«Певец московских улиц Владимир Гиляровский»
8 декабря исполняется 170 лет со дня рождения известного русского писателя, настоящей «звезды» отечественной журналистики, «короля репортёров» Владимира Алексеевича Гиляровского. У самой известной книги Гиляровского и самой известной — о Москве, в этом году также юбилей — ей 100 лет!
Владимир Алексеевич Гиляровский – журналист, прозаик, поэт. Человек чрезвычайно одаренный, разносторонний, осведомленный, кажется, обо всем на свете, с необыкновенно ярким умом и блестящим остроумием. Если бы Гиляровский жил в наши дни его бы именовали политическим обозревателем, фотожурналистом, «королем репортеров».
Жизнь Гиляровского выпала на очень интересные времена — он был свидетелем масштабных перемен, происходивших в российской истории. Застал эпохи Александра II и Александра III, правление последнего русского царя Николая II, Февральскую и Октябрьскую революции, годы НЭПа и советской индустриализации.
Его отец Алексей Гиляровский был помощником управляющего имением, затем служил в полиции. Дома он делился с членами семьи историями со службы, сын с удовольствием слушал о событиях из криминальной хроники.
Мать Гиляровского Надежда Мусатова имела в родословной предков из Запорожской Сечи. Владимир гордился своими корнями, колоритный писатель позировал для образа Тараса Бульбы, запечатленного на барельефе памятника Николаю Гоголю на Никитском бульваре в Москве скульптора Николая Андреева.

Есть предположение, что художник Илья Репин писал с него один из персонажей картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Знакомясь с биографией Владимира Гиляровского, сложно представить себе, что столь разнообразную жизнь мог прожить один человек. Он был бурлаком и цирковым наездником, воевал на Кавказе и тушил пожары, работал газетным репортером криминальной хроники и писал потрясающие рассказы о Москве и москвичах. В своих произведениях Владимир Гиляровский отразил быт той Москвы, о которой большинство авторов предпочитало не писать. В качестве криминального репортера он облазил всю «белокаменную» и был хорошо знаком с изнанкой ее жизни, с обитателями и дворцов, и трущоб. Он бывал в полицейских участках и базарных притонах, исследовал московские подземелья, был вхож во многие знатные семьи.
Владимир Гиляровский одним из первых начал писать очерки и репортажи из жизни московского «дна» — он был своим в Хитровских трущобах. Умел перевоплощаться, использовал грим и одежду, чтобы слиться с толпой и говорил на языке простолюдинов, что делало его «своим». Основные герои произведений Гиляровского — люди, «тертые жизнью», обитатели московских трущоб, порой потерявшие человеческий облик. Но в поведении некоторых из них еще проскальзывает что-то человеческое. Гиляровский учит читателя, в буквальном смысле, «от сумы и от тюрьмы не зарекайся», поскольку показывает на примере своих героев, как вчера еще благополучные обыватели в мгновение оказывались жертвами московских трущоб и более уже не могли покинуть засасывающий как трясина мир дешевых кабаков и ночлежек.
Печататься Гиляровский начал с 1873 года, сотрудничает с изданиями «Русское слово», «Россия», «Современные известия». В 1883 году Гиляровского пригласили в газету «Русские ведомости», там печатались М.Е. Салтыков-Щедрин, Г.И. Успенский, А.Н. Плещеев, В.Г. Короленко и другие известные литераторы. Гиляровский испытывал радость, когда видел свою подпись «рядом с корифеями».
Он знакомится с И.И. Левитаном, Ф.И. Шаляпиным, Л.Н. Толстым, начинается его многолетняя дружба с А.П. Чеховым:
«Был у меня Гиляровский. Что он выделывал, боже мой! Заездил всех моих кляч, лазил на деревья, пугал собак и, показывая силу, ломал бревна. Теперь в Москве, вероятно, хвастает, что выездил у меня пару бешеных лошадей… человек это простодушный, чистый сердцем, и в нем совершенно отсутствует элемент предательства, столь присущий господам газетчикам».
В 1888 году Гиляровский написал свою первую книгу – «Трущобные люди», где рассказал о московском «дне». Сборник царская цензура запретила — слишком неприглядной вышла картина московской жизни из под пера репортера. Весь тираж пришлось сжечь. В эту книгу писатель вложил все свои средства и тяжело переживал запрет. «Трущобные люди» были изданы лишь в 1957 г.
Газеты с его статьями разлетались и все больше изданий были готовы их покупать. Про него говорили, что он все и всегда видел своими глазами, если Гиляровский написал, то он там был. Точность, оперативность, достоверность фактов сделали Гиляровского одним из лучших хроникёров своего времени. Его умению находиться в нужном месте, в нужное время поражались все современники. Зачастую он был первым и единственным свидетелем какого-либо важного происшествия.
Один в поле воин — репортер Ходынского поля
В 1896 году Гиляровский оказался в самом центре давки на Ходынском поле. Он – как и почти двести прибывших русских и иностранных журналистов – по заданию редакции «Русских ведомостей» описывал события, связанные с торжествами в честь коронации Николая II. Но был единственным из обозревателей, кто находился непосредственно в задыхавшейся толпе. Гиляровский не только чудом выбрался из давки, но и выполнил свою работу: «Русские ведомости» оказались единственной газетой, выпустившей подробности катастрофы, тогда как любое другое упоминание о ней было запрещено цензурой правительства.

Во время коронации должны были раздавать гостинцы. Праздничный набор представлял собой косынку с изображением Кремля и царской четы, завязанную в узелок, в которую уложили булку (точнее, сайку), 200 граммов колбасы, вяземский пряник с гербом, граммов 300 сладостей (карамель, орехи, изюм, чернослив), и самое главное, сувенирную эмалированную кружку. (Сейчас эти кружки пользуются спросом у коллекционеров, и известны под названием «Кубок скорбей»).
Именно за этим подарком простые обыватели начали приходить еще за день, когда как раздача планировалась только завтра в десять часов утра. Пик давки пришелся на шесть часов утра, когда распространился ложный слух, что буфетчики выдают царские подарки якобы своим. Слух пробудил в людях желание поскорее схватить свой узелок. Толпа, состоявшая из несколько сотен тысяч человек, ринулась к буфетам.
Тогда в давке погибло чуть менее 1400 человек, пострадавших оценивали от 1300 человек. В наши дни в некоторых источниках оценка доходит до 20 000 человек.
Несмотря на множество жертв, народные гуляния продолжались по расписанию. «Праздник над трупами начался! В дальних будках еще раздавались подарки. Программа выполнялась: на эстраде пели хоры песенников и гремели оркестры», — пишет Гиляровский в своих воспоминаниях. Приехав в редакцию, Гиляровский написал репортаж. Наборщики буквально рвали его друг у друга из рук. Наверное, в профессиональном плане то был момент наивысшего триумфа Гиляровского.
Пожалуй, в Москве не было такого места, где не побывал Гиляровский. И такой темы, которую он бы не освещал в своих репортажах. Но не только нищенствующие занимали его, он писал о театрах и галереях, ресторанах и Английском клубе для аристократов. Всероссийскую известность приобрели его репортажи о театральной и литературной жизни, в том числе рецензия на спектакль по пьесе Максима Горького «На дне». Перед премьерой он водил по трущобам Хитрова рынка К. С. Станиславского, В. И. Немировича-Данченко.
После революции классик российской журналистики, принял советскую власть. И это несмотря на то, что в год Октябрьской революции Владимиру Алексеевичу Гиляровскому исполнилось шестьдесят два года, большая часть жизни прошла «в том мире» — в царской России, которую репортер не очень и жаловал. Именно в послереволюционное десятилетие Гиляровский приобретает настоящую славу как прекрасный мемуарист. Гиляровский работал в газетах «Известия» и «Вечерняя Москва», в журналах «Огонек» и «Прожектор», в 1922 г. опубликовал поэму «Стенька Разин».
Но все заслонил сборник «Москва и москвичи» — настоящая энциклопедия русской жизни, где автор в увлекательной форме описывал быт, традиции и нравы Москвы второй половины XIX — начала XX века. Книга выросла из рассказов, которые он писал начиная с 1912 года: сплав мемуаров, путеводителя, исторических очерков и исторических же анекдотов получился настолько удачным, что не теряет свежести и 100 лет спустя.
«Чувствую себя счастливым и помолодевшим на полвека», — так сказал писатель, когда рукопись была отправлена в издательство.
Несмотря на то, что под старость лет Владимир Гиляровский практически ослеп, он продолжал самостоятельно писать статьи и рассказы. Его перу принадлежат произведения «Записки москвича», «Друзья и встречи», «Антоша Чехонте», «Люди театра».
Владимир Гиляровский скончался 1 октября 1935 г. в Москве на 80-м году жизни. Его именем назвали улицу, в Москве есть музей Гиляровского. Просто удивительно, как столь талантливый вертопрах и обаятельный пройдоха достиг посмертной славы. Но с историей не поспоришь. Так, наверное, и надо жить — шутя, авантюрно, ничего не упуская из виду.
Материал подготовила библиотекарь 1 категории
И. В. Туковская

