«Мосты, мосты, изящные творенья
Архитектурного ума и рук людских,
Вы берегов крутых соединенье
И украшения кварталов городских…»
Уважаемые студенты!
У нас сегодня удивительная тема. Мы познакомим вас с самыми добрыми изобретениями человечества (так утверждают многие специалисты, которые пишут о них) — с МОСТАМИ и МОСТИКАМИ. Тем более, что наше учебное заведение имеет непосредственное отношение к этим сооружениям.

День мостов, или как его еще называют Мостодень, отмечают ежегодно 29 ноября. Кто решил отмечать День мостов и когда появилась такая традиция, неизвестно. Однако праздник поддерживают, и он посвящён плодам труда специалистов, причастных к строительству мостов: инженеров-проектировщиков, бетонщиков и арматурщиков, монтажников металлоконструкций. архитекторов, строителей. Мостодень не имеет официального статуса, но в различных странах люди отмечают этот день, чтя обычные и великолепные мосты: деревянные, каменные, вантовые, пешеходные, подвесные, автомобильные, железнодорожные и просто декоративные — вдохновляющие на уникальные инженерные решения и вызывающие восторженные взгляды.
Сегодня в России функционирует более 42 тыс. мостов общей протяжённостью 2,1 млн. погонных метров, при этом их количество с каждым годом увеличивается примерно на 200 штук.
За 10 месяцев этого года введено в эксплуатацию 175 мостов и путепроводов. Всего до конца года по нацпроекту «Инфраструктура для жизни» будет введено в эксплуатацию более 560 искусственных сооружений протяжённостью более 43 тыс. пог. м. Это объекты строительства, реконструкции, ремонта, в том числе и капитального.
Что же такое мосты?
Мосты являются символом соединения и единения, символом прогресса, технологии и доверия. Мосты всегда были больше, чем просто инженерные сооружения. Они соединяют между собой два берега, улучшают инфраструктуру и обеспечивают беспрепятственное движение, становятся символами городов, континентов, эпох и хранят истории о великих империях, драматических событиях и амбициозных мечтах человечества. И этот путь был долгим и насыщенным.
Мосты являются мировыми достопримечательностями, на мосту загадывают желания, а влюбленные вешают замочки с верой в крепкую семью. Они служат символом единства в мире и напоминают о важности укрепления связей между людьми и государствами. Одни из них уходят корнями в античность, другие — воплощают футуристическое видение XXI века.
«…серебряный под снегом переулок,
увенчанный гирляндами зимы…
на двух цепях чудесный мост ажурный
повис в пространстве неба и земли…»
Мосты вдохновляют художников и поэтов на создание произведений искусства и украшают города своей архитектурной красотой. И вполне заслуживают свой собственный праздник в календаре.
Через моря и через реки…
Мосты! Их история помогает увидеть эволюцию поселений, городов, мегаполисов и даже стран. Одни из них соединяют берега и горы, другие проходят над дорогами и ущельями, а третьи созданы для прогулок. В каждой из этих категорий есть уникальные экспонаты. Некоторым из них сто и более-более лет.
Есть что-то магическое в зданиях и мостах, которые заставляют нас остановиться, поднять голову и невольно сказать: «Как?!». Они ломают привычные шаблоны, превращают инженерные идеи в искусство и становятся визитными карточками целых стран. Невозможно представить крупнейшие города мира, например: Санкт-Петербург или Лондон, Венецию или Рим, без мостов, формирующих их облик. И в то же время в большинстве своем мосты – это одно из наиболее интересных и выразительных воплощений инженерного ремесла.
Каждое из этих сооружений — больше, чем просто мост. Это символы человеческой мечты и смелости, которые делают наш мир немного фантастичнее.
Местонахождения этого сказочного и невероятно высокого моста располагается в Китае, а именно в провинции Аньхой. Он по праву считается как природное, культурное и мировое наследие всех человеческих рас на Земле, причем не только одних лишь китайцев. Также он несет очень длинную историю, ведь он самый удивительный и уникальный в принципе. Кстати, немногие знают, что знаменитый фильм «Аватар» снимался здесь.
Пон-дю-Гар (Франция)
Этот римский акведук-мост был построен в I веке н.э. и обеспечивал водой город Немав (ныне Ним). Его возвели без раствора — только из идеально подогнанных каменных блоков весом до 6 тонн. Высота сооружения — 49 метров, и оно до сих пор поражает масштабом. В Средние века мост использовался как часть дороги, а в XVIII веке его укрепили для движения повозок. Конструкция включает в себя три яруса арок и служит примером впечатляющей римской техники строительства мостов – она не только служила на протяжении веков, но и стоит нерушимой по сей день. Сегодня он включён в список ЮНЕСКО.
Золотой мост — пешеходный виадук возвышающийся почти на 1402,08 м над уровнем моря на холмах Ба-На во Вьетнаме. Его держат две гигантские руки, которые выглядят так, будто сделаны из камня. Конструкция моста — из дерева с перилами из нержавеющей стали, обработанными под золото.
Бывает так, что по мосту пускают воду. Тогда он называется акведуком. Первые такие «мосты» стали наводить еще в Древнем Риме. Но есть и водные мосты, по которым могут проходить суда в случаях, когда нет более простого способа пересечения водных путей. Акведуки, для пропуска судов, стали строить еще в XVII веке в Европе. Но самый длинный соорудили только в 1997–2003 гг. в Германии — Магдебургский водный мост, соединяющий канал Эльба-Хафель и Среднегерманский канал. Его длина — 918 метров, глубина — 6,25 метра, а ширина — 90 м, и построен он над Эльбой.
Один из красивейших мостов Парижа, перекинутых через Сену, носит имя российского императора Александра III. А появился он там вовсе не случайно, как и Троицкий мост в Санкт-Петербурге, который был спроектирован французскими инженерами.
Мост Александра III, ставший символом дружбы между Францией и Российской империей, был торжественно открыт в 1900 году, во время царствования императора Николая II. Одноарочный мост длиной 160 метров был спроектирован таким образом, чтобы не закрывать собой прекрасный вид на Елисейские поля. Созданный в популярном в то время стиле боз-ар, мост украшен многочисленными декоративными элементами, фигурами ангелов и пегасов.
В Санкт-Петербурге существует дружественный ответ французов — Троицкий мост через Неву. Его построили по проекту французской фирмы «Батиньоль». Масштабы петербургского моста, открытого в 1903 году, намного солиднее — его длина составляет 582 метра. Троицкий мост является разводным и состоит из пяти пролетов. Его считают одним из красивейших мостов северной столицы, который пользуется популярностью у туристов.
И снова Санкт-Петербург – столица мостов в России.
— Петербургский Пантелеймоновский мост через реку Фонтанку, построенный в 1823 году, стал первым висячим мостом в России. Пролет моста — 37 метров при общей длине 54 метра.
— Самый широкий мост города — 99 метров — находится возле Исаакиевской площади. Он носит название Синий мост и соединяет берега реки Мойки.
— Самым длинным разводным мостом считается Литейный мост в Санкт-Петербурге. Он имеет самое длинное в мире разводное крыло — 67 метров.
Даже в самом маленьком городке, обязательно найдется достопримечательность, которая делает его удивительным и неповторимым. Гордостью и визитной карточкой города Острова (Псковская область) являются цепные мосты — чудо инженерной мысли, над которым, кажется, не властно время. Они застыли над рекой Великой 170 лет назад.
Островские мосты — это единственные транспортные подвесные мосты середины ХIХ века, сохранившиеся не только на территории Российской Федерации, но и всего бывшего Советского Союза.
Старейший мост Востока – иранский Хаджу через реку Заянде – давно стал самой знаменитой достопримечательностью Ирана. Каменный мост был выстроен аж в 1650 году по приказу шаха Аббаса II и больше напоминает дворец, через обычную переправу. Впрочем, мост Хаджу – не только мост; это еще и дамба, поставляющая воду для садов города Исфахан, и водопровод, и место отдыха.

Однако, для того чтобы привлечь толпы туристов, не обязательно строить самый длинный, самый высокий или самый выносливый мост. Достаточно построить оригинальный мост, «мост с изюминкой». Такой, например, как Стеклянный пешеходный мост Чжанцзяцзе , построенный в одноименном городке той же провинции Хунань израильским архитектором Хаимом Дотаном в 2016 году

Мост «Фонтан радуги»
Сеульский мост длиной больше пятисот метров попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый длинный мост-фонтан в мире, ведь совокупная длина водного чуда составляет больше тысячи метров. Переливающиеся всеми цветами радуги фонтаны окаймляют мост через реку Хан с двух сторон; ежеминутный расход воды в них составляет сто девяносто тонн. Мост был открыт в мае 2009 года и состоит из двух уровней: нижний используется как смотровая площадка и позволяет людям почувствовать себя внутри самого настоящего водопада.

Крымским мост – чудо инженерной мысли. Это одно из самых политизированных сооружений в стране. Однако нас мост интересует как важная транспортная артерия. И как участок, пожалуй, одной из самых красивых железных дорог.
Крымский мост стал самым длинным мостом (19 км) не только в России, но и в Европе.
Заключение
И если раньше мост строился «на века», то теперь он проектируется для жизни, удобства и быстрой реализации.
Сегодня мост — это не просто железо или бетон. Это высокотехнологичный объект, спроектированный с помощью BIM, рассчитанный по гидродинамике и выполненный из инновационных материалов.
Материал подготовила
Библиотекарь 1 категории Т.Н. Шинкарева

