Библиотека ДОННАСА представляет литературный календарь: 145 лет со дня рождения поэта Александра Александровича Блока (1880-1921)

«Трагический голос эпохи»

О, я хочу безумно жить:

Всё сущее — увековечить,

Безличное — вочеловечить,

Несбывшееся — воплотить!»

А. Блок

28 ноября исполняется 145 лет со дня рождения Александра Александровича Блока поэта, писателя, публициста, драматурга, переводчика, литературного критика. В истории русской поэзии есть фигуры, которые становятся не только авторами, но и культурными символами целых эпох. Александр Блок — именно такой поэт. Его биография и творчество оказались сплавом личных поисков, философских идей и исторических катастроф, определивших судьбу России на рубеже XIX–XX веков. Его обожали, превозносили и не понимали. Современника Есенина, Маяковского, Ахматовой, Цветаевой, его считали главным поэтом Серебряного века. Колчак хотел казнить его за поэму «Двенадцать», Пастернак называл поэта барометром эпохи, а Юрий Анненков писал: «Мы пили и пьянели, читая стихи Блока». Блок был последним великим поэтом старой, дооктябрьской России, завершившим в своем творчестве поэтические искания ХIХ века. И вместе с тем его именем открывается первая, заглавная страница русской советской поэзии.

В преддверии юбилея поэта Абонемент художественной литературы предлагает читателям книжно — иллюстративную выставку «Трагический голос эпохи». Необычайный интерес читателей ко всему, что связано с именем Блока, был всегда. Об этом свидетельствует и обширный материал о жизни и творчестве поэта, которым располагает книжный фонд библиотеки: избранные произведения, биографические материалы, воспоминания о поэте современников, письма, отрывки из дневников. Творчество поэта – это не просто строки, а симфония чувств, мыслей и предчувствий, пронизанная мистикой и любовью. Блок сумел уловить пульс своего времени, отразив в своих стихах как личные драмы, так и предвестие грандиозных исторических перемен. Поэт стал одним из тех творческих деятелей, кто не только принял советскую власть, но и трудился на ее благо: работал в различных комиссиях, издательствах. При жизни А. Блока вышло около шестидесяти книг: поэтические сборники «Стихи о Прекрасной Даме», «Нечаянная радость», «Снежная маска», «Стихи о России», «Седое утро», сборники статей «Россия и интеллигенция», поэма «Двенадцать», и др.

В творчестве Блока нет другого такого произведения, возбудившего столь бурную реакцию современников, как поэма «Двенадцать». «Сегодня я – гений!» — так написал поэт, закончив работу над ней. Блок воспринимал революцию как мистическое событие, предопределённое историей и судьбой России. В поэме он попытался выразить этот перелом как грандиозную духовную драму, где за хаосом и разрушением угадывается очищающая стихия. После появления «Двенадцати» многие друзья и знакомые перестали общаться с поэтом. Зинаида Гиппиус назвала Блока «предателем», Николай Гумилев заявил, что поэт «вторично распял Христа и еще раз расстрелял государя», Бунин обвинил Блока в кощунстве, а Ахматова отказалась принимать участие в концерте, на котором предполагалось чтение этой поэмы.

Интересно, что эта поэма — одно из немногих произведений Блока, нашедших широкий отклик у простого народа. Текст сразу же ушёл в народ, был разобран на цитаты, и вскоре Блок мог прочесть на агитационных плакатах Петрограда собственные строки: «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем!» Советская власть стала использовать поэму в качестве орудия политической борьбы против врагов. В начале XX века авторитет Блока был чрезвычайно высок, его называли чуть ли не вторым после Пушкина.

Однако, несмотря на поддержку новой власти, этот период был тяжелым для поэта, он стал временем медленного и неотвратимого угасания. Фактически, это история о том, как поэт, пытавшийся «слушать музыку Революции», оказался раздавлен диссонансом новой эпохи.

Блока, часто вопреки его воле, назначали и выбирали на различные должности во всевозможные организации, комитеты и комиссии. Увеличившийся объем работы, отсутствие творческого вдохновения сделали свое дело — наступил период тотальной усталости и отчаяния. Поэт говорил: «Меня выпили…Почти год как я не принадлежу себе, я разучился писать стихи и думать о стихах…». На вопрос, почему стихи к нему больше не приходят, Блок отвечал: «Разве вы не чувствуете, что в мире нет больше звуков?»

Михаил Зощенко вспоминал встречу с Блоком: «Я никогда не видел таких пустых, мертвых глаз. Я никогда не думал, что на лице могут отражаться такая тоска и такое безразличие».

В голодные послереволюционные годы Блок, как и многие представители интеллигенции, оказался на грани нищеты. Сохранились его письма, где он обсуждает с близкими, какие книги и по какой цене можно продать букинистам. Решиться на распродажу личной библиотеки было мучительно трудно — но пришлось, его семье не хватало еды.

Обострились хронические болезни, к которым добавились последствия физического истощения и нервного перенапряжения: постоянно высокая температура, слабость, сильные боли в мышцах, бессонница… У Блока диагностировали астму, несколько психических расстройств, а затем и цингу. Разноречивые советы врачей не могли ему помочь. Блоку советовали уехать за границу, он отказывался. Наконец согласился уехать – но не успел. Блок умер в тот день, когда прибыл заграничный паспорт – 7 августа 1921 года.

Проводить в последний путь поэта пришел весь Петербург. Смерть Блока была воспринята как трагический символ эпохи, когда целое поколение русской интеллигенции оказалось сломлено историческими катастрофами. Люди прощались не просто с поэтом — они хоронили целую эпоху, символом которой он был. Смерть Александра Блока, случившаяся через несколько месяцев после расстрела Николая Гумилева, поставила точку в истории Серебряного века. После его похорон Анна Ахматова написала эпитафию, в которой назвала Блока «Нашим солнцем, в муке погасшем». Марина Цветаева назвала смерть Блока раной Отчизны.

Александр Блок оставил потомкам не только стихи, но и особое чувство времени, в котором личная судьба и судьба страны неразделимы. Тревожат и воодушевляют, обогащают и очищают душу его глубокие, исполненные трагической страсти и печали поэтические раздумья о судьбе России, о человеке в вихре истории, о совести, правде и долге как наивысших критериях истинного искусства. Он не просто писал о своей эпохе, он писал о человеке в любом времени.

История любви гениального поэта, полная измен и примирений

Стана ее не коснулся рукою,

Губок ее поцелуем не сжег…

Всё в ней сияло такой чистотою,

Взор же был темен и дивно глубок.

Лунные искры в нем гасли, мерцали,

Очи, как будто, любовью горя,

Бурною страстью зажечься желали

В час, когда гасла в тумане заря…

Странно: мы шли одинокой тропою,

В зелени леса терялся наш след;

Стана ее не коснулся рукою…

Страсть и любовь не звучали в ответ…

Эти стихи Александр Блок посвятил своей будущей супруге Любови Менделеевой, старшей дочери знаменитого химика Дмитрия Ивановича Менделеева, создателя Периодической системы элементов. «Прекрасная дама» по имени Любовь, прошла красной линией через всю жизнь поэта Блока, но странность их отношений до сих вызывает вопросы у современников.

Одним из главных духовных и философских импульсов этого периода стало знакомство Блока с трудами философа Владимира Соловьёва. Центральная для Соловьёва идея Софии — вечной женственности, объединяющей Божественное и земное начала, — оказала на Блока мощнейшее влияние. Эта концепция легла в основу его представлений о Прекрасной Даме — символе женской чистоты, духовного вдохновения и космического смысла. В образах, которые он создавал, Любовь переплеталась с мистическим идеалом, превращаясь в символ, а не просто возлюбленную. Блок предлагал девушке не брак, а союз двух душ для служения высшей цели. Александр возвел жену на пьедестал, обозначив, что у нее не может и не должно быть обычных, земных потребностей. Он верил, что физическая близость осквернила бы их мистический союз.

Однако его уверенность не распространялась на отношения с женщинами на стороне. Блок заводил романы с актрисами и поклонницами своего таланта. Его избранницами становились — актриса театра Наталья Волохова, Блок посвятил ей цикл стихов «Снежная маска», написав в посвящении: «Посвящаю эти стихи Тебе, высокая женщина в черном, с глазами крылатыми и влюбленными в огни и мглу моего снежного города». Затем у Блока появилось новое увлечение — оперная певица Любовь Андреева-Дельмас. С ней он даже несколько раз выступал на одной сцене — он читал стихи, а она пела романсы. Впоследствии поэт посвятил ей стихотворный цикл «Кармен». Ему даже приписывали роман с Анной Ахматовой. Этот слух зародился после лирической переписки поэтов: Блок посвятил Ахматовой мадригал «„Красота страшна“ — Вам скажут…», а Ахматова ответила ему стихотворением «Я пришла к поэту в гости».

На путь вседозволенности встала и Любовь Дмитриевна. В их союзе появился третий человек — Андрей Белый — поэт, «духовный брат Блока». Блок — Менделеева — Белый — один из самых известных любовных треугольников Серебряного века. Блоку она объяснила: «Я же верна моей настоящей любви, как и ты? Курс взят определенный, так что дрейф в сторону не имеет значения…». Люба стала «дрейфовать» от одного романа к другому. Она увлеклась театром, играла небольшие роли у Мейерхольда, гастролируя с театром по России. В 1908 году Любовь Дмитриевна забеременела от своего поклонника, провинциального актера. Блок, который и не мог иметь детей, выслушал признание жены с радостью: «Пусть будет ребенок! Раз у нас нет, он будет общий». Роды были тяжелыми, Менделеева не могла разрешиться бременем четыре дня, ей сделали операцию, женщина выжила лишь чудом. Мальчик, которого назвали Дмитрием в честь деда, прожил только восемь дней. Поэт напишет знаменитое стихотворение «На смерть младенца», сам похоронит младенца и будет навещать его могилу в одиночестве.

Начавшаяся война, а затем революция нашли свое отражение в творчестве Блока, но мало повлияли на его семейную жизнь. Любовь Дмитриевна пропадала на гастролях, он тосковал без нее, писал письма. Во время войны Любовь Дмитриевна стала сестрой милосердия, потом приезжает в Петроград, налаживает быт – достает дрова, продукты, организует вечера Блока, выступает сама с чтением его стихов. Блок окончательно понимает, что в его жизни были и будут «только две женщины — Люба и все остальные». Брак Любови Дмитриевны и Блока прервался только со смертью поэта. После похорон Любовь Менделеева занялась архивом, сохранением творческого наследия Блока. Она напишет книгу о своей жизни с Александром «И быль и небылицы о Блоке и о себе». Станет признанным специалистом в теории классического балета, а также напишет книгу «Классический танец. История и современность». Человек с широким кругозором и большим талантом, раскрывшимся в совершенно неожиданной сфере, — вот кем была Любовь Дмитриевна Блок. «Прекрасная Дама» русской поэзии умерла в 1939 году, разбирая архивы мужа.

 Материал подготовила библиотекарь 1 категории       И.В. Туковская

image_pdfimage_print