Итальянский мальчик, родившийся 29 декабря 250 лет назад в Неаполе, приехавший в Россию в семнадцатилетнем возрасте с матерью-балериной и отчимом – известным балетмейстером Шарлем Ле Пиком, обрел здесь родину. И сделал ее столицу красивейшим городом мира.
Существует мнение, что архитектура — застывшая музыка. И это правда! Потому что, произведения Карла Росси – это гимн Великому городу Петербургу.
«Какой размах, какая ширь архитектурных помыслов! Этот человек рвался строить целые площади и улицы. Римляне – вот кто были его учителями, и с ними он хотел сравняться в своей архитектуре». Так отзывался о великом петербургском архитекторе Карле Ивановиче России, искусствовед Игорь Грабарь
Имя великого русского зодчего Карла Ивановича Росси (настоящее имя Карло ди Джованни Росси, итал. Carlo di Giovanni Rossi), – непревзойденного мастера архитектурного ансамбля, кавалера орденов Святого Владимира III степени и Святой Анны II степени с бриллиантами — всемирно известно. Творения архитектора Росси можно назвать визитной карточкой Санкт-Петербурга.
Величайший мастер русского ампира Карло Росси служил при трех императорах – Павле I, Александре I и Николае I. Царствование Павла Петровича обеспечило «зелёный свет» становлению юного дарования. При Александре I Росси стал крупнейшим зодчим страны и одним из самых «дорогих» архитекторов в мире – его жалованье составляло баснословные по тем временам 15 тысяч рублей в год. Но вот выстроить отношения с взошедшим на престол Николаем I независимому и талантливому архитектору не удалось.
Узнать больше о жизни и творчестве великого архитектора можно благодаря книгам из фонда нашей библиотеки.
К 250-летию зодчего библиотека Академии подготовила книжно-иллюстративную выставку: «Карл Росси – архитектор, градостроитель, художник».


— Низовский А.Ю. Сто великих шедевров архитектуры / А. Ю. Низовский. — Москва: Вече, 2005. — 432 с.: ил.
— Пригороды Ленинграда: альбом / редактор А. Слижевская. — Ленинград; Москва: Государственное издательство изобразительного искусства, 1961. -: ил.
— Самин Д.К. Сто великих архитекторов: сборник / Д. К. Самин. — Москва: Вече, 2000. -591 с.: ил.
— Тарановская М. Здание Академического театра драмы имени А.С. Пушкина в Ленинграде: архитектор К. Росси / М. Тарановская; Академия строительства и архитектуры СССР, Ленинградский филиал. — Ленинград: Литературы по строительству и архитектуре, 1956. — 129 с.: ил.
— Тарановская М.З. Карл Росси: Архитектор. Градостроитель. Художник: монография / М. З. Тарановская. — Ленинград: Стройиздат, 1980. — 224 с.: ил.
— Триумфальные арки Ленинграда: фотоальбом / составитель А. Г. Раскин; художник В. Н. Потекушин. — Ленинград: Лениздат, 1985. — 160 с.: цв. ил.
Интересно, что Росси — это не только грандиозные ансамбли имперской столицы, но и декоративно-прикладное «рукоделие». Строя новые здания и преображая интерьеры «старых» Росси проектировал все декоративное убранство, включая металлические ограды, двери, наборные паркетные полы, мебель, вазы, люстры, канделябры, текстильную отделку и другие предметы интерьера. Их облик был строго выверен и подчинен единой художественной идее.
После смерти Александра I именно Росси отвечал за траурное убранство Зимнего дворца, Казанского собора. С помощью уникальных драпировок он преобразил и интерьер Петропавловского собора.
К. Росси учился у архитектора Винченцо Бренна, затем, в 1802-1803 годах совершенствовался во Флорентийской академии. Первая крупная работа – перестройка дворцово-паркового комплекса на Елагином острове. В 1806 году получил звание архитектора «Кабинета Его Величества». В 1808 году был командирован в Кремлёвскую экспедицию в Москву, где построил театр на Арбатской площади (уничтожен пожаром в 1812). Затем работа продолжается в Твери. С 1809 по 1815 год Карл руководит перестройкой Путевого дворца, принадлежавшего Екатерине Павловне, великой княгине. В 1814 году получил чин коллежского советника. В 1815 году вернулся в Петербург. В 1816 году назначен членом Комитета строений и гидравлических работ.
Ему принадлежат проекты ансамблей площадей и улиц Санкт-Петербурга, он создал мощное здание Главного штаба с его знаменитой Триумфальной аркой, здания Сената и Синода, ансамбль Дворцовой площади, архитектурно-пространственные композиции, протянувшиеся вдоль берегов Невы и Невского проспекта.
Ему принадлежат изящные садово-парковые ансамбли , изысканные интерьеры общественных зданий и частных дворцов. Росси считался первым зодчим в столице, а в это время , между прочим, творили такие великие мастера, как Огюст де Монферран, Жан-Франсуа Тома де Томон, Андрей Воронихин…
Крупнейшие творения Росси созданы в формах классической архитектуры свойственных концу 18 века, началу 19-го.
АРХИТЕКТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ
Величественная Дворцовая площадь Петербурга, какой знает ее весь мир, обрела свой совершенный облик тоже благодаря Росси. Император Александр I издал указ о придании Дворцовой площади вида, подобающего главной площади Российской империи, весной 1819 года. Руководство проектом поручил Карлу Ивановичу Росси. Здание Главного штаба было выстроено со скоростью, которая поражает воображение даже сейчас, в век современных технологий. Западное крыло было завершено в 1823 году, восточное (министерский корпус) – в 1825-м. Оба корпуса объединяет грандиозная арка, которую венчает колесница Ники – богини Победы. Протянувшееся на 580 метров здание словно заключает площадь в свои объятия. Интересно, что изначально здания Сената и Синода были окрашены в серо-белой гамме. И лишь после утверждения новых официальных цветов Александром I их изменили. Теперь ансамбль получил желто-белое «гербовое» оформление.

Михайловский дворец
Одним из самых известных успешных проектов Росси как архитектора стал Михайловский дворец, сегодня имеющий статус Государственного Русского музея. Его возвели по заказу для великого князя, сына императора Павла I. Строительство продолжалось с 1819 по 1825 год. Архитектором проекта стал Росси, предложивший не просто возвести дворец, но и в значительной мере изменить архитектурный облик примыкавшей к нему части городских улиц. Помимо усадебного дома, здесь спланировали сад с северной стороны, площадь перед парадным фасадом здания с юга. Оригинальное здание сохранилось до наших дней лишь частично. Позднее его неоднократно перестраивали.
Александрийский театр
Главной жемчужиной в коллекции творений Карла Росси по праву считается здание Александринского театра. До грандиозной стройки здесь был сад купца Аничкова, выкупленный городом. Первый театр на этом месте – деревянный, в виде простого павильона, создал еще учитель Карла, Бренна. По завершению Отечественной войны эту территорию вместе с примыкавшей площадью было решено реконструировать. Разработку проекта доверили Карлу Росси. Работа заняла долгих 11 лет, с 1816 по 1827 год. После утверждения окончательного проекта в стиле ампир, были начаты строительные работы. Они заняли около 4 лет. В августе 1832 года новый Александринский театр впервые распахнул свои двери для публики.
В этом проекте Росси использовал множество идей, позднее неоднократно повторявшихся другими архитекторами. Основной, парадный фасад здания он оформил лоджией с колоннами и колесницей Аполлона, главного покровителя искусств. Боковые пространства – портиками. Задняя часть здания проектировалась как единый ансамбль с примыкающей улицей, сегодня носящей имя зодчего. По всему периметру театра идет великолепный скульптурный фриз с тематическими изображениями, вдохновленными античностью: масками, ветвями лавра, убранными в гирлянды. Ниши украшают скульптуры муз.
Интерьер тоже поражает великолепием – его бережно сохраняют и реставрируют. Александринский театр декорирован уникальными образцами настенной и потолочной росписи. Ложи украшены искусной резьбой – в царской орнамент разработан самим Росси.
Улица Росси
В 1834 году Карл Иванович Росси проектирует замечательный ансамбль Театральной улицы, которая в наши дни носит его имя. Улица Росси.
Улица была решена в соответствии с античными канонами. Высота образующих ее зданий равнялась ее ширине, а длина была в 10 раз больше ширины. Заканчивалась улица зданием Александринского драматического театра и, в итоге, производила впечатление пространства необыкновенной стройности и гармонии. Улица состоит из пяти зданий на каждой стороне, но, объединенных общим фасадом, и кажется, что их всего два, зеркально повторяющих друг -друга. Это единственная во всем мире пропорциональная улица .
В одном из зданий расположилось Петербургское хореографическое училище, ныне Академия русского балета имени А.Я. Вагановой.
Смог бы Петербург без его архитектурного гения встать в один ряд с самыми великими древними столицами мира? Вряд ли.
Созданные Росси здания отличаются монументальностью, величием и гармоничным сочетанием архитектуры и городского пространства. Шедевры К.И. Росси по праву считаются одним из самых выдающихся достижений русского классицизма и являются неотъемлемой частью культурного наследия России.
Одной из последних построек Росси была колокольня Юрьева монастыря близ Великого Новгорода.
Таллиннский собор св. Петра и Павла
Самая поздняя, но, безусловно, заслуживающая внимания работа Росси, была завершена в 1845 году. Католический храм, ставшей кафедрой Апостольской церкви, был спроектирован по заказу местной общины. Здание имеет традиционную для базилики форму в стиле классицизма, но с элементами неоготики, хорошо заметными в формах украшающих его башен. Внутри в храме спланировано трехчастное деление на нефы.
Личная жизнь Петербургского зодчего
О личной жизни архитектора известно достаточно фрагментарно, но общую картину составить можно.
У Карла Ивановича было два брака: первый, с Анной Больцини (в некоторых источниках она упоминается как «Паульсен»), подарил ему четверых детей – трех сыновей и дочь. Брак, по всей видимости, не был оформлен официально.
После смерти жкны архитектор подал прошение на усыновление внебрачных сыновей, рожденных Анной.
Второй женой зодчего стала София-Елена Андерсон, шведского происхождения. Она была младше архитектора на двадцать пять лет. Церемония венчания состоялась 21 ноября 1822 года в католической церкви святой Екатерины.
По воспоминаниям близких архитектора, София-Елена Андерсон была редкой красавицей, и в этом счастливом браке у Росси родилось еще шестеро детей.
В марте 1827 году Карлу Росси было выдано в долг из средств Кабинета 12 тысяч рублей, после чего он отправился на шесть недель с супругой к ее родителям в Ревель.
Карл Иванович рассчитывал, что после возращения из отпуска он продолжит заниматься, ведущимися на то время, работами в Зимнем дворце. Однако Николай I не терпел промедлений и за две недели до возвращения Росси в Петербург император передал задание Огюсту Монферрану.
После церемонии открытия Военной галереи в Зимнем дворце, созданной Росси, архитектор не получил за свою работу вознаграждения. Николай I не смог простить зодчему промедлений в работе.
Как отмечают биографы, казенные средства Карл Росси тратил крайне разумно, руку в государственный карман никогда не засовывал. А вот со своим же капиталом постоянно возникали проблемы.
За работу над переустройством Дворцовой площади Карлу Ивановичу было выплачено 100 тысяч рублей. Премия была дана Росси на приобретение собственного дома, но сделать такую покупку он так и не смог. А через время Росси вновь стал просить у казны денег в долг.
Еще в 1832 году, после рождения еще одной дочери, архитектор отправил супругу с детьми в Ревель к ее родителям. С тех пор семья была вынуждена существовать на расстоянии. Карл Росси большую часть времени проводил в Петербурге и с семьей виделся урывками. В Петербурге с отцом оставался только старший сын Александр, который учился в Академии художеств.
После выхода в отставку, а этому поспособствовали проблемы со здоровьем, конфликты с коллегами и напряженные отношения с Николаем I — долги архитектора только росли.
Естественно, на Карла Росси легли все заботы по устройству в жизни младших детей. Чтобы обеспечить своим детям пенсию, 28 октября 1847 года Росси подал прошение на принятие его в российское подданство. Ровно через три месяца оно было получено. После того, как Николай I очередной раз выдал Карлу Росси деньги в долг – четыре тысячи рублей, император посчитал необходимым получить за них от архитектора «возмещение». Архитектору было поручено освидетельствовать новую больницу, построенную в память о великой княжне Александре Николаевне. Еще через пять месяцев ему было велено заняться «исправлением Таврического дворца».
Новая работа придала творческих сил архитектору, но в апреле 1849 года он скончался от свирепствовавшей в ту пору в Петербурге холеры. Его похоронили на Волковском кладбище.
Материал подготовила
Библиотекарь 1 категории
Т.Н. Шинкарева

