и потоков (для расчета нагрузки);

– формирование учебной нагрузки и расчет штатов;

– распределение нагрузки между преподавателями;

– создание индивидуальных планов преподавателей и планов работы кафедр;

– электронный документооборот ведомостей успеваемости; 

– учет, мониторинг и анализ успеваемости обучающихся в информационной системе;

– автоматизация разработки РПД;

– формирование и проверку обеспеченности кафедр рабочими программами дисциплин на основе учебных планов и РУП;

– публикация информации в сети Интернет.

С 01.09.2021 г. АСУ УП введена в постоянную эксплуатацию.

Наиболее важные достижения в формировании ЭИОС:

– осуществлено внедрение и опытная эксплуатация основных программных модулей АСУ УП: «Планы», «Деканат», «Электронные ведомости», «Приёмная комиссия», «Интернет-расширение информационной системы», а также подсистем «Учебная нагрузка» и «Редактор РПД». Поставленные задачи по внедрению и аппробации АСУ УП выполнены;

– осуществлена интеграция цифровых ресурсов IPR MEDIA с ЭИОС Академии. Благодаря установке и настройке модуля бесшовной интеграции переходы пользователей СДО в ЭБС IPR BOOKS теперь осуществляются методом «клик по кнопке» или «переход к изданию каталога ЭБС» без дополнительной авторизации.

Дальнейшие перспективы расширения функционала АСУ УП:

– на 2021-2022 учебный год запланировано внедрение дополнительного модуля «Автоматическое расписание» (для автоматизации управления учебным процессом) и  программы «Диплом Мастер» (для подготовки и печати дипломов и приложений к дипломам на бланках государственного образца РФ и академических справок студентам, обучающимся по аккредитованным Рособрнадзором образовательным программам);

– внедрение и апробация дополнительного модуля «Ведомости-онлайн»;

– создание шаблонов для автоматизированного формирования отчетности.

Слушали:

С информацией о результатах анализа учебно-методического обеспечения дисциплин выступил начальник НТИЦ к.т.н., доцент Роменский И.В. Он обратил внимание членов Ученого совета на следующие проблемы в данном вопросе:

— по отдельным кафедрам присутствует непланомерное пополнение и актуализация учебно-методического обеспечения читаемых дисциплин;

— для формирования каталога и доступности обучающимся, учебно-методические издания должны передаваться в библиотеку в полном объеме, независимо от наличия их на кафедрах или в СДО;

— существует необходимость формирования внутренней политики кафедр по увеличению количества изданий собственных учебников, учебных пособий и учебно-­методических пособий;

— существует необходимость контроля за соблюдением требований в оформлении учебно-­методических изданий: нет сведений о дате и номере протокола заседаний советов кафедр, факультетов, ученого совета при передаче в библиотеку и размещении в СДО;

— имеет место несоответствие названий и видов изданий в плане и фактически передаваемых в библиотеку;

— имеет место некорректное указание направления подготовки и профиля, программы, подготовки, специальности (специализации);

— имеет место несоблюдение требований оформления титульной страницы, оборотной стороны титульного листа, концевой титульной страницы, содержания, списка литературы, классификационным индексам ББК, УДК, авторскому знаку;

— нарушаются сроки передачи учебно-методических изданий предусмотренных Планом издания.

Постановили:

  1. Информацию по вопросу повестки дня принять к сведению.
  2. Признать деятельность по формированию электронной информационно-образовательной среды Академии в 2020-2021 учебном году удовлетворительной. Поставленные задачи решением Ученого Совета ГОУ ВПО «ДОННАСА» от 27.04.2020 (протокол №8) в основном выполнены.
  3. Своевременно осуществлять внесение информации в подсистему АСУ УП «Электронный деканат» по актуализации контингента, созданию истории перемещения обучающихся и приказов, формирование портфолио обучающихся (ответственные – деканы факультетов; срок – постоянно).
  4. Своевременно осуществлять внесение информации в подсистему АСУ УП «Ведомости» о ходе промежуточной аттестации обучающихся (ответственные – заведующие кафедрами; срок – постоянно).
  5. Своевременно осуществлять актуализацию карточек преподавателей в подсистеме «Нагрузка», формирование портфолио преподавателей (ответственные – заведующие кафедрами; срок – 31.01.2022, в дальнейшем – постоянно).
  6. Сформировать в подсистеме АСУ УП «Планы» базу рабочих учебных планов на 2022-2023 учебный год по всем образовательным программам (ответственные – руководители образовательных программ, начальник учебной части Сухина А.А.; срок – 28.02.2022).
  7. Выполнить автоматизированное формирование учебной нагрузки на 2022-2023 учебный год в подсистеме «Нагрузка» на базе учебных планов и списков групп, разработку в АСУ УП календарных графиков учебного процесса, семестровых графиков учебного процесса (ответственные – начальник учебной части Сухина А.А., первый проректор Севка В.Г.; срок – 30.04.2022).
  8. Выполнить распределение учебной нагрузки на 2022-2023 учебный год между преподавателями (ответственные – заведующие кафедрами, начальник учебной части Сухина А.А.; срок – 31.05.2022).
  9. Выполнить отчетность в АСУ УП по учебной нагрузке за 2021-2022 учебный год с заполнением индивидуальных планов преподавателей, планов работы кафедр (ответственные – заведующие кафедрами, начальник учебной части Сухина А.А.; срок – 30.06.2022).
  10. Выполнить размещение текстов выпускных квалификационных работ за 2021-2022 учебный год в системе ВКР-ВУЗ с проверкой на заимствование (ответственные – заведующие кафедрами, секретари ГАК, начальник НТИЦ Роменский И.В., срок – 30.06.2022, в дальнейшем – постоянно).
  11. Обеспечить проведение опытной эксплуатации дополнительного модуля АСУ УП «Ведомости-онлайн» (ответственные – руководитель рабочей группы внедрения АСУ УП Конопацкий Е.В., деканы факультетов – 27.12.2021 –31.01.2022).
  12. Обеспечить проведение опытной эксплуатации подсистемы АСУ УП «Авторасписание», осуществление настроек подсистемы (ответственные – руководитель рабочей группы внедрения АСУ УП Конопацкий Е.В., начальник учебной части Сухина А.А. – 31.01.2022).

Обеспечить проведение опытной эксплуатации подсистемы АСУ УП «Диплом-Мастер», осуществление настроек подсистемы (ответственные – руководитель рабочей группы внедрения АСУ УП Конопацкий Е.В., деканы факультетов, начальник учебной части Сухина А.А. – 30.06.2022).

  1. Осуществлять постоянную актуализацию и поддержку электронных информационных образовательных ресурсов, являющихся компонентами ЭИОС академии, в частности:

14.1. Официального сайта ДонНАСА http://donnasa.ru (ответственный – проректор Назим Я.В.; срок – постоянно).

14.2. Системы дистанционного обучения СДО ДонНАСА http://dl.donnasa.org (ответственные – начальник отдела ДОТ Шкробова И.А., заведующие кафедр, тьюторы кафедр; срок – постоянно).

  1. Продолжить работу по обучению преподавателей по работе в компонентах ЭИОС на регулярной основе (ответственный – руководитель рабочей группы внедрения АСУ УП Конопацкий Е.В., начальник отдела ДОТ Шкробова И.А.; срок – постоянно).
  2. Роль кафедр факультета экономики, управления и информационных систем в строительстве и недвижимости в профессиональном воспитании студентов.

Слушали:

Информацию по вопросу предоставила декан Факультета экономики, управления и информационных систем в строительстве и недвижимости, д.э.н., доцент Веретенникова О.В.

 Современные тенденции в образовательной среде, содержание государственных (федеральных) образовательных стандартов отражают смещение акцентов и целей современного профессионального образования в сторону перехода от знаниевых целевых установок к установкам на формирование способности и готовности специалистов решать профессиональные задачи в различных ситуациях.

В соответствии с такими тенденциями, являющимися следствием изменений законодательной и нормативной базы, регламентирующей содержание и организацию образовательного процесса, выпускающими кафедрами факультета экономики, управления и информационных систем в строительстве и недвижимости подготовлены рабочие программы воспитания и календарные планы воспитательной работы по направлениям подготовки 38.03.01 «Экономика», 38.03.02 «Менеджмент», 08.03.01 «Строительство», соответствующим профилям бакалавриата и программам магистратуры. Реализация таких программ осуществляется в соответствии с закрепленными в них индикаторами достижения общепрофессиональных и универсальных компетенций, отображающими в содержательном наполнении функции воспитательной работы.

В настоящее время такая работа может быть поделена на два основных блока: работа, проводимая во время проведения учебных занятий (формирование компетенций в процессе проведения занятий по конкретным учебным дисциплинам представлено на слайде), и работа, осуществляемая в рамках второй половины рабочего дня (то, что ранее традиционно было принято называть работой по профессиональному воспитанию). Эта работа по гражданскому, патриотическому, духовно-нравственному, физкультурно-оздоровительному, экологическому, профессионально-трудовому, культурно-творческому, научно-образовательному воспитанию. Данные виды работ реализуются в четырех основных сферах решения задач.

Прежде всего – это сфера решения задач по формированию первоначальных представлений об основах профессиональной деятельности. В этой сфере решаются такие задачи воспитательного процесса как: развитие общегражданских ценностных ориентаций и правовой культуры, продвижение традиционных общечеловеческих культурных ценностей, воспитание уважения к традициям и корпоративной культуре альма-матер, создание возможностей для самореализации обучающихся, поддержка всех видов созидательной позитивной социальной и творческой активности обучающихся, развитие психологической готовности к профессиональной деятельности по избранной профессии.

Так, в процессе осуществления профориентационной работы всеми кафедрами факультета не только закладываются основы владения профессиональными и общепрофессиональными компетенциями у будущих абитуриентов, реализуются возможности каждой из кафедр факультета заинтересовать их как будущих студентов, которые осознают актуальность и специфику выбранной профессии, но и воспитывается уважение к традициям и корпоративной культуре академии, развивается психологическая готовность к профессиональной деятельности по избранной профессии. Наиболее активную деятельность в этом направлении работы осуществляют преподаватели выпускающих кафедр и кафедры физического воспитания и спорта.

Немаловажное значение для решения  задач по формированию первоначальных представлений об основах профессиональной деятельности имеет привлечение к профориентационной работе студентов, обучающихся по соответствующим профилям. Ответственные за проведение профориентационной работы по выпускающим кафедрам факультета и представители деканата активно занимаются организацией профориентационных мероприятий в рамках академии и за ее пределами, совместно готовят рекламную печатную и видеопродукцию, ведут страницы в соцсетях, осуществляют выездные мероприятия. Это дает нам возможность решить задачи продвижения общечеловеческих культурных ценностей, поддержки всех видов созидательной социальной и творческой активности обучающихся, воспитания уважения к традициям и корпоративной культуре альма-матер, предоставляет возможности для самореализации нашего студенчества, помогает развитию психологической готовности к профессиональной деятельности по избранной профессии.

Часть таких задач решается также в процессе знакомства первокурсников с академией и факультетом  посредством работы со студенческими кураторами. Это наиболее активные представители студенческого актива факультета, понимающие общую концепцию его развития, важность выбранного каждым из них направления профессиональной подготовки. Отличительной особенностью работы в данном направлении является реализация возможности обеспечить связь каждой из групп первокурсников с выпускающими кафедрами и деканатом.

Еще одна сфера решения задач осуществления работы по профессиональному воспитанию – это работа по развитию личностного интереса к выбранной профессии.

Особая роль в решении таких задач принадлежит кураторам групп. Это представители трех выпускающих кафедр, которые на основе индивидуального подхода к каждому представителю группы организовывают деятельность студентов, в том числе за пределами учебного процесса, привлекают к участию в мероприятиях, позволяющих расширить их кругозор, коммуникативные навыки, развить способность управлять своим временем и другие. Вместе с представителями своих групп кураторы  факультета ЭУИССН принимают участие в организации и проведении «Студенческого олимпа», ежегодного Дня кафедры, Дня факультета. В этом учебном году для развития общегражданских ценностных ориентаций, воспитания национальной и конфессиональной толерантности обучающихся на факультете было организовано проведение конкурса «Наши знаменитые земляки», приуроченного к празднованию Дня флага Донецкой Народной Республики и других. В нем приняли участие все группы и кураторы первого курса, а также представители старших курсов.

Определенную роль в реализации воспитательной функции института кураторства играют преподаватели кафедры истории и философии, принимающие участие в решении задач психологической готовности к профессиональной деятельности  посредством внеаудиторной работы со студентами, например, в рамках функционирования службы психологической поддержки. При этом в связи с увеличением количества студентов льготных категорий растет потребность в совершенствовании навыков профессорско-преподавательского состава факультета в осуществлении обучения и воспитания студентов, относящихся к инклюзивной категории.

Формирование способности применять системный подход для решения поставленных задач; осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; воспринимать межкультурное разнообразие общества; управлять своим временем, обеспечить нетерпимое отношение к коррупционному поведению обеспечивается в рамках проведения Дня каждой из кафедр и Дня факультета в формате, который  наиболее интересен для студентов. Это, например, формат игры-тренинга, используемый кафедрой экономики, экспертизы и управления недвижимостью; квест-игра кафедры менеджмента строительных организаций. Полезным и воспринятым с интересом форматом проведения дня кафедры оказался выездной день кафедры экономической теории и информационно-стоимостного инжиниринга в ГУ «Донецкий Ботанический сад», где студенты узнали об истории строительства сада и о значимости зеленого строительства в индустриальных регионах.

День факультета в 2020-2021 учебном году проходил в формате интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?», где преподаватели и студенты в едином тандеме оттачивали навыки реализации своей роли в команде. Развитию ораторского мастерства, способности осуществлять деловые коммуникации способствует ежегодное проведение серии игр «Дебаты».

Данное мероприятие, проводимое при участии представителей всех кафедр факультета ЭУИССН позволяет также решать задачи, направленные на формирование знаний, умений и навыков, обеспечивающих оптимальное выполнение профессиональных функций. Реализация профессионального воспитания в данном направлении позволяет сформировать определенный склад мышления, способность принимать решения в различных сферах жизнедеятельности.

Создание условий для формирования и развития практических навыков обучающихся осуществляется в процессе проведения выпускающими кафедрами ознакомительных экскурсий на восстанавливаемые объекты Донбасса, в отдел технической инвентаризации, учета и оценки недвижимого имущества Донецкого городского управления юстиции. Объектами для прохождения различных видов практики по программам магистратуры и профилям бакалавриата являются: Министерство строительства и ЖКХ ДНР;  ГП «Донецкий региональный проектный институт «Донецкроект»; Служба государственной строительной экспертизы Донецкой Народной Республики; ГП «Стройресурс» и другие предприятия ДНР.

Формированию общепрофессиональных компетенций обучающихся по различным направлениям бакалавриата и программам магистратуры способствует привлечение к учебному процессу преподавателей-практиков.

Наряду с традиционным участием студентов в ежегодных научных конференциях, проводимых в академии, конкурсах научных работ, олимпиадах, творческих конкурсах под руководством преподавателей всех кафедр факультета в период дистанционного обучения осуществляется участие студентов в вебинарах, проводимых представителями образования и практиками Российской Федерации и Донецкой Народной Республики.

Отдельное место в формировании компетенций данной сферы решения задач профессионального воспитания занимает проводимая в настоящее время работа по привлечению студентов к формированию системы мониторинга и диагностики уровня профессиональной компетентности профессорско-преподавательского состава факультета. Формированию навыков системного критического мышления, коммуникации, самоорганизации и саморазвития  способствует обсуждение критериев, положенной в основу системы мониторинга оценки. При этом студенты, входящие в состав фокус-группы, учатся объективно обосновывать свое видение процесса профессиональной подготовки и  воспитания, особенностей взаимодействия с преподавателем, осознавать степень ответственности за результаты принятых ими решений.

Преподаватели ряда кафедр не только привлекают студентов к участию в научных мероприятиях, но и занимаются их организацией. Так, кафедра менеджмента строительных организаций неоднократно выступала организатором Республиканского научно-практического круглого стола (с международным участием) «Перспективы развития строительного комплекса в Донецкой Народной Республике», Республиканского конкурса инновационных бизнес-идей «Минута инновационной славы». Кафедра иностранных языков и педагогики высшей школы продолжает традиции проведения ежегодной предметной олимпиады по иностранным языкам. Кафедра прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации  традиционно проводит Республиканскую заочную научную конференцию (с международным участием) «Язык и культура», VII Международную научную конференцию «Наука и мир в языковом пространстве». Кафедрой истории и философии  к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне был организован соответствующий круглый стол.

На кафедре экономики, экспертизы и управления недвижимостью работает научное студенческое объединение «Вектор»; на кафедре менеджмента строительных организаций функционирует Донбасский инжиниринговый центр. Преподаватели кафедры прикладной лингвистики и межкультурной коммуникации проводят со студентами литературно-музыкальные вечера, посвященные календарным датам, экскурсии в НМЦ «Светлица» и «Донбасс многонациональный».

На кафедре истории и философии функционируют: историко-патриотический клуб, кружки «Основы духовной культуры», «Литературная сокровищница Донбасса», «Культурное наследие Донбасса».

Говоря о профессиональном воспитании на факультете нельзя не отметить важность решения задач по формированию культуры ведения здорового и безопасного образа жизни, развития способности к сохранению и укреплению здоровья. Решение таких задач обеспечивается представителями кафедры физического воспитания и спорта, на постоянной основе реализующей комплекс спортивных мероприятий, среди которых:  легкоатлетический пробег ко Дню освобождения Донбасса, соревнования по спринтерскому бегу ко Дню Победы в Великой Отечественной Войне, матчевые встречи по баскетболу и множество других.

Проведение подобных мероприятий отчасти помогает также решать задачи, направленные на развитие чувства патриотизма, общегражданских ценностных ориентаций через включение в общественно-гражданскую деятельность. Преимущественно эти задачи решаются при реализации направлений воспитательной работы, связанных с достижением общегражданских ценностных ориентиров. Это участие в республиканских мероприятиях, позволяющих реализовать активную гражданскую позицию – праздничное шествие ко Дню Республики, участие в акции «Бессмертный полк»; проведение ежегодного мероприятия, организуемого факультетом ко дню празднования годовщины победы в Великой Отечественной Войне – так называемого Сиреневого флешмоба. Четыре года подряд он объединяет преподавателей и студентов факультета. Пользуясь случаем, хотелось бы поблагодарить представителей ректората, деканов, заместителей деканов и тех представителей других кафедр и служб академии, которые неоднократно поддерживали нас своим участием в мероприятиях, проводимых на нашем факультете.

Отдельное место в решении задач данного направления занимает работа по формированию способности обучающихся использовать базовые дефектологические знания в социальной и профессиональной сферах. Она реализуется в процессе организации совместных посещений представителями факультета социального центра и школы-интерната для детей с особенностями психологического и физического развития.

Таким образом, совокупность проводимых на факультете мероприятий позволяет в полной мере сформировать весь комплекс универсальных и общепрофессиональных компетенций, определенных государственными (федеральными) образовательными стандартами.

Выступили:

Помощник ректора, к.т.н., профессор Левченко В.Н. продолжил доклад по рассматриваемому вопросу.

Он отметил, что профессиональное воспитание студентов академии один из основных вопросов нашей работы.

За два года на заседаниях Ученого Совета мы слушали доклады четырех факультетов об организации профессионального воспитания. Сегодня заслушали отчет экономического факультета. Доклад Оксаны Витальевны достаточно обстоятельный, подробный. Оценка Совета по воспитательной работе организации профессионального воспитания на этом факультете вполне удовлетворительная. На факультете делается очень многое, и об этом говорила Оксана Витальевна.

Наша с вами задача состоит в том, чтобы из абитуриентов выбравших нашу академию по одной из многочисленных причин, подготовить специалистов, сделав принцип профессиональной ориентации в воспитании студентов одним из основных и приоритетных. И здесь мы должны ставить перед собой две цели: во-первых, воспитание любви и уважения к избранной специальности, и во-вторых привитие студентам соответствующих этических норм данной профессии.

Как из абитуриента, подготовить не только грамотного и высококвалифицированного инженера, экономиста, архитектора, но и специалиста, преданного своей профессии, гордящегося ею, понимающего ее место и роль в народном хозяйстве нашей республики, и с любовью и уважением вспоминающего то учебное заведение, которое дало ему путевку в жизнь?

Совет по воспитательной работе вполне обосновано считает, что профессиональное воспитание сегодня должно охватывать не только студентов старших курсов. Его необходимо начинать непосредственно с первого курса. Из всего зачисленного на 1 курс контингента, только студенты-архитекторы уже окончательно определили свою будущую специальность, остальные будут иметь возможность окончательно определить свою будущую специальность после 2-го курса. А значит, чем больше информации они получат о специальностях, которым обучает академия, тем точнее и более обоснованным будет выбор профессии.

В профессиональном воспитании наших младшекурсников важное место принадлежит кураторам, которые должны всячески популяризовать информацию о специальностях академии. В этом аспекте, правильным является подход, когда кураторами уже на младших курсах являются преподаватели специальных кафедр. Однако, если кураторами группы является преподаватель общетехнического цикла — это также не является помехой для организации профессионального воспитания. Приглашение преподавателей специализированных кафедр для выступления на академических часах — один из путей решения этой проблемы. Совет по воспитательной работе благодарен ведущим преподавателям и ученым академии, которые откликнулись на нашу просьбу выступить на академических часах с профессионально ориентированными беседами.

Два последних учебных года оказались, в связи с переходом части учебного процесса в режим дистанционного обучения, очень сложными с точки зрения организации воспитательного процесса, особенно среди студентов первых и вторых курсов. Не обретя устойчивых навыков работы с учебным материалом в вузе и не успев ликвидировать пробелы школьного образования, они, по существу, оказались в самоизоляции. В такой ситуации значительно возросла роль куратора в том, чтобы студенты с самого начала не потеряли связь и с учебным процессом, и с группой. Деканаты и кафедры любят назначать кураторами начинающих преподавателей. Но достаточно ли у них опыта и знаний психологии студенческого коллектива в условиях, в которых мы оказались. Поэтому заслуживает поддержки опыт факультета экономики, где и декан, и его заместители являются кураторами академических групп, тем самым показывая пример ответственного отношения к этому важнейшему направлению нашей работы.  Есть и другой актуальный пример. Заведующий кафедрой градостроительства проф. Гайворонский Е. А. является куратором групп магистрантов. Хотелось бы, чтобы и другие факультеты и кафедры заинтересовано отнеслись к этой инициативе, особенно в проблемных группах.   

И, по нашему мнению, чрезвычайно важным инструментом в профессиональном воспитании стали дни кафедры, которые утвердились в академии как одна из форм воспитательной работы. Хочется сказать, что сегодня в академии накоплен достаточно разнообразный опыт их проведения, но какой бы не была форма проведения, все они профессионально-ориентированы.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что профессиональное воспитание — дело всех кафедр без исключения, а не только выпускающих.

Если на младших курсах задача профессионального воспитания пробудить интерес к избранной профессии, то на старших курсах мы должны способствовать тому, чтобы этот интерес перерос в желание стать квалифицированным специалистом. И на этом этапе очень полезно и важно организовать встречи студентов с представителями производственных коллективов, выпускниками, специалистами в избранной ими области.

В определенной мере эта работа проводится у нас, но не всеми выпускающими кафедрами.

При подготовке этого выступления, мы задались вопросом, какой же процент наших студентов продолжает профессии своих родителей. Оказалось, что это приблизительно 15% наших студентов. Самый высокий показатель (21%) по строительному факультету и самый низкий на механическом факультете.

И даже в этих не очень высоких цифрах заложен для нас большой воспитательный потенциал, который мы пока что практически не использовали, но думаю, что в нашей дальнейшей работе строительные династии займут свое достойное место.

Постановили:

  1. Признать работу Факультета экономики, управления и информационных систем в строительстве и недвижимости по профессиональному воспитанию студентов удовлетворительной. Информацию принять к сведению и провести ее обсуждение на заседаниях кафедр и Ученых советах факультетов (ответственные — деканы факультетов, заведующие кафедрами; срок — до 31.12.2021 г.).
  2. На постоянной основе продолжать работу кафедр по реализации деятельности, направленной на формирование способности осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач); определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений; осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде; осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах; воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах; управлять своим временем, выстраивать и реализовывать траекторию саморазвития на основе принципов образования в течение всей жизни; поддерживать должный уровень физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности; создавать и поддерживать в повседневной жизни и в профессиональной деятельности безопасные условия жизнедеятельности для сохранения природной среды, обеспечения устойчивого развития общества; принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности; формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению (ответственные — деканы факультетов; срок — постоянно).
  3. Профессорско-преподавательскому составу на постоянной основе совершенствовать навыки обучения и воспитания обучающихся, относящихся к инклюзивной категории (ответственные — деканы факультетов; срок — постоянно).
  4. Комиссии по воспитательной работе и молодежной политике совершенствовать тематику академических часов, направленную на развитие личности студентов (ответственные — помощник ректора Левченко В.Н.; срок — до 01.02.22 г.).