Цифровым инженерам быть: в ДОННАСА состоялся первый в истории региональной высшей строительной школы выпуск бакалавров-строителей, специализирующихся в сфере технологий информационного моделирования

Совсем недавно подведены итоги учебного года на ученом совете Донбасской национальной академии строительства и архитектуры, состоялось важное событие в жизни студентов – вручение дипломов о высшем образовании, отзвучали торжественные фанфары в честь выпускников, которых в этом году в ДОННАСА подготовлено более 950, но на фоне всех этих значимых событий мы не забыли, что этот выпуск-2025 уникален еще и тем, что впервые в истории региональной высшей строительной школы осуществлен выпуск бакалавров-строителей, специализирующихся в сфере технологий информационного моделирования.

Образовательная программа «Технологии информационного моделирования в строительстве» (ТИМС), реализуемая в ДОННАСА с 2021 года, направлена на подготовку бакалавров по направлению подготовки 08.03.01 «Строительство», ориентированных на профессиональную деятельность, связанную с применением технологий информационного моделирования зданий, выполнением и организационно-техническим сопровождением проектных работ, формированием информационных моделей зданий при решении профильных задач на всех этапах жизненного цикла объектов капитального строительства.

25-26 июня 2025 года на кафедре специализированных информационных технологий и систем ДОННАСА впервые состоялись защиты выпускных квалификационных работ бакалавров по профилю «Технологии информационного моделирования в строительстве». Это поистине знаменательное историческое событие в истории вуза, поскольку кафедра, которая осуществляла на протяжении 65 лет базовую фундаментальную подготовку в области инженерной и компьютерной графики, информационных технологий, стала выпускающей, причем по одному из самых востребованных сегодня направлений подготовки.

Доброжелательно, но весьма тщательно и беспристрастно, свою ответственную и важную задачу выполнила Государственная экзаменационная комиссия, рассмотрев все выпускные квалификационные работы. В состав ГЭК вошли:

  • председатель – Самойленко М.Е., к.т.н., главный архитектор института ООО «ДОНБАССКИЙ ПРОМСТРОЙНИИПРОЕКТ»;
  • заместитель председателя – Назим Я.В., к.т.н., доцент, заведующий кафедрой специализированных информационных технологий и систем ФГБОУ ВО «ДОННАСА»;
  • члены комиссии:

Крысько А.А., к.т.н., доцент кафедры специализированных информационных технологий и систем ФГБОУ ВО «ДОННАСА»;

Бумага А.И., к.т.н., доцент кафедры специализированных информационных технологий и систем ФГБОУ ВО «ДОННАСА»;

Шаповалов А.И., заместитель директора ООО «ККС ГРУПП»;

Федина С.В., ведущий инженер ООО «ИНСТИТУТ ЮЖНИИГИПРОГАЗ»;

  • секретарь комиссии – Полянский Д.Д., ассистент кафедры специализированных информационных технологий и систем ФГБОУ ВО «ДОННАСА».

 

Все выпускные квалификационные работы были выполнены студентами на актуальные темы для строительства в новых регионах России, что особенно важно для социально-экономического развития Донецкой и Луганской республик, Запорожской и Херсонской областей, в том числе:

— «Разработка цифровой информационной модели гостиницы в г. Волноваха на стадии проектной документации» (студент Семенов Г.А., руководитель – к.т.н., доцент Крысько А.А.);

— «Разработка цифровой информационной модели многоквартирного жилого четырехэтажного дома с паркингом в цокольном этаже в г. Лисичанск на стадии проектной документации» (студентка Давыденко Т.В., руководитель – к.т.н., доцент Крысько А.А.);

— «Проектирование двухэтажного здания ресторана на 150 мест в г. Бердянск с использованием технологий информационного моделирования» (студент Крокошенко В.С., руководитель – к.т.н., доцент Крысько А.А.);

— «Проектирование здания автосалона в г. Луганск с использованием технологий информационного моделирования» (студент Беляев В.А., руководитель – к.т.н., доцент Назим Я.В.);

— «Разработка цифровой информационной модели здания ресторана на 150 мест в г. Мариуполь на стадии проектной документации» (студент Мажан Д.А., руководитель – к.т.н., доцент Воронова О.С.).

 

Государственная экзаменационная комиссия высоко оценила полноту и качество проработки всех выпускных квалификационных работ, навыки студентов по применению современных BIM-инструментов и САПР-систем (платформа nanoCAD, nanoCAD Стройплощадка, nanoCAD Инженерный BIM, ЛИРА-САПР и др.), программных комплексов для составления, проверки и оформления сметной документации.

Комиссия особо отметила комплексную выпускную квалификационную работу «Создание цифрового двойника здания учебного корпуса №1 ФГБОУ ВО «ДОННАСА» с пристройками и переходами» студентов Загорий К.С., Курочка А.В., Плотников А.Д., Рудакова Е.В. (руководители: к.т.н., доцент Воронова О.С., к.т.н., доцент Назим Я.В., к.т.н., доцент Крысько А.А.). Целью данной работы была разработка с применением технологий информационного моделирования цифрового двойника учебного корпуса №1, включая пристройку блока поточных (лекционных) аудиторий, пристройку блока актового зала, пристройку здания спорткорпуса, для дальнейшего использования при управлении эксплуатацией и планировании капитальных и текущих ремонтов.

Данная работа особенно актуальна, поскольку согласно стратегии развития отрасли строительства и сферы ЖКХ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ № 3268-р, цифровой двойник объекта капитального строительства – это синхронизированная цифровая копия объекта капитального строительства, представляющая собой виртуальную модель, воспроизводящую форму оригинального объекта и все характерные для такого оригинала процессы, что позволяет однозначно идентифицировать все исторические изменения, выполненные для объекта-оригинала, а также прогнозировать жизненный цикл копируемого объекта.

Выполненная студентами работа имеет реальную практическую значимость, направленную на цифровую трансформацию административных процессов инфраструктурного развития вуза, включая развитие системы управления жизненными циклами объектов капитального строительства, находящимися на балансе вуза и внедрение информационных технологий на всех этапах жизненного цикла объектов.

Задачами данной работы являлось создание на основе обмерочных чертежей точной цифровой информационной модели (ЦИМ) объекта с использованием современных инструментов информационного моделирования, наполнение модели атрибутивной информацией о материалах и конструкциях, проверка модели на коллизии. Созданный цифровой двойник обладает широким набором функций для дальнейшего практического применения. Цифровой двойник создан с высокой детализацией, что позволяет детально анализировать все конструктивные элементы здания, точно определять потребность в материалах для текущего ремонта, оптимизировать графики обслуживания и моделировать варианты реконструкции. Результаты данной работы открывают новые перспективы для улучшения эксплуатации и реконструкции зданий с помощью современных цифровых технологий.

Большинство выпускников программы ТИМС решили продолжить обучение в магистратуре по направлению 08.04.01 «Строительство» по новой актуальной для региона программе «Цифровые технологии в строительстве», и в эти дни сдают вступительные испытания. Часть выпускников программы уже трудоустроена в строительной отрасли и делает первые шаги в своей профессиональной реализации.

Дорогие выпускники! Ещё раз поздравляем вас со знаковым событием, рубежом в вашей жизни! Впереди у вас прекрасные перспективы в профессии и карьерный рост. Пусть ваши знания и полученные навыки помогают вам раскрыть все свои таланты и реализовать свои возможности!

В заключение отметим, что завершается прием абитуриентов в рамках контрольных цифр приема за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, и у поступающих есть еще возможность подать документы в приемную комиссию ДОННАСА и принять участие в конкурсе на новую и перспективную программу 08.03.01 «Строительство, профиль «Технологии информационного моделирования в строительстве» (ТИМС). А для тех, кто еще так и не определился с выбором приоритета при поступлении, возможно, эта публикация познакомит ближе с образовательной программой ТИМС и позволит принять верное решение.

Продолжение следует…

image_pdfimage_print