К 145-летию со дня рождения
Александра Степановича Грина (1880 – 1932 г.) –
русского писателя, непревзойденного мастера романтической прозы, поэта и создателя удивительных миров, полных приключений, любви и неукротимой веры в мечту!
«Если отнять у человека способность мечтать, то отпадёт одна из самых мощных, побудительных причин, рождающих культуру, искусство, науку и желание жить».
А. Грин
23 августа 2025 года отмечается 145 лет со дня рождения писателя, романтика и мечтателя Александра Грина. Его творчество находится на каком-то особом месте в отечественной литературе. Так как он, не писал никто — ни до него, ни после. Ему даже не пытались подражать, слишком необычным был жанр, в котором он трудился.
О чем мечтал всю жизнь Александр Грин, кем и как работал, кого любил, и почему прожил так мало (всего 51 год)? Рассказываем о жизни и творчестве автора всемирно известной повести «Алые паруса».
Начнем, именно с Алых парусов. И, знаете почему? Потому что по мотивам этого произведения ставились спектакли, оперы, мюзиклы, балеты, снималось кино, писались картины. Эта книга вдохновила огромное количество деятелей искусства.
Александр Грин явно не подозревал, что его Ассоль и идея с алыми парусами войдут в мировую историю, как символ, как бренд города на Неве.
Творчество Грина и сегодня остаётся живым, его творческое наследие по-прежнему интересно, его книги переиздаются с постоянной регулярностью, о его героях пишутся песни, его творчеству посвящена международная конференция «Гриновские чтения».
Если положить перед человеком, который никогда не слышал об Александре Грине, книгу «Алые паруса», сможет ли он определить, когда повесть была написана? Что это, романтизм, символизм или новая искренность прошлого века? Наверное, все вместе. Грин написал вневременную книгу, которая покажется актуальной человеку из любой эпохи. В конце концов, что может быть более современным каждому веку, чем мечта?

Алые паруса – это не просто символ мечты. Это чудо. А, как мы знаем из повести Грина, «чудеса нужно делать своими руками. Если душа человека жаждет чуда – сделай для него это чудо. Новая душа будет у него и новая — у тебя».
И, не удивительно, что «Алые паруса» стали символом праздника мечты, праздника феерии, праздника выпускников в Санкт-Петербурге.
«Алые паруса» — праздник выпускников ленинградских школ, появление которого в конце 60-х навеяла популярность одноименного фильма по повести А. Грина. Первый праздник состоялся 27 июня 1968 года. В этот день ленинградские школьники впервые увидели на Неве бригантину под алыми парусами. Традиция прервалась в 1979 году и была возрождена лишь спустя 25 лет. Второе рождение праздника состоялось 24 июня 2005 года и продолжается по сей день
Белоснежный корабль, алые, развивающиеся на ветру паруса — это настоящее волшебство, это возможности, это светлое будущее, о котором мечтают миллионы школьников. Это символ мечты, которая обязательно сбудется.
Так почему же все-таки «Алые паруса» и что они символизируют? Чтобы ответить на этот вопрос, придется углубиться в черновики писателя. Он называл повесть «феерией».
А ведь идея этой книги родилась в голове писателя совершенно случайно. Как-то раз Грин увидел в витрине с игрушками лодочку с белыми парусами.
«Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал – что, тогда я прикинул, не скажет ли больше парус красного, а лучше того – алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. Ликование означает знание, почему радуешься. И вот, развертывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия», – писал автор.

Трудно поверить в то, что это необыкновенно светлое произведение Грин создавал в голодном Петрограде, в маленькой, скудно обставленной комнате. В те дни Грин с женой часто голодали. Синея от холода, стояли на Кузнечном рынке, продавая старую одежду или меняя мыло из пайка на продукты. Деньги тогда им были нужны до крайности. Но даже в те тяжёлые дни Грин оставался мечтателем. Он очень любил жизнь и хотел её видеть совершенной.
Александр Грин – вечный странник. Жизнь
Россия всегда дарила миру великие имена: Александр Пушкин, Лев Толстой, Антон Чехов — это художники на все времена. И каждый из них укрепляет, «держит» нашу душу, а человечеству являет вечный эталон Истины. Двадцатый век прибавил к этим учителям и защитникам людей еще одно заветное имя – Александра Грина.
По словам Александра Грина, (подлинное имя – Александр Степанович Гриневский) он прожил жизнь, усыпанную не розами, а гвоздями. Прежде чем стать писателем, кем он только ни работал. Был газетчиком, рыбаком, землекопом, банщиком, маляром, мыл золото на Урале, гасил нефтяные пожары, переписывал документы в адвокатской конторе и даже глотал шпаги в цирке.
Творческий путь его тоже не был гладким, он совершенно не вписывался в реальную литературную жизнь России 1930-х годов, стране были нужны другие герои.
Александр Степанович Гриневский родился 11 (24 августа) 1880 году в городе Слободском Вятской губернии. Вскоре семья переехала в Вятку. Отец его, «вечный поселенец», дворянин, за участие в польском восстании был сослан в Сибирь. В 1868 году ему разрешено жить в Вятской губернии. Мать Грина, дочь мелкого чиновника, умерла, когда Грину было 13 лет. С мачехой Александр не поладил, часто убегал из дома, чтобы побыть в одиночестве, и в итоге стал жить отдельно от семьи. Может, поэтому его герои зачастую сироты, не помнящие материнской ласки, а образ матери овеян в его произведениях ореолом любви, святости.
Читать Александр научился очень рано, в шесть лет он уже не мог оторваться от книги. Особенно любил приключенческую литературу. Первой книгой, которую мальчик осилил самостоятельно, было «Приключение Гулливера» — Джонатана Свифта.
Вятка конца XIX века не являлась глухим медвежьим углом. В ней были, свой театр, общественные и частные библиотеки, гимназии, городские училища. Однако из-за строптивого характера Грин не мог ужиться с наставниками и сверстниками в школе и училище. От одиночества и обид он уже с детства «уходил в мир вымысла и фантазии, грезил о далёких странах, морских путешествиях, необыкновенных подвигах.
После окончания Вятского училища в 1896-м, отец выделил сыну 25 рублей и благословил его на поездку в Одессу. Грин решил воплотить в жизнь свою детскую мечту о море. После скитаний и бродячей жизни Александр попал на судно матросом, но разочаровался, серьезно разругался с капитаном корабля и бросил это занятие.
В 1902 году, то ли устав от голодных мытарств, то ли под давлением отца, Грин поступил на службу в армию. Но солдатская жизнь оказалась ничуть не легче участи матроса. Бесчинства, царившие в войсках, заставили Грина дезертировать, и они же подтолкнули его к писательству.
Свой первый рассказ «Заслуга рядового Пантелеева», написанный в 1906 году, автор посвятил изобличению нарушений, творившихся в царской армии. Гонорар за публикацию Грин получил, но весь тираж был изъят и уничтожен полицией – лишь по счастливой случайности до нас дошли несколько экземпляров этой смелой агитброшюры. Та же участь постигла его второй рассказ – «Слон и Моська». Первым произведением, которое все-таки появилось на книжных прилавках, стал рассказ «В Италию».
В начале 1908 года вышла первая книга Грина – «Шапка-невидимка». Это был сборник рассказов о революционерах, вдохновленный союзом Грина с эсерами. Однако постепенно они разошлись в своих идеалах, и Грин вновь пустился в «одиночное плавание». На этот раз он с головой погрузился в писательство и отправился покорять Петербург.
Период с 1912 по 1917 год был для Грина необычайно плодотворным: он написал около 350 рассказов, опубликованных более чем в 60 изданиях. Важным событием в его жизни стала женитьба: первой женой писателя стала 24-летняя Вера Абрамова, дочь богатого чиновника. Она стала прототипом Гелли – главной героини в рассказе «Сто верст по реке». Однако свой главный труд Грин впоследствии посвятит другой женщине.
Впервые в жизни у Грина появились деньги и признание – вещи, которых он не знал никогда. Слава о новом оригинальном русском писателе быстро распространялась в литературных кругах. Грин сблизился с М. Горьким, А. Толстым, В. Брюсовым,
А. Куприным. Впрочем, что касается денег, надолго они у него не задерживались: Грин часто проводил время в кутежах и за карточным столом.
В то время как его писательская карьера шла в гору, семейная жизнь трещала по швам: в 1913 году Вера ушла от мужа, не выдержав его бесконечных кутежей и устав от тяжелого, непредсказуемого характера. Однако, с портретом Веры Павловны он не расставался до конца жизни.
После Октябрьского переворота в журнале «Новый сатирикон», где в то время работал Грин, начали один за другим появляться его острые заметки, в которых он критиковал большевиков за жестокость и бесчинства. Из-за этого Грин быстро оказался в опале, в 1918 году его едва не расстреляли.
А в январе 1921 года на Невском проспекте А. Грин случайно встретил Нину Николаевну Миронову, миловидную молодую женщину, которая в 1818 году работала в газете «Петроградское эхо». Александр Степанович приносил в издательство свои рассказы и тогда ещё обратил внимание на озорную барышню, оживлявшую будничную газетную атмосферу. Ему, мрачному, одинокому, было легко с ней, он поражался её общительности и жизнелюбию. 23 февраля 1921 года они сочетались законным браком. Вместе они счастливо прожили отведенные им 11 лет и оба считали свою встречу подарком судьбы.
Именно Нине Грин посвятил свою феерию «Алые паруса», над которой работал с 1916 по 1922 год. Эта книга по-настоящему прославила Грина и стала центральной во всем его творчестве
В 1928 году Грин завершил еще одно значимое произведение – роман «Бегущая по волнам». Он считал его своим главным шедевром, над которым трудился полтора года. Это и другие произведения автор писал уже в Крыму, в Феодосии, куда переехал вместе с женой, продав квартиру в Ленинграде.
Он прожил в Феодосии до 1930 года, а осенью переехал в Старый Крым. Он любил этот город за тишину, за то, что стоит он на горе, откуда видно море. Здесь появились романы «Золотая цепь», «Дорога никуда», написано множество рассказов.
Бесконечно влюбленный в море, Грин был поистине счастлив в Крыму. Крымский период для писателя был своего рода «болдинской осенью». В ту пору он создал, вероятно, не менее половины всех своих произведений. Но постепенно интерес к его творчеству угасал, и к концу 1920-х годов его почти перестали печатать. Грин вновь столкнулся с бедностью и отсутствием работы, к которым прибавилась тяжелая болезнь. Незадолго до смерти Грин грустно отмечал: «Эпоха мчится мимо. Я не нужен ей – такой, какой я есть. А другим я быть не могу. И не хочу».
Роман «Недотрога», который Грин так и не успел закончить, многие критики считают лучшим в его творчестве. Уже будучи тяж ело больным, писатель говорил своей жене Нине: «Некоторые сцены так хороши, что, вспоминая их, я сам улыбаюсь». «Недотрога» – это история о тонких, ранимых и отзывчивых натурах, неспособных ко лжи, лицемерию и ханжеству. Именно такими Грин всегда хотел видеть людей.
Весной 1932 года писатель перестал вставать с постели и буквально таял на глазах. Бурная молодость и нездоровый образ жизни преждевременно подточили здоровье писателя.
А. С. Грин скончался 8 июня 1932 года в городке Старый Крым, где жил два последних года. Похоронили романтика русской литературы на местном кладбище, в могиле с видом на море. В последний путь его провожали только жена и её мать, но неожиданно к процессии присоединилось до 200 человек.
Через полвека на скромной могиле Александра Грина установили изящный памятник работы скульптора Т.А. Гагариной и архитектора И.Г. Лоханова – фигуру одной из главных героинь писателя, «бегущей по волнам» Фрези Грант.
После победы Советского Союза во Второй мировой войне книги Грина снова подверглись цензуре и были признаны антисоветскими и противоречащими идеям пролетариата. Только после кончины Иосифа Сталина имя А. Грина было реабилитировано и его произведения стали издавать миллионными тиражами.
Книжная полка к юбилею писателя
В книгах Александра Грина нет злобы и мрака. В них живет вера в светлое начало в человеке. Его книги напоминают, что мечты могут менять жизнь, а романтика и добро всегда найдут отклик в сердце. В наше время перемен и испытаний его произведения, как луч света.
Библиотека академии к юбилею писателя подготовила книжную полку: «К мечте на алых парусах». Здесь, страна Грина доступна всем. Сняли книгу с полки и получили в нее пропуск.
Эта небольшая выставка – увлекательное путешествие в мир сказочной реальности, созданной писателем. Вы окунетесь в атмосферу его неповторимого стиля, полного романтики, таинственности и необыкновенных приключений. Перед вами предстанут не только его знаменитые произведения, но и малоизвестные рассказы и повести, которые позволят вам ещё глубже проникнуть в удивительный мир Гринландии.

Поэт Б. Чичибабин в стихотворении «Памяти Грина» советовал: «Но если станет вдруг вам ваша жизнь полынна,.. послушайте меня, перечитайте Грина!».
И действительно, день рождения писателя — хороший повод взять в руки томик его произведений, расположиться в мягком кресле и, укутавшись тёплым пледом, перенестись в его страну воображения, в которой мир блистает до сих пор, несмотря ни на что.
Материал подготовила
Библиотекарь 1 категории
Т.Н. Шинкарева

