Своими историями встречи с духовными и научными ориентирами, рассказами о домашних библиотеках и традициях семейного чтения делятся преподаватели и сотрудники нашей академии
Книга… что это такое?
Книга? Не набор страниц,
Это царство непокоя,
Рокот грома, взлет зарниц…
Это слёз, любви и гнева
Пережитая глава,
Ветка жизненного древа,
Воплощённая в слова.
Марсель Прево (1862 – 1941 гг., французский писатель, драматург) говорил: «Случайная встреча с хорошей книгой может навсегда изменить судьбу человека».
Мы уверены, что в жизни каждого человека есть главная, самая важная книга, которая перевернула сознание, заставила взглянуть на мир другими глазами, внимательнее относиться к людям, которые находятся рядом с нами, неустанно двигаться вперед, верить в себя и стараться сделать окружающий мир лучше. Конечно, трудно назвать одну-единственную книгу, ведь каждая прочитанная книга привносит что-то свое, учит, заставляет задуматься. Но есть книги, прочитав которые один раз, возвращаешься к ним постоянно, находишь в них каждый раз что-то новое, ранее не замеченное, но бесконечно важное для тебя в этот конкретный период жизни.
Отношения человека с книгой всегда оставались примером искренности, доверительности и необходимости друг другу. Нам захотелось узнать, как наши руководители кафедр, преподаватели, аспиранты относятся к литературе, чтению, какие читают книги.
«Расскажите нам о самых главных, интересных книгах в вашей жизни» — именно с таким предложением мы обратились к нашим уважаемым преподавателям. Так в библиотеке родился проект «Книга в нашей жизни». Проект работает около месяца и уже завоевал большую преподавательскую аудиторию — людей творческих, целеустремленных и не представляющих свою жизнь без книги и чтения.
Свое участие в проекте уже подтвердили: Братчун В.И., Назим Я.В., Роменский И.В., Тимошко Г.В., Назар Р.Н., Гайворонская Н.П., Лобов И.М., Яркин В.В., Свиренко Ж.С., Крысько А.А., Скворцова Л.А., Чаргазия Т.З., Ковалев И.Н.
Этот список постоянно пополняется все новыми и новыми участниками.
В течение нескольких месяцев на сайте академии будут публиковаться рассказы, заметки, истории, рассуждения и советы преподавателей ДонНАСА о книгах и чтении. Мы уверены, что у нас получится импровизированный диалог наставников и студентов, который раскроет совершенно индивидуальные грани интеллекта и покажет, как любимые книги помогли им найти себя и чем они могут помочь измениться вам, уважаемые студенты.
Далее, в рамках проекта «Книга в нашей жизни», библиотека планирует представить вниманию пользователей большую выставку-просмотр «Книжный экстрим или САМАЯ, САМАЯ …КНИГА» и выставку-вернисаж (чтение и книга на полотнах художников и в поэзии) «Книга – прикосновение к вечности». Цель библиотечного проекта «Книга в нашей жизни»:
● использование новых форматов продвижения книги и чтения, расширение читательской молодежной аудитории;
● поднять интерес к чтению книг на качественно новый уровень, используя самый мощный стимул к чтению, – совет (авторитет, история) тех, кого знают, кого уважают, кого любят, к кому прислушиваются и кому доверяют наши студенты;
● позиционирование библиотеки, как интеллектуально-информационного центра, как центра чтения, духовного и творческого общения студентов.
Сегодня наши преподаватели начинают рассказывать о своих любимых авторах и книгах, о литературе и традициях семейного чтения, о домашней библиотеке.
Заведующий кафедры «Автомобильные дороги и аэродромы», д.т.н., профессор,
Заслуженный деятель науки и техники Украины, Лауреат государственной премии Украины в области науки и техники
Всему, что я знаю и умею, я обязан художественной литературе (за просветительство, за воспитание, за гуманизм) и специальной литературе (за понимание законов развития мира, от атома до движения галактик) и использование знаний для развития технических систем, которые мы создаем и изучаем.
К чтению меня приобщил отец, Иван Гаврилович, участник Великой Отечественной войны. Трижды был тяжело ранен, награжден медалью «За отвагу» и четырьмя орденами. Строитель. В г. Макеевке много зданий и сооружений построено под его руководством, например, ДК шахты «Капитальная». Он был книгочеем и собрал прекрасную библиотеку художественной литературы. Я читаю с семи лет в трамвае, в автобусе, в поезде, на работе и отдыхе.
Огромное спасибо школьным учителям, научно-педагогическому коллективу МИСИ, работникам школьной библиотеки, МИСИ и ДонНАСА, которые подарили мне радость общения с произведениями великих русских и советских писателей, с шедеврами иностранной литературы. От фантаста А.Р. Беляева («Голова профессора «Доуэля», «Человек – амфибия»), поэта и прозаика А.С. Пушкина («Евгений Онегин», «Каменный гость»), прозаика социалистического реализма М.А. Шолохова («Судьба человека», «Тихий Дон»), поэта и прозаика В.С. Высоцкого («Песня о времени», «Колокола») до выдающихся иностранных писателей короткого рассказа Д. Лондон («Любовь к жизни», «Кусок мяса»), Э. Хемингуэй («Старик и море», «Фиеста»), О. Генри («Короли и капуста») и многим сотням писателей, чьи произведения подарили мне радость общения с прекрасным.
Я согласен с мнениями великих мыслителей человечества о роли книги в нашей жизни:
Я согласен с мнениями великих мыслителей человечества о роли книги в нашей жизни:
– «Книга – это немой учитель» (Латин):
– «Чтение формирует человека» (Ф. Бэкон);
– «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро);
– «Общение с книгой высшая и незаменимая форма интеллектуального развития человека» (А.Г. Твардовский).
«Архитектурное проектирование и
дизайн архитектурной среды»
Я знаю, что художественная литература сейчас не в моде. Конечно, есть читающие ребята, но их так мало. Если бы нынешняя молодежь, хотя бы приблизительно знала, какой восторг испытываешь от чтения произведений наших классиков. Мне кажется, если не читал классику, просто не понимаешь, в чём ценность русского языка.
Да-да, я люблю Пушкина, Чехова, обожаю Гоголя. Их произведения буквально проходят через душу, погружают в эпохи, которые все дальше уходят от нас.
А.С. Пушкин. Какой красивый язык! Какая элегантность, юмор, восхищение женской красотой! Феномен этого гениального писателя, поэта в том, что он стал автором для всех возрастов. С детства я была очарована сказками Пушкина, в подростковом возрасте меня ожидала встреча с лирикой великого поэта, открывшая бескрайний мир мыслей, чувств, переживаний. Взрослея, я познакомилась с пушкинской прозой и драматургией, которые отличаются удивительной простотой, пронизаны философскими раздумьями о сущности жизни.
Более позднее узнавание Пушкина пришло с книгой «Повести Белкина», которые, по моему мнению, можно перечитывать бесконечно. Кстати, недавно узнала, что повести очень любят и часто перечитывают многие известные личности.
А.П. Чехов. Рассказы. Выразительные образы; грустные и смешные ситуации; отношения между людьми, которые всегда актуальны, в любом веке. Ведь не случайно, театральные постановки по пьесам Чехова не сходят со сцен театров мира.
Н. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Вий». Как жутковато было по ночам читать про ведьм, вурдалаков, и русалок! Но как интересно! Кажется, что даже чувствуешь аромат трав, и теплый воздух малороссийского села. Я читала Гоголя в школе, возвращалась к нему в студенческие годы. И сегодня, если устала от профессиональной литературы, иногда перечитываю Гоголя.
Конечно, я читаю много другой литературы. Есть любимые книги по архитектуре и дизайну, романы современных писателей. Но, хочется сказать: Молодые люди! Не лишайте себя возможности ощутить все прелести и нюансы при чтении книг русских классиков. Поверьте, никакие бездушные гаджеты не дадут вам столько эмоций, как эти прекрасные произведения, по которым сняты фильмы и поставлены спектакли во многих странах мира.
информационные технологии и системы»
В моем детстве было мало мультфильмов и детского кино, а любопытство нужно было как-то реализовывать. Такую возможность давали книги. С детства мне очень нравилось читать различные приключенческие истории. Вначале это были сказки «Волшебник Изумрудного Города» А. Волкова, «Маугли» Р.Киплинга, «Маленький принц» А. Экзюпери, «Алиса в стране чудес» Л. Кэррол. Потом был «Том Сойер» Марка Твена, «Три мушкетера» А.Дюма.
Когда все мои подружки читали любовные романы, я перечитала все произведения Конан Доила, которые смогла найти. Это и детективы из серии «Шерлок Холмс», и приключения «Затерянный мир», «Граф Монте-Кристо» и мистические рассказы. Книги в подростковом возрасте я читала запоями. Было даже чтение с фонариком под одеялом, чтобы мама не заметила.
Много времени было посвящено детективу — романы Агата Кристи, Х. Чейза, Б. Акунина, Г. Леру, С. Кинга. Мне, как человеку технического склада ума, детективы интересны как упражнения по математике – здесь и логика, и задача и динамика развития событий.
Конечно, не стоит отбрасывать литературу, посвященную человеческим чувствам – «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, «Сердца трех» Джека Лондона, «Поющие в терновнике» К. Маккалоу. Одно из самых ярких впечатлений – это рассказ «Любовь к жизни» Д. Лондона.
Последнее время я увлеклась Ф.Достоевским. Ещё раз перечитала «Преступление и наказание» и затянуло – «Идиот», «Униженные и оскорбленные», «Бесы».
Каждое прочитанное произведение открывает для тебя что-то новое, чему-то учит, раскрывает новые стороны взаимоотношения людей, да и просто развивает воображение. Читая чужие книги, мы учимся формулировать свои мысли, становимся грамотней, интересней для окружающих. Каждая книжка как бы поднимает тебя на ступеньку выше, делает твой мир больше и интереснее, снимает очередной барьер.
Материал подготовила
библиотекарь І категории Т.Н.Шинкарева