«Взгляните внимательно и если возможно – нежнее,
И если возможно – подольше с нее не сводите очей.
Она перед вами – дитя с ожерельем на шее
И локонами до плечей.
В ней – все, что вы любите, все, что, летя вокруг света,
Вы уже не догоните – как поезда ни быстры.
Во мне говорит не влюбленность поэта
И не гордость сестры.
Зовут ее Ася: но лучшее имя ей – пламя,
Которого не было, нет и не будет вовеки ни в ком.
И помните лишь, что она не навек перед вами,
Что все мы умрем…
Марина Цветаева
27 сентября 1894 родилась Анастасия Цветаева – писательница, переводчица, педагог, наставница молодых поэтов, арестантка, лагерница, мемуаристка. Ее, дочь профессора Ивана Владимировича Цветаева, основавшего и подарившего Москве знаменитый Румянцевский музей (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина), внучку почетного гражданина Москвы, много сделавшего для ее процветания, Александра Даниловича Мейна, в 1937 отправили в сталинские лагеря, а потом в бессрочную ссылку в Сибирь.
Ее долгую жизнь – она ушла в 98 лет – можно назвать иллюстрацией к отечественной истории XX века. Своими глазами видела старую Россию, революцию и переворот 1917 года, ленинское и сталинское время, Великую отечественную войну, восстановление страны и полет человека в космос, мирную спокойную жизнь советских людей в 70-е годы и разрушение СССР, гласность и перестройку, новую демократическую Россию. Целая эпоха!
Выставка «Многоликая Ася»: личность, судьба и творчество Анастасии Цветаевой», открывшаяся в библиотеке Донбасской национальной академии строительства и архитектуры
(Абонемент художественной литературы, 2 корпус, 1 этаж) посвящена этому удивительному человеку – младшей сестре Марины Цветаевой и адресату многих ее стихотворений талантливому литератору, хрупкой женщине с волевым характером, проявившей в тяжких жизненных испытаниях несокрушимую силу духа. На выставке представлены произведения Анастасии Цветаевой, а также воспоминания, статьи, биографические материалы, которые знакомят с творчеством одного из самых известных и оригинальных писателей XX века. Выставка откроет двери для всех любителей литературы и позволит глубже узнать о жизни и творчестве этой замечательной личности.
«Трагедии себе не хочет никто, с нею рождаются»
Юность Анастасии Цветаевой прошла в окружении великих поэтов. Помимо Марины, это были Максимилиан Волошин, Борис Пастернак, Андрей Белый, Валерий Брюсов…
Сама Ася в творчестве отдавала предпочтение прозе. Стихи она писала очень редко – за всю ее жизнь была выпущена только одна книга поэзии, которая так и называлась – «Мой единственный сборник».
Писала младшая Цветаева всю жизнь, в 1921 году была даже принята в Союз писателей. Но книги двадцатых годов – «Голодная эпопея» и «SOS или Созвездие Скорпиона» были сначала не приняты в печать, а при аресте 1937 года уничтожены вместе со всем архивом. При аресте, как вспоминает Анастасия Ивановна, у неё изъяли целый сундучок рукописей — сказки, рассказы, заметки и черновики…
Сталинская карательная машина наказывала людей не за преступления, а часто за родственные связи. Анастасия была арестована не столько за собственное инакомыслие, сколько для влияния на Марину Цветаеву и Сергея Эфрона, находящихся во Франции.
Первому аресту Анастасия подверглась в 1933 году, провела в заключении два месяца, а освободили её по ходатайствам Бориса Пастернака и Максима Горького. В 1937 году – второй арест. Анастасию Ивановну приговорили к десяти годам лагерей и отправили на Дальний Восток.
Десять лет прошли в нечеловеческих условиях — работала истопником, посудомойкой. Впоследствии Анастасия Ивановна напишет: «Марина хлебала несчастность ковшом. Я – глотками». Ей всегда думалось, что у нее все еще не так плохо.
В 1947 году Цветаеву освобождают, а через два года – новый арест. Писательница отправляется в Новосибирскую область, в тайгу. В поселок с уютным названием Пихтовка, в один из центров ссылки политзаключенных.
Анастасия Ивановна написала об этом времени книгу воспоминаний «Моя Сибирь». И, как всегда, – без надрыва, без жалоб, без обид на судьбу.
«Такие, как мы, есть…»
Внучка Анастасии Ивановны позже вспоминала: «Моя бабушка, всем говорившая «Вы», включая животных, не убившая ни одного таракана — «тварь Божью», отказавшаяся раз и навсегда из гуманных побуждений от мясных блюд, никак не могла свергать существующий строй. Она все отрицала, не назвала ни одной фамилии…»
Анастасия Цветаева была освобождена только после смерти Сталина, а в 1959 году реабилитирована.
Ей было 66 лет, и почти половину из них она в буквальном смысле потеряла — в лагерях и ссылках. У неё не осталось архива, сестра покончила жизнь самоубийством в эвакуации в самом начале войны. У любого человека опустились бы руки, но Анастасия Цветаева нашла смысл жизни — в прошлом. В шестидесятые годы, а потом в годы перестройки Анастасия Ивановна много сделала для восстановления и увековечивания памяти о Марине Цветаевой – искала ее могилу в Елабуге, добивалась открытия музея в Тарусе. Ее многолетняя работа по сохранению наследия сестры помогла создать московский Дом-музей Марины Цветаевой.
В 70-80-е Анастасия Цветаева активно издавалась — это была мемуарная проза и то, что ей удалось восстановить из уничтоженного архива в 30-е годы. Вышли ее знаменитые, несколько раз переиздававшиеся «Воспоминания» – уникальная мемуарная проза, занявшая особое место в русской литературе; роман «AMOR», рассказы о животных «Непостижимые», повесть «Моя Сибирь», сборник мемуарных зарисовок «Неисчерпаемое»…
Писать нужно только о тех, кого любишь, говорила Анастасия Ивановна. Всё написанное ею исполнено как признание в любви – к Богу, к жизни, к современникам. Эти книги о том, что даже в самых бесчеловечных условиях люди могут сохранить человеческое достоинство и доброту друг к другу. Всю жизнь она несла в себе свет великой русской культуры и свет веры.
История одного стихотворения
Кому замужняя Марина Цветаева посвятила своё знаменитое «Мне нравится, что вы больны не мной»? Стихотворение получило широкую известность после выхода в 1975 году на экраны популярного фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!». Строки были положены на музыку Микаэла Таривердиева и спеты Аллой Пугачевой.
Долгие годы адресат этих строк был тайной, которую только в 1980-м открыла Анастасия Ивановна.
Адресатом этого стихотворения был жених Анастасии, инженер-химик Маврикий Минц. Анастасия Ивановна позже вспоминала, что когда её жених увидел Марину впервые, он просто не мог отвести глаз. Их симпатия была взаимной, она привела к многочисленным слухам и сплетням, но отношения закончились расставанием. И кто знает, как развивались бы события, если бы Минц встретил первой не Анастасию, а Марину.
В этот момент и появляются знаменитые строки, которые сейчас знакомы каждому. Изящно, легко и по-женски элегантно Марина Цветаева поставила точку в этой пикантной истории, хотя и признавалась сестре, что увлечена её женихом не на шутку. Сама же Анастасия Цветаева до самой смерти была убеждена, что её сестра, влюбчивая по натуре и не привыкшая скрывать свои чувства, попросту проявила благородство.
На снимке — Марина с дочерью Алей (Ариадна Эфрон), Ася (Анастасия Цветаева) с сыном Андреем и их мужья – Сергей Эфрон и Маврикий Минц, ему Цветаева и посвятила стихотворение.
Материал подготовила библиотекарь 1 категории
И.В. Туковская