Песни Великой отечественной… И сразу на память приходят «Землянка», «Темная ночь», «Соловьи». Почему, несмотря на неоднократную смену моды в эстрадной песне, к песням Великой Отечественной войны сохраняется теплое, трепетное отношение? Наверное, потому, что эти песни просты, как солдатский быт, и задушевны, как воспоминание о любимой. Они удивительно мелодичны и легко запоминаемы. В предпраздничные майские дни эти прекрасные мелодии звучат в радиопрограммах, по телевидению, на концертах и просто на улицах. Люди старшего поколения вспоминают и поют их за столом в день празднования Дня Победы. Их отличает оптимизм, неиссякаемая вера в дружбу и любовь, все лучшее, за что надо было сражаться и побеждать.
В этой публикации мы постараемся интересно рассказать вам, дорогие ребята, об удивительных, иногда трагичных, но очень светлых историях создания этих легендарных песен, чтобы у вас, возникло желание их слушать и переживать.
Песни военных лет занимают особое место в истории культуры. Они стали не просто частью творческого наследия, но и символом целой эпохи. Они сродни русской народной песне. А русская песня, согласно оценке философа, И. Ильина, — глубока, как человеческое страдание, искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение. В тяжелую годину она спасает душу от грозящего озлобления и окаменения. Для разных поколений нашего народа эти вечные мелодии и слова, написанные много лет назад, передаются на генном уровне.
Мое личное отношение к военной песне — отношение человека, принадлежащего к поколению, деды которого погибли на фронте. Поэтому, например, слова из песни: «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти — четыре шага» — воспринимается мною не как поэтический прием, а как строка из последнего фронтового письма моего пропавшего без вести деда.
Истории знаменитых мелодий
«Вставай, страна огромная…»
Песня, без которой не обходится ни один фильм и ни один телевизионный сюжет о Великой Отечественной войне. Даже немые кадры военной хроники немедленно вызывают в голове отзвук грозного марша. Многие военачальники говорили, что по силе воздействия эта песня может сравниться с «целым бронетанковым корпусом».
Георгий Жуков называл песню «бессмертной». Владимир Высоцкий в анкете молодого рабочего сцены Театра на Таганке назвал песню «Священная война» своей любимой. Его сын — Никита Высоцкий рассказывал — «Отец сказал: Ты пацан, ты просто мальчишка еще. И когда у тебя мурашки по спине побегут от этой песни, значит, ты повзрослел».
Вставай, страна огромная, // Вставай на смертный бой…». Стихи В.И. Лебедева-Кумача, начинавшиеся этими строками, прогремели на всю страну 24 июня 1941 года. Их прочитал по радио знаменитый актёр Малого театра Александр Остужев. В тот же день стихотворение одновременно опубликовали газеты «Известия» и «Красная звезда». В сердце, практически каждого человека, ударяла строка, вынесенная поэтом в заголовок стихотворения: «Священная война».
Идея написать музыку на стихи Лебедева-Кумача про «Священную войну» пришла руководителю краснознамённого ансамбля «Песни и пляски» Александру Александрову. Он, прочитав её в газете, сразу же сел за рояль. А уже на следующий день, принёс готовую песню на репетицию ансамбля и объявил: «Срочно начинаем разучивать». Перепечатывать слова и ноты не стали. Все дружно переписывали всё необходимое в свои тетради вручную. После этого музыканты отправились домой, репетировать. На это им дали всего один вечер.
Уже на следующий день, на Белорусском вокзале, откуда солдаты отправлялись на фронт, состоялось выступление ансамбля Александрова с песней «Священная война». Импровизированную сцену из досок сколотили прямо в зале ожидания. Музыканты очень волновались. Они сомневались, уместно ли вообще выступать в такой обстановке. Зал был забит битком. Всюду раздавались резкие команды, шум, звук радио и улицы. И даже слова ведущего, объявившего что сейчас прозвучит песня «Священная война» в таком гуле почти никто не услышал.
Но стоило артистам запеть, как все присутствующие на вокзале, начали замолкать. На втором куплете песни, в зале уже стояла абсолютная тишина. Солдаты слушали эту песню стоя. На их суровых, сосредоточенных лицах внезапно появились слёзы. Как только музыка затихла, бойцы сразу начали требовать её повторить. Так продолжалось ПЯТЬ раз (!!!).
Сейчас в это сложно поверить, но всё первое военное лето 1941 года, песню «Священная война» исполнять запрещали. Власти её считали уж слишком трагичной. К тому же пелось в ней не о скорой победе, давшейся малой кровью, а о тяжёлой смертельной битве.
И только в середине октября 1941 года, когда «вермахт» захватил Калугу, Ржев, и Калинин (ныне, это снова город Тверь), не было ни дня, чтобы «Священная война» не звучала по всесоюзному радио. Каждое утро её давали в эфир, аккурат после боя кремлёвских курантов. И именно она четыре года, долгих, мучительных сражений, поднимала наших солдат на бой «… с фашисткой силой тёмною, с проклятою ордой».

Сегодня на фасаде здания Белорусского вокзала в Москве можно увидеть один из самых необычных мемориальных символов — барельефный памятник песне, «Священной войне». Здесь изображены идущие к поезду солдаты, провожающие их матери и жены с детьми, спешащие заключить, может быть, в последнее объятье своих любимых. Конечно, изображены выступающие перед воинами музыканты ансамбля Александрова. И в центре сам Александров — вскинув руки над «прорезающими» барельеф, густыми клубами паровозного дыма, держа острую, как штык, дирижерскую палочку.
«Вечер на рейде»
Одной из первых лирических песен, появившихся в 1941 году, стала песня В. П. Соловьева-Седого «Вечер на рейде» на слова А. Чуркина.
Как же родилось это песенное чудо? Василий Павлович вспоминал:
— В августе 1941 года вместе с группой композиторов и музыкантов мне пришлось работать на погрузке в Ленинградском порту. Стоял чудесный вечер. Невдалеке на рейде стоял какой-то корабль, с него доносились к нам звуки баяна и тихая песня. Мы как раз кончили нашу работу и долго слушали, как поют моряки. У меня возникла мысль написать об этом тихом, чудесном вечере, неожиданно выпавшем на долю людей, которым завтра, может быть, предстояло идти в опасный поход, в бой. Возвратившись из порта, я сел сочинять эту песню…
Композитор сам придумал начало припева — «Прощай, любимый город!» — и, отталкиваясь от него, стал писать музыку. Через два дня он передал ноты давнему своему другу поэту Александру Чуркину, и тот сложил полный текст «Вечера на рейде».
Первый показ песни в Союзе композиторов окончился неудачно. Ее не приняли. Как сказали: «В песне нет ни героики, ни патетики».
Впервые на фронте «Вечер на рейде» прозвучал зимой 1942 года под Ржевом. Ее исполнили участники фронтовой концертной бригады, в состав которой входил и композитор В.П. Соловьев-Седой. Лирическая напевная мелодия так полюбилась бойцам, что они записали слова, и песня полетела по полкам и батальонам.
Где бы не выступали артисты – эта душевная песня была в их репертуаре. Уже со второго куплета бойцы подпевали артистам:
Споёмте, друзья, ведь завтра в поход
Уйдём в предрассветный туман
Споём веселей, пусть нам подпоёт
Седой боевой капитан.
Припев:
Прощай, любимый город!
Уходим завтра в море,
И ранней порой
Мелькнёт за кормой
Знакомый платок голубой.
Судьба этой песни удивительна. Её считали своей и моряки, и пехотинцы, которые пели «Уходим завтра в поле…». Десантники перед вылетом на свои операции пели: «прощай, земля Большая! Десант наш улетает…». И даже итальянские партизаны на эту мелодию создали свою песню.
Бывало, нет у солдата сил, получил плохие вести о семье, устал от бесконечных трудностей и лишений, голода и холода. И тут приходила на помощь фронтовая песня, и откуда только силы брались. Песня поднимала боевой дух, шла с солдатом в бой, становилась верным другом.
Песни, рождённые в годы войны, всё так же волнуют, тревожат, радуют, вызывают слёзы. Они — как глоток свежего воздуха.
«Темная ночь» — одна из самых популярных песен военных лет
В 1943 году, прямо в разгар войны, в Ташкенте в период эвакуации, проходили съемки фильма «Два бойца». Он создавался на основе повести Льва Славина «Мои земляки», рассказывающей о нерушимой фронтовой дружбе 2-х красноармейцев в годы Великой Отечественной
Идея написания песни «Темная ночь» принадлежит режиссеру картины Леониду Лукову. У него возникли трудности со съемкой эпизода, где герой Марка Бернеса, солдат Аркадий Дзюбин пишет письмо домой. После многих неудачных попыток режиссеру пришла в голову мысль, что исполненная в кадре лиричная песня создаст необходимую эмоциональную атмосферу и передаст чувства героя.
Из воспоминаний Никиты Богословского: «Однажды вечером пришел ко мне Леонид Луков и сказал: «Понимаешь, не получается у меня никак сцена в землянке без песни». И так взволнованно, так талантливо рассказал мне и тему песни, и ее настроение, что я, сев к роялю, сразу, без единой остановки сыграл ему мелодию «Темной ночи», которая и вошла потом в фильм без изменения».
Разбудили Бернеса, отсыпавшегося после утомительных съемок, где-то уже поздно вечером раздобыли гитариста. Для того, чтобы записать песню, необходимо было попасть в звуковой павильон, который ночью был закрыт на замок. Пришлось взломать дверь. Удивительно, что для записи композиции и снятия эпизода режиссёру и его команде хватило одного дубля.
Марк Бернес, который всегда учил песни месяцами, подготовил «Тёмную ночь» буквально за 15 минут. Песню записали, и утром уже снимали сцену в землянке под фонограмму этой песни…
Тёмная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звёзды мерцают.
В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться сейчас губами!
Тёмная ночь разделяет, любимая, нас
И тревожная, чёрная степь пролегла между нами.
Марк Бернес, игравший роль Аркадия Дзюбина, исполнил эту песню с неповторимым звучанием, очень душевно и волнительно. А сцена во фронтовой землянке с протекающей крышей, проникновенно рассказывала о жизни бойцов на фронте.
По свидетельству Константина Симонова, весной 1943 года эта песня была «на устах буквально у каждого фронтовика», потому что вместила в себя мысли и чувства миллионов людей. Песню запели еще до выхода в свет картины.
Ее первым эстрадным исполнителем был Леонид Утесов. «Помню, было это в помещении театра имени Ленинского комсомола, — пишет Утесов. — Пою: «Темная ночь, только пули…» — и вижу, как люди плачут. Песня произвела огромное впечатление».
По сей день редкий концерт, посвящённый теме Великой Отечественной войны и Великой Победы, обходится без «Тёмной ночи».
А на надгробии автора стихов Владимира Агатова, похороненного на Новодевичьем кладбище, выгравированы слова: «Тёмная ночь, только пули свистят по степи…».
«Случайный вальс»
Песня «Случайный вальс» – ровесница Сталинградской битвы. Она была написана как раз в дни, когда отмечалась победа над армией вермахта в городе на Волге. Первоначально поэт Евгений Долматовский опубликовал стихотворение под названием «Танцы до утра». Чуть позже Марк Фрадкин придумал мелодию. На встрече с командующим фронтом Константином Рокоссовским авторы рассказывали о своих творческих планах, и тут политуправление предложило создать им что-то вроде офицерского вальса. После непродолжительной работы была сочинена песня «Офицерский вальс».
Первым исполнителем «Офицерского вальса» стал Леонид Утесов, а затем эта песня вошла в репертуар многих артистов, дававших фронтовые концерты.
Однако была в этой истории деталь, которая иногда, что называется, выпадает из канвы. По воспоминаниям Долматовского, эпизод с танцем, который лег в основу нового стихотворения, рассказал Фрадкину молодой летчик Василий Васильев. Это он пригласил на танец незнакомую девушку по имени Зина, вот и попросил композитора написать песню об этом. Она прозвучала по радио, и Зина прислала туда письмо, да только передать его было уже некому — Васильев погиб…
Красивый вальс о зарождающейся любви, нежный, искренний, стал очень популярным. Но вместе с популярностью пришла и критика. Причем не просто критика, а разнос на самом высоком уровне.
По одной из легенд, песней был крайне недоволен сам Сталин, считавший, что ее слова нелепы. Генералиссимуса особенно возмутили строки «И лежит у меня на погоне незнакомая ваша рука». «Как так — рука девушки на погоне? Наши советские офицеры — гиганты! Разве может ее рука достать до погона?». Досталось и танцам. По мнению Сталина, советский командир должен был не танцевать, а воевать.
Был раскритикованы и другие строки. Почему офицер пришел в незнакомый дом? Почему танцует с незнакомой женщиной? И почему при этом чувствует себя так вольно?
Досталось даже названию: «Офицерский вальс» стал «Случайным вальсом».
Так «погон» превратился в «ладонь», а строки о «легкомысленном» танце и вовсе запретили к исполнению. Но даже на этом цензура не ограничилась.
Сразу после войны «Случайный вальс» запретили полностью. Песня больше не звучала по радио и была изъята из репертуаров артистов. Мелодия вновь вернулась на сцену лишь с наступлением оттепели.
Ночь коротка, спят облака,
И лежит у меня на ладони
Незнакомая ваша рука.
После тревог спит городок,
Я услышал мелодию вальса
И сюда заглянул на часок.
«Катюша» — песня на все времена
Легендарная песня «Катюша» давно уже стала одним из главных символов нашей страны в мире. Интересно, что иностранцы, встретив россиян за рубежом, и желая выразить свою симпатию, часто пытаются, как могут, исполнить это музыкальный шедевр. Сегодня многие искренне считают, что «Катюша» — это народная песня, родившаяся в незапамятные времена.
В 1938 году уже известный тогда поэт Михаил Исаковский написал несколько теперь уже всем известных строк — о девушке Катюше, вышедшей на крутой берег, и запевшей песню. И в этот момент вдохновение покинуло Исаковского.
Взявшись за дело, композитор М.Блантер написал музыку, и фактически поставил Исаковского перед фактом — текст придется дописывать.
Точно известно, что первая запись «Катюши» на пластинке появилась в 1939 году в исполнении Валентины Батищевой.
Началось что-то невероятное. Едва ли ни на каждом концерте исполнительниц «Катюши» вызывали на «бис», пластинки с этой песней отрывали с руками.
Но в 1941 году «Катюша» стала уже не просто популярной песней, а одновременно и гимном, и молитвой сражающегося народа.
Появились десятки, если не сотни вариантов песни, где Катюша становилась и медсестрой, и партизанкой, сражающейся с фашистами.
Впоследствии «катюшами» стали именовать и новые модификации одного из видов оружия.
В 1945 году «Катюша» гремела по всей Европе, став одним из запоминающихся символов нашей Победы.
В последующие десятилетия «Катюшу» исполняли лучшие отечественные певцы. Популярность песни за рубежом только увеличивалась. Например, в нее буквально влюблены китайцы. Наверное, не стоит удивляться, что запущенный в 2017 году российский телеканал, вещающий в Китае на русском языке с китайскими субтитрами, получил название «Катюша».
На счету Михаила Исаковского и Матвея Блантера немало популярных и любимых народом песен. Но «Катюша» — это «Катюша».
Песни Победы! Песни, которые на веки свяжут ниточкой эти две такие непохожие, военную и мирную, жизни. И эта нить священной памяти, о великом подвиге доблестного советского солдата не прервется, пока будут звучать песни о войне.
По результатам исследования считается, что песни, созданные в годы Великой Отечественной войны, отражают исторические события того времени и являются частью нашей истории и лирической летописью времени.
Материал подготовила
Библиотекарь 1 категории
Т.Н. Шинкарева

