«Портрет моего наставника»: очерк-интервью о Валерии Ивановиче Братчуне вошел в сборник материалов о выдающихся педагогах-наставниках ДНР

Портретный очерк с элементами интервью о профессоре ДонНАСА Валерии Ивановиче Братчуне вошел в сборник «Портрет моего наставника», недавно изданный в Донецкой Народной Республике.  Создание этого сборника инициировано ГБУ ДПО «Институт развития профессионального образования» при поддержке Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики в рамках Года педагога и наставника.

В вошедшем в сборник материале можно прочитать не только о научном пути Валерия Ивановича Братчуна, (а путь этот весьма впечатляющий!), но и узнать из первых уст доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой «Автомобильные дороги и аэродромы» ДонНАСА о профессиональных секретах успешного наставничества.

Важно отметить, что Валерий Иванович говорит о преемственности поколений, благодарит своих ушедших наставников – Николая Федотовича Почапского, Михаила Ивановича Волкова, Ивана Макаровича Грушко, Виталия Анатольевича Вознесенского, Василия Андреевича Матвиенко, Валерия Дмитриевича Александрова, Льва Ивановича Базжина, а также и ныне здравствующих ученых – профессора Евгения Васильевича Горохова, доцента Михаила Константиновича Пактера. Благодарен Валерий Иванович и здравствующим великим ученым, таким как, профессор Виктор Александрович Золотарев и профессор Александр Владимирович Ушеров- Маршак.

«Кроме воспитания в учениках профессионального отношения к объектам исследования они прививали своим ученикам такие качества как ответственность, справедливость, честность, доброту, взаимопомощь, а для этого вышеперечисленные ученые обладали навыками эффективных

коммуникаций, педагогическим тактом и высочайшей образованностью», – подчеркивает Валерий Иванович.

По словам профессора  Братчуна, уникальность наставнического опыта России заключается в  формировании «творческого» сотрудничества обучаемого и наставника на основе единых педагогических взглядов, педагогических поисков и желания совместно решать творческие задачи, в основе которых лежит плодотворное сотрудничество, обусловленное традицией глубокого усвоения всего лучшего, передового, выработанного нашим российским обществом в процессе становления, развития и передачи этого бесценного приобретения молодому поколению.

Главный секрет педагогического успеха по мнению В.И. Братчуна «Я покажу как – и вы научитесь», т.е. эффективное обучение студентов заключается в прямой передаче практического опыта.

Бесценный личный опыт педагога, ученого, наставника, который есть у Валерия Ивановича, трудно передать в рамках одного небольшого материала. У него множество достижений и наград, он член Академий и международных организаций. Валерий Иванович представлял нашу академию в Польше, Китае, Австрии и Германии,  участвовал в 75 международных конференциях, является автором более 600 научных публикаций, из которых 26 монографий, учебников и пособий, 30 патентов и авторских свидетельств. По результатам его исследований приняты 10 региональных и 4 государственных нормативно-правовых актов.    Под руководством профессора В.И. Братчуна защищено 280 дипломных проектов, 50 магистерских работ, 25 кандидатских и три докторские диссертационные работы. Истинный пример педагога и наставника и просто хорошего человека!

Создатели книги, работая над материалами, еще раз убедились, что педагогическая школа России сильна умением учитывать опыт наставников, слышать своих учеников и вместе достигать общих целей – развития науки и прогресса уровня жизни, новых открытий на благо Родины.

image_pdfimage_print