Заседание 30.05.2022 г.

Протокол №10 заседания Ученого совета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Донбасская национальная академия строительства и архитектуры» от 30 мая 2022 года

1. О реализации системы дополнительного профессионального образования в академии в 2021-2022 учебном году

Слушали:

Докладчик – и. о. декана факультета дополнительного профессионального образования, к.э.н., доцент Пушкарева Н.А. проанализировала реализацию системы дополнительного профессионального образования в Академии.

Реализация дополнительных профессиональных программ за отчетный период, в связи с режимом повышенной готовности по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, в большей степени осуществлялась с применением дистанционных технологий. Основными направлениями реализации дополнительного профессионального образования являются:

  • профессиональная переподготовка;
  • повышение квалификации;
  • стажировка;
  • первичная профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации (рабочие профессии);
  • проведение подготовительных курсов для абитуриентов;
  • подготовка кадров высшей квалификации.

Докладчик охарактеризовала представленные направления более детально.

  1. Результаты реализации программ профессиональной переподготовки за 2021-2022 учебный год представлены далее:
  • 26 слушателей, которые прошли/проходят обучение по программе подготовки – «Оценка имущества и имущественных прав»;
  • 13 слушателей, которые прошли/проходят обучение по программе подготовки – «Землеустройство и кадастры».

Всего 39 слушателей прошли/проходят обучение по программам подготовки.

Таким образом, рост численности слушателей за отчетный период по сравнению с 2020-2021 учебным годом составил 6 человек, что соответствует 18%. Однако, следует отменить, что из 8 лицензионных программ профессиональной переподготовки в 2021-2022 учебном году реализуются только 2, что является негативных моментом.

  1. Результаты реализации краткосрочных программ повышения квалификации, реализованным на базе ГОУ ВПО «ДОННАСА»:
  • 20 слушателей (с 30.05.2022), которые прошли обучение по программе подготовки – «Оценка объектов в материальной форме»;
  • 15 слушателей, которые прошли обучение по программе подготовки – «Сметное дело»;
  • 16 слушателей, которые прошли обучение по программе подготовки – «Технический надзор в строительстве»;
  • 17 слушателей, которые прошли обучение по программе подготовки – «Обеспечение безопасного состояния зданий и сооружений»;
  • 18 слушателей, которые прошли обучение по программе подготовки – «Проектирование и строительство в сложных инженерно-геологических условиях»;
  • 15 слушателей, которые прошли обучение по программе подготовки – «Землеустройство и кадастры»;
  • 30 слушателей, которые прошли обучение по программе подготовки – «Совершенствование профессиональной компетентности преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования».

Всего 131 слушателей прошли обучение по программам повышения квалификации.

По программам повышения квалификации в текущем учебном году по сравнению с предыдущим отчетным периодом наблюдается снижение численности слушателей на 266 человек, что соответствует 67%. Основное снижение наблюдается по программе «Совершенствование профессиональной компетентности преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования», реализуемой, в основном, для профессорско-преподавательского состава ГОУ ВПО «ДОННАСА». В соответствии с планом повышения квалификации, утверждённым на 2021-2022 учебный год две группы слушателей в количестве 6 человек не прошли обучение по указанной программе вследствие приостановки учебного процесса.

Также за отчетный период преподаватели ГОУ ВПО «ДОННАСА» прошли повышение квалификации в других организация Донецкой Народной Республики:

  • 2 слушателя, которые прошли обучение по программе подготовки «Гражданская оборона и безопасность жизнедеятельности»;
  • 22 слушателя, которые прошли обучение по программе подготовки «Вопросы электробезопасности должностных лиц и специалистов образовательных организаций»;
  • 3 слушателя (перенесены ориентировочно на июнь 2022 года), которые прошли обучение по программе подготовки – «Республиканские курсы повышения квалификации руководящих кадров УМС ГО и ЧС ДНР МЧС ДНР».

Всего 27 слушателей прошли обучение по программам повышения квалификации в других организациях ДНР.

Также в 2021-2022 учебном году велась работа по организации курсов дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) в ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого», Академии психологии и педагогики ЮФУ и ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»:

  • 53 (из них 47 продолжают обучение) слушателей, которые прошли/проходят обучение по программе подготовки – «Инновационные и цифровые технологии в образовании» (ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»);
  • 1 слушатель, который прошёл обучение по программе подготовки – «Школа коммуникативной лингвистики» (ФГБОУ ВО «Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского»);
  • 2 (продолжают обучение) слушателей, которые проходят обучение по программе подготовки – «Технологии фабрик будущего» (ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»);
  • 1 (продолжает обучение) слушатель, который проходит обучение по программе подготовки – «Адаптивные технологии» (ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»);
  • 5 (продолжают обучение) слушателей, которые проходят обучение по программе подготовки – «Инструменты и сервисы разработки контента и организации электронного обучения» (ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»);
  • 5 (продолжают обучение) слушателей, которые проходят обучение по программе подготовки – «Организация подготовки материалов для онлайн-курса» (ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»);
  • 5 (продолжают обучение) слушателей, которые проходят обучение по программе подготовки – «Современные технологии проектирования, разработки и внедрения электронных образовательных ресурсов» (ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»);
  • 5 (продолжают обучение) слушателей, которые проходят обучение по программе подготовки – «Основы видеопроизводства для образовательной деятельности» (ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»);
  • 5 (продолжают обучение) слушателей, которые проходят обучение по программе подготовки – «Работа в электронной информационно-образовательной среде» (ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»);
  • 5 (продолжают обучение) слушателей, которые проходят обучение по программе подготовки – «Специализированные инструменты дистанционного обучения в области лингвистики» (ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»);
  • 5 (продолжают обучение) слушателей, которые проходят обучение по программе подготовки – «Актуальные вопросы преподавания русского языка и литературы: психолого-педагогическое и методическое сопровождение» (Академия психологии и педагогики ЮФУ);
  • 1 слушатель, который прошел обучение по программе подготовки – «Историческое образование в России: направление и перспективы развития» (Академия психологии и педагогики ЮФУ).

Всего 91 слушатель прошли/проходят обучение по программам повышения квалификации в Российской Федерации.

Активное участие в прохождении краткосрочных курсов в Российской Федерации, в том числе и повышение квалификации, принимали и магистранты ГОУ ВПО «ДОННАСА»:

  • 9 слушателей, которые прошли обучение по программе подготовки – «TDMS «Фарватер»» (ЗАО «СиСофт Омск»);
  • 3 (продолжают обучение) слушателей, которые проходят обучение по программе подготовки – «Современная тепловизионная диагностика объектов капитального строительства и инженерных систем» (Центр открытого образования ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»);
  • 4 (продолжают обучение) слушателей, которые проходят обучение по программе подготовки – «Корпоративные информационные системы» (Центр открытого образования ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»);
  • 4 (продолжают обучение) слушателей, которые проходят обучение по программе подготовки – «Когнитивные системы управления» (Центр открытого образования ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»).

Всего 20 слушателей прошли/проходят обучение по краткосрочным программам обучения в Российской Федерации.

Таким образом, общее число слушателей, прошедших краткосрочные курсы повышения квалификации составило 269 человек.

  1. Проведена стажировка 47 слушателей их числа профессорско-преподавательского состава других образовательных организаций и учреждений Донецкой Народной Республики, в том числе входящих в состав РОНК ГОУ ВПО «ДОННАСА»:
  • 2 слушателя, которые прошли стажировку в образовательной организации ГПОУ «Макеевский промышленно-экономический колледж»;
  • 7 слушателей, которые прошли стажировку в образовательной организации ГПОУ «Донецкий колледж строительства и архитектуры»;
  • 16 слушателей, которые прошли стажировку в образовательной организации ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»;
  • 2 слушателя, которые прошли стажировку в образовательной организации ГБОУ ВПО «Донбасская аграрная академия»;
  • 13 слушателей, которые прошли стажировку в образовательной организации ГОУ ВПО «Донецкий национальный технический университет»;
  • 7 слушателей, которые прошли стажировку в образовательной организации ГПОУ «Ясиноватский строительный техникум транспортного строительства».

Всего 47 слушателей прошли стажировку на базе ГОУ ВПО «ДОННАСА».

  1. По вопросам первичной профессиональной подготовки (переподготовки, повышения квалификации) по рабочим профессиям, в соответствии с письмом Республиканского центра занятости № 14/1022 от 17.05.2022 г. и письмом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики № 061-27/6694 от 20.05.2022 г., проводится работа по интенсификации учебных планов (переработан 21 план по 7 рабочим профессиям) с целью сокращения сроков обучения и перспектив набора слушателей с освобожденных территорий из числа ищущих работу.
  2. В 2021-2022 учебном году в ГОУ ВПО «ДОННАСА» были запланированы подготовительные курсы для абитуриентов по следующим дисциплинам:
  • «Математика» (8 и 5 месяцев);
  • «Рисунок малых архитектурных форм и композиция геометрических фигур» (8, 6 и 4 месяца);
  • «Физика» (5 месяцев);
  • «Информатика» (5 месяцев);
  • «История» (5 месяцев);
  • «Иностранный язык» (5 месяцев).

Обучение осуществляется по следующим курсам:

  • математика:
  • период обучения – 8 месяцев; группа – М-1; преподаватель – доц. Шитов А.А., до 18.02.2022, с 23.03.2022 доц. Галибина Н.А.; количество слушателей на начало работы – 24; количество слушателей на 01.05.2022 – 21;
  • период обучения – 5 месяцев; группа – М-2; преподаватель – доц. Котов Г.А., до 18.02.2022, с 23.03.2022 доц. Котова О.В.; количество слушателей на начало работы – 27; количество слушателей на 01.05.2022 – 27;
  • рисунок малых архитектурных форм и композиция геометрических фигур:
  • период обучения – 8 месяцев; группа – АТ-1; преподаватель – ст. преп. Коровойченко В.М.; количество слушателей на начало работы – 19; количество слушателей на 01.05.2022 – 17;
  • период обучения – 8 месяцев; группа – АТ-2; преподаватель – ас. Сацура А.А.; количество слушателей на начало работы – 19; количество слушателей на 01.05.2022 – 17;
  • период обучения – 6 месяцев; группа – АТ-3; преподаватель – ст. преп. Григорьев Г.Ф.; количество слушателей на начало работы – 19; количество слушателей на 01.05.2022 – 19;
  • период обучения – 4 месяцев; группа – АТ-4; преподаватель – ас. Кубаренко И.В.; количество слушателей на начало работы – 13; количество слушателей на 01.05.2022 – 13;
  • физика:
  • период обучения – 5 месяцев; группа – Ф-1; преподаватель – доц. Покинтелица Е.А.; количество слушателей на начало работы – 26; количество слушателей на 01.05.2022 – 26.

Всего по подготовительным курсам 7 групп, общее количество человек на начало работы 147, а на 01.05. – 140 человек.

  1. По итогам работы факультета ДПО по всем видам программ в течение 2021-2022 учебного года обучение прошли 495 слушателей, без учета обучающихся в аспирантуре и докторантуре ГОУ ВПО «ДОННАСА».

Объем заключенных договоров по программам дополнительного профессионального образования за 2021-2022 учебный год:

  • «Землеустройство и кадастры» (переподготовка), количество слушателей – 13, стоимость обучения с 1 человека – 19500,00 руб., период обучения – с 02.06.2021 г. по 10.11.2021 г.;
  • «Оценка имущества и имущественных прав» (переподготовка), количество слушателей – 12, стоимость обучения с 1 человека – 30000,00 руб., период обучения – с 13.11.2021 г. по 18.06.2021 г.;
  • «Сметное дело», количество слушателей – 15, стоимость обучения с 1 человека – 5500,00 руб., период обучения – с 29.11.2021 г. по 18.12.2021 г.;
  • «Проектирование и строительство в сложных инженерно-геологических условиях», количество слушателей – 18, стоимость обучения с 1 человека – 6500,00 руб., период обучения – с 06.12.2021 г. по 25.12.2021 г.;
  • «Технический надзор в строительстве», количество слушателей – 16, стоимость обучения с 1 человека – 6985,00 руб., период обучения – с 14.02.2022 г. по 11.04.2022 г.;
  • «Обеспечение безопасного состояния зданий и сооружений», количество слушателей – 17, стоимость обучения с 1 человека – 6775,00 руб., период обучения – с 14.02.2022 г. по 11.04.2022 г.;
  • «Совершенствование профессиональной компетентности преподавателей образовательных организаций высшего профессионального образования», количество слушателей – 30, стоимость, период обучения – с 14.02.2022 г. по 29.04.2022 г.;
  • «Оценка объектов в материальной форме», количество слушателей – 20, стоимость обучения с 1 человека – 4340,00 руб., период обучения – с 30.05.2022 по 20.05.2022 г.;

Общая сумма заключенных договоров в результате реализации дополнительных профессиональных программ составила 1 126 335 руб.

  1. Подготовка научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации осуществляется по 8-ми направлениям. Анализ кадровых и материально-технических ресурсов Академии дает нам возможность готовить высококвалификационные кадры по 16 программам в рамках лицензированных направлений. Из них фактически сегодня реализуется 4 направления, которые включают 8 программ аспирантуры:
  • 06.01 Физика и астрономия: 01.04.07 «Физика конденсированного состояния»;
  • 06.01 Науки о земле: 25.00.32 «Геодезия»;
  • 06.01 Архитектура: 05.23.01 «Строительные конструкции, здания и сооружения», 05.23.02 «Основания и фундаменты, подземные сооружения», 05.23.03 «Теплоснабжение, вентиляция, кондиционирование воздуха, газоснабжение и освещение», 05.23.04 «Водоснабжение, канализация, строительные системы охраны водных ресурсов», 05.23.05 «Строительные материалы и изделия», 05.23.08 «Технология и организация строительства», 05.23.19 «Экономическая безопасность строительства и городского хозяйства», 05.02.13 «Машины, агрегаты, процессы в строительстве и в производстве строительных материалов и изделий»;
  • 06.01 Информатика и вычислительная техника: 05.01.01 «Инженерная геометрия и компьютерная графика»;
  • 06.01 Машиностроение: 05.05.04 «Дорожные, строительные и подъемно-транспортные машины»;
  • 06.01 Техносферная безопасность: 05.26.01 «Охрана труда (по отраслям);
  • 06.01 Экономика: 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в т.ч.: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами)».

Сегодня в аспирантуре ГОУ ВПО «ДОННАСА» проходят подготовку 31 аспирант (11 очной и 20 заочной формы обучения). Все на бюджетной основе. Также прикреплены 6 соискателей из Южной Осетии.

В докторантуре обучается один человек.

Следует отметить, что согласно «Порядка приема и подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре» подготовка аспирантов ведется в системе дополнительного профессионального образования, что не позволяет присваивать квалификацию аспирантов и выдавать им по окончании обучения документ об образовании, как это делается в Российской Федерации.

Согласно ФГОС ВО по направлениям подготовки 08.06.01 «Техника и технологии строительства», 03.06.01 «Физика и астрономия», 15.06.01 «Машиностроение», 09.06.01 «Информатика и вычислительная техника», составляет 240 з. е., что не соответствует согласованным с МОН ДНР 27.05.2017 г. Программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре по соответствующим направлениям, где «трудоемкость программы аспирантуры, независимо от формы обучения, составляет 180 з.е.». такое несоответствие в требованиях к объему программ аспирантов затрудняет процесс аккредитации аспирантуры ГОУ ВПО «ДОННАСА» в Российской Федерации.

Проблемы:

  • по результатам обучения в аспирантуре не присваивается квалификация аспирантам и не выдается документ об образовании с приложением оценок;
  • несоответствие объемов программ аспирантуры, согласованных с МОН ДНР 27.05.2017 г., программам аспирантуры в Российской Федерации по следующим направлениям подготовки: 08.06.01 «Техника и технологии строительства»; 03.06.01 «Физика и астрономия»; 15.06.01 «Машиностроение»; 09.06.01 «Информатика и вычислительная техника»; 20.06.01 «Техносферная безопасность».

Перспективы:

  • формирование полных пакетов УМК по дисциплинам учебного плана аспирантов (рабочие программы дисциплин, методическое обеспечение);
  • организация работы по проведению приемной кампании в аспирантуру в 2022 году;
  • реализация программы докторантуры;
  • разработка механизма формирования и реализации сетевых образовательных программ подготовки в аспирантуре с участием вузов Российской Федерации.

 

Постановили:

  1. Информацию о реализации системы дополнительного профессионального обучения в ГОУ ВПО «ДОННАСА» принять к сведению.
  2. Руководителям дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки совместно с факультетом ДПО принять меры по обеспечению набора по лицензированным программам (ответственная Пушкарева Н.А., руководители программ ДПО, срок – 30.10.2022 г.).
  3. Разработать и утвердить дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Современные технологии в области технической инвентаризации» (ответственная Пушкарева Н.А., руководители программ ДПО, срок – 30.09.2022 г.).
  4. Продолжить работу по повышению квалификации профессорско-преподавательского состава кафедр по читаемым дисциплинам в Российской Федерации с применением дистанционных технологий с учетом 3-х летнего срока действия удостоверений и свидетельств (ответственная Пушкарева Н.А., зав. кафедрами, срок – в течение 2022-2023 учебного года).
  5. Разработать план повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ГОУ ВПО «ДОННАСА» на 2022-2023 учебный год (ответственная Пушкарева Н.А., зав. кафедрами, отдел кадров, срок – 25.08.2022 г.).
  6. Сформировать полный пакет УМК по дисциплинам учебного плана аспирантов (рабочие программы дисциплин, методического обеспечения) (ответственные Руководители программ аспирантуры, Удовиченко З.В., срок – в течении 2022-2023 учебного года).
  7. Разработать и популяризировать программу организации набора абитуриентов на подготовительные курсы (ответственные Назар Р.Н., Жибоедов А.В., срок – в течение 2022-2023 учебного года).

 

2. О состоянии трудовой дисциплины, пожарной безопасности и охраны труда в академии

Слушали:

Помощника ректора, к.т.н. Косик А.Б. сообщил информацию о состоянии трудовой дисциплины, пожарной безопасности и охраны труда в Академии.

 

В феврале 2022 г. Государственным пожарным надзором МЧС ДНР проводилась ежегодная плановая проверка помещений и территории академии на соответствие требованиям пожарной безопасности.

Итоги данной проверки доведены до руководителей структурных подразделений, определены мероприятия по устранению выявленных нарушений, в целом коллектив Академии относится к устранению данных нарушений ответственно, но был отмечен следующий момент – самое действенное мероприятие по устранению нарушений, это не допускать ситуаций, при которых данные нарушения могут возникнуть.

Докладчик обратил внимание на ряд самых распространенных нарушений:

  1. Пути эвакуации людей должны быть постоянно открыты. Независимо от ширины проходов в них не должно быть никаких преград (скамеек, цветов, незакрепленных стендов и т.п.).
  2. Эвакуационные выходы во время рабочего дня должны быть постоянно открытыми, не захламленными, обеспечивающими свободный выход людей из помещений (особое внимание на переход из учебного корпуса №2 в учебный корпус №4 и обратно, выходы из подвальных помещений учебных корпусов).
  3. Во всех помещениях электропроводка должна соответствовать всем требованиям электробезопасности. Не допускается эксплуатация неисправных розеток, выключателей, плафонов освещения. Особое внимание проверяющие обращают внимание на складские и подсобные помещения (подвал учебного корпуса №3). То же относится и к электроинструменту, различным нагревателям, удлинителям и другому электрическому оборудованию, не допускается использование электроприборов кустарного производства.
  4. Во время проведения газопламенных, электросварочных работ особое внимание обращать на опасность возможного воспламенения конструкций, находящихся в непосредственной близости от места проведения работ (подвал учебного корпуса №3).

Статистика говорит о том, что одним из основных факторов возникновения пожаров является безответственное обращение с нагревательными приборами, а массовая гибель людей возможна из-за невозможности провести полноценную эвакуацию. Поэтому обращено особое внимание на выполнение этих элементарных, но жизненно важных требований.

За прошедший год инженерными службами Академии совместно с отделом ОТ и ПБ был выполнен ряд мероприятий, не связанный с затратами капитального характера, что позволило устранить более ста нарушений, выявленных во время предыдущей проверки.

По итогам плановой проверки, проведенной в этом году, был проведен дополнительный анализ выявленных замечаний, составлен план устранения нарушений требований пожарной безопасности, которым на сегодняшний день и руководствуемся при производстве ремонтно-восстановительных работ.

 В качестве предупредительных мероприятий по обеспечению соблюдения требований пожарной безопасности, сотрудниками отделов главного инженера и главного энергетика, совместно с отделом ОТ и ПБ согласно разработанного графика проверок проводилась плановая проверка выполнения требований пожарной безопасности в структурных подразделениях Академии, что дало большой положительный эффект, уменьшило количество нарушений требований пожарной безопасности.

Так же было обращено внимание на соблюдение противопожарного режима на территории Академии. Благодаря планомерной работе хозяйственного отдела, эксплуатационно-технической службы, организационной работы руководства Академии, была проведена работа по обрезке и утилизации выбракованных деревьев, тем самым была освобождена территория Академии от мест хранения древесины и ликвидированы места потенциальной опасности возникновения пожара.

Также обращено внимание на необходимость при проведении инструктажей обращать внимание курение в неположенных местах и недопущение данных поступков у окружающих.

Докладчик сообщил, что состояние охраны труда в Академии в целом находится на удовлетворительном уровне. Все виды инструктажей проводятся своевременно, лицами, прошедшими обучение по вопросам охраны труда.

За прошедший год выявлены 15 случаев травматизма сотрудников Академии, не связанных с производством и 3 случая травматизма студентов (одного проходящего обучение на территории Академии и двоих находящихся на оздоровлении в СОЛ «Монолит»).

Руководители структурных подразделений, отвечающие за эксплуатацию объектов и выполняющие работы по обеспечению жизнедеятельности Академии особое внимание обращают на выполнение требований охраны труда и соблюдение требований техники безопасности в данных подразделениях и на местах проведения работ.

Что касается руководителей практиками студентов, то встречаются случаи безответственного отношения преподавателей к вопросам безопасности проведения работ и выполнения обязательных мероприятий, связанных с проведением инструктажей и обучением студентов безопасным методам выполнения работ.

 

Постановили:

Информацию о состоянии трудовой дисциплины, пожарной безопасности и охраны труда в академии принять к сведению.

 

  1. Личностно-ориентировочный подход обучения в академии

 

Слушали:

Помощника ректора, к.т.н., профессор Левченко В.Н. выступил с информацией о предпосылках и рекомендациях по организации личностно-ориентировочного подхода в обучении и воспитательной работе в академии.

Воспитание студенческой молодёжи сегодня — одно из важнейших направлений работы профессорско-преподавательского состава академии. В документах по государственной молодёжной политике особое внимание уделяется усилению воспитательной составляющей образовательного процесса.

Но специальная военная операция и длительный период пандемии внесли свои существенные коррективы в организацию воспитательного процесса в академии.

Два последних года работы с переходом на длительные периоды дистанционного обучения, безусловно, поставили перед кафедрами другие задачи, ослабив внимание коллективов кафедр к одним направлениям и поставив в центр внимания другие задачи, тем не менее, связанные с вопросами воспитания. И нам бы хотелось сегодня отметить, что даже в этих сложных условиях многие кафедры находят возможность проводить работу, направленную на формирование личности студента.

Объективная ситуация обязывает нас задуматься о создании особой образовательной среды, соответствующей требованиям времени. И здесь в центр учебно-воспитательного процесса выходит личностно- ориентированный подход в организации всей нашей работы. Это предполагает перенесение акцента в образовательных и воспитательных целях с обеспечения обучающегося определенной суммой компетенций, умений и навыков на комплексное развитие личности обучающегося, что становится характерной чертой настоящего времени, обеспечивающей соответствие образования интересам и потребностям человека.

Поворот образования к личности означает переход к более высокой ступени проектирования педагогических процессов, когда главной задачей становится обеспечение саморазвития личности.

Приобретение профессиональных знаний и становление личности происходит в образовательной среде академии, которая включает систему ключевых факторов, определяющих развитие человека, а именно это люди, влияющие на образовательные процессы; события в жизни страны и её общественно-политический строй; природная и социально-культурная среда; средства массовой информации.

Академия создает совокупность возможностей и пространство для наших студентов для проявления его способностей и личностных потенциалов, обеспечивая тем самым развитие и учёт его индивидуальных особенностей в профессиональной подготовке, что возможно только при организации обучения в сотрудничестве преподавателя и студента, и, в первую очередь, куратора и студента.

Следует отметить успешную работу кураторов при осуществлении образовательной деятельности с использованием дистанционных технологий. В академии было организовано проведение академических часов с использование видео звонков на платформе mail.ru. Особо необходимо отметить работу кураторов: Кащенко М.П. (гр. ПГС-74б), Беловой А.А. (гр. ПГС-75б), Энтиной Л.Э. (гр. ГСХ-26а), Мачикиной Д.В. (гр. ИЗОС-6), Михайской О.В. (гр. ТГВ-54а), Лозинской В. А. (гр. ГК-10).

Предлагаемые ими темы бесед актуальны и информационно полезны. На всех факультетах проведена серия академических часов в онлайн-формате по проблеме противодействия экстремизму и терроризму: «Противодействие экстремизму и терроризму», «Терроризм. Путь спасения», «Терроризм — зло», «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях», «Вербовщики в сети».

Одним из важнейших направлений развития инженерного образования является привлечение студента на протяжении всего периода обучения в академии к активной творческой деятельности и участию к работе клубов, кружков и научных исследованиях, а также всевозможных акциях и мероприятиях гражданско-патриотической и воспитательной направленности.

В академии активно работает историко-патриотический клуб «Патриот» под руководством доцента кафедры истории и философии Скворцовой Лидии Алексеевны. В период дистанционного обучения была проведена студенческая онлайн-конференция «Донбасс: история, культура, современность» в рамках года русской культуры в Донбассе (10.11.2021 г.), студенты приняли участие в форуме по недопущению фальсификации истории (30.11.2021 г.) и международной онлайн-акции «Тест по истории Великой Отечественной войны» (03.12.2021 г.).

Продолжает работу литературный кружок «Моя семья в годы Великой Отечественной войны» под руководством старшего преподавателя Кирсановой Т.А. (кафедра «Истории и философии»).

В рамках работы патриотического клуба «Поисковик» под руководством старшего преподавателя Демочкина С. В. удалось провести ряд экскурсий для студентов строительного факультета (6 групп) в музей Великой Отечественной войны академии и г. Донецка.

Студенты всех факультетов приняли активное участие в межвузовском конкурсе плакатов «Я против коррупции», который проводился на базе Белгородского государственного технологического университета» имени В.Г. Шухова.

10 групп экономического факультета под руководством своих кураторов приняли участие в конкурсе «Наши знаменитые земляки», посвященного Дню флага Донецкой Народной Республики, подготовив видеоролики и презентации о знаменитых людях Донбасса.

Качества преподавателя при личностно-ориентированном подходе включают в себя не только знания и опыт в определённой области науки, но и способность замечать и учитывать существенные характерные особенности студентов.

Необходимо отметить кураторов, которым удалось наладить позитивный личный контакт со студентами курируемой группы, а это, в свою очередь, позволило им успешно принять участие во внутривузовском этапе конкурса «Куратор года»:

  • Аракельянц Н. В., ассистент кафедры «Экономическая теория и информационно-стоимостной инжиниринг» в номинации «Воспитание гражданственности и патриотизма»;
  • Берёза П. Г., ассистент кафедры «Городское строительство и хозяйство» в номинации «Развитие творческого потенциала студентов»;
  • Кубаренко И. В., ассистент кафедры «Архитектурное проектирование и дизайн архитектурной среды» в номинации «Развитие профессионально-личностных качеств студентов»;
  • Савич Д. В., ассистент кафедры «Теплотехника, теплогазоснабжение и вентиляция» в номинации «Пропаганда здорового образа жизни».

Жизнь подтвердила, что успешность обучения студентов в академии во многом определяется реальными условиями их жизни, характером возникающих в процессе учёбы проблем и возможностями их разрешения с помощью профессорско-преподавательского коллектива и органов студенческого самоуправления.

И сегодня мы можем констатировать, что все возникающие проблемы у наших студентов успешно решаются с помощью преподавателей и студенческого актива.

Выпускающие кафедры академии полноценно воздействуют на своих питомцев начиная с третьего курса и это этап, во время которого необходимо работать над формированием основ профессионального мышления и профессиональной культуры. Переход к изучению специальных дисциплин и курсовое проектирование способствуют согласованию действий преподавателей и студентов, чтобы определить оптимальные пути обучения и воспитания личности студента.

Именно на специальные кафедры возлагается задача «открыть глаза» молодых людей на суть избранной профессии, её актуальность, важность для общества, раскрыть перспективы будущей деятельности. Надо убедить студента, что даже неосознанный выбор специальности был правильным. И здесь убедительнее всего выглядят примеры успешных выпускников, что ещё раз говорит в пользу поддержания контактов с выпускниками и организация их встреч со студентами в любом формате (онлайн или офлайн) в нашей академии.

Выпускающие кафедры традиционно поддерживают тесные связи со своими выпускниками: приглашают их на «Дни кафедры», проводятся профориентационные беседы со студентами с предложениями дальнейшего трудоустройства, ряд выпускников работают на кафедрах. Здесь необходимо отметить такие кафедры как: «Автомобильные дороги и аэродромы», «Металлические конструкции и сооружения», «Технология и организация строительства», «Железобетонные конструкции».

На этом этапе в программе личностно-ориентированной подготовки важная роль отводится научной работе и тем возможностям, которые она открывает перед руководителем для становления личности студента. Исследовательская работа студентов в общей структуре их подготовки с точки зрения воспитательного воздействия занимает важное место по нескольким причинам: позволяет студентам получать дополнительную информацию и знания в области новых направлений фундаментальных и прикладных исследований, вооружает разнообразными методами исследований, позволяет системно, глубоко и разносторонне осмысливать исследуемые явления и процессы, учит публично представлять результаты научных поисков на конференциях и семинарах.

По результатам последней научно-технической конференции в апреле 2022 г. на 45 секциях без учёта гуманитарного цикла свои сообщения представили 635 студентов академии (30 процентов от общего числа студентов стационара). Наибольшее количество сообщений сделано студентами на кафедрах строительного и экономического факультетов.

Это свидетельствует о том, что именно на этих кафедрах уделяется постоянное внимание привлечению студентов к различным видам научно-исследовательской деятельности.

Исследования среди студенчества показывают, что в качестве важнейших приоритетов для них выступают потребности в самореализации, в хороших материальных условиях жизни, содержательном общении, потребность в социальном признании.

Нельзя забывать, что успешность обучения студентов в академии во многом определяется реальными условиями их жизни, характером возникающих в процессе учебы проблем и возможностью их решения администрацией, преподавателями, психологами. Внимание и поддержка студентов, участвующих в специальной военной операции и их семей (материальная и психологическая) сегодня является показателем нашей гражданской позиции и педагогической зрелости.

Сегодня одна из наиболее острых проблем в жизни многих студентов – недостаточная материальная обеспеченность и, поэтому, мы должны учитывать в своей работе, особенно на старших курсах, фактор дополнительного заработка самими студентам.

На сайте академии в разделе «Вакансии» регулярно выкладывается информация о вакансиях для выпускников академии, а также для студентов старших курсов. Эту работу ведет начальник отдела выпуска и трудоустройства преподаватель Прокопенко Анастасия Валериевна.

В наших выпускниках заинтересованы многие предприятия ДНР, например:

  • Государственное предприятие «Макеевский государственный проектный институт»;
  • Государственный пожарно-спасательный отряд г. Макеевки МЧС Донецкой Народной Республики;
  • Государственное унитарное предприятие Донецкой Народной Республики «Донецкий проектно-изыскательский институт автодорожного хозяйства «ДОНАВТОДОРПРОЕКТ»;
  • ООО «Трест «Донбассдомнаремонт»;
  • Институт «Донгипрошахт» и др.

Информация о вакансиях дублируется в группах академии и факультетов в ВКонтакте.

Важный фактор — это наличие психологического дискомфорта в студенческой среде, проблемы личностного и эмоционального плана. В этом отношении кураторы групп оказывают помощь, изучая способности студентов, особенности характера и поведения, и, при необходимости, привлекают психолога для консультаций по снятию стрессовых состояний и психологических перегрузок, а также способствуют приобретению студентами навыков общения. Важную роль в этом играют наши психологи доценты кафедры истории и философии Тимошко Г.В. и Шатохина Н.П.

Отдельно следует сказать о профессиональной подготовке архитекторов, где без принципа индивидуального подхода к каждому студенту просто невозможен процесс обучения. Индивидуальность студентов явно прослеживается в их живописных и проектных работах. Основное — в самом начале уловить в студенте его самые яркие способности и возможности, т.е. «почувствовать» студента, чтобы его первая попытка проектирования была максимально сильна творчески и послужила стимулом для дальнейшей работы. Очень важно, чтобы студент слушал и слышал преподавателя, тогда обеспечивается то единство, без которого невозможно подлинное творчество при выполнении курсовых и дипломных работ.

Совет по воспитательной работе предлагает некоторые рекомендации, которые важно принимать во внимание при организации воспитательной работы с ориентацией на личность студента:

  1. Становление личности специалиста, путём проведения бесед на этические темы, «круглых столов», дискуссионных клубов и др. мероприятий в студенческих аудиториях и общежитиях с привлечением специалистов разного профиля.
  2. Обеспечение социологического и социально-психологического мониторинга личностного состояния и социальных ориентаций молодёжи.
  3. Мониторинг формальной и неформальной микросреды общения студенческой молодёжи и обеспечение её психолого-педагогического сопровождения.
  4. Работа с лидерами студенческих групп, что предполагает выявление, отбор и помощь в их работе.
  5. Организация общеакадемических или факультетских мероприятий, таких как Дни факультетов и кафедр.

Таким образом, при личностно-ориентированном подходе в профессиональной подготовке будущих инженеров в области строительства, архитекторов и экономистов необходимо помнить, что целью вузовского обучения является не столько наполнение студента определенным объёмом информации, сколько формирование у него творческой активности, а также познавательных стратегий самообучения и самообразования как основы и неотъемлемой части будущей профессиональной деятельности. Преподаватель призван стимулировать посильное творчество студента, развивая культуру личности и его профессионально значимые качества.

 

Постановили:

  1. Информацию о личностно-ориентированном подходе к обучению в академии принять к сведению.
  2. Рекомендовать кафедрам обсудить вопрос организации воспитательной работы в период дистанционного обучения и предоставить предложения в отдел воспитательной работы и молодежной политике (срок выполнения до 15.09.2022 г., ответственные: заведующие кафедрами).